Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила' саир'')
календарно-тематическое планирование

Сэротэтто Алла Алексеевна

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2015-2016 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Дополнительная общеобразовательная программа «Хозяйка чума»

Количество часов _96   в год         

в неделю  1 занятие

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Даты проведения

Примечания

Введение

3

1.

Малочисленные народы Крайнего Севера. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.  Малочисленные народы Севера—численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

1

06.09.15

2.

Ненцы в  пространстве и времени.

1

13.09.15

3.

Образ женщины-хозяйки чума.

Образ женщины-матери – вечный образ. Это своеобразный нравственный камертон для искусства любой эпохи, любого народа.

1

20.09.15

Чум жилище народов Севера.                                  

19

4,5

Жилища народов Крайнего Севера.

Древние и самобытные культуры. Национальные  дома народов Севера – чум, яранга и иглу, которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.

2

27.09.15

04. 10 15

6.

Различие чума от других  жилищ народов Севера.

Жилые постройки народов Севера, как по архитектурным формам, так и по конструкциям различны и тесно связаны с климатическими условиями и окружающей географической средой, доставляющей строительные материалы. В зависимости от географической среды применялись различные материалы: дерево, кость, дерн, камень. Каркасные жилища покрывались берестой, корой, землей, шкурами животных, рыбьими кожами.

1

11. 10.15

7.

Чум – жилище ненцев

Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. чум состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище

1

18.10.15

8.

Летнее покрытие чума.

Летнее покрытиями  чума использованными   старыми  нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое.

 Основы  заготовки бересты. Очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной  и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.  

1

25.10.15

9-15

Практическая работа:

Экскурсия в чум. Особенности установки  чума зимний вариант.

Экскурсия в чум. Особенности установки  чума летний вариант.

Экскурсия в чум.  Особенности кройки брезента для летнего чума.

Экскурсия в чум.  Особенности выделки шкур для нюка.

7

в период осенних каникул с 02.11.15 по 08.11.15.

16

Зимний чум, его покрытие -нюк.

Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища  в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время  является чум.

Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками.  Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне.

1

15.11.15

17

Берестяное покрытие чума.

Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.  

Летом можно использовать старые вытертые нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.  

1

22.11.15

18.

Виды и количество  материалов для  покрытия чума.

Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей.

 Летний нюк сшивается  из брезента. Додин нюк сшивается из 40 метров брезента, а летом чум покрывается четырьмя  нюками.  

1

29.11.15

19

 Заочная экскурсия в чум. Особенности установки  чума зимний вариант.

1

06.12.15

20.

Заочная экскурсия в чум.

Правила разборки чума.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина.

1

13.12.15

21.

Заочная экскурсия в чум.

Внутреннее убранство чума (мяд мюй).

Каждый предмет и каждое место внутри с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют «симзы». С давних времён на нём принято было помещать семь личин или голов семейных или родовых духов. В чуме шамана симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.

1

20.12.15

22.

Экскурсия в чум.  Особенности шитья нюка.

 Заочная экскурсия в чум.

Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне.

1

27.12.15

Кухня народов Севера.

18

23 - 32

Практическая работа

Основы  и способы приготовления    мясных блюд.

Основы приготовления рыбных блюд.

10

в период зимних каникул с 29.12.15 по 12.01.16.

33

34

История кухни северных народов. Специфика северной кухни. Продукты питания. У ненцев свой особый рацион. Рыба и мясо – вот основной рацион

2

17.01.16

24.01.16

35

Основы  и способы приготовления    мясных блюд.

1

31 .01.16

36

Питательные  и полезные блюда.

1

07.02.16

37

Виды рыб Ямала.

1

14.02.16

38.

Основы приготовления рыбных блюд.

1

21.02.16

39.

Ягоды Ямала.

1

28.02.16

40.

Способы приготовления и условия хранения ягод.

1

6.03.16

Быт народов Севера.

15

41.

Образ жизни народа ханты. Образ жизни народа ненцы.

1

6.03.16

42.

Роль женщины в чуме. Роль мужчины в чуме. Ребенок – главный в семье

1

13.03.16

43.

Обряды бракосочетания народов Крайнего Севера.

1

20.03.16

44 -51.

Практическая работа

Образ жизни народа ханты. Образ жизни народа ненцы.

Основы  и способы заготовки дров в летний и зимний  период.

Сбор грузовых нарт.

Оленья упряжь. Основы запряжки оленьи упряжи

8

в период весенних каникул с 21.03.16 по 27.03.16.

52.

Основы  и способы заготовки дров в летний и зимний  период.

1

03.04.16

53.

Конструкция нарт и различения между женской и мужской.

1

10.04.16

54.

Сбор грузовых нарт.

1

17.10.16

55.

Оленья упряжь. Основы запряжки оленьи упряжи

1

24.04.16

Шитье.

15

56.

Подготовка материала и изготовление  кукол – Нухоко. Зарисовка деталей люльки. Подготовка материала для люльки. Изготовление убранства для колыбели.

1

1.05.16

57.

Зарисовка деталей люльки. Подготовка материала для люльки. Изготовление убранства для колыбели.

1

8.05.16

58.

Виды покрывал для женской нарты. Выделка шкур для покрывал.

1

15.05.16

59.

Основы кройки покрывало для женской нарты. Основы шитья покрывало для женской нарты.

1

22.05.16

60.

Орнаменты для покрывало. Основы шитья орнаментов для покрывал женской нарты.

1

29.05.16

61-70

Практическая работа

Использование атрибутов для выделки шкур и лап.   Отработка навыков шитья, выделки.  Правила ведения хозяйства в чуме.

10

в период летних каникул

Практическая работа в тундре.

26

71-96

Практическая работа в тундре.

Выполнение плана-задания на лето.

Эссе «Моя профессия – хозяйка чума. Сочинение «Роль хозяйки чума в тундре».

Помощь в ведение домашнего хозяйства (фотоотчет). Шитье одежды для кукол. Обработка  и сушка оленьих шкур и лап.   Выделка и шитье шкур для нюка.   Приготовление и соблюдение правил хранения скоропортящихся продуктов.

 Создание фотоальбома-гербария «Даря тундры».

26

в период летних каникул с 01.06.16 по 31.08.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие объединения дополнительного образования "Знакомые незнакомцы (Занимательная этимология)"

Данное занятие позволяет учащимся закрепить знания об этимологии как науке, познакомиться с историей происхождения многих слов....

Занятие объединения дополнительного образования "Золотое слово" по теме "Театр -это маленькая жизнь"

Сценарий занятия, посвященный  году театра в объединении дополнительного образования "Золотое слово" ( художественное чтение)...

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\')

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2016-2017 учебный год...

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\') (2017- 2018 учебный год)

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2017-2018 учебный год...

Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и занятиях объединений дополнительного образования как метод социальной адаптации учащихся

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку направлено на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психич...