Кто такой девиантный ребёнок?
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье рассматриваются особенности поведения ребенка с девиациями, факторы девиантного поведения и из каких семей чаще всего выходят девиантные дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_deviantnyy_rebyonok.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто такой девиантный ребёнок?
Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:
- при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
- при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).
Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.
Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но, тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.
Ориентируясь на то, что личность ребенка до конца не сформирована, а также учитывая возрастную активность (которая часто направлена не в то русло или не реализована вовсе), можно управлять процессом нравственно-ценностной ориентации. Этим поведенческие отклонения детей и подростков отличаются от отклонений других возрастов.
Факторы девиантного поведения
Многие исследователи сходятся во мнении о том, что становится причинами возникновения отклонений. Обобщенно все причины и факторы можно разделить на общественные и личностные.
Общественные (внешние) факторы
Согласно Н.В. Абрамовских[1], на девиации детей влияет:
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
- усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
- неблагополучие семьи;
- низкий родительский контроль из-за занятости на работе.
Такие же причины отклонений указывают в своих трудах А.М. Столяренко, Н.А. Мельникова, А.А. Акмалова, Д.В. Афанасьев, Ф.Б. Бурханова.
Итак, на возникновение поведения, не соответствующего нормам общества, влияют:
- улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;
- пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).
Индивидуально-личностные
Создать проблемы в адаптации (приспособлении к образовательной организации, сложившейся социальной ситуации) могут не только пробелы в воспитании, но и нервно-психические заболевания и отклонения. В этом случае педагогической коррекции будет недостаточно, необходимо вмешательство:
- психиатров;
- неврологов;
- психотерапевтов.
Из каких семей чаще выходят девиантные дети?
Не выделено четкой зависимости девиаций от семьи ребенка, то есть девиантные дети встречаются как в полных, так и неполных семьях, благополучных и неблагополучных. Однако специалистами были выделены несколько типичных семей, способствующих формированию девиантного поведения у ребенка:
- Семьи, где родители страдают психическими расстройствами или зависимостями.
- Асоциальные семьи.
- Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
- Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
- Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
- Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
- Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
- Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.
[1] Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 2009. - 102. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...