Программа дополнительного образования объединения "Самоделкин"
рабочая программа

Сапрыкина Маргарита Васильевна

Внеурочная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения конструирование, проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, дает примерное представление о выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1programmasamodelkin.docx89.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

Рассмотрена на МО

От «____» ________ 2014 г.

Протокол № _____

Руководитель МО

______________ Т.С. Леонтьева

Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,

Протокол №____ от «___» ____ 2014г.

Рекомендована в качестве рабочей программы студии изобразительного творчества

Утверждена

приказом № _______

от «_____»  ________________ 2014 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

________________ М.М. Костенко

Программа дополнительного образования

объединения «Самоделкин»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5 - 12 лет

Срок реализации 2 года.

                                                                                       

Автор: Сапрыкина Маргарита Васильевна

                                                                Педагог дополнительного образования

                                                                         

п. Пурпе Пуровского района ЯНАО

2014 г.

Программа дополнительного образования

объединения «Самоделкин -2»

Пояснительная записка.        

Внеурочная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения конструирование, проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, дает примерное представление о выборе профессии.

Практическая значимость программы состоит в формировании у учащихся навыков конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских и объемных деталей,  знакомство с выжиганием и бумагопластикой; создание соответствующей учебной среды для учащихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков учащихся.

Новизна программы обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, программа ставит перед собой основную педагогическую цель — создание условий для непрерывного роста личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами технического моделирования.

Цель программы: дать первичные знания о техническом творчестве, приобщить с раннего детства к труду, умению работать руками, познакомить с простыми ручными инструментами, основами моделирования и конструирования.

Категория учащихся: дети 5 - 7 лет.

Сроки реализации: 2 года.

Для детей 5 - 7 лет обучение по программе составляет 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу.

В процессе обучения по программе решаются следующие задачи:

Образовательные:

 дать знания:

 о свойствах бумаги, картона, фанеры, пластмассы, металла;

 о назначении основных ручных инструментов и правил безопасности при работе с ними;

 о назначении и правилах пользования простейшими чертежными инструментами (линейка, циркуль, угольник и др.);

 о первоначальных сведениях о чертеже, техническом рисунке, эскизе;

 о приемах художественного оформления изделий;

 о способах вырезания и выпиливания из плотной бумаги , картона и фанеры по чертежу, шаблону и собирать модели и конструкции;

 о работе с клеем, краской, лакокрасочными изделиями, о соблюдении безопасности при работе с ними;

Развивающие:

 развитие интереса к технике;

 развитие умений конструировать по образцу и самостоятельно простых моделей из плоских и объемных деталей;

 развитие навыков работы с выжигателем и древесиной.

 развитие умения  размещать  и измерять бумагу разную по фактуре, плотности и цвету.

Воспитательные:

 воспитание аккуратности при выполнении работ;

 приобщение к коллективным действиям;

 воспитание умений поддерживать чистоту рабочего места;

 воспитание настойчивости в достижении цели;

 эстетическое восприятие окружающего мира;

 воспитание самостоятельного мышления.

Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.

Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что занятия по конструированию, моделированию и макетированию, бумагопластике способствуют не только техническому, эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с моделями, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.

Примерное планирование разделов

№ п\п

Разделы

Количество часов

1-й год обучения

2-й год

обучения

1

Материалы и оборудование.

6

4

2

Основы конструирования и моделирования простейших моделей.

36

38

3.

Выжигание

17

13

4.

Бумагопластика

13

17

Итого:

72

72

Программа дополнительного образования

объединения «Самоделкин »

Пояснительная записка.

В современном обществе преемственность дополнительного образования и школьных предметов: математика, физика, технология, информационные технологии, уже немыслима практически ни одна сторона жизни общества, школьники хотят приобщаться к достижениям современной информационной революции.              

Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной трудовой деятельности.

     Моделирование, конструирование помогает осознать значимость своего труда, воспитывает ответственность, повышает самооценку. Цель технического творчества: научить созидать себя как творца, умеющего призвать себе в помощь компьютер, обучать делать своими руками, самому, игрушки, модели, научить использовать компьютер для того, чтобы с его помощью сделать развертку, игрушку и ее описание. Научить предъявлять себе результат своего труда на уровне достойном достижений современной информационной культуры. Важен процесс получения готового компьютерного продукта (распечатки разверток геометрических тел и др.), выполнять задуманную работу.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединения технического моделирования актуален. Все блага цивилизации - это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

Образовательная программа объединения «Самоделкин» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», на базе программы «Техническое творчество», типовых программ Министерства образования РФ по предмету «Технология» и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в области технического творчества.  

Образовательная программа дополнительного объединения «Самоделкин» научно-технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
  2. Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  4. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
  7. Обязательный минимум содержания основного общего курса технологии,

Программа дополнительного образования объединения «Самоделкин» научно-технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:

  • Примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Технология», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования;
  • Программы по дополнительному образованию «Сборник авторских программ. Дополнительное образование детей», составитель Лазарева А.Г.;
  •  Программы по технологии для общеобразовательных школ: Н.М. Конышевой «Художественно - конструкторская деятельность» (основы дизайн образования), Т. Геронимус «Школа мастеров», программа «Трудовое обучение» Н.А. Цирулик.

Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).

При разработке программы использованы методические разработки:

- Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия»;

- В.М. Осипенко «Юный техник»;

- Е.Н. Шиянов, Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования».

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования  

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

        Программа ориентирована на активное приобщение учащихся к научно-техническому творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер и позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.    

Особенность программы.

Новизной является то, что, имея техническую направленность, обеспечивающую развитие творческих способностей детей, программа является комплексной и представляет собой интегрированный курс, включая знания по таким предметам как черчение, математика, технология, история. Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельной работы с чертежами, разработки и внедрения собственных проектов с применением компьютерных технологий, конструирования, моделирования, изготовления и практического запуска моделей.              

Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:

- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

- повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;

- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно-деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно - исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся.

Актуальность программы.

      Каждый ребенок, осознав свое желание построить свою первую модель либо грузовика, либо самолета, хочет, чтобы она была похожа на современный аналог, а не на что-то абстрактное. Это направление получило название «масштабное моделирование». Под этими словами подразумевается изготовление техники в уменьшенном масштабе. Именно в этом направлении ведется работа в объединении «Самоделкин».  Для изготовления масштабного макета необходимо владеть довольно большими практическими навыками конструирования и изготовления действующих моделей технических объектов. Поэтому программа направлена на развитие у детей интереса к техническому творчеству, обучение конструированию и изготовлению моделей, на развитие творческой самостоятельности, фантазии.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах технической деятельности детей.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
  • Кибернетический подход предполагает в процессе обучения переход от положительной (некачественной) связи к отрицательной (качественной).
  • Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:

а) образовательный процесс строится с целью удовлетворения  познавательной потребности детей,  обучающихся в кружковом объединении;

б) причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к         действиям.

  • Личностно ориентированный подход включает в себя такие условия развития личности учащегося, как:

а) развитие личности учащегося происходит только в деятельности учащегося;

 б) развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности  -  и предполагает реализацию следующих закономерностей:

1) создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;

2) обучение саморефлексии деятельности;

3) воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;

4) свобода мысли и слова как обучающегося, так и педагога;

5) ситуация успеха в обучении;

6) дедуктивный метод обучения (от частного к общему);

7) повышение уровня мотивации к обучению.

Цель программы: Создание условий для развития способностей учащихся к техническому творчеству путем привлечения их к техническому конструированию и моделированию из различных материалов.

Задачи программы:

  1. Образовательные

  • Использование современных разработок по техническому конструированию и моделированию в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся.
  • Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых в современном техническом конструировании и моделировании.
  • Реализация межпредметных связей с математикой, черчением, технологией.
  • Решение учащимися ряда познавательных задач, результатом каждой из которых будет самостоятельная разработка технической модели с использованием различных материалов и конструкторов.
  1. Развивающие

  • Развитие у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования различных технологий в области технического творчества.
  • Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности.
  • Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся.
  • Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
  1. Воспитательные

  • Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных технических моделей.
  • Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата.
  • Формирование навыков проектного мышления, работы в команде.

Категория учащихся: дети 7 -12 лет.

Сроки реализации: 2 года.

С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединение как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области технического конструирования и моделирования.

        

Место объединения «Самоделкин» в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования научно-технической направленности.

Занятия по программе проходят по возрастным группам 2-3 раза в неделю по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек. 1-2 год обучения по программе составляет 144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа. 

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

В программу включены следующие виды деятельности:

  • Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
  • Техническое творчество - вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Формы контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты)

Содержание примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 • распространенные технологии современного производства;

 • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

 • основы черчения, графики, дизайна;

 • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

 • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 • методы технической, творческой, проектной деятельности;

 • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

 В процессе обучения учащиеся:

 познакомятся:

 • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

 • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

 • с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов).

 овладеют:

 • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

 • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

 • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

 • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

 • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

 • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

 • навыками организации рабочего места.

 

Примерное планирование разделов

№ п\п

Разделы

Количество часов

1-й год обучения

2-й год

обучения

1

Материалы и оборудование.

12

6

2

Основы конструирования и моделирования простейших моделей.

72

62

3.

Изготовление макетов и моделей технических объектов с использованием современного оборудования.

48

52

4.

Проектная деятельность.

12

24

Итого:

144

144

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования технической направленности.

Общие результаты технологического образования состоят в:

 • сформированности представления о техносфере;

 • приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

 • формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда;

 • готовности к осуществлению выбора индивидуальной траектории в области технического творчества.

 Обучение по программе призвано обеспечить:

 • становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

 • развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

 • формирование у учащихся понимания ценности технологического образования, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

 • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

 • проявление познавательных интересов и активности в области технического творчества;

 • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

 • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

 • планирование образовательной и предпрофессиональной карьеры;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 • самооценка готовности к творческой деятельности в сфере технического труда.

 Метапредметными результатами освоения программы являются:

 • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

 • поиск новых решений технических задач;

 • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

 • конструирование и моделирование технических объектов и технологических процессов;

 • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

 • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

 • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

 • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

 • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 Предметными результатами являются:

 В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

 • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

 • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

 • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

 • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

 • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

 • владение способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

 В трудовой сфере:

 • планирование технологического процесса и процесса труда;

 • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

 • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

 • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

 • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

 • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

 • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

 • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

 • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

 • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

 • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

 • документирование результатов труда и проектной деятельности.

 В мотивационной сфере:

 • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

 • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

 • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

 • осознание ответственности за качество результатов труда;

 • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

 В эстетической сфере:

 • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

 • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

 • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

 • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.

 В коммуникативной сфере:

 • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

 • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

 • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере:

 • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

 • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

 • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

 • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.

Содержание разделов. Тематическое планирование разделов. 

  1. Раздел «Материалы и оборудование».

Основные задачи раздела:

1. Закрепить, углубить и расширить знания о чертёжных инструментах и    принадлежностях; о техническом рисунке, чертеже, эскизе;

2.Совершенствовать знания о масштабе нанесения размеров и применение этих знаний в начальном техническом моделировании;      

3.Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональность.

4.Создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим моделированием;

Обще-учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения материалам и оборудованию.

1.Рефлексивные умения:

-развивать элементы технического мышления, изобретательности, образного и пространственного мышления.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- навыки работы с чертёжно-измерительным и ручным инструментом;

-умение владеть способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- умение амостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

-умение выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

- умение работать простейшими ручным инструментом;

-умением окрашивать детали модели и модель кистью;

- умением разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

 3.Коммуникативные умения:

-умение  работать в команде;

 Примерное тематическое планирование раздела  1 «Материалы и инструменты».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Вводное занятие.

1

1

Инструктаж по ТБ.

1

1

История развития технического моделирования.

1

1

Инструменты и материалы.

1

2

1

Графическая грамота.

1

4

1

1

1

Итого:

5

6

1

12

5

1

6

  1. Раздел «Основы конструирования и моделирования простейших моделей».

 Основные задачи раздела:

1. Формировать у учащихся специальные знания в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

2.Способствовать развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений;

3. Приобретать  знания и умения работы с разными материалами и инструментами  как при изготовлении простейших изделий, так и конструировании объемных макетов животных, зданий, мебели.

Обще-учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения конструированию и моделированию простейших моделей:

1. Рефлексивные умения:

- умение развивать творческие и технические способности посредствам изготовления моделей и макетов  несложных объектов;

- умение проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

-умение проявлять познавательные интересы и активность в области технического творчества;

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно планировать, проектировать, и преобразовывать своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах;

-умение повышать мотивацию к изобретательству и созданию собственных технических моделей.

- умение работать с доступной технической литературой;

- умение чертить простейшие чертежи разверток;

- умение изготавливать усложненные модели;

- умение подбирать материал для модели;

3.Коммуникативные умения:

- умение  воспитывать у себя  чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники;

- умение анализировать модель своего товарища;

 Примерное тематическое планирование раздела  «Основы конструирования и моделирования простейших изделий».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.

1

1

1

1

3

1

2.

Изготовление макетов и моделей из бумаги и картона.

1

10

1

1

5

1

3.

Технология сборки плоских деталей.

2

3

1

1

5

1

4.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

2

6

1

1

6

1

5.

Технология сборки объёмных деталей.

1

5

1

1

5

1

6.

Изготовление моделей транспортной техники из плоских и объёмных деталей.

1

10

1

1

6

1

7.

Изготовление моделей военной техники из плоских и объёмных деталей.

1

5

1

1

6

1

8.

Работа с набором готовых деталей.

1

10

1

1

6

1

9.

Сборка макетов и моделей по образцу и схеме.

1

2

1

1

2

1

Итого:

11

52

9

72

9

44

9

62

3.Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования.

Основные задачи раздела:

1.Учить использовать современные  разработки  по техническому конструированию и моделированию в области образования;

2. Приобретать  технические умения в сфере радиотехники на базовом уровне;

3.Уметь внедрять собственные  проекты  с применением компьютерных технологий;

Обще-учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе изготовления моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования.

1. Рефлексивные умения:

-умение мыслить креативно;

 -умение проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

- умение находить рациональный способ использования материала;

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;--  - умение анализировать свои модели, провести их презентацию;

 -умение находить рациональный способ использования материала;

- умение оценивать свои результаты и планировать дальнейшую работу;

-умение увеличивать и распечатывать чертежи на компьютере

3.Коммуникативные умения: 

- умение работать в коллективе;

- умение  проявлять  коммуникативные умения и навыки.

Примерное тематическое планирование раздела  4 «Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Основы электротехники.

1

4

1

3

1

2.

Основные электрические величины.

1

4

1

1

3

1

3.

Источники питания. Батарейки и аккумуляторы.

1

2

1

3

1

4.

Источники света. Лампы и  светодиоды.

1

3

1

1

4

1

5.

Моделирование при помощи компьютера.

1

3

1

3

1

6.

Основные понятия. Уровни и виды моделирования.

1

3

1

1

3

1

7

Изготовление шаблона на компьютере.

1

2

1

2

1

8

Выполнение презентации проекта в программе  РР.

1

4

1

1

4

1

9.

Выжигание.

1

4

1

1

4

1

Древесина и способы её обработки для выжигания.

10.

Художественная обработка изделий из дерева.

1

3

1

1

3

1

Итого:

10

32

6

48

10

32

10

52

4.Раздел «Проектная деятельность».

Основные задачи раздела:

  1. Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
  2. Развитие общеучебных умений и навыков учащихся в процессе проектной деятельности.
  3. Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

-  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-  умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

-  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

-  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-  умение коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-  умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-  навыки делового партнерского общения;

-  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-  умение проектировать процесс (изделие);

-  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

-  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

-  умение находить компромисс;

-  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

-  навыки монологической речи;

-  умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

-  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-  умение отвечать на незапланированные вопросы.

Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Понятие «конструктивный проект».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Построение плана действий

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Проект – это «пять «П»». Поиск информации

0,5

0,5

1

1

2

3

Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта.

0,5

0,5

1

1

2

3

Звездочка обдумывания

0,5

0,5

1

1

1

2

Технологическая карта.

0,5

0,5

1

1

2

3

Этапы реализации проекта

1

-

1

1

1

Практикум по реализации проекта

1

1

2

2

Изготовление продукта проекта

1

1

4

4

Внесение изменений, корректировка проекта.

1

1

1

1

Оформление документации

1

1

2

2

Презентация проекта

1

1

1

1

Итого:

4

7

1

12

5

18

1

24

Приложение.

Содержание раздела «Введение.  Материалы и инструменты. Графическая грамота».

Темы и содержание тем

 (* темы с контрольными тестами)

Кол-во часов

по годам обучения

Характеристика деятельности учащихся

УУД

1.Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности.

2.История развития технического моделирования.

3.Материалы и инструменты.

Бумага и картон. Их использование в техническом моделировании.

4.Графическая грамота.

Рисунок, эскиз, чертёж – общие черты и отличия.

5.Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования.

Изготовление различных моделей по шаблону.

Понятие о масштабе.

3/3

         3/1

       

         6/2

Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами.  

Овладеть элементарными свойствами бумаги и картона.

Приобрести навыки работы с чертёжно-измерительным и ручным инструментом.

Читать простейшие чертежи.

Чертить простейшие чертежи развёрток.

Изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования.

Личностные: знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с её создателями.

Регулятивные: развивать элементы технического мышления, изобретательности, образного и пространственного мышления.

Познавательные: формировать графическую культуру на начальном уровне.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Содержание раздела «Основы конструирования и моделирования простейших изделий» для учащихся 1 -2 года обучения.

Темы и содержание тем

 (* темы с контрольными тестами)

Кол-во часов

по годам обучения

Характеристика деятельности учащихся

УУД

1.Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.  

2.Изготовление макетов и моделей из бумаги и картона.

3.Технология сборки плоских деталей.

 5/5

         10/7

          8/7

Иметь  элементарные сведения о производстве бумаги, картона, их виды, свойства и применение.

Владеть знаниями соединения деталей.

Выполнять простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги и картона на прочность и водонепроницаемость.

Личностные: проявлять интерес к техническому творчеству, инициативу и самостоятельность.

Регулятивные: развивать творческие и технические способности посредствам изготовления моделей и макетов  несложных объектов.

Познавательные умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Коммуникативные: формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

4.Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

5. Технология сборки объёмных деталей.

6.Выполнение моделей транспортной техники из плоских и объёмных деталей. 7.Выполнение моделей военной техники из плоских и объёмных деталей.

11/8

10/7

7/8

         7/8

Работать с доступной технической литературой.

Знать классификацию и значение каждого вида транспорта.

Изготавливать усложнённые модели

Подбирать материал

для модели.

Определять недостающие детали в модели и вычерчивать их.

Анализировать свою модель.

Вносить изменения в конструкцию изделия.

Личностные:  умение доказывать целесообразность  и пользу предполагаемой конструкции.

Регулятивные: развивать умения выражать свой замысел путем

конструирования.

Познавательные:самостоятельно планировать, проектировать, и преобразовывать своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантов.

Коммуникативные: воспитывать дух коллективизма.

8.Работа с набором готовых деталей.

9. Сборка макетов и моделей по образцу и схеме.

7/6

7/6

Планировать выполнение индивидуальных и коллективных работ.

Соединять модели из готовых деталей при помощи отверстий , шипов и выступов.    

Собирать модели и макеты  по развертке, по чертежу .                                                

Личностные: умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов

Регулятивные: умение находить и исправлять ошибки в собственной работе или в работе других участников группы, если проект коллективный

Познавательные: формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами как при изготовлении простейших изделий, так и конструировании объемных макетов животных, зданий, мебели;

Коммуникативные: навыки делового партнерского общения.

Содержание раздела 3 «Изготовление моделей и макетов  технических объектов с использованием современного оборудования» для учащихся 1 -2 года обучения

Темы и содержание тем

 (* темы с контрольными тестами)

Кол-во часов

по годам обучения

Характеристика деятельности учащихся

УУД

1.Основы электротехники.

2.Основные электрические величины:(напряжение, сила тока, сопротивление)

3.Источники питания. Батарейки и аккумуляторы.

4.Источники света. Лампы и светодиоды.

5/5

         6/5

         

          3/5

       

         5/6

Иметь представление о переменном токе и его основных параметрах.

Уметь качественно и правильно производить пайку и монтаж деталей.

Изготавливать простые технические конструкции.

Личностные: ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых в современном техническом конструировании и моделировании.

Регулятивные: развивать интеллектуально-творческие способности по изучению основ электро и радиотехники.

 Познавательные: различать радиоэлектронные компоненты, материалы и различные инструменты. Расширять политехнический кругозор.

Коммуникативные: формировать внутреннюю культуру поведения и нравственности.

5.Моделирование при помощи компьютера.

6.Основные понятия. Уровни и виды моделирования.

7.Изготовление шаблона на компьютере.

8.Выполнение презентации проекта в программе  РР.

4/5

5/5

         3/4

         

         6/6

Совершенствовать навыки работы с клавиатурой.

схемы будущей модели.

Личностные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером.

9.Выжигание.

Древесина и способы её обработки для выжигания.

10. Художественная обработка изделий из дерева.

6/6

5/5

Овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки изделий из дерева.

Уметь работать с электровыжигателем.

Формировать навыки изобразительного искусства и техники художественного выжигания.

Осваивать различные способы рисования по дереву.

Личностные: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

 Регулятивные: отрабатывать практические навыки работы с эл.выжигателем ,  эл.лобзиком.

Познавательные: развивать навыки и умения при работе с древесиной. 

Коммуникативные:формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

.

Содержание раздела 4 «Проектная деятельность».

Темы и содержание тем

 (* темы с контрольными тестами)

Кол-во часов

по годам обучения

Характеристика деятельности учащихся

УУД

 Занятие1. Понятие «конструктивный проект»: создание конкретного, полезного продукта. Выбор проблемы для конструктивного проекта. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта.

1/1

Различать виды проектов и требования к ним.

Определять проблему для конструктивного проекта.

 Формулировать свои желания и определять их в цели и задачи проекта.

Личностные: умение контролировать свою деятельность, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивные: учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале; умение самостоятельно генерировать идеи.

Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, выявлять существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством постановки темы и цели проекта.

Занятие 2. Построение плана действий по решению задач проекта. Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков.

1\1

Личностные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером.

Занятие 3. Проект — это «пять П». Поиск информации

1/3

Личностные: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером.

Занятие 4. Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Работа с собранной информацией. Разработка вариантов проекта.

1/3

Личностные: умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов

Регулятивные: умение находить и исправлять ошибки в собственной работе или в работе других участников группы, если проект коллективный

Познавательные: умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Коммуникативные: навыки делового партнерского общения.

Занятие 5. Выбор варианта будущего продукта. Звездочка обдумывания.

1\2

Личностные: умение осмыслить задачу, находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: развивать навыки оценочной самостоятельности.

Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Занятие 6. Разработка технологической карты продукта

1\3

Личностные: развитие познавательных интересов и активности в области технического творчества; трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

 Познавательные: развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 Регулятивные: самооценка готовности к творческой деятельности в сфере технического труда.

Коммуникативные: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

Занятие 7-9. Изготовление продукта

1\1

1\2

1\4

Личностные: приобретение опыта созидательной и творческой деятельности; умение контролировать свою деятельность.

Регулятивные: самооценка собственной трудовой деятельности.

Познавательные: развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения; умение работать в группе, умение партнерского и делового сотрудничества.

Занятие 10-11. Внесение изменений в ход реализации проекта и оформление документации. Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др

1\1

1\2

Личностные: приобретение опыта созидательной и творческой деятельности; умение контролировать свою деятельность.

Регулятивные: умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, выявлять существенные и несущественные признаки; развитие логического мышления

Коммуникативные: умение вести дискуссию; умение находить компромисс.

Занятие 12. Презентация проекта.

1\1

Создавать презентацию продукта проекта.

Развивать навыки монологической речи.

Формировать умение публичного выступления

Личностные: умение публичного выступления; способность отстаивать собственную точку зрения, презентовать продукт собственной деятельности

Регулятивные: навыки оценочной самостоятельности (адекватная самооценка своей деятельности и качества продукта собственной деятельности)

Познавательные: разработка варианта рекламы продукта деятельности

Коммуникативные: умение уверенно держать себя во время выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы.

. 

.

.

.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методическое обеспечение программы.

Б.А. Козлов «Город мастеров»

Ю.С. Костенко, В.И. Столяров «Модель и машина»

В.М. Осипенко «Юный техник»

Ж.В. Шквыря «Поделки из бумаги»

Н.А. Цирульник «Технология»

И.А. Агапова, И.А. Давыдова «Поделки и подарки к праздникам»

А.П. Журавлева, Л.А. Болотина «Начально-техническое моделирование»

Журналы «Мир техники»

Журналы «Коллекция идей»

Журналы «Дети, техника, творчество»

Журналы «Техника молодежи»

Краткое пособие моделисту.

Словарь терминов.

Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).

Раздаточный материал.

Оборудование

Выжигатели.

Набор инструментов.

Наждачная бумага.

Копировальная бумага.

Наборы для выжигания.

Фанера.

Лобзик.

Чертежи технических объектов, эскизы деталей.

Наборы чертежных инструментов.

Наборы картона, цветной , гофрированной бумаги.

Видеоматериалы.

Ноутбук.

Литература.

     1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;

   2.Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном   округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;

  3.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;

  4.Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;

  5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;

  6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

    7.Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;

     8.Г.И.Перевертень «Техническое творчество в начальных классах». Книга для учителя по внеклассной работе. – М.Просвещение, 1988г.

     9.Ж.Шквыря «Поделки из бумаги» - Харьков-Белгород. Издательство «Клуб семейного досуга», 2011г.

    10.Н.М.Конышева «Чудесная мастерская». Смоленск. Издательство «Ассоциация 21 век», 2002г.

Методические разработки:

- Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия»;

- В.М. Осипенко «Юный техник»;

- Е.Н. Шиянов, Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования».

Список литературы для детей

  1. Гаевский О.К. Авиамоделирование. - М.: Патриот, 1990.
  2. Костенко В.И. Столяров Ю.С. Модель и машина.- М.: ДОСААФ, 1981.
  3. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров.- М.: ДОСААФ, 1982.
  4. Настольная энциклопедия для мальчиков «Мир увлечений». – Минск: Современный литератор, 1999.

Сайт - ФГОС - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...