Опыт использования метапредметного подхода при проведении дистанционных учебных занятий по декоративной лепке.
статья

Данная статья описывает опыт использования метапредметного подхода в условиях дистанционного обучения. Статья адресована педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей  

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Ораниенбаум»

Опыт использования метапредметного подхода при проведении дистанционных учебных занятий по декоративной лепке.

   

Автор: педагог дополнительного образования А.А. Павлова

Санкт-Петербург            

 2020 г.

АННОТАЦИЯ:

Данная статья посвящена обзору практического опыта использования метапердметного подхода в условиях дистанционного обучения декоративно-прикладному искусству (лепка). Этот опыт возник из необходимости сделать дистанционные учебные занятия максимально доступными и привлекательными для учащихся, активизировать их творческий потенциал, создать устойчивую мотивацию к самостоятельной учебной деятельности.

Цель статьи показать эффективные приёмы использования  широкого спектра познавательной информации, дополняющей основной обучающий материал в дистанционном учебном занятии.  

Интерес к этой проблеме обусловлен возникшими новыми условиями преподавания и обучения, с которыми до сих пор не сталкивалось большинство  педагогов и учащихся. Сам опыт был очень интересен тем, что каждый педагог искал свои пути, средства и способы учебной коммуникации с учащимися. Специфика и сложность этих поисков связана, в первую очередь, с необходимостью доходчиво, интересно и эффективно дать учащимся необходимые знания, умения и навыки, поделиться творческим опытом, с одной стороны, и невозможность это сделать непосредственно в личном общении, с другой стороны. Для обучения разным видам прикладного, художественного и ручного творчества этот фактор представляет большую сложность. Проблема отсутствия возможности межличностного индивидуализированного контакта и взаимодействия педагога и учащегося повлекла за собой изменения и в самом информативном наполнении и содержании учебного занятия. Практические приёмы и основы технологии могут быть переданы при помощи наглядных методов – в подробном видеоматериале с пошаговыми комментариями. Но этого недостаточно. Чтобы удержать интерес ребёнка к изучаемому практическому материалу и создать мотивацию к обучению в условиях дистанционного обучения необходимо сформировать личностное отношение к изучаемому объекту.

Можно решить этот вопрос различными способами, и в частности, активно используя метапредметный подход. Он может быть реализован с применением аудио-визуальных, проблемных, поисковых и  игровых методов. Его элементы могут эффективно применяться на разных этапах учебного занятия, повышая его познавательную, развивающую и контрольную функцию. Суть метапредметного подхода состоит не только в привлечении разносторонней информации о предмете изучения, но и в обучении детей способам самостоятельной работы с этой информацией. Поэтому  использование метапредметного подхода облегчает задачу родителям учащихся, без участия которых трудно себе представить дистанционное обучение детей младшего и отчасти среднего школьного возраста. Кроме того, привлечение дополнительного познавательного материала из различных областей образования, науки, искусства и культуры делает дистанционное учебное занятие более ярким, увлекательным и привлекательным, повышает авторитет и профессиональный престиж педагога в глазах родителей и учащихся.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Использование элементов познавательной информации и обучающих инструментов из различных областей человеческого знания и культуры позволяют педагогу создавать оригинальный образовательный продукт, что особенно важно для дополнительного образования, в котором огромная роль отводится творческой деятельности учащихся и педагога. Оригинальность проявляется так же в том, что используя метапредметный подход, можно сочетать и комбинировать, на первый взгляд, никак не связанные между собой знания и понятия, расширяя и углубляя процесс обучения. Объект изучения, в этом случае рассматривается сразу с нескольких сторон, отчего он становится интереснее и увлекательнее, возникает личностная заинтересованность учащегося. Это напоминает процесс складывания 3D пазла.

Современное понимание задач образования связано с отходом от узкого разделения на специализации и предметы, ограничивающего изучаемые области знаний определенными рамками, когда на занятиях по декоративно-прикладному искусству изучается только конкретная  прикладная техника, на занятиях по экологии только вопросы, связанные с сохранением природы. Освоение приёмов лепки цветов, например первоцветов, из солёного теста станет легче и интереснее, если учащиеся попутно узнают факты о жизни этих растений, среде их обитания, познакомятся с их ботаническим строением, узнают народные легенды связанные с ними, историю их изображения в различных сферах декоративно-прикладного и изобразительного искусства (например, кукольные восковые веночки конца XIX – начала XX в.в.), увидят примеры изготовления этих цветов из других декоративных материалов. Тем самым они получат широкий круг знаний, который затронет не только вопросы технологии выполнения конкретного практического задания, но и экологии, ботаники, материальной культуры, истории искусств. Перед педагогом возникает непростая дидактическая задача – с одной стороны, дать учащимся широкое понимание предмета изучения, восполнить  невозможность непосредственной передачи опыта и знаний в условиях дистанционного обучения, с другой, соблюсти необходимую меру.  Важно построить подачу материала и дозировать его таким образом, чтобы не утомить учащихся излишним количеством дополнительной информации и чтобы эта информация была целесообразна и функционально полезна для решения конкретных учебных задач данного занятия, а так же удобна для самостоятельной работы учащихся.

Материал статьи адресован педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направленности по различным видам декоративно-прикладного искусства.  В тексте статьи размещены ссылки на конкретные дистанционные занятия, в которых я применяла элементы метапредметного подхода.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Метапредметный подход побуждает  учащихся не инертно воспринимать готовую информацию и набор базовых понятий и приёмов, а работать с ними, формируя собственное представление о предмете изучения, синтезируя,  анализируя и интегрируя различные части учебного, познавательного и дополнительного материала, согласно индивидуальным интересам. Дистанционная форма обучения позволяет выбрать удобную форму подачи учебного занятия. Например, социальные сети дают возможность публикации учебного занятия в виде статьи, которая содержит в себе текст, гипертекст, фото, видео и аудиофайлы. Электронный формат даёт так же возможность оптимизировать визуальный объём предлагаемого учебного материала за счёт использования гиперссылок. Все эти возможности оказываются очень полезными для реализации метапредметного подхода. Мой опыт реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Солёное тесто» в условиях дистанционного обучения привёл меня к необходимости активного использования различных педагогических приёмов, в том числе метапредметного подхода.

Основной целью использования метапредметного подхода в своей практике я вижу достижение целостного и глубокого восприятия учащимися  учебного материала, основанного на разностороннем видении изучаемой темы. Кроме того, активное использование метапредметного подхода продиктовано необходимостью восполнить для учащихся и их родителей недостатки, связанные с дистанционной формой обучения:

  • отсутствие непосредственного обучающего и личностного общения с педагогом;
  • невозможность передать практический опыт посредством индивидуального показа, корректировки ошибок в технике выполнения учеником задания;
  • проблематичность удержания внимания и интереса учащимися при самостоятельной работе;
  • сложности, с которыми сталкиваются родители при организации дистанционного образовательного процесса – необходимо помочь детям освоить незнакомый образовательный материал, мотивировать к обучающей деятельности.      

Задачи, которые я решаю, применяя метапредметный подход в разработке учебных занятий в условиях дистанционного обучения:

Образовательные

  • дать полноценное представление о технике выполнения практических заданий;
  • формировать универсальные учебные компетенции;
  • формировать универсальные учебные действия.

Развивающие

  • формировать мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности;
  • формировать широкий  кругозор у учащихся;
  • формировать  многосторонние интересы;
  • формировать потребность разносторонне рассматривать объект исследования.

Воспитательные

  • формировать  личностное отношение к предмету изучения;
  • воспитывать любознательность, активность, целеустремленность;
  • формировать общечеловеческие ценности.

Этот комплекс целей и задач может решается с помощью различных форм подачи информации и обратной связи, которые нам предоставляет интернет. Несколько лет назад, для повышения эффективности взаимодействия с родителями учащихся и для улучшения информационной осведомленности родительской общественности о деятельности моих творческих объединений я создала группы в сети VK. В них появлялись все актуальные объявления о проводимых мероприятиях, фотоотчёты о результативности учебной деятельности, обучающие видеоматериалы. Через личные сообщения я получила возможность оперативной связи с родителями. При переходе на дистанционную форму обучения эти группы стали платформой для ведения учебных занятий. Возможности массовой сети VK позволяют применять различные формы структуризации учебного материала. Мне, учитывая предметную специфику моих творческих объединений, была удобна определенная схема. Краткая конспективная информация о конкретном учебном занятии (тема, краткое содержание теоретической и практической части, цели и задачи) может быть размещена непосредственно в тексте сообщения. Развёрнутый теоретический материал, практические видеоруководства по технике выполнения задания, фото, аудио файлы, гиперссылки размещены в формате статьи. Формат статьи VK позволяет так же создать архив и сформировать гипертекстовой банк учебных материалов, а так же, в некоторой степени защитить авторское право педагога на разработанный им контент. Ещё одним удобным инструментом является on line конструктор учебных и тестовых заданий Learningapps, который позволяет создать уникальный учебный материал, в формате видео и аудиолекций с проверочными заданиями, тесты, игры, объединять отдельные тематические материалы в многофункциональные блоки, адаптированные к целям и задачам конкретного учебного занятия. Все эти широкие возможности удобны для осуществления метапредметного подхода в формате дистанционного обучения.

В моей работе мне нужно было учитывать запросы и возможности разновозрастной аудитории учащихся. Для поддержания интереса и мотивации мне необходимо было сделать содержание теоретической части занятия познавательной, интересной, информативной, доступной, занимательной, имитирующей живое общение педагога с учащимися, а практическую – предельно ясной с пошаговой демонстрацией и комментированием технологии выполнения задания. Проверку результативности усвоения знаний нужно было подать так, чтобы учащиеся продемонстрировали этот результат с удовольствием и азартом в игровой форме. Применение метапредметных связей между разными частями учебного материала делают это возможным посредством аудио-визуальных, проблемных, поисковых, игровых методов и метода погружения. Далее я приведу краткие примеры использования этих методов и круг метапредметных связей, которые я использовала. В процессе создания обучающего материала были задействованы элементы  из экологии, литературы, этнографии, зоологии, истории искусств и  других областей науки и культуры.

Познавательность и занимательность обеспечиваются привлечением информации об объекте изучения из разных источников. Например, тема занятия связана с изучением приёмов лепки изображений насекомых (шмель, стрекоза, майский жук) https://m.vk.com/wall-153057434_294. Учащимся будет интересно работать над заданием, если в теоретическом материале будут размещены крупные, яркие, подробные фотоиллюстрации, демонстрирующие не только их внешний вид, строение, но и красоту этих насекомых, и  краткие рассказы и истории в изложении для детей о жизни этих насекомых, роли в природе и пользе, которую они приносят. Могут использоваться стихи, короткие литературные рассказы, сказки. В теме, связанной с лепкой изображений птиц, информация может быть дополнена аудиозаписью птичьих голосов. Темы, связанные с традиционной праздничной выпечкой (козули, жаворонки, каравай) могут быть проиллюстрированы ссылками на описания народных традиций праздников (Рождество, Жаворонки, Троица) на сайте РЭМ (Российский Этнографический музей), этнографическими аудиозаписями обрядовых народных песен (колядки, заклички, троицкие песни) https://m.vk.com/wall-153057434_289. Это создаст атмосферу народных праздников, погрузит учащихся в мир нематериальной культуры предков. Занятия, посвященные приёмам работы с цветным тестом и лепке бижутерии можно дополнить ссылкой на иллюстрированную статью о финикийском стекле, где учащиеся могут позаимствовать варианты дизайнерского решения декоративных бусин и адаптировать к другому материалу (солёное тесто, самоотверждающаяся масса для лепки, полимерная глина, пластилин), а это  уже элементы проблемной и частично-поисковой деятельности https://m.vk.com/wall-153057434_233.

 Игровые методы я использовала для организации тестирования.

Разновозрастная аудитория учащихся воспринимает информацию по-разному в силу различного уровня интересов и базовых знаний. При составлении учебного занятия я учитывала эту особенность. Материал занятия я разделила по функциональному назначению на информационный, развивающий, обучающий блоки. Так как специфика занятий состоит в основном в практической деятельности, то проверочную функцию несёт индивидуальная  обратная связь с родителями и учащимися и итоговые тестовые задания.  Метапредметную составляющую я использовала в развивающем, проверочном и отчасти обучающем блоках. В развивающей части я использовала приём погружения учащихся в тематическую  информационную среду, из которой каждый учащийся смог бы выбрать то, что окажется интересным и полезным именно ему. Учащемуся младшего возраста, на занятии, посвященном лепке ящерицы будет более интересна сказка о ящерке с хорошими художественными иллюстрациями, которая создаст в его воображении яркий образ. Учащийся старшего возраста будет увлеченно рассматривать во всех деталях крупные планы на фотографиях и читать интересные сведения о жизни ящериц, которые сформируют представление об этом животном на справочном уровне https://m.vk.com/wall-153057434_280. Это поможет лучше ориентироваться в учебном материале, самостоятельно анализировать и сопоставлять теоретический материал с практическим и находить в нём полезные подсказки, создавать индивидуальный образ изделия. Каждый учащийся имеет право и возможность выбрать из предложенного объёма материала то, что ему интересно и важно для выполнения практического задания. Этот же метод очень полезен  при разработке дистанционных досуговых занятий. При создании интерактивных проверочных материалов развивающей тематики, поданных в игровой форме, я так же использовала метапредметный подход. Это было необходимо для побуждения учащихся концентрировать внимание не только на непосредственно обучающем материале. Чтобы пройти такое задание нужно  внимательно прочитать познавательную часть текста, сделать поверхностный анализ и сопоставление информации, выводы, активизировать ассоциативное (на основе личных воспоминаний, опыта, восприятия), репродуктивное (на основе образов и представлений, почерпнутых из определенных источников) и продуктивное мышление (на основе творческого воображения) https://m.vk.com/wall-153057434_308

https://m.vk.com/wall-153057434_309

В результате применения метапредметного подхода удалось повысить познавательность учебных материалов, заинтересованность учащихся и их родителей в продолжении обучения в дистанционном формате, облегчить родителям задачу помощи своим детям при освоении учебного материала, выполнить не только образовательные, но и развивающие, воспитательные и досуговые функции.

И всё же, основной проблемой использования метапредметного подхода в дистанционном обучении для меня являлось отсутствие прямой, непосредственной связи с учащимися, невозможность увидеть их сиюминутную реакцию, услышать их мнение, адекватно оценить степень погружения в учебный материал, эмоционального ответа, меру насыщенности материалов, эффективность того или иного элемента, в той степени, которая  возможна при очной форме обучения.

В целом, метапредметный подход оказался очень полезным для создания комфортной и доступной образовательной среды в условиях дистанционного обучения, позволил отчасти компенсировать недостаток живого общения педагога и учащихся, сыграл положительную роль в сохранении контингента учащихся.

Для достижения эффективности использования метапредметного подхода в условиях дистанционного учебного занятия я использовала принцип разностороннего видения, краткости изложения и выразительной наглядности информации. Разностороннее видение  приучает детей интересоваться объектом изучения исходя не из узкоспециализированного подхода, а с точки зрения объекта как составной и взаимосвязанной части многообразного мира. Краткость изложения позволяет дать учащимся широкий спектр представлений о предмете изучения и не выйти за физиологические рамки детского восприятия. Информация, поданная в выразительной наглядной форме воспринимается ребёнком быстрее, чем текст и даёт богатую пищу для возникновения впечатлений, ассоциаций с личным опытом наблюдения, анализа увиденного. Она может стать подсказкой и дополнением к основному обучающему материалу, стимулировать самостоятельный поиск вариантов технологических решений по выполнению конкретного практического задания.

Для успешного выполнения целей и задач использования метапредметного подхода в дистанционном обучении мне понадобилось владение приёмами работы с различными формами  цифровой информации, интернет ресурсами и поисковыми системами, инструментами и средствами, предлагаемыми социальной сетью WK.

Вывод:  

Использование метапредметного подхода  в качестве вспомогательного инструмента при организации дистанционных занятий оправдало себя и способствовало повышению эффективности и доступности обучения.

Метапредметный подход стал для меня существенным подспорьем в решении сложных задач, которые поставило дистанционное обучение и интересным экспериментом по созданию новой формы образовательной и коммуникационной среды для моих учащихся.  Серьёзные вызовы, с которыми сталкивается педагогическая общественность в настоящее время требуют творческого подхода к их решению.

Список использованной литературы

  1. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и ручной труд» лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 136 с.

 

Интернет источники

  1. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС/О.В. Станкевич, С.В. Шевченко, Е.Ю. Баркалова [и др.]. – Текст: непосредственный//Молодой учёный. – 2017. - №50 (184). – С.271-274. – URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/
  2. Соколова А. Метапредметное обучение: что это такое, зачем оно нужно, как его добиться. – activityedu.ru  - URL: https://yandex.ru/turbo/s/activityedu.ru/Blogs/teacher/metapredmetnost/
  3. Глебова, М.В.  Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся / М.В. Глебова. – Текст: непосредственный// Молодой учёный. – 2011. - №11 (34). – Т.2. – С.158-160. – URL: https://moluch.ru/archive/34/3858 
  4. Есенжанова, А.А. Мышление продуктивное и репродуктивное. https://infourok.ru/statya-mishlenie-produktivnoe-i-reproduktivnoe-1459073.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, спос...

Практико-ориентированный проект «Использование дифференцированного подхода при проведении практических занятий по дисциплине «Статистика»

проведено изучение теоретических основ дифференцированного метода обучения, сформулированы направления его использования на практических занятиях по дисциплине "Статистика"....

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...

Метапредметный подход в проведении учебных занятий в соответствии с ФГОС СОО

Материал выполнен в форме презентации,  раскрывает понятие и содержание метапредметного подхода к проведению учебных занятий в профессиональных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Конспект занятия по декоративной лепке Тема: «Филимоновская курочка и петушок».

Формирование интереса детей к окружающему миру.Удовлетворение потребностей к творческому самовыражению....

Метапредметный подход в проведении учебных занятий по математике

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.Метапредметность выступает как ...