ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ПОЧЕМУЧКА» для учащихся 1 класса на 2015-2016 учебный год
рабочая программа

Думина Ольга Леонидовна

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pochemuchka_moya.docx.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №11

Московская область, г.о. Железнодорожный

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ гимназии № 11

________________М.С. Панченко

«_______» ______________ 2015г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по  общеинтеллектуальному направлению

 «ПОЧЕМУЧКА»

для учащихся 1 класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Думина Ольга Леонидовна

учитель химии-биологии

        

2015 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Почемучка» для 1е класса МБОУ гимназии №11 составлена в соответствии

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-Письмо МО и РТ от 18.08.2010г №6871/10 «О введении ФГОС»;

-с особенностями ООП МБОУ гимназии №11, с учётом образовательных потребностей и запросов обучающихся 1е класса.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Также, согласно концепции духовно-нравственного воспитания традиционными источниками нравственности считаются: Россия, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа. Базовыми национальными ценностями (представлениями) о природе являются: родная Земля, заповедная природа, эволюция, а также экологическое сознание. Особенность программы в том, что она направлена на формирование экологического сознания обучающегося посредством проектной деятельности.

Задачи экологического воспитания на начальных этапах таковы: формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, умения оценивать свои возможности в разрешении экологических проблем и адекватно оценивать полученный в результате экологического поведения результат. Развитие этих качеств должно проводиться градуально, от простых ситуаций с очевидным решением к более сложным, где велика неопределенность, нечетко видны разграничительные критерии типа хорошо-плохо, выгодно-невыгодно и т. п.

Внутренней составной частью такого воспитания должно быть формирование не каких-то правил или норм экологического поведения, а личности, сознание которой выходит за пределы своего «Я» или распространяет это «Я» на весь окружающей мир, расценивая возникающие вне конкретного человека экологические проблемы как свои собственные, а свои собственные рассматривая как часть, репрезентацию глобальных проблем. Весь комплекс способов формирования этой нравственной позиции человека и составляет, по-видимому, конечный, высший этап экологического воспитания.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы:

- компетентностный,

- личностно-ориентированный,

- деятельностный

и принципы:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации образовательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность  программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны, к природе); получение некоторого опыта социального действия.

Задачи  программы:

  • формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
    умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
    умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
    принимать решения;
  • формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого, учитываются возможности, интересы каждого ученика

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.

Этапы работы над проектом

п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

 Моделирование искомой ситуации

 Анализ имеющейся информации

 Определение и анализ проблем

 Определение потребности в информации

 Сбор и изучение информации

2

Аналитический

 Постановка цели проекта

 Определение задач

 Определение способа разрешения проблемы

 Составление плана реализации проекта

 Планирование продукта

 Анализ ресурсов

 Сбор и изучение информации

3

Практический

 Выполнение плана работ

 Текущий контроль

4

Презентационный

 Предварительная оценка продукта

 Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

 Презентация продукта

5

Контрольный

 Анализ результатов выполнения проекта

 Оценка продукта

 Оценка продвижения

Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе включает в себя 5 разделов: 5 проектов.

Программа реализуется в объеме 33 часов, 1 занятие в неделю.

Примерное тематическое планирование

п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

4

2

Практический блок

29

Теоретическая часть  (4 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

Часов

1.

Познавательная беседа «Что такое проект?»

1 ч.

2.

Коллективная игра «Мы работаем над проектом»

1 ч.

3.

Игра « Я ищу информацию»

1 ч.

4.

Круглый стол «Секрет успешного выступления»

1 ч.

Проект «Наш дом – Планета Земля» (7 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

Часов

1.

Беседа «Обязаны все твёрдо знать – природе  нужно помогать»

1 ч.

2.

Сбор информации (стихи о природе; загадки, пословицы, поговорки о природе; элементы оформления зала, сувениры, поделки) Составление экологического устава

2 ч.

3.

Подготовка к празднику «Наш дом- Земля»

1 ч.

4.

Изготовление элементов оформления зала, сувениров, поделок для праздника «Наш дом Земля» в начальной школе

2 ч.

5.

Участие в празднике «Наш дом Земля»

1 ч.

Исследовательская работа «Братья наши меньшие» (3ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Беседа о влиянии животных на здоровье человека

1 ч

2.

Охрана животных. Красная Книга. Оформление информационного листка – «Их больше нет!»

1 ч.

3

Оформление фотовыставки «Наши домашние любимцы»

1 ч.

Проект «Цветы для мам» (5ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Дискуссия на тему «Подарок маме»

1 ч

2

Презентация информации о первоцветах

1 ч.

3.

Выращивание луковичных цветов.

1 ч

4.

Практическое занятие «Как правильно преподнести подарок»

1 ч.

5.

Праздник для мам

1 ч.

Проект «Школа, экология и здоровье» (10 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Экскурсия по школе. Беседа на тему «Что я знаю о школе?»

1ч.

2.

Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования

1 ч.

3.

Сбор и обсуждение информации по выбранной теме

2 ч.

4.

Работа с собранным материалом

1 ч.

5.

Подготовка и защита проекта

4 ч.

6.

Подведение итогов. Обсуждение вопросов: Что нового для себя узнал (открыл) каждый ученик? Что полезного сделали для школы? Каков был вклад каждого в этот проект? Планы на будущее

1 ч.

Акция «Экология войны» (4 ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

Часов

1.

«Какой ценой победа нам досталась». Экскурсия  в городскую библиотеку. Беседа по итогам.

1 ч.

2.

Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов.

2 ч.

3.

Встреча с ветеранами (концерт). Акция «Ты забывать не смей».

1 ч.

Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю  в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (детские сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.

Прогнозируемые результаты

В результате участия во внеурочной проектной деятельности в первом классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;

умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;

они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;

получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;

будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.

Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам

Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия

(третий уровень)

Проектная деятельность

Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск информации

Подготовка концертов,  изготовление поделок, сувениров, буклетов, открыток, выращивание цветов

Детские исследовательские проекты, школьные акции, праздник для мам, праздник в начальной школе, праздник к Дню победы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

9  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -   №9.

10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

16.Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru;  www.eidos.ru

17. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание.учебник для высших учебных заведений  по специальности «Экология», 2-е изд., доп. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Наименование тем

Количество часов

Формирование УУД.

Форма

Теоретическая часть (4 ч.)

1

 «Что такое проект?»

1

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

        Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Познавательная беседа

2

 «Мы работаем над проектом»

1

Коллективная игра

3

 « Я ищу информацию»

1

Игра

4

 «Секрет успешного выступления»

1

Круглый стол

Проект «Наш дом – Планета Земля» (7 ч.)

5

«Обязаны все твёрдо знать – природе нужно помогать»

1

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

      Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Беседа

6

 «Составление экологического устава» (стихи о природе; загадки, пословицы, поговорки о природе; элементы оформления зала, сувениры, поделки)

2

Сбор информации

7

Подготовка к празднику «Наш дом – Земля»

1

Подготовка к концерту

8

Изготовление элементов оформления зала, сувениров, поделок для праздника «Наш дом Земля» в начальной школе

2

Коллективное занятие

9

Участие в празднике «Наш дом Земля»

1

Концерт

Исследовательская работа «Братья наши меньшие» (3ч.)

«Влиянии животных на здоровье человека»

1

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

      Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Беседа, презентация

Охрана животных. Красная Книга. Оформление информационного листка – «Их больше нет!»

1

Коллективная работа

Оформление фотовыставки «Наши домашние любимцы»

1

Коллективная работа

Проект «Цветы для мам» (5ч.)

Дискуссия на тему «Подарок маме»

1

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

      Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Беседа

«Первоцветы»

1

Презентация

Выращивание луковичных цветов.

1

Практикум

Практическое занятие «Как правильно преподнести подарок»

1

Тренинг

Праздник для мам

1

Презентация результата

Проект «Школа, экология и здоровье» (10 ч.)

 «Что я знаю о школе?»

1

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

      Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Экскурсия по школе. Беседа

Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования

1

Коллективное занятие

Сбор и обсуждение информации по выбранной теме

2

Коллективное занятие

Работа с собранным материалом

1

Коллективное занятие

Подготовка и защита проекта

4

Практикум

Подведение итогов. Обсуждение вопросов: Что нового для себя узнал (открыл) каждый ученик? Что полезного сделали для школы? Каков был вклад каждого в этот проект? Планы на будущее

1

Презентация результата

Акция «Экология войны» (4 ч.)

«Какой ценой победа нам досталась»

1

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Экскурсия

Беседа по итогам

Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов.

2

Практикум

 «Ты забывать не смей».

1

Концерт

Встреча с ветеранами (концерт). Акция

СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры

 учителей начальных классов

МБОУ гимназии №11

Протокол № ______

от «___» августа   2015г

Руководитель кафедры

_______ Дюкачёва Т.В. 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

МБОУ гимназии №11

_________Антипенкова Е.В

«___» ______2015 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 летОсновными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экс...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 5–9-х классов "Страноведение"

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 5–9-х классов "Страноведение"...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 5 классов

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность           школьников. Методическ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год  Пояснительная записка...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год  Рабочая программа внеурочной...