Статья "Профессиональные пробы в Школе музейного дела Патриотического объединения «ЛЕНРЕЗЕРВ»
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Обобщен опыт сотрудничества школы с Патриотическим объединением "ЛЕНРЕЗЕРВ". Реализация проекта "Искусство помнить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konovalova_ae_496_shkola.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональные пробы в Школе музейного дела

Патриотического объединения «ЛЕНРЕЗЕРВ»

Коновалова Алла Евгеньевна

ГБОУ школы №496 Московского района Санкт-Петербурга

Патриотическое воспитание – очень важный аспект воспитательной работы в образовательном учреждении. Именно патриотизм становится основой личности школьника – быть патриотом, не зная или не принимая культуру, историю, ценности, нравственные устои и принципы своего народа, своей страны, просто невозможно.

Мероприятия патриотической направленности нельзя рассматривать только с этой точки зрения, так как они многогранны в своих целях, содержании, результатах. Ярким примером является опыт старшеклассников школы №496 Московского района.

В 2017 году 12 ребят из актива школы, добровольцы 9–11 классов, познакомились с деятельностью Патриотического объединения «Ленрезерв», заинтересовались возможностью попробовать свои силы в качестве помощников экскурсоводов по экспозиции и активно включились в освоение нового опыта.  (Патриотическое объединение «Ленрезерв» — общественная некоммерческая организация, в основе которой коллекция автомобилей, военной техники, материального и духовного наследия времён Второй Мировой войны. Экспозиция открыта для свободного посещения в дни празднования памятных дат Великой Отечественной войны.)

Этот опыт оказался настолько интересным для школьников, что к концу 2018 года в группе насчитывалось уже 25 участников, добровольцев 8–11 классов. В 2019 году 32 обучающихся 7–11 классов и выпускники школы №496 разработали проект «Мы вместе!». Цель проекта – создать Союз юных добровольцев -экскурсоводов «Связные Памяти», отстаивающих историческую правду о Великой Отечественной войне, через личное участие и активное вовлечение сверстников в организацию экскурсий, инсталляций, реконструкций на значимых объектах Санкт Петербурга с глубоким погружением в эпоху военного времени. Проект призван помочь решать одну из важнейших национальных проблем России XXI века – сохранение исторической памяти.  

Задачи проекта:

  1. Расширение возможностей личного вклада школьников в сохранение ценности и значения героического подвига Ленинграда;
  2. Вовлечение школьников в добровольческую деятельность в качестве полноправных экскурсоводов наравне со взрослыми в патриотическом объединении «ЛЕНРЕЗЕРВ», на аллее Памяти Пискаревского мемориального кладбища, в Московском парке Победы, на исторических местах блокадного Ленинграда;
  3. Распространение среди школьников образовательных учреждений Санкт-Петербурга информации о новых форматах получения исторических подлинных фактов об истории блокады Ленинграда;
  4. Организация просветительских мероприятий, посвященных истории блокады Ленинграда, в образовательных учреждениях по методике «Сверстник обучает сверстника».

Значимость проекта:

 - предоставление возможности каждому учащемуся-добровольцу внести личный вклад в сохранение исторической правды на значимых объектах;

- проведение экскурсий учащимися о блокаде лучше воспринимаются и надолго запоминаются сверстниками. Дети доверяют детям, охотнее знакомятся с историей родного города, страны, активнее включатся в добровольческую деятельность;

- получение новых знаний об истинной истории блокадного Ленинграда, о милосердии, сострадании, готовности защищать свой дом, город, страну;

- повышение статуса школьников-экскурсоводов, как достойных преемников поколения-победителей. Добровольцы проекта «Мы вместе!» станут настоящими связными между прошлым и будущим.

Были разработаны этапы работы:

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта;
  2. Обоснование актуальности, социальной значимости проекта;
  3. Сбор информации от социологов, юристов, экспертов, журналистов;
  4. Планирование действий по реализации проекта;
  5. Самостоятельная исследовательская работа по составлению текстов экскурсий для работы в качестве добровольцев на тематических экспозициях ПО «ЛЕНРЕЗЕРВ».

Уже на третьем этапе стало ясно, что, собирая информацию у специалистов – социологов, юристов, журналистов, – снимая видеофильмы, рассказывая экскурсантам истории своих героев, ребята приобретают и знания о профессиях, и определенные навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности в каждой их этих областей.

В 2019 году ПО ЛЕНРЕЗЕРВ посетили все учащиеся школы № 496, педагоги, родители, родственники, друзья

Результаты

  1. Создание Союза школьников добровольцев «Связные памяти», объединяющего школьников образовательных учреждений на основе общего интереса к исторической правде о подвиге Ленинграда, способствующего повышению уровня знаний и расширению возможностей личного вклада в сохранение памяти о героическом прошлом блокадного Ленинграда;
  2. Разработка макета сборника текстов экскурсий в патриотическом объединении «ЛЕНРЕЗЕРВ» по результатам исследовательских работ школьников-добровольцев;
  3. Создание фильма о работе школьников добровольцев в ПО «ЛЕНРЕЗЕРВ».

Проект стал финалистом Всероссийского конкурса «Я - гражданин России!». Результаты работы по проекту были представлены на одной из летних смен Всероссийского детского центра «Смена».

На этом сотрудничество с ПО «Ленрезерв» не закончилось, оно перешло на качественно новую ступень. Специально для наших ребят сотрудники объединения создали Школу музейного дела, в рамках которой проходят занятия по развитию коммуникативных навыков, конфликтной компетентности, уроки выразительного чтения. Школьники учатся работать с архивами, другими источниками информации, собирают материалы по предлагаемым темам, составляют тексты экскурсий, участвуют в мастер-классах ведущих экскурсоводов «Ленрезерва».

Фактически то, что происходит в рамках Школы музейного дела – это серьезные профессиональные пробы по специальности экскурсовод. Теперь ребята не просто помощники-добровольцы, а полноправные специалисты, проводящие захватывающие экскурсии для самых разных посетителей экспозиции – от маленьких детей до президента. Нельзя забывать и о том, что своим опытом ребята делятся со сверстниками на уроках мужества, классных часах, фестивалях. Старшее поколение добровольцев обучает младших, и принцип «равный-равному» срабатывает стопроцентно в пользу «педагогов».

Пока еще мы не можем сказать, сколько выпускников выберет в дальнейшем этот профессиональный путь, но эти надпрофессиональные навыки обязательно окажутся востребованными каждым из участвовавших в профпробах Школы музейного дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Планирование работы кружка Музейное дело

Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...

Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов

Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

элективный курс "Основы музейного дела"

программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....

Программа объединения «Музейное дело»

Роль краеведения чрезвычайно велика. Молодой человек должен знать свой край. Только то, общество имеет будущее, которое не забыло свое прошлое. Школьный музей является систематизированным, тематически...