Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию "Девочка из прошлого".
методическая разработка

Зиборова Вероника Олеговна

Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию

"Девочка из прошлого"

 

 

 

Возрастная категория:  9-16 лет

 

Зиборова Вероника Олеговна,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Санкт-Петербург

2019

 

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx935.84 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.12 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.24 КБ
Файл prilozhenie_3.docx13.34 КБ
Файл prilozhenie_4.docx11.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

        

«Девочка из прошлого»

Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию

Возрастная категория:  9-16 лет

Зиборова Вероника Олеговна,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому надо вести большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины - ветеранах, о том как протекала жизнь в военное время, о победе. Отсюда возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

Цель: создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся.

Задачи:

  • приобщить к историческому, культурному и духовному наследию Санкт - Петербурга;
  • обогатить знания учащихся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны;
  • познакомить учащихся с жизнью детей  Ленинграда в годы блокады;
  • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью кинофильмов;
  • раскрыть творческие способности.

Новизна методической разработки заключается в обновлении традиционных форм и методов воспитательной работы, используя приемы современных педагогических технологий и рефлексии при проведении воспитательных мероприятий, которые помогают добиться эмоционального отклика детей.

Ход мероприятия

  1. Анкетирование  по теме: «А что ты знаешь о блокаде?».

 (Приложение 1)

  1. Создание кластера по теме «Блокада»

Обучающимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по теме «Блокада», предположения и ассоциации (Приложение 2)

  1. Просмотр фильма «Крик тишины»

Фильмы дают богатейший материал для обсуждения, а главное — для воспитания ребенка. Те, кто не пережил сам блокаду Ленинграда, знают и воспринимают ее по рассказам своих родных и близких, по книгам, музеям, театральным постановкам и в немалой степени  по художественным фильмам. Именно они способны приблизить к нам события, которые буквально на глазах уходят из живой памяти в далекое прошлое.

Ответьте себе на вопрос: «Интересно ли детям смотреть фильмы о блокаде?». За редчайшим исключением - неинтересно. Современные дети  смотрят кино, в котором есть действие, экшен, интрига, спецэффекты. В этом отношении те же старые черно-белые  фильмы кажутся скучными и затянутыми

27 января 2019 года сразу в двух российских столицах состоялась премьера военной драмы «Крик тишины». Оба показа, а также телевизионная трансляция картины на канале «Россия 1» ,были приурочены к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

                                   JiXBVFrLLtaDPGKpqhbuFf2BNdD.jpg   

Сценарий картины создан по повести ленинградской писательницы Тамары Цинберг «Седьмая Симфония». В 1964 году Тамара Цинберг написала историю о двух детях-сиротах, которые были вынуждены бороться за выживание в осажденном городе. Именно их глазами в повести и показаны тяжелейшие испытания, выпавшие на долю ленинградцев. В фильме, как в книге, его создатели рассказывают историю девочки Кати, которая, потеряв родителей, сумела не только выжить сама, но и спасти от голодной смерти случайно оказавшегося у нее на руках мальчика Митю, которого бросила умирать собственная мать. Именно на любви и самоотверженности девочки-подростка по отношению к совершенно незнакомому маленькому мальчику, и сделан основной акцент.

  1. Беседа после просмотра.

После просмотра ребятам предлагается  обсудить  фильм, поделиться своими впечатлениями, чувствами и эмоциями. Вспомнить  факты о блокаде, восхититься мужеством и стойкостью жителей города.

  1. Прочтение отзывов  юной актрисы Алина Саргиной, сыгравшую роль Кати.

  «Трудно было из-за холода, - поделилась Алина. – Я постоянно мерзла, силы уменьшались и было тяжело играть роль. Больше всего понравились моменты, где мы с Митей и Вороновым едим суп. Было очень вкусно. Мы съедали по две тарелки. Во время съемок пришлось очень много носить на руках закутанного в одеяло Лёву (Серёжу), ни в одной из сцен его не заменяли на манекен, было очень тяжело. Но всё это не сравнится с тем ужасом, которые испытали на себе жители блокадного Ленинграда».

4fc14ab934a88875036640fd1829c37d.png  Безымяый.png

  1. «Непокорённый город».

Просмотр ЭОР «Факты о блокаде» (Приложение 3)

  1. Творческое задание. «Письмо девочке  в блокадный Ленинград».

Написать письмо в прошлое,  своему ровеснику, пережившему недавно Великую Отечественную войну.

Письма детей (Приложение 4)

  1. Рефлексия по занятию.

Создание синквейна по теме урока. (Приложение 5)

Технологии применяемые на уроке

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Детей не легко мотивировать и  нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Данная технология с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Основная идея – создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся сознательно с педагогом активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. 

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап работы в технологии - стадия вызова - «создание мотива к обучению». 

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Методы и приемы развития критического мышления применяемые в методической разработке

  • Мозговой штурм

Цель метода - активизация имеющихся знаний. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме или проблеме.

  • Кластер

Кластер (гроздь) - графический приём систематизации материала до знакомства с основным источником (текстом). Мысли располагаются в определённом порядке. Ключевое слово (тема) записывается в середине, а вокруг него крупные смысловые единицы, которые в свою очередь образуют новые ядра, вызывающие новые ассоциации.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Это позволяет установить причинно-следственные связи между «гроздями».

  • Свободное письмо

Аргументированное письмо, в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть 5-минутное эссе и 10-минутное эссе.

  • Синквейн

Синквейн - это стихотворение, «представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Необходимое оборудование.

Ноутбук, запись кинофильма,  ЭОР « Факты о Блокаде», запись метронома, воздушной тревоги, ватман для создания кластера.

Предварительная работа:

  • Ознакомится с литературой
  • Подготовить  анкеты по теме урока
  • Составить план проведения урока
  • Выбрать  кино- и видеофильмы, аудиозаписи
  • Подобрать исторические фотоматериалы


Ожидаемые результаты разработки  и практическая значимость

В результате реализация методической разработки ожидается :

 - повышению качества образовательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию;

 - повышению интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

 - приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;

 - вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;

 - в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;

 - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за страну и уважения предыдущих поколений;

 - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Практическая значимость

В данной методической разработке содержится материал, который   может быть  использован  на внеклассных часах и мероприятиях, посвящённых  изучении истории ВОВ. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного рассказа педагога и  показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

Использование разработки помогает повысить учебную мотивацию за счёт привлекательности мультимедийных эффектов, кино- и видеоматериалов. Развивать наглядно - образное мышление и познавательный процесс.

 После такого занятия  дети уже по - другому будут смотреть на историю своей страны, по-другому относиться к людям, причастным к героическому прошлому города-героя  Ленинграда.

Список используемой литературы

  1. Адамович А. Блокадная книга - М.: Эксмо, 2014
  2. Берггольц О. Ф. Говорит Ленинград -  М.: Аст, 2019
  3. Вишневский В.В. Ленинград: Дневник военных лет. - М.: 2002.
  4. Гранин Д.А. Блокадная книга – М.: Колибри, 2017
  5. Имбер В. Почти три года. Ленинградский дневник - СПб.: 1998.
  6. Каргин Д.И. Великое и трагическое: Ленинград 1941-1942. - СПб.: 2000.
  7. Комаров Н.Я. Феномен блокадного Ленинграда - М.: 2008.
  8. Ползикова-Рубец К.В. Дневник учителя блокадной школы. СПб.: 2000.
  9. Пернавский Г. Блокада Ленинграда. Детская книга   - М. : Пятый Рим 2019
  10. Цинберг Т.С. Седьмая симфония – СПБ : Речь, 2015



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета

  1. «Что такое блокада?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы узнали о блокаде Ленинграда? Откуда? Как она начиналась?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди ваших родных  есть те, которые пережили блокаду? Что они вам рассказывали?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хлебные карточки. Что вы о них знаете? Какова была норма хлеба в дни блокады?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Голод. Вам знакомо это чувство? Что ели блокадники?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему Ладожское озеро называли «Дорогой жизни»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем занимались дети во время блокады?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Пример кластера

        



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Письма в прошлое

« Здравствуй, Катя. Меня зовут Маша, мне 10 лет. К счастью, я не испытала в своей жизни то, что выпало тебе. То, что ты пережила на мой взгляд, настоящий подвиг! Меня очень поразила история из твоей жизни, что ты не бросила Серёжу и  не  дала ему умереть. В тебе очень много силы и мужества. Хочу пожелать тебе удачи и веры, вы обязательно выиграете эту войну!»

Мария К., 10 лет

«Здравствуйте, дорогая и далёкая подружка. Пишу я тебе из города Санкт-Петербурга, так теперь называется ваш город – герой Ленинград. Учусь я в 7 классе и у нас всё есть для хорошего образования. В свободное время я занимаюсь аэробикой. Я радуюсь жизни и всё это благодаря вам. Я знаю, что вам сейчас трудно и вы лишены детства, возможности учиться в школе, стоите у станка, чтобы делать снаряды для нашей армии. Я восхищена вашим мужеством, стойкостью  и выносливостью! Я вам очень благодарна за ПОБЕДУ, за наше МИР. Спасибо Вам!!!»

София С., 12 лет

«Здравствуй, моя подруга из прошлого. Сегодня мы узнали о том, что на самом деле происходит в Ленинграде. Эти ужасные и страшные фашисты!!! Поверь, им ни за что не победить нас! Когда ты осталась одна я очень за тебя переживала, но теперь у тебя есть Серёжа и ты должна держаться, ведь у него кроме тебя тоже никого нет. Я знаю вам сейчас очень тяжело, ведь вы не готовились к блокаде, и не запасались ни едой, ни водой. Если бы я могла, то отдала бы все продукты, что у нас есть. Я очень волнуюсь за тебя  и переживаю все трудности с тобой. Я верю, что когда закончится война, мы обязательно встретимся. И я смогу обнять тебя крепко и сказать: «Спасибо за моё счастливое детство!»

Твоя подруга Лиза».

Елизавета Щ., 10 лет

«Здравствуй, Катюша. Со слезами на глазах пишу тебе письмо. Нам, современным детям, трудно представить как можно готовить суп из обоев, студень из столярного клея, похлебку из ремней. Как можно есть вазелин, касторку, домашних и уличных животных. И мечтать вдоволь поесть блокадного хлеба, сделанного из жмыха, целлюлозы, соды и отрубей. Узнав об этом, я по-другому стала относится к хлебу и ценить каждую его крошку. Увидев кадры хроники блокадного Ленинграда и рассказ педагога о нём , мне особенно запомнились те 125 граммов хлеба - ваш детский паёк.

Я знаю, что вы не только выживаете морально и физически, но и встаёте к заводским станкам, тушите зажигательные бомбы, разбираете завалы зданий, ухаживаете за раненными в госпиталях, но и успеваете учиться. Учиться в таких условиях- настоящий подвиг. И вы не сдаётесь, вы сильны духом и верой! У меня и моих сверстников всё хорошо, у нас есть всё для успешной учебы и счастливой жизни, а самое главное, то что дали нам вы - мирное небо над головой. Мы благодарны вам за это. Вы всему миру доказали силу русского характера. И мы обещаем сохранить всё пережитое вами в памяти поколений и в наших сердцах!»

Марина М., 14 лет



Предварительный просмотр:

Приложение  5

Синквейны по теме «Блокада. Война»

Блокада.

Страшная, ужасающая.

Ослабляет, убивает, напоминает.

Ужасное испытание прошли люди!

Ленинградец.

Карина Б., 15 лет

Блокада.

Длительная, кровопролитная.

Голодали, боролись, умирали.

Мы помни подвиг Ленинграда!

Осада.

Валерия, 16 лет

Война.

Долгая, великая.

Сражались, выстояли, победили.

Война никого не щадит!

Борьба.

Анна Г., 14 лет

Победа.

Трудная, долгожданная.

Радует, завершает, награждает.

Останется в наших сердцах навсегда!

Салют.

 Маргарита, 12 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Гражданско-патриотическое воспитание"

Формирование личности гражданина и патриота России....

Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспит...

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания». «Суть времени: письма военных лет»

Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендаци...

Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образо­вания. Развитие любого госуд...

Методическая разработка урока по физической культуре ГТО. Прошлое и настоящее

Познакомить обучающихся с физкультурным комплексом ГТО, с его прошлым и настоящим;развивать у детей интерес к спорту как важной составляющей здорового образа  жизни; расширять кругозор обучающихс...