Конспект коррекционно-развивающего занятия «Темперамент в выборе профессии», 9 класс
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Колбаносова Анастасия Николаевна

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе-интернат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект коррекционно-развивающего занятия

                                       «Темперамент в выборе профессии», 9 класс

Цель: Повышение уровня психологической грамотности учащихся, познание себя и окружающих людей для бесконфликтного и правильного построения взаимоотношений в социуме.

Задачи: 

  • Углубить и закрепить знания учащихся о темпераменте и свойствах нервной системы, полученные на уроках биологии в 8 классе.
  • Познакомить детей с характеристикой каждого типа темперамента
  • Познакомить детей с типами темперамента и их характеристикой
  • Выявить тип темперамента с помощью теста
  • Показать влияние типа темперамента на характер профессиональной деятельности

Ход занятия

I. Организационный момент.

По сложившейся традиции каждое наше занятие начинается с игры.

Игра в профессии. Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

II. Актуализация знаний учащихся

Притча "Возможности и результат" (приложение 1)

В чем суть этой притчи?

Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.

Как вы думаете, от чего это зависит? С чем это связано?

Ещё в глубокой древности, наблюдая за внешними особенностям людей, ученые обратили внимание на большие индивидуальные различия в их поведении и речи. Одни - подвижные, энергичные, эмоционально возбудимые, с громкой и быстрой речью. Другие - медлительные, спокойные, невозмутимые, разговор ведут неспешный.

Известный психолог Черлин писал: "Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены:". Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

В основе этих проявлений лежат свойства нервной системы, которые имеют наследственную природу и являются стабильными характеристиками личности. С ними нельзя не считаться, так как они непосредственно влияют на учебную и трудовую деятельность.

Всё, что вы назвали, относится к определенным свойствам личности, т.е. к темпераменту человека. Т.о. тема нашего занятия: " Темперамент и выбор профессии". СЛАЙД 1-2.

Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреч. ученого и врача Гиппократа VI в. до н. э. СЛАЙД 3. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков организма":

Ещё одно из объяснений темперамента даёт Иван Петрович Павлов, основываясь на свойствах нервной системы. СЛАЙД 4.

Павлов выделил три свойства:

  1. Динамичность (подвижность), т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения
  2. Сила, как способность нервной системы выдерживать сильные раздражители
  3. Уравновешенность, как равные положения двух составляющих вегетативной нервной системы парасимпатического отдела (успокаивает, тормозит) и симпатического отдела (активирует, возбуждает)

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделяет 4 типа темперамента. СЛАЙД 5.

  • Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный
  • Холерик: сильный, неуравновешенный, подвижный
  • Флегматик: сильный, уравновешенный, инертный
  • Меланхолик: слабый, неуравновешенный, инертный

Всех людей можно разделить на 2 большие группы: экстраверты ("обращенные вовне") и интроверты ("обращенные внутрь себя"). СЛАЙД 6.

Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.

Рекомендуемые профессии обозначены знаком "+", не рекомендуемые " - ".

Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Рекомендуемые профессии обозначены знаком "+", не рекомендуемые " - ".

Рассмотрим характеристику каждого типа темперамента. СЛАЙДЫ 7-10.

Такое деление на темпераменты весьма условно. Это вовсе не значит, что все сангвиники как близнецы похожи друг на друга. Более того, в природе редко встречаются люди с чистым типом темперамента, обычно преобладает смешанный тип. Нельзя сказать, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны.

Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает ошибок, конфликтов и т.п. А это так важно в наше неспокойное время.

Наверное, вам интересно узнать, какой же тип темперамента преобладает лично у вас. Для этого мы проделаем практическую работу.

III. Практическое задание."Формула темперамента" СЛАЙД 11.

Учащимся предлагается определить тип своего темперамента по формуле А. Белова. Им необходимо отметить знаком "+" те характеристики темперамента, которые для них обычны, повседневны (приложение 2).

Дети определяют формулу своего темперамента.

Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего в вашем классе. Поднимите карточку соответствующего цвета: сангвиники - красную, холерики - желтую, флегматики - зеленую, меланхолики - черную. (Подсчитывается количество карточек по цветам. Делается вывод о преобладающем типе темперамента в данном классе).

Рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента. СЛАЙДЫ 12-15.

Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит. Для полной достоверности необходимо пройти еще несколько тестов, например, Айзенка, состоящего из 60 вопросов, определение структуры темперамента, методика Е. Н. Прощицкая "Определи свой темперамент" и другие.

А сейчас, вспомните, в какой позе вы обычно засыпаете? Есть такая поговорка: "На спине спят короли, на боку мудрецы, на животе богачи".

Оказывается, по позе спящего человека можно определить его темперамент.

Самюэл Данкелл в своей книге "Язык спящего тела" указывает на то, что позиция во время сна отражает дневную деятельность человека. А в 1914 году Альфред Адлер в одной из своих статей отметил: "Тщательное исследование, основанное на обширных данных, наверняка покажет, что позы сна данного человека могут служить индикатором линии его поведения". Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании. СЛАЙДЫ 16-19.

Например, для холерика характерны позы на спине.

  • Для сангвиника - позы на животе.
  • Для флегматика - полузародышевые позы на боку.
  • Для меланхолика - зародышевые позы на боку.

Следует учесть, что темпераменты в "чистом" виде встречаются очень редко. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Нет "плохих" и "хороших" темпераментов.

Вильгельм Вунд сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком. СЛАЙД 20.

IV. Задание для закрепления.

Для того, чтобы закрепить полученные знания о психологических особенностях основных типов темперамента я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Задание 1. СЛАЙД 21.

К какому типу темперамента относятся следующие характеристики:

  • Замкнут, трудно сближается с людьми
  • Говорит быстро, многословен, общителен
  • Движения экономны
  • Тихая неуверенная речь
  • Быстро и легко переключает внимание
  • Берется за дело быстро, энергично
  • Осторожные робкие движения
  • Много лишних движений

Задание 2. СЛАЙД 22.

Рассмотрите рисунки. Определите, где какой темперамент. Объясните свое решение.

Задание 3.

Угадайте, какому типу темперамента посвящено стихотворение.

Очень радостно живет
Вечно песенки поет.
Всем поможет, всех простит,
И на праздник пригласит
Добрый, ласковый, смешной
И немного озорной
 (сангвиник).

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явился ты,
Как реактивное явленье,
Стремлений полный красоты
(холерик).

Спокойствие главный мой козырь,
Мне хочется лишь одного:
Уверенно, четко работать.
И верить, и помнить, и ждать
(флегматик).

Я хочу себя сдержать:
Не заплакать, не стонать.
Но любое сообщенье,
Вызывает огорченье:
Ведь натура у меня очень хрупкая, о да:
(меланхолик)

Попробуйте дома сами сочинить четверостишия о типах темперамента.

V. Итог. Обобщение.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Где вам пригодятся полученные знания?

Я думаю, что с помощью знаний, полученных на этом занятии, вы сможете без труда определить темперамент своих родных, близких, и просто людей, с которыми вам придется общаться в жизни. Помните о том, что на свете нет одинаковых людей, все мы разные и каждый человек интересен по-своему.

Литература. 

  1. Кустобаева Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения (для учащихся 8-9 классов). Казань, 2005 год.
  2. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. - 2-е изд.; доп. И перераб. -М.: Глобус, 2007.-189 с.
  3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии - 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  4. Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии. Материалы к классным собраниям и факультативным занятиям в 8-9 классах.
  5. Римские Р.Р. и С.А. Альманах психологических тестов. - М.: "КСП",1995, 400 с.
  6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2003.
  7. http://ru.wikipedia.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа  темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"

Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам....

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...