занятие темперамент
план-конспект занятия (9 класс)

Зотова Оксана Борисовна

Темперамент и его влияние на выбор вида деятельности в работе ученического самоуправления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по теме

«Темперамент и его влияние на лидерские качества человека»

педагога дополнительного образования Зотовой Оксаны Борисовны

Цель  урока: создать условия для повышения внутренней  мотивации обучающихся на достижение успеха в деятельности органа ученического самоуправления.

Задачи урока:

Познавательные: познакомить обучающихся с понятием «темперамент», его типами и свойствами, раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах деятельности.

Личностные: формировать у подростков умение анализировать психические особенности личности, развивать умения подбирать виды деятельности под типы темперамента, соотносить свой тип темперамента с предполагаемым выбором деятельности в органе ученического самоуправления.

Коммуникативные: создать психологический комфорт на занятии для эффективного восприятия, исследования и обсуждения учебного материала, взаимодействия, аргументирования собственного мнения и позиции, поддерживать стремление детей вносить посильный вклад в получение результата, активизировать процесс рефлексии.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, осуществлять самоконтроль, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Методы:        словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский, тестирование.

Оснащение: мультимедиа проектор, компьютер, экран, доска, презентация, тесты, бланки для ответов, карточки индивидуальных заданий.

Форма организации деятельности:  групповая, индивидуальная, индивидуально - фронтальная.

Ожидаемые результаты:

- расширение объема знаний об особенностях типов темперамента;

- помощь в выборе деятельности органа ученического самоуправления;

- умение соотносить тип темперамента с особенностями деятельности органа ученического самоуправления.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация. (1 минута)
  2. Изучение нового материала. (29 минут)
  3. Закрепление учебного материала. (12 минут)
  4. Итог урока. Рефлексия деятельности. (3 минуты)                

Сценарий.

  1. Организационный момент. Мотивация.

(Проверить готовность к уроку,  создать эмоциональный настрой на  работу)

Добрый день, друзья! Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мы с вами приоткроем ещё одну тайну своего собственного «Я» и станем ещё на 1 шаг ближе к осознанному выбору деятельности в органе ученического самоуправления.

2. Изучение нового материала.

(Постановка проблемного вопроса)

Ребята, сейчас я раздам карточки с заданиями (4). Участников прошу подготовиться, а остальных внимательно посмотреть на ситуацию, которую обыграют наши «актеры».

(Разыгрывание сценки)

Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слёзы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела! А ну, открывай!», - горячился второй, дубася кулаками в ворота.  «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем, подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё, а?», - взял в свои руки инициативу четвёртый.

Спасибо артистам, вы справились с заданием. А теперь вопрос. Как вы думаете, почему все так по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию, чем  можно объяснить разное поведение людей?

 (ученики высказывают свои предположения)

Кто догадался, что мы будем сегодня изучать? Для чего вам это нужно?

  (ученики высказывают свои предположения)

Правильно, темперамент. Чтобы  быть успешным, необходимо знать свои природные особенности и уметь правильно их использовать.

Так какую поставим цель урока?

(ученики высказывают свои предположения)

Действительно, цель нашего занятия: получить определённый объем знаний о том, как выявить свои внутренние факторы, чтобы добиться успеха в деятельности органа ученического самоуправления.

Как будем достигать цели? Предложите свои пути.

(ученики высказывают свои предположения)

Хорошо, план озвучен. Начнем с того, что такое темперамент.

Немного истории. Само слово «темперамент» в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, чёрная и жёлтая желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков— желтая желчь (“холе”), у флегматиков—слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов—черная желчь (“меланхоле”).

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. (в тетрадь)

Вы уже видели на примере, что все люди реагируют на обстоятельства по-разному.  Для одних характерна эмоциональная стабильность, спокойствие, для других – эмоциональная неуравновешенность. Одни в ситуации активны и общительны, другие – пассивны и замкнуты.

Итак, всего 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Начертим эту схему в тетради, примерно на пол листа.

(Использование материалов для более яркой характеристики типа темперамента)

Холериков отличает активность и ярко выраженные эмоции и чувства. (Вспомним Карлсона из фильма “Приключения Малыша и Карлсона”)

Сангвиников также - энергичность, но в отличие от холериков, эмоциональная уравновешенность. (Ярким представителем является Буратино из фильма “Приключения Буратино”)

Флегматиков отличает пассивность и спокойствие. (Это, конечно же, кот Матроскин из мультфильма “Приключения в Простоквашино”)

Меланхолики пассивны и эмоционально не уравновешены. (Ослик Иа из мультфильма “Винни-пух и его друзья”)

Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов, какой-либо из них может доминировать.

А хотелось бы вам узнать свой тип темперамента и какая деятельность в органе ученического самоуправления вам подходит? К схеме мы вернёмся позже.

(Тест на определение темперамента, заполнение бланков для ответов, обработка результатов)

Запишем вывод, какой тип темперамента у вас доминирует.

А теперь я предлагаю вам провести исследование тестового материала и выписать свойства всех типов темперамента в схему, которую мы начертили ранее, затем продолжим обсуждение. (работа с тестами)

Начнём с холерика. Что его отличает от других?

(дети отвечают, учитель дополняет)

Холерика отличает энергичность, импульсивность, нетерпеливость, несдержанность, активная мимика и жестикуляция, неусидчивость, склонность к риску.

Сангвиника - жизнерадостность, открытость, беззаботность, непостоянство,

яркая мимика и жестикуляция, выносливость, работоспособность.

Флегматика отличает любовь к порядку и планированию, вдумчивость, рассудительность, старательность, спокойствие, вялость, сдержанность.

Меланхолика -  застенчивость, обидчивость, нерешительность, тревожность, отсутствие мимики и жестикуляции, молчаливость, тихая, слабая речь.

  1. Закрепление учебного материала.

(формирование компетентных качеств)

Задание №1: Определите тип темперамента по картинке, поясните, почему так думаете.

Задание №2: Определите тип темперамента по картинке, поясните, почему так думаете.

Задание №3: Кто сможет добиться большего успеха, выполняя работу, требующую постоянной смены деятельности?

Задание №4:  Кто сможет добиться большего успеха, выполняя монотонную и кропотливую работу?

Действительно, одни виды деятельности предъявляют высокие требования к выдержке и самообладанию, другие к энергичности и быстроте реакции, одни  требуют усидчивости, выносливости, но есть такие, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента.

Холерику подходит работа, в которой необходим риск, решительность, мобильность, энергичность, постоянная смена деятельности. Как вы думаете, в какой деятельности он может добиться успеха?

(дети отвечают, учитель дополняет)

Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он получает новые задания. Ему подходят виды деятельности, связанные с общением и организацией деятельности других людей. Ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и, вместе с тем, уравновешенности. Как вы думаете, какая работа подходит сангвиникам?

(дети отвечают, учитель дополняет)

Флегматик наибольших успехов может достигнуть в работе, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности, но там, где необходимы усидчивость, последовательность и настойчивость. Назовите профессии для флегматика.

(дети отвечают, учитель дополняет)

Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений, высокой чувствительности. Он может спокойно трудиться за столом, либо заниматься исследованием, творчеством, моделированием, конструированием. Но ему противопоказаны профессии, связанные с постоянными стрессовыми ситуациями, с неожиданностями и сложностями. Какие профессии можно ему посоветовать?

(дети отвечают, учитель дополняет)

Вам уже знакомы биографии Петра I, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они - выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако обладали разными типами темперамента. Петр I был сангвиником, М. И. Кутузов — флегматиком, А. В. Суворов — холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Как вы думаете, почему среди полководцев нет представителя такого типа темперамента как меланхолик?

А теперь вспомним писателей и их творчество.  Кем по темпераменту был  И. А. Крылов? Флегматиком. Н. В. Гоголь? Меланхоликом. А. С. Пушкин? Холериком. М. Ю. Лермонтов? Сангвиником. 

Индивидуальное задание: 

Задание №1: Исходя из кратких характеристик темпераментов определите, какие виды деятельности подойдут вашему доминирующему типу темперамента, объясните почему.

(ответы учеников, обсуждение, дополнения учителя и других учеников)

Задание №2: Вставьте слова в предложение. На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента. 

(ответы обучающихся)

Согласны ли вы с этим утверждением?

(ответы обучающихся)

Задание №3: Определите тип темперамента представителей разных профессий, поясните, почему так думаете.

  1. Светлана считается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна и энергична, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
  2. Андрей работает программистом. Все время спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость — к концу дня работоспособность уменьшается.
  3. Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен, спокоен.

4. Итог урока. Рефлексия деятельности.                  

Ребята, какой вывод мы можем сделать на основе изученного материала?

Достигли ли мы цели, поставленной вначале?

Что узнали на уроке?

Определите важность полученных знаний по шкале от 1 до 5.

На уроке вы не только получили определённые знания, но и учились другим действиям. Назовите их. Правильно, анализировать и находить главное, работать с тестом, аргументировать свои ответы. Всё это поможет вам в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие по теме "Что такое темперамент?"

Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы коррекционно-образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения в спе...

Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"

Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам....

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Темперамент в выборе профессии», 9 класс

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе-интернат....

Профориентационное занятие "Темперамент и будущая профессия"

Зная свой ведущий тип темперамента, можно выбрать будущую профессию. В ходе занятия дети проходят диагностику ведущего типа темперамента и получают рекомендации по выбору будущей профессии.Занятие буд...

Онлайн-занятие "Темперамент и профессия"

В материале представлена краткая характеристика особенностей темперамента, способствуюшая выполнять те или иных профессиональные функции. Даны общие рекомендации о соотнесение своего темперамента с вы...

Презентация к занятию "Темперамент"

Подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успех...