Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию
статья

Лелюк Надежда Анатольевна

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образо­вания. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Тарко-Сале Пуровского района

Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области

Методические рекомендации

по гражданско-патриотическому воспитанию

Авторы-составители:

Лелюк Игорь Петрович,

учитель истории и обществознания

Лелюк Надежда Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

г.Тарко-Сале, 2020

Ретроспектива и перспектива патриотического воспитания

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

        В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, Родина, Отечество.

Любовь к Родине является главной характеристикой человека, называемого патриотом. Впервые появившееся в период Французской революции 1789-1793 гг., это слово в справочной литературе объясняется как «любитель отечества, ревнитель о благе его» или как «человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».

Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях (диспозициях), без которых немыслимо существование живого существа. Из инстинкта размножения (продолжения вида) и инстинкта питания (сохранения вида) вырастают инстинкты охраны и защиты территории обитания.

Патриотизм - личностное качество, которое формируется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить закрепление удовлетворения основных потребностей человека в изменяющейся обстановке. Оно проистекает из потребности в безопасности - витальной потребности, которая служит своеобразным связующим звеном между основными жизненными потребностями в еде, питье, размножении (по А. Маслоу) и потребностями социальными. Потребность в безопасности заставляла людей объединяться ещё на дородовой стадии.

Родоплеменная организация общества, основывавшаяся на чувстве коллективного своего, настоятельно требовала защиты, прежде всего, своих сородичей. При этом ценность территории обитания зависела от наличия необходимой для поддержания жизнедеятельности флоры и фауны. По мере перехода к оседлому образу жизни возникла потребность и в охране своей территории (земли, воды, недр). Именно в родовом обществе возникают зачатки государственности: вооружённая охрана как необходимая форма жизнеспособности и защищенности территориальной целостности племени; патриотизм как идеология выживания человеческих общностей.

Как показывает сравнительный исторический анализ, у кочевых народов, основным занятием которых было скотоводство, более выражен культ предков (как правило, по отцовской линии), а у оседлых племен, занимавшихся земледелием, культ земли.

Появление частной собственности, классовая дифференциация, в конце концов, привели к разложению родового строя с его общественной властью и возникновению государственности. Закрепление территорий в рамках отдельных государств, многочисленные войны за передел территорий настоятельно диктовали необходимость развития у населения той или иной страны патриотизма. Именно тогда чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, в результате чего усиливается социальная связь личности с Отечеством

Анализ древнерусской истории показал, что эквивалент слову «патриотизм» в древнерусских письменных источниках отсутствует, да и само слово «Родина» древнерусскими авторами не употреблялось. Это, по-видимому, связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального единства, общности. Тем не менее, во многих произведениях Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение пагубных для неё княжеских раздоров.

Условия для формирования общерусского патриотического сознания возникли не сразу, а лишь с образованием Российского государства в конце XV века. Бурные события начала XVII века, получившие у современников выразительное название «Смутное время» и нашедшие отражение в исследованиях В.И. Даля, Н.М. Карамзина, В.В. Максимова, обозначили контуры понятия «патриотизм», близкие к современному пониманию. Олицетворением патриотизма стали имена Козьмы Минина и Прокопия Ляпунова. Никогда прежде страна не видела столь широкого и массового национально-освободительного движения. Эта борьба шла, как повелось исстари, прежде всего под лозунгом защиты веры, но наряду с ним зазвучали призывы к спасению Отечества. «Постоим... за православную веру, и за святые церкви, и за свои души, и за своё Отечество, и за достояние, еже Господь дал...» - говорилось в воззвании, появившемся в Москве накануне восстания 1611 года.

В трудах отечественных мыслителей проблеме патриотизма как основе духовной жизни человека уделено немало внимания. А.Н. Радищев отмечал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества», он «ежели уверен в том, что смерть его принесёт крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» подчёркивал, что воспитатели должны «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах», а в учебных заведениях следует «усилить круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы к внушению... любви к вере и добродетели, любви к Отечеству».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, опираясь на развиваемый им принцип народности в воспитании, настаивал на важности воспитания у детей любви к Родине, чувства долга перед Отчизной, гуманности, трудолюбия, ответственности, а также уважения к другим народам. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В.Г. Белинский (1811-1848) считал главной задачей нравственного воспитания развитие чувства патриотизма: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве». Эту же мысль высказал и Н.А. Добролюбов (1836-1861): «В недавние времена патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; нынче этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Нынче к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас».

«Болезненная враждебность к дурному», «неумолимое порицание и преследование всего дурного» - эти ключевые фразы революционеров-демократов могут служить в качестве своеобразной квинтэссенции, направляющей патриотические чувства граждан в русло практической (в данном случае — правоохранительной) деятельности.

Наглядным примером героико-патриотической деятельности служит для нас жизнь педагога и хирурга Н.И. Пирогова (1810-1881), который в 1877 году во время русско-турецкой войны, направленной на освобождение братского болгарского народа против Османского владычества, выезжал в действующую армию для оказания помощи раненным и больным.

Октябрьский переворот 1917 года можно с полным основанием назвать беспрецедентным социальным катаклизмом, который потребовал актуализации патриотизма на основе новой идеологии и, следовательно, трансформации его содержания: патриотизм был подменён советским патриотизмом, любовь к Родине — любовью к социалистической Родине, Отечество -  социалистическим Отечеством, интернационализм - пролетарским интернационализмом. Из отечественной истории исчезли страницы, повествующие о патриотических деяниях целых социальных слоев и групп. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение и в трудах партийных и государственных деятелей, и в работах педагогов того времени. Они подчёркивали важность развития у молодёжи советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, её историей, культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть... патриотом». При этом он справедливо утверждал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках («героических вспышках»), а в «длительной, мучительной, нажимной работе, часто даже очень тяжёлой, неинтересной, грязной».

В СССР в 30-е годы прошлого века обратились к воспитательному потенциалу героического прошлого Отечества: выпускали книги, ставили спектакли, снимали фильмы, отражающие историю страны, восстановили исторические факультеты в университетах, институтах.

В период Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания населения приобрела ярко выраженный практический характер. Сформированные патриотические чувства обусловили массовое проявление героизма и патриотизма на фронте и в тылу.

Большое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, полагавшего, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский точно подметил, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодёжи уделялось значительно меньше внимания, что связано с трудностями научного осмысления политических и экономических изменений, происходивших в те годы в обществе и государстве. Следует подчеркнуть, что данная проблема в анализируемый период приобрела особую актуальность, так как появление в стране многопартийной системы, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма стали браться на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это привело к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобрели и негативный оттенок, ибо, по меткому выражению Г. Гейне, «во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, морали и патриотизма».

Новые социально-экономические условия жизни россиян, становление новой государственности, переход к рынку дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов.

В конце ХХ века и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. С учетом этого в новых социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует переосмысления.

Среди причин, обусловливающих необходимость активизации   патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования, а необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Направления и цели патриотического воспитания на современном этапе могут рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.

Определение цели патриотического воспитания основывается на следующих философских положениях:

- любая целенаправленная деятельность человека предполагает наличие у него представления о ее результатах, поэтому цель означает наличие осознанного представления конечного результата определенной деятельности;

- цель является идеально предвосхищаемым результатом деятельности, она порождается и определяется объективными условиями, существует во взаимосвязи со средствами, объективно включает в себя результат и процесс и выступает как главная направляющая человеческой деятельности, определяющая способ и характер действий.

С учетом этого в качестве цели патриотического воспитания учащихся выступает формирование  патриотизма как социально-нравственного императива, характеризующего их взаимоотношения с Родиной и Отечеством.

Принципы патриотического воспитания.

К специфическим принципам, отражающим особенности патриотического воспитания учащихся, М.А. Терентий относит: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий.

С учетом современных подходов к воспитанию данная совокупность принципов может быть дополнена такими принципами, как народность, интегративность, вариативность и гибкость, единство дискретного и непрерывного.

Принцип народности в патриотическом воспитании учащихся предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края и т.д. Правомерность выделения данного принципа обусловлена сущностью понятия «патриотизм», отражающего любовь народа к своей Родине; особенностями патриотического воспитания в современных условиях, характеризующихся ростом национального самосознания русского народа, усилением внимания к российской истории, культуре и т.д.

Важным принципом  является принцип интегративности, реализующийся в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.  В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также его интеграцию с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия.

Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что предполагает опору на новое понимание основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания, который, по нашему мнению, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника.

Еще одним специфическим принципом патриотического воспитания учащихся является единство дискретности и непрерывности. Дискретность, понимаемая как прерывность, означает «зернистость» процесса движения, развития. Непрерывность выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему. При  характеристике патриотического воспитания учащихся данный принцип означает следующее.  Данный процесс, осуществляемый непрерывно, предполагает воспитание патриотических чувств, опору на эмоциональные переживания воспитанников. Общеизвестно, что знания, связанные с сильными эмоциями, вызывающие отклик в душе воспитанника, усваиваются легче, «присваиваются» воспитанником. Однако это не означает, что процесс патриотического воспитания должен основываться на постоянном эмоциональном напряжении. Это привело бы к тому, что воспитанники «адаптировались» бы к неизменно сильным раздражителям, что значительно снизило бы эффективность их воздействия. Частое использование положительных примеров, связанных с патриотическим воспитанием, вероятно, будет малопродуктивным, поскольку повторение сильных эмоциональных переживаний может вызвать у учащихся обратную реакцию, снизить их ценность. Все это позволяет предположить, что процесс патриотического воспитания является непрерывным в плане педагогического взаимодействия и дискретным в эмоциональном плане.

Содержание патриотического воспитания.

Осуществление патриотического воспитания учащихся на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса.

Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и пр.

Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных  педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

Патриотическое воспитание на уроках литературы.

(выступление на педсовете)

Ревизия так называемых «авторитарных ценностей», осуществлявшаяся в нашем обществе в последние полтора десятилетия, коснулась и истории литературы. Литературные произведения перестали рассматривать в аспекте служения государству, прогрессу и общественной полезности. Недостойной серьёзного внимания оказалась социальная составляющая творчества — а ведь это одна из важнейших линий истории русской литературы! Нельзя игнорировать глубинной связи с государственной идеологией русской литературы XVIII века, когда в поэзии господствовала не идея свободы, а идея просвещения, то есть — посильного служения поэзии для блага государства и общества. Необходимым наполнением этой поэзии был образ героя, служащий читателям примером различных добродетелей, иерархия которых диктовалась и авторским стилем того или иного поэта, и исторической целесообразностью. Такой герой, говоря современным языком, был олицетворением национальной идеи, которая способствовала утверждению великой культуры, науки и армии, развитию промышленности и сельского хозяйства в России XVIII века.

Особенное значение в истории русской поэзии XVIII века имели образы Петра Великого, а в начале XIX — образы русских героев наполеоновских войн, в первую очередь Отечественной войны 1812 года. Имена Кутузова, Багратиона, Барклая, Тучковых, Раевского, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной остались в «активном словаре» русской поэзии на долгие годы, стали неотъемлемой частью нашей культуры, как и их великий предшественник — Пётр Великий. Без этих героев невозможно составить мнение о русской поэзии, они важны для отечественного стихотворчества не менее, чем Агамемнон, Ахилл, Аякс и Александр Македонский, Жанна д'Арк и Наполеон — для мирового.

 «Ведущая роль российского императора» Петра Великого задолго до А.С. Пушкина была подтверждена не менее весомым «духовным авторитетом» — М.В. Ломоносовым, чья эпическая поэма «Пётр Великий» даёт нам самый яркий образ героя в додержавинской русской поэзии. И образ Петра у Пушкина (в особенности это касается стихотворения «Пир Петра Великого») восходит к ломоносовскому. Конечно, Пушкин усложняет царственный образ, делает его осознанно многоплановым. Вдохновенный пафос известных пророческих строк М.В. Ломоносова показывает, насколько сокровенным для русской поэзии был образ мыслителя, учёного:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

 И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

 Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

(Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года)

Этот ломоносовский образ, на первый взгляд вполне риторический, является одним из самых трогательных и задушевных в русской поэзии. В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» есть прямое указание на Ломоносова — «архангельского мужика», который «стал разумен и велик». А в литературе нашего времени заметным явлением стал рассказ писателя Бориса Екимова «Фетисыч», разрабатывающий всё тот же ломоносовский мотив. Этот мотив связан с героикой Просвещения, в которой высоко поднимаются миссия педагога и народное стремление к учению, стремление к свету. Современный провинциальный мальчик, которого показал Екимов, преодолевает различные преграды на пути к обычному среднему образованию и становится в наше время фигурой чуть ли не героической.

Служение государству, царю и общественному благу не считалось унизительным для поэзии, напротив, почиталось как добродетель. И, разумеется, это мировоззрение отразилось в творчестве многих поэтов ХVIII века — от М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского до современников 1812 года. В изменённом виде это мировоззрение отразилось и на творчестве Л.Н. Толстого.

Традиции XVIII века оказались наиболее плодотворными именно в гражданственной линии русской поэзии. А любовь к героям «столетья безумного и мудрого» была свойственна и Пушкину, и многим его последователям; ведь эта эпоха стала русским Золотым веком События политической истории России становились и событиями литературными, между историей Российской империи и историей нашей литературы существовала крепкая связь, основанная на взаимовлиянии. Особенно показателен «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова, написанный между 1756-м и 1761-м:

Мне струны поневоле

 Звучат геройский шум.

 Не возмущайте боле,

Свободны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишён,

Героев славой вечной

Я больше восхищён. 

Так писал Ломоносов, оппонируя эпикурейству и аполитичному эстетству, а также всей «лёгкой» поэзии, к тому времени широко распространённой в Европе. Гражданственной поэзии, которую классицисты ставили превыше любой другой, необходим был идеал; как божественный, так и человеческий, воплощённый в героях. И современники — русские герои XVIII века, — и герои допетровской русской и мировой истории были достойным материалом для такой поэзии. Не случайно молодой А.С. Пушкин замечает единство поэзии и героизма, литературного творчества и бранных подвигов:

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

(«Воспоминания в Царском Селе», 1814)

В пушкинском «Воспоминании...» подвиги героев и их поэтическое прославление воспринимаются в гармоническом единстве, как монолит определённой культуры. Пушкин писал эти строки, когда Отечественная война уже завершилась победой, но русские герои ещё не окончили свой ратный труд в Европе. Война 1812 года стала толчком к написанию многих патриотических строк о новых великих героях.

Героические образы в русской поэзии были насущной необходимостью для многих поколений русских читателей; на них воспитывались, на них учились. В доктрине народного образования, которой руководствовалась Россия и в XIX веке, и в начале XX века и — после нескольких лет перерыва — с конца 1930-х, литературные (в первую очередь — поэтические) героические образы были важной составляющей в изучении родного языка, родной культуры с первых шагов учащегося в образовании. Вокруг этого велись научные споры и идеологические дискуссии, время от времени обострявшиеся, радикализировавшиеся. Так, в развернувшейся в начале XX века (в особенности — в 1910-1913 годах) дискуссии о патриотизме в образовании, в которой приняли участие, с одной стороны, просветители-демократы, а с другой стороны — просветители-консерваторы, были провозглашены крайние позиции. Полное забвение национальных героев и патриотических ценностей у демократов, вымарывавших из стихотворений Лермонтова и Пушкина, публиковавшихся в хрестоматиях, всю героику, все патриотические мотивы. И, напротив, постоянное обращение к патриотическим ценностям в русской литературе у публицистов, близких к ортодоксальному почвенничеству. Многие мысли, связанные с ролью героических образов, которые были высказаны в этой дискуссии, актуальны по сей день.

Переход от русской литературной героики допушкинского и пушкинского времени к героике XX века, в особенности — к прозе и стихам, посвящённым Великой Отечественной, оказывается на редкость органичным. Причина ясна: писатели XX века, несмотря на их изрядный новаторский потенциал, оказались продолжателями традиций. Массовая советская песня 1930—1950-х, глубоко укоренённая в русской культуре, стала, пожалуй, самым влиятельным художественным отражением великой войны. Безусловно, героика XX века — одно из важнейших литературных направлений. Но героическая тема присутствовала

и в другом, самом массовом из искусств — в кинематографе. Собственно, советский кинематограф как культурное явление общенародного масштаба и начался с революционной героики таких художественных фильмов, как «Броненосец «Потёмкин», «Чапаев», «Мать», «Путёвка в жизнь». С 1930-х годов кинематограф стал истинно народным искусством, переработав в своих жерновах фактуру других искусств — литературы, театра, живописи, фотографии. XX век вообще характеризуется повышением культурной роли массового искусства, элементы которого проникают и в так называемую большую литературу, осваивающую классическое наследие. Это порой печальное, но закономерное явление.

С успехами технического прогресса понижается роль личности, усиливается влияние коллектива, массы — и элитарное искусство становится маргинальным. Пожалуй, самое верное определение XX века — это «век масс». И шедевры героики русских писателей XX века рождались на стыке классической и массовой литературы, отталкиваясь от ленинского «искусство должно быть понятно народу». Это и «Двенадцать» А.А. Блока, и революционные эпопеи В.В. Маяковского и С.А. Есенина. Это и «Книга про бойца» — «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, и шолоховские «Тихий Дон», и «Судьба человека», и даже «На ранних поездах» Б.Л. Пастернака.

Конечно, особый свет излучают произведения, напрямую связанные с истинной героикой Великой Отечественной. К.М. Симонов, ещё в тридцатые годы зарекомендовавший себя как поэт, посвящающий свою лиру теме боевого подвига, именно в годы войны стал фигурой всенародного масштаба. Его называли офицерским поэтом, в противоположность солдатскому поэту А.Т. Твардовскому. Это объяснимо: выходцу из крестьянской среды Твардовскому было близко солдатство, а Симонов и сам был бесстрашным офицером Великой Отечественной, и воспитан был, как он не без гордости писал в автобиографиях, в семье «командира Красной Армии». Ещё в 1939 году Симонов написал стихотворение, которое должно быть хрестоматийным, — «Поручик». О скромном герое, выполнившем свой офицерский долг на Дальнем Востоке, в Петропавловске-Камчатском.

Что защищать?

Заржавленные пушки,

Две улицы то в лужах, то в пыли,

Косые гарнизонные избушки,

Клочок не нужной никому земли?

Но всё-таки ведь что-то есть такое,

Что жаль отдать британцу с корабля?

Он горсточку земли растёр рукою:

Забытая, а всё-таки земля.

Дырявые, обветренные флаги

Над крышами шумят среди ветвей...

«Нет, я не подпишу твоей бумаги,

Так и скажи Виктории своей!»

Как это актуально! И какой вкус обнаруживает Симонов, описывая подвиг поручика как будто вполголоса, с очень уместным тактом.

В первые же месяцы войны Симонов сформулировал жертвенный долг солдата. Такое понимание жертвенности традиционно для русской поэзии с державинских времён («память тех не умирает, кто за Отечество умрёт»):

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

Это — кодекс героики, соответствовать которому стремились читатели.

В этой системе ценностей жертвенное понятие «подвиг» противостоит мещанскому прозябанию. Всё это глубоко связано с православной культурой, которую советская культура отрицала «по букве», но нередко утверждала «по духу». Мы видим, как в советскую героическую поэзию впитались коренные русские традиции. Глубоким осмыслением российской военной традиции стало симоновское «Безыменное поле» — стихотворение, написанное в горькие дни отступлений и поражений Красной Армии. Лирический герой клянётся «больше ни шагу назад» — и каждый шаг отступления воспринимается им как предательство славных героев нашего прошлого: победителей при Полтаве, суворовских солдат, штурмовавших Измаил.

Надо ли говорить о всенародной славе самых известных военных стихов Симонова — «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Убей его». В них поэту удалось проникнуть в самые заветные глубины народного сознания, в первозданные силы подвига любви и верности, подвига ненависти и жертвенности.

Солдатский героический эпос Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» неразрывно связан с историей Великой Отечественной. Есть у Твардовского и стихотворение «Москва», написанное в 1947 году. Мне кажется, поэзия не знает более героического образа города. Вся история непобедимого мужества четырёх военных лет прошла перед героем этого стихотворения — и перед Москвой. Вот — первая холодная осень войны:

Зябкой ночью солдатской

В сорок первом году

Ехал я из-под Гжатска

На попутном борту.

Грохот фронта бессонный

Шёл как будто вослед.

Редко встречной колонны

 Скрытный вспыхивал свет.

Тьма предвестий вокзальных

 И — Москва.

И над ней

Горделивый, печальный

Блеск зенитных огней.

И просились простые

К ней из сердца слова:

 «Мать родная, Россия,

Москва, Москва...»

У этого стихотворения был и неминуемый счастливый конец — торжество героев, их триумфальный путь:

...Ехал я под Берлином

В сорок пятом году.

Фронт катился на Запад,

Спал и ел на ходу. ...

Шла несметная сила,

Разрастаясь в пути,

И мосты наводила

По себе впереди.

 Шла, исполнена гнева,

В тот, решающий, бой.

И гудящее небо,

Точно щит, над собой

Высоко проносила...

«Погляди, какова

Мать родная, Россия,

Москва, Москва!..»

Многое переплелось в этом замечательном стихотворении. Эпическое мышление, свойственное стилю Твардовского, позволило поэту решить самую захватывающую задачу: он прочувствовал дух и шаг истории, времени. Это — классическая традиция, продолженная Твардовским.

В годы Великой Отечественной в центральной прессе было на удивление много поэзии. В «Правде» за 1944-й или 1945 год вышло больше стихов, чем в «Литературной газете» за 1995-й или 1996-й... Конечно, там публиковались не только шедевры. Более того: акцент делался на стихах, ясных и понятных каждому бойцу Красной Армии, каждой солдатской матери или жене. И всё-таки перечень поэтов — авторов «Правды» в военные годы впечатляет: Александр Трифонович Твардовский, Самуил Яковлевич Маршак, Борис Леонидович Пастернак, Михаил Васильевич Исаковский, Константин Михайлович Симонов.

Четверг, 3 мая 1945 года.

Далёкая от советской гражданственности А.А. Ахматова в годы войны обратилась к жанру гражданственной лирики. Патриотизм Ахматовой — глубинный, идущий от корней классической русской литературы, от пушкинского и некрасовского понимания народности. Очень важными для Ахматовой стали призывные строки, рождённые в 1941-м:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

 И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас

Не покинет.

Военные испытания проверили на прочность понятие «народность». Очень точно написал об этом в стихотворении «Музыка» поэт-фронтовик А. Межиров:

Солдатам голову кружа,

Трёхрядка под накатом брёвен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

 И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души, и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,

Одной единой страсти ради

На полустанке инвалид

И Шостакович в Ленинграде.

В них, в этих мыслях и эмоциях, заключённых в поэтические строки, и существует тесно связанный с народной историей культурно-исторический феномен, называемый героикой.

Конечно, герои Великой Отечественной были бы увековечены в наших сердцах и без героической поэзии, посвящённой их подвигу. Но справедливо и то, что Победа 1945 года была победой и нашего народа, и нашей культуры. А вклад наших поэтов в это великое свершение нельзя переоценить.

У нас никогда не было и не будет иной всенародной идеи, кроме идеи подвига, победы. Школа является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего Отечества. И чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы достойно представить на уроках литературы глубины русской героики.

 Оценка результатов работы по патриотическому воспитанию

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач – определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию – необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. В свою очередь такой анализ основывается на определенной методике.  Основное содержание и последовательность этой методики включает в себя следующие моменты:

1. Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: цель и задачи анализа; перечень важнейших направлений деятельности, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно; методы анализа и план его осуществления; рабочие гипотезы и ожидаемые результаты; порядок проведения анализа и представления его итогов и другие вопросы.

2. Сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий учащихся и т.д. Источниками данных могут быть: личные наблюдения; коллективные и групповые настроения, мнения, позиции, обращения, просьбы, жалобы и т.д.; результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы различных проверок, итоговых мероприятий; материалы, поступающие от органов местного самоуправления, и др.

3. Обработку данных: группировка (классификация, систематизация) результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера; анализ проделанной текущей работы или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки, и т. п.

4. Анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.

5. Анализ и оценка действенности воспитательной работы с различными категориями учащихся. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и другое воздействие).

6. Определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению.

В выводах отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их  сравнение с предыдущим периодом;  степень  соответствия  проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.

7. Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы и т. д.).

8. Информирование о данных анализа состояния патриотического  воспитания и его результатах как непосредственных участников этой деятельности, особенно из числа ее организаторов, так и соответствующих представителей органов и организаций патриотической направленности, от которых зависит положение дел в этой сфере.

В процессе изучения патриотического воспитания нередко появляется потребность в информации о таких вопросах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в результатах проведенного анализа (например, данные о мотивах, интересах, увлечениях подростков и юношей, об их реальном отношении к волнующим вопросам, о жизненных планах и ориентирах и т. д.). Источником информации, необходимой для изучения этих и других явлений, присущих тем или иным группам, микрогруппам, из которых состоит коллектив  объединения, являются его непосредственные участники. Получить же такую информацию для более целенаправленной работы с учетом особенностей и реальных потребностей различных групп учащихся  можно с помощью опроса.

Опрос как один из наиболее распространенных методов анализа является важнейшим и вполне доступным средством сбора первичной информации. Методика организации и проведения опроса предусматривает фиксирование и обработку ответов респондентов, полученных в ходе анализа по вопросам, содержание которых раскрывает ту или иную проблему, сторону жизни и деятельности опрашиваемых, дает представления о них.

Наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса является анкетирование, которое может быть групповым или индивидуальным.

Анкета — это объединенная общим замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик изучаемого явления, процесса.

Подготовка и проведение опроса (в том числе методом анкетирования) включают следующие основные этапы:

- определение целей и задач опроса, разработка вопросов и конкретных показателей;

- обоснование выборки: определение выборочной совокупности, а также правил поиска и отбора респондентов;

- обоснование опросного листа (вопросника).

Что касается второй задачи, связанной с дифференциацией критериев и показателей по различным уровням, то она  может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим образом:

5 – если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений;

4  – если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями;

3 – если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями;

2 – если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе.

Для определения результатов патриотического воспитания с помощью системы рассмотренных выше критериев и показателей используются следующие основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, типологизация, шкалирование, моделирование и некоторые другие.

Основываясь на первом критерии первой группы – реализационно-целевом и используя методы сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, классификации и систематизации, процесс патриотического воспитания можно дифференцировать по нескольким уровням, характеризующим его качество и эффективность.

Уровни определения действенности (результативности)

и эффективности процесса патриотического воспитания

Высокий

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

Средний

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

Низкий

уровень

Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

Патриотическое воспитание как условие и результат  формирования

гражданской идентичности личности

Патриотизм (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

«Патриотизм», по определению В. Даля – «любовь к отчизне». «Патриот» - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм – чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью

Важнейшей задачей гражданского воспитания личности является патриотическое воспитание. Патриотизм является компонентом гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Патриотическое воспитание молодежи составляет важнейшее направление государственной молодежной политики России. Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к  достойному служению обществу и государству.

 В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России. В рамках указанной программы патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов». Государственная политика направлена на  формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, в особенности в процессе военной и государственной службы.

Патриотизм – социокультурный феномен, выполняющий функцию организации и самоорганизации человеческой общности. Патриотизм – это специфический механизм трансляции культуры.

Необходимо учитывать четыре  аспекта патриотизма:

1) онтологический (чувства, переживания, идеи, мнения);

2) гносеологический (отражение в сознании человека социальной действительности в рациональной и эмоциональной форме);

3) аксиологический  (духовно-ценностное отношение человека к миру) и  4) праксеологический (преобразующая деятельность)

Патриотическое сознание - это отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.

Патриотизм и национализм. Формирование гражданской идентичности в качестве необходимого условия требует дифференциации патриотизма и национализма. Патриотизм является проявлением гуманизма и общечеловеческой идентичности, так как он в отличие от национализма,  предполагает толерантность к иной национальной самобытности. В случае трактовки понятия «нация» как согражданства, смыслы патриотизма и национализма совпадают. Если  понятие «нация» интерпретируется как принадлежность к этнической группе, то национализм в этом понимании приближается к патриотизму (по механизмам формирования), или существенно отличается  по уровню и характеру обособления.

В условиях глобализации патриотическая культура выступает как равнодействующая между противоборствующими тенденциями в культурном развитии Первая - тенденция отторжения народов друг от друга на основе существующих между ними различий, когда патриотизм становится причиной  обособленности народов,  доминируют процессы обособления, отчуждения, изоляции., Вторая тенденция реализует феномен различий как фактор взаимопритяжения и взаимообогащения народностей и этнических групп – доминируют процессы интеграции, объединения. Системность формирования общечеловеческой, гражданской  и этнической идентичности в образовательном процессе позволяет разрешить это противоречие в пользу гуманистического патриотизма и обращает общероссийский патриотизм в инструмент снижения межэтнической напряженности;

Значимость патриотизма определяется тем, что он  является основой объединения и гармонизации современного российского общества, сохранения его культурного своеобразия в условиях многообразия поликультурного общества и глобализации. Все более утверждает себя в современном обществе идеология гуманизма, выстраиваемая на основе диалога культур. В контексте глобального гуманизма любая идеология имеет национальное выражение. В российской культурной традиции таким выражением является патриотизм. Углубление процессов глобализации объективно требует от государства заботы о сохранении своей цивилизационной идентичности, что актуализирует функционирование патриотических ценностей и установок в культуре.

Особенностью исторического развития патриотизма в нашей стране является неравномерность: высокий и всеобщий подъем сменяется спадом, депрессией и даже депатриотизацией общества.  Для современного российского общества характерен феномен расщепления образа родины (Иванова С.Ю., 2004).

 Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования. При проектировании решения проблемы формирования патриотизма необходимо понимать, что  существуют различные  теоретические подходы к формированию патриотизма и трактовки самого понятия патриотизма. Можно выделить следующие виды патриотизма :

  1. духовно-религиозный, основанный на идее Православия как высшей духовной ценности и его защиты (Ильин И.А.)
  2. личностный патриотизм (Г.Фроловский) – результат культурного творчества и национального напряжения собственных сил человека – «Родина – это Я»;  
  3. патриотизм как чувство - возвышенное чувство любви к Родине, отечеству  как страстное, беспредельное желание блага Родине, одушевляющее, т.е. придающее смысл всей жизни и  направляющее  деятельность человека  (Н.Г.Чернышевский). Ш. Монтескье любовь к Отечеству рассматривал как основную добродетель человека, связывая ее  с любовью к равенству, поскольку именно Отечество предоставляет человеку равные права.
  4. деятельностный патриотизм  как воплощение любви к Родине в поступках и действиях (Макаров В.В.);
  5. патриотизм как общественное явление, отражающее уровень его социо-культурного исторического развития.  На определенном этапе исторического развития патриотизм приобретает статус социо-культурной ценности, задающей критерии и способы оценки значимости объектов и образований общественной жизни, выраженные в нравственных, политических, этических, эстетических нормах, идеалах, принципах и целях, вырабатываемых данным обществом. Для развитого гражданского сознания  Отечество - это наивысшая ценность.
  6. государственный патриотизм – объект патриотизма – государство; патриотизм как движение к общим целям и интересам государства (В.Гегель), важнейшее условие укрепления государственности, утверждение величия и могущества Державы. Общегосударственный патриотизм занимает особое место в судьбе России, поскольку в силу историко-географических особенностей (бескрайние просторы России всегда нуждались в государственной защите от внешней опасности) русский человек всегда относился к государству как к институту власти, способствующему его выживанию и защите. Для культурной российской традиции во все исторические периоды оказываются значимыми такие ключевые понятия в форме культурных архетопов как родина, государство, патриотизм;
  7. классовый, социальный патриотизм (В.И.Ленин);
  8. народный патриотизм как служение «на благо народа», для «народной пользы» (Крижанич Ю.П.);        
  9. рационально-критический патриотизм - любовь к истине выше любви к отечеству  (П.Чаадаев).
  10. гражданский патриотизм - свобода, равноправие, чувство сопричастности к проблемам общества и государства, утверждение  гражданской морали;

Формирование патриотизма – выступает как акт духовного творческого самоопределения личности  посредством проникновения в духовную жизнь своего народа и отождествления с ней в условиях личной свободы (автономии). Это означает необходимость принять русский язык, русскую историю, русское государство, русское историческое миросозерцание как свои собственные, пережить тождественность, что в условиях образовательного процесса требует реализации принципов личностно-ориентированного обучения.  Однако процесс самоотождествления переживается личностью самостоятельно и самобытно. Никто – ни государство, ни общество, ни родители, ни воспитатели не могут обязать, принудить, предписать любовь ребенку к Родине. Ключевым моментом является переживание и осмысление своего отношения к Отечеству, которое, будучи универсальной ценностью, индивидуально в своих конкретных проявлениях.

Патриотизм как социо-культурная ценность определяет жизненные смыслы человека, выступая системообразующей консолидизирующей общество силой, формирования идентичности. Представление о социокультурной ценности Отечества применительно к реальности современного российского общества имеет определенное своеобразие. Во-первых, изменился сам объект патриотизма. Вместо единого многонационального государства СССР образовалась Российская Федерация  а также ряд других республик; что существенно сужает объект патриотизма и делает его более неопределенным для значительной части народа. Во-вторых, изменилось социокультурное содержание патриотизма (идеология, характер и особенности взаимоотношений между народами, социальными группами, людьми; перспективы социального, политического и экономического развития). В-третьих, изменился и сам субъект патриотического сознания. Многонациональный народ Российской Федерации в значительной степени отличается от советского народа времен СССР. (Иванова С.Ю., 2004). Особенности патриотического сознания современного российского общества определяются тем, что наряду с преемственностью с патриотическим сознанием народов СССР (географический образ отечества как великого государства мира с огромной территорией, чувство многонациональности и поликультурности как естественного состояния общества и составляющей патриотизма – без «привязки» патриотизма к конкретной этнической или национальной группе;  сохранение  представления об Отечестве как великой державе, хотя временно  и потерявшей свою мощь) четко выражено ощущение искусственного разрыва с частью Отечества и стремление к  восстановлению утраченного. Это обстоятельство («разорванность» патриотического сознания» придают особую актуальность реализации задач воспитания гражданского патриотизма, что находит отражение в Государственных программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Итак, патриотизм - это ценностное и деятельностное   отношение  личности к Отечеству,  отражающее  связь  с определенным пространственно-временным, социокультурным, национально-государственным континуумом. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, социальной группы, общности, осознающих свою нераздельную связь с Отечеством, реализующих социокультурную значимость Отечества в своей деятельности. В таком понимании патриотизм выступает как важнейший компонент общенациональной идеи и  основание для формирования позитивной гражданской идентичности,  единство общечеловеческой, цивилизационной этнической (национальной) идентичности,  социокультурных ценностей, этносоциальных архетипов российского общества. Российская Федерация как объект патриотизма  выступает как целостное,  исторически сложившееся природно-социокультурное образование и межэтническое единство.

        Одним из важнейших условий формирования патриотического сознания является осознание национальных интересов в соотношении с личными интересами, т.е. формирование личностных смыслов, и реализация их в деятельности. В условиях современной России в систему национальных интересов могут быть включены: защита цивилизационной идентичности, национальной самобытности, социокультурных ценностей, этносоциальных архетипов российского социума; сохранение культуры; развитие науки и образования.

Восстановление/формирование патриотического сознания требует системного подхода  в решении ряда проблем - улучшения качества жизни россиян, гармонизации семейного воспитания, формирования исторической памяти и  сознания, более широкого использования в воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоления недооценки их значимости, разумное сочетание местной, республиканской и общегосударственной символики, и, наконец,, утверждение патриотизма в качестве ведущей социокультурной ценности в СМИ, программах развития современного российского общества (Попова С.Ю., 2004).

        Воспитание патриотизма        

Задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и воспитания чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны реализуются как  при изучении предметов, преимущественно социально-гуманитарной направленности, так и во внеклассной работе (общественные музеи, организация деятельности военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических клубов, поисковые мероприятия, походы, всероссийские военно-спортивные игры и пр.). 

        С учетом того, что старший подростковый и юношеский возраст  это период идеологического  выбора и самоопределения, осуществляемого на основе рефлексии, осознания, размышления, условием реализации которых является сформированность формально-логического интеллекта, одним из эффективных методов формирования патриотического сознания в рамках образовательного процесса может стать организованная рефлексия развития историко-философской мысли в определении проблемы патриотизма., осознание учащимися социо-культурной исторической природы патриотизма. Техники и методики – обсуждение, групповая дискуссия, фокус-группы, написание эссе, работа с оригинальными документами.

Ниже приведены примеры  заданий, которые могут быть использованы в организации занятий.

Дискуссия:

Вопросы для обсуждения:

  1. Государство и страна — это одно и то же или нет?
  2. Можно ли подвергать публичной критике свою страну, свое государство, свой народ, сохраняя при этом реноме патриотичного человека?

     3. Что негативного может нести в себе патриотизм и как этого избежать?  

     Обсуждение высказываний (высказывания представлены на экране)

- "Патриотизм есть желание блага целому — народу, государству, отечеству... Но в чем именно благо отечества? Сам по себе патриотизм может быть источником и добра, и зла... Нужно еще и патриотическое сознание, различающее истинное благо отечества от ложного" (И.Бунин)

- "Русский постольку русский, поскольку он  всечеловек" (Ф.М.Достоевский)

Что хотел выразить Ф.М.Достоевский, говоря о «всечеловеке»?

4. Что такое долг перед Родиной  и можно ли его исполнять, не прибегая к

самопожертвованию?

Обсуждение высказываний:

''Какой добрый гражданин усомнится подвергнуться даже смерти, если она пойдет отечеству на пользу'' (Цицерон)

'' Идея, согревающая патриотизм, - это идея общего блага''( М. Салтыков-Щедрин)

«Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил способствовать этому»  (В.Г.Белинский)

"Я достаточно люблю свою страну, чтобы мне хотелось исправить ее

недостатки..." (У.Фолкнер)

5. Требует ли патриотизм признания приоритета общественного блага над личным?

''Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие;… ибо государство, идущее по верному пути, - величайшая опора» (Демокрит)

'' Отечество и Законы – выше и дороже отца и матери» (Сократ)

6. Мотивы патриотизма. Может ли патриотизм основываться на прагматических мотивах?  За что любят родину?

''Для любви к родине не требуется никаких причин и поводов никаких, никаких ''достаточных оснований''. Она – наша мать – вот и все - такая, как нам ее бог послал''  (Николай Сергеевский)

''Счастливую и великую родину любить не великая вещь. Мы ее должны любить именно, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна'' (Василий Розанов)

''Россия всегда есть Россия, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство'' (Константин Бальмонт)

''Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы не обманывать'' (П.Чаадаев)

''Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись...''. И.С.Тургенев

7.Какие патриотические образы должны и могут сложиться в сознании людей?

Общее время дискуссии: 30 минут.

Ролевая игра «Съемки патриотического фильма».

Задачи: повышение уровня понимания и осознания понятия «патриотизм»; формирование представлений о способах психологического воздействия на молодое поколение с целью воспитания патриотизма.

Ход работы: Участники тренинга разбиваются на 2 команды. Для каждой из команд ведущий назначает участников на роль продюсера фильма на патриотическую тему. Продюсер выбирает  сценаристов, режиссера, актеров фильма. Его задача состоит в том, чтобы «снять фильм», то есть организовать показ какой-нибудь сценки. Сам он должен лишь ограничиться общим руководством: выбрать режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров и т.д. На «съемку фильма» отводится примерно 15 минут.

Затем каждая из команд получает возможность представить свой фильм: дать название, рассказать о замысле, кратко о сюжете и показать короткую (до 5 минут) сценку.  Время представления каждой команды – 10 мин.

Время игры – 40 мин.

Анкета

Дорогой друг!

Ты, возможно, сейчас очень занят, но мы просим тебя отложить на время свои дела. Внимательно прочитай наши вопросы, подумай над ними и правдиво ответь. Там, где есть варианты ответов, подчеркни тот, который считаешь нужным.

О себе сообщи: возраст ____ лет,  пол _____.

1 вопрос.  КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ СЛОВО «ПАТРИОТ»?

ПАТРИОТ - ЭТО

2 вопрос. Ты считаешь себя патриотом?

Да.    Нет.

♦ Я горжусь историей России и Советского Союза.

♦ Мне безразлична история и России, и СССР.

3 вопрос. Как ты думаешь, где воспитываются патриотические чувства:

 в школе;  в семье,  в библиотеке,  сама жизнь воспитывает.

4вопрос. Патриотическое воспитание и военно-патриотическое. Существует ли разница в этих двух понятиях?

  Патриотическое воспитание — это:

♦  Военно-патриотическое воспитание — это:

5 вопрос. Почти 70 лет у нас в стране каждый человек сначала был октябренком, потом пионером и комсомольцем. Какие сейчас существуют детские организации? Хотел бы ты входить в одну из них.

Да. Нет.

6 вопрос. Государственными символами любой страны являются Гимн, Герб, Флаг.

 Интересует ли тебя история символов России?

Да.  Нет.    Не задумывался.

Во многих странах по любому торжественному поводу (официальный ли это праздник, личный день рождения), поднимают над собственным домом государственный флаг.

Зачем они это делают?

♦ Ты бы хотел поступать так же?

♦ Это проявление патриотизма?

 Да. Нет.

7 вопрос. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Как ты считаешь:

♦ Все должны исполнить этот долг.

♦ Лучше избежать этого любым способом.

♦ Нужна альтернативная служба.

♦ Служить в Армии — это долг, патриотизм, то и другое вместе.

8  вопрос. По телевиденью, радио, в прессе идет много информации об Армии.

Как ты считаешь:

♦ Положение дел приукрашивается

♦ Дается объективная информация

♦ Негативного много

♦ Другое

9 вопрос. Вы с друзьями:

♦ Обсуждаете проблему службы в армии;

♦ Не касаетесь этой темы.

10 вопрос. Малая Родина — место, где ты родился, живешь сейчас. Как ты к ней относишься?

 Любишь;

♦ Выбрал бы другую;

♦ Все равно, где жить.

11 вопрос. Когда тебе встречается информация (книги, статьи в периодике, передачи по ТВ, в интернете) о:

великих битвах на Руси; истории России;

♦ Великой Отечественной войне;

♦ военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе

ты:

♦ с интересом ее воспринимаешь (укажи, какую из перечисленных выше тем);

  равнодушен к ней.

12 вопрос. Много книг посвящено Великой Отечественной войне. Какие ты читал?

13вопрос. Многие поколения зачитывались книгами о подвигах в годы революции, Великой Отечественной войны.

Книга может воспитать патриотом?

Да. Нет.

Анкета для II – IV классов:


1.Как вы понимаете, что такое Родина? Отечество?
2.Что значит любить Родину?
3.Каких героев нашей Родины вы знаете?
4.Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?
5.О каких исторических событиях в стране вы знаете?
6.Что я могу (как школьник) сделать для страны?

Анкета для V – VII классов:


1.Как вы понимаете, что такое Родина? Отечество?
2.Что значит любить Родину?
3.Каких героев нашей Родины вы знаете?
4.Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?
5.Интересны ли для вас истории, события, книги, телепередачи, фильмы о своей стране?
6.Что бы вы хотели изменить в стране?
7.Что вам особенно интересно, дорого, нравится в России?
8.Что вы, в первую очередь, цените в жизни вообще?
а)__________________________________________
б)__________________________________________
в)__________________________________________
9.О каких исторических событиях в стране вы знаете?
10. Что я могу (как школьник) сделать для страны?
11.Чем может гордиться моя страна?
12.Если бы у тебя была возможность (вместе с семьей, одному) уехать в другую страну, уехал бы?
Да____________________________ Нет_________________________
Почему?___________________________________________________
Куда? В какую страну?_______________________________________
13. Патриотизм — это __________________________________________
14. Гражданин — это __________________________________________

Анкета для VIII-IX классов:

1. Что такое патриотизм? Почему Вы так считаете?

- любовь к Родине

- любовь к себе

2. Что такое Родина?

3. Почему необходимо дорожить Родиной?

4. Кто на Ваш взгляд в истории российского государства может считаться патриотом России?

5. Какие исторические памятники говорят о героизме русского народа?

6. Какие исторические места в последнее время Вы посещали?

7. Какими качествами должен обладать патриот?

8. Хотели бы Вы покинуть Родину?

9. Совершали ли Вы патриотические поступки?

10. Читаете ли Вы книжки о России?

11. Какие достижения в области спорта, культуры, политики в России Вы могли бы назвать?

12. Что Вы бы хотели узнать о своей Родине?

13. Что Вы знаете о государственных символах России (герб, флаг)?

14. Считаете ли Вы себя патриотом своей школы?

15. Что Вы можете сделать для свой Родины, чтобы в ней жилось лучше?.

 

Анкета «Патриотизм» для старших классов.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

а) любовь к Родине

б) любовь к своей семье, близким

в) любовь к народу

г) прославление побед Родины

д) любовь к родному городу, деревне, дому

2. Закончите предложения.

 а) каждый из нас верит…

б) каждый из нас имеет…

в) каждый из нас готов…

г) подвиги героев заставили нас задуматься…

 д) защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

е) когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

ж) быть достойным гражданином своей страны - значит быть…

3. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

а) Умение ценить настоящую дружбу;

б) Готовность помочь другу в трудную минуту;

в) Взаимопонимание;

г) Честность, порядочность, принципиальность;

д) Приятная внешность;

е) Хорошие манеры;

ж) Умение модно одеваться;

з) Сила воли;

и) Смелость;

к) Решительность;

л) Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

м) Интерес к политике;

н) Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

о) Наличие денег на всякие расходы;

п) Способности.

4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? а) Нет желания;

 б) Нет возможности;

в) Считаю это не нужным.

5) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это проявляется? (Свободный вопрос).

6)Назовите авторов современного российского гимна:

 Автор музыки_______________

Автор слов__________________

7) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси?

а) Рюрик и все

б) 1-2 князя

в) Пару тройку знаю

г) Многих знаю

д) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси

8) Считаете ли вы себя патриотом?

а) Да; б) Нет; в) Частично; г) Не знаю

Пояснение к последней  анкете:

1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания  понятия «патриотизм».

2) Второй вопрос помогает более широко определить уровень понимание  понятия «патриотизм», помогает  сопоставить себя с «патриотом», понять каков «патриот» в глазах ребенка.

3) Третий вопрос помогает выяснить нравственные ценности и окружения.

4) Четвертый вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм».

5) Пятый вопрос необходим для самовыражения ребенка. По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности.

6) Шестой вопрос позволяет выявить уровень гражданственности ученика.

7) Седьмой вопрос дает нам представление об уровне знания  ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм.

8) Восьмой вопрос - вопрос-заключение. Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему (ей) развивать в себе концепцию «Я -Патриот».

Заключение.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.

Отнесение патриотизма к разряду социальных ценностей обусловлено тем, что он, представляя явление общественного сознания и выражая общественные интересы в идеальной форме, не просто описывает действительное явление реальности, но и выносит оценку, одобряет его, требует его осуществления.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

Словарь основных понятий

ВОСПИТАННОСТЬ — актуальный уровень развития личности; согласованность между знаниями, убеждениями и поведением личности.

ВОСПИТУЕМОСТЬ — возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми; восприимчивость к воспитанию; потенциальный уровень, зона ближайшего развития личности.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании.

Целью гражданского воспитания является воспитание гражданина демократического, свободно развивающегося и обеспечивающего всех равными правами и обязанностями, свободами государства.

Задачи гражданского воспитания: формирование гражданского сознания, чувств и поведения; развитие потребности в гражданских действиях и потребности в гражданской деятельности; формирование политической активности личности как необходимого компонента успешности гражданской деятельности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей демократического государства; формирование уважения к законам государства, нормам и стандартам общества как степени духовной и практической подготовленности личности к жизни в гражданском обществе; формирование чувств патриотизма и интернационализма как необходимого условия выбора жизненной позиции в национально неоднородной среде и как показатель   интеллектуальной   воспитанности   и цивилизованности человека; формирование адекватного отношения к делам государства и к делам собственным как мера воспитанности у личности гражданской ответственности, чувства долга и действенности морально-волевых регуляторов; формирование чувства защищенности со стороны государства как показатель интегрированности человека со своими личностными проявлениями, запросами, потребностями в общественные и государственные интересы, нормативные и правовые отношения.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД — совокупность принципов, определяющих общую цель и стратегию соответствующей деятельности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — важнейшая характеристика личности, определяющая цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует; интересы, которыми руководствуется человек в деятельности.

НРАВСТВЕННЫЕ  КАЧЕСТВА  —  устойчивые, укоренившиеся отношения личности к определенным сторонам социальной действительности, отражающие единство сознания, чувств и поведения.

НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП — исходное начало, основное правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в конкретной ситуации; определяют порядок взаимоотношений с обществом и другими людьми.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к окружающей действительности на основе соотнесения поступков людей с моральными нормами.

ОТЕЧЕСТВО — понятие, характеризующее социально-политическое явление, обусловленное определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. Структура данного понятия включает характеристики политической (политические организации и отношения общества), социальной (общественные отношения и структура общества) и культурной среды (распространенные в обществе формы культуры и духовные ценности).

ПАТРИОТИЗМ — социально-нравственная ценность, неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности. В зависимости от уровня проявления патриотизм может рассматриваться как нравственный или политический принцип (когнитивный уровень); как нравственное чувство (эмоциональный уровень); как интегративное нравственное качество (поведенческий уровень).

ПАТРИОТ — человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству, своему народу, стремящийся своим трудом принести пользу.

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — осознанная и общественно ценная деятельность человека в специфической сфере взаимоотношений с обществом и государством, в которой активно проявляются личностные и общественные качества и свойства.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ — понятие, выражающее социально-нравственные задачи отдельного индивида, группы лиц, народа по отношению к Родине и Отечеству, в конкретных социальных условиях и ситуациях, которые становятся для них внутренне принимаемыми обязательствами. По своему общечеловеческому содержанию понятие патриотического долга включает в себя выполнение ряда исторически выработанных правил человеческого общежития. Патриотический долг, как и моральный долг, рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия и меру личной ответственности и составляют содержание его мотивов. В патриотическом долге выражается нравственная специфика социально-идейной позиции личности по отношению в Родине и Отечеству; взглядов и убеждений человека и способов их реализации.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи патриотического воспитания: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

РОДИНА — понятие, отражающее «естественные» основы патриотизма: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д.

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — неотъемлемая часть направленности личности, иерархическая система устойчиво доминирующих мотивов личности, характеризующая отношение человека к себе и обществу. Социально-нравственная направленность отражается в мировоззрении, идейной убежденности человека и включает социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности, что лежит в основе социальной активности личности.

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ- ориентиры в поведении групп и индивидов, которые позволяют оценивать какие-либо явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений (о добре и зле, об общественно полезном и вредном). Эти ценности отражают характер и содержание ценностей, которые функционируют в различных социальных системах и проявляются в общественном сознании. Представляя совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, социально-нравственные ценности регламентируют деятельность отдельных людей и всего общества в различных сферах жизнедеятельности.

ЦЕННОСТИ — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их значение для человека и общества. Воплощая в себе общественные идеалы, ценности выступают как эталон должного и отражаются в сознании человека как ценностные ориентации.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, его переживаниями, отграничивающие значимое, существенное от несущественного. Ценностные ориентации служат основанием (моральным, эстетическим, политическим и др.) оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами человеческой деятельности. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю сторону ее отношений к действительности. В структуре ценностных ориентации выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. По формам общественного сознания можно выделить моральные, эстетические, политические и др. ценностные ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.3. —  М.: ГИС, 1955. — 556 с.
  2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях  // Гуманитарные науки Югории: сборник научных трудов. Вып.7. – Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел БУ «Институт развития образования», 2009. – 232с. - с. 127-136
  3. Каирова И.А. Мужество и его воспитание в наши дни. Воспитание любви к Родине//Советская педагогика. 1941-№1.- С.6-14.
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. - М.: Учпедгиз, 1955 - 565с.
  5. Лепелетье Л.И. План национального воспитания //Педагогические идеи великой французской революции/ Пер. с франц. – М.: Работник просвещения, 1926. – С. 246-267
  6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т.5. – С. 109-225.
  7. Марьенко И.С. Воспитание советского патриотизма у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной работе: Дис. … канд.пед.наук. – М., 1950. – 366 с.
  8. Педагогический словарь в 2-х т. – М.: АПН РСФСР, 1960.
  9. Радищев А.Н. Избранные педагогические сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1952. 711 с.
  10. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. — М.: Политиздат, 1974. — 280 с.
  11. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. /АН СССР, Ин-т рус.яз. — 2-е изд. - М.: Рус. яз., 1991. - Т.9.
  12. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина. – Минск, 1978 – 204 с.
  13. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. – М.-Л., 1950. – Т.10.