Статья "Профессиональные пробы в Школе музейного дела Патриотического объединения «ЛЕНРЕЗЕРВ»
статья (8, 9, 10, 11 класс)
Обобщен опыт сотрудничества школы с Патриотическим объединением "ЛЕНРЕЗЕРВ". Реализация проекта "Искусство помнить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональные пробы в Школе музейного дела
Патриотического объединения «ЛЕНРЕЗЕРВ»
Коновалова Алла Евгеньевна
ГБОУ школы №496 Московского района Санкт-Петербурга
Патриотическое воспитание – очень важный аспект воспитательной работы в образовательном учреждении. Именно патриотизм становится основой личности школьника – быть патриотом, не зная или не принимая культуру, историю, ценности, нравственные устои и принципы своего народа, своей страны, просто невозможно.
Мероприятия патриотической направленности нельзя рассматривать только с этой точки зрения, так как они многогранны в своих целях, содержании, результатах. Ярким примером является опыт старшеклассников школы №496 Московского района.
В 2017 году 12 ребят из актива школы, добровольцы 9–11 классов, познакомились с деятельностью Патриотического объединения «Ленрезерв», заинтересовались возможностью попробовать свои силы в качестве помощников экскурсоводов по экспозиции и активно включились в освоение нового опыта. (Патриотическое объединение «Ленрезерв» — общественная некоммерческая организация, в основе которой коллекция автомобилей, военной техники, материального и духовного наследия времён Второй Мировой войны. Экспозиция открыта для свободного посещения в дни празднования памятных дат Великой Отечественной войны.)
Этот опыт оказался настолько интересным для школьников, что к концу 2018 года в группе насчитывалось уже 25 участников, добровольцев 8–11 классов. В 2019 году 32 обучающихся 7–11 классов и выпускники школы №496 разработали проект «Мы вместе!». Цель проекта – создать Союз юных добровольцев -экскурсоводов «Связные Памяти», отстаивающих историческую правду о Великой Отечественной войне, через личное участие и активное вовлечение сверстников в организацию экскурсий, инсталляций, реконструкций на значимых объектах Санкт Петербурга с глубоким погружением в эпоху военного времени. Проект призван помочь решать одну из важнейших национальных проблем России XXI века – сохранение исторической памяти.
Задачи проекта:
- Расширение возможностей личного вклада школьников в сохранение ценности и значения героического подвига Ленинграда;
- Вовлечение школьников в добровольческую деятельность в качестве полноправных экскурсоводов наравне со взрослыми в патриотическом объединении «ЛЕНРЕЗЕРВ», на аллее Памяти Пискаревского мемориального кладбища, в Московском парке Победы, на исторических местах блокадного Ленинграда;
- Распространение среди школьников образовательных учреждений Санкт-Петербурга информации о новых форматах получения исторических подлинных фактов об истории блокады Ленинграда;
- Организация просветительских мероприятий, посвященных истории блокады Ленинграда, в образовательных учреждениях по методике «Сверстник обучает сверстника».
Значимость проекта:
- предоставление возможности каждому учащемуся-добровольцу внести личный вклад в сохранение исторической правды на значимых объектах;
- проведение экскурсий учащимися о блокаде лучше воспринимаются и надолго запоминаются сверстниками. Дети доверяют детям, охотнее знакомятся с историей родного города, страны, активнее включатся в добровольческую деятельность;
- получение новых знаний об истинной истории блокадного Ленинграда, о милосердии, сострадании, готовности защищать свой дом, город, страну;
- повышение статуса школьников-экскурсоводов, как достойных преемников поколения-победителей. Добровольцы проекта «Мы вместе!» станут настоящими связными между прошлым и будущим.
Были разработаны этапы работы:
- Определение проблемы, цели и задач проекта;
- Обоснование актуальности, социальной значимости проекта;
- Сбор информации от социологов, юристов, экспертов, журналистов;
- Планирование действий по реализации проекта;
- Самостоятельная исследовательская работа по составлению текстов экскурсий для работы в качестве добровольцев на тематических экспозициях ПО «ЛЕНРЕЗЕРВ».
Уже на третьем этапе стало ясно, что, собирая информацию у специалистов – социологов, юристов, журналистов, – снимая видеофильмы, рассказывая экскурсантам истории своих героев, ребята приобретают и знания о профессиях, и определенные навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности в каждой их этих областей.
В 2019 году ПО ЛЕНРЕЗЕРВ посетили все учащиеся школы № 496, педагоги, родители, родственники, друзья
Результаты
- Создание Союза школьников добровольцев «Связные памяти», объединяющего школьников образовательных учреждений на основе общего интереса к исторической правде о подвиге Ленинграда, способствующего повышению уровня знаний и расширению возможностей личного вклада в сохранение памяти о героическом прошлом блокадного Ленинграда;
- Разработка макета сборника текстов экскурсий в патриотическом объединении «ЛЕНРЕЗЕРВ» по результатам исследовательских работ школьников-добровольцев;
- Создание фильма о работе школьников добровольцев в ПО «ЛЕНРЕЗЕРВ».
Проект стал финалистом Всероссийского конкурса «Я - гражданин России!». Результаты работы по проекту были представлены на одной из летних смен Всероссийского детского центра «Смена».
На этом сотрудничество с ПО «Ленрезерв» не закончилось, оно перешло на качественно новую ступень. Специально для наших ребят сотрудники объединения создали Школу музейного дела, в рамках которой проходят занятия по развитию коммуникативных навыков, конфликтной компетентности, уроки выразительного чтения. Школьники учатся работать с архивами, другими источниками информации, собирают материалы по предлагаемым темам, составляют тексты экскурсий, участвуют в мастер-классах ведущих экскурсоводов «Ленрезерва».
Фактически то, что происходит в рамках Школы музейного дела – это серьезные профессиональные пробы по специальности экскурсовод. Теперь ребята не просто помощники-добровольцы, а полноправные специалисты, проводящие захватывающие экскурсии для самых разных посетителей экспозиции – от маленьких детей до президента. Нельзя забывать и о том, что своим опытом ребята делятся со сверстниками на уроках мужества, классных часах, фестивалях. Старшее поколение добровольцев обучает младших, и принцип «равный-равному» срабатывает стопроцентно в пользу «педагогов».
Пока еще мы не можем сказать, сколько выпускников выберет в дальнейшем этот профессиональный путь, но эти надпрофессиональные навыки обязательно окажутся востребованными каждым из участвовавших в профпробах Школы музейного дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-102672-1364149480.jpg)
Планирование работы кружка Музейное дело
Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-352489-1391060348.jpg)
Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов
Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-393289-1392710599.jpg)
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-410949-1393438143.jpg)
элективный курс "Основы музейного дела"
программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-676245-1443606485.jpg)
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении соревнований среди патриотических объединений школ Раменского района по военно-прикладным дисциплинам и видам спорта «Наследники Победы»
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении соревнований «Наследники Победы»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273416-1601432124.jpg)
Программа объединения «Музейное дело»
Роль краеведения чрезвычайно велика. Молодой человек должен знать свой край. Только то, общество имеет будущее, которое не забыло свое прошлое. Школьный музей является систематизированным, тематически...