Человек и его здоровье
рабочая программа

Рабочая программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bud_zdorov.docx59.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр дополнительного образования  «ЮТА»

«Согласовано»:

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

__________/________________

«___»__________2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. директора ЦДО

__________М.З.Четыз

«___»__________2019 г.

Приказ № ___ от «___» _______2019г.

Принят на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

от «___» ___________2019 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

                              «Человек и его здоровье»

Направленность – социально-педагогическая

Сроки реализации программы – 2 года

Вид программы – модифицированная, модульная

Возраст обучающихся – 7-18 лет

Педагог дополнительного образования Тхатель Светлана Шабановна.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.

Пояснительная записка

Обоснование программы. В рамках Национального проекта «Образование» одной из ключевых задач является воспитание здоровой и гармонически развитой личности.

Занятия ТО «Человек и его здоровье» представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.

Направленность-социально-педагогическая.        

 Степень авторства-модифицированная.

Новизна программыв том, что она формирует у воспитанников  умения поиска информации из различных источников (печатные издания, компьютерные диски, Интернет и т. д), проводить наблюдения, следить за своим здоровьем: физическим, нравственным, духовным, а в дальнейшем сделать правильный выбор будущей профессии.

  Актуальность программы в том, что она пропагандирует гигиенические знания; углубляет содержание раздела биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с курсами биологии, химии. ОБЖ, географии, истории, способствует этическому воспитанию учащихся. Во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного, физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа органически сочетает в себе лекции, практические занятия, занятия с элементами тренингов, участие в проектной деятельности и другие методики организации досуга детей. Занятия по программе пробуждают воображение и творческие силы. Основа практикумов - личный опыт, интересы, увлечения участников.

Отличительной особенностью данной программы является обобщение и структурирование материала, который направлен на развитие у подростков умений и навыков командной работы; подобраны разнообразные методы и приемы, способствующие развитию у подростков организаторских, коммуникативных и креативных способностей через включение в активную социально-досуговую деятельность. Программа использует современные концепции всероссийских проектов, конкурсов, дней единых действий и других мероприятий.

Адресат: обучающиеся в возрасте 7 – 18 лет. Набор в группы производится по желанию ребенка.

Объем программы – 216 часа.

Формы и режим занятий.

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17.) групповая.

Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, занятие с элементами тренинга, мастер-класс, участие в проектной и конкурсной деятельности.

Методы и приѐмы обучения: групповые дискуссии, разбор и анализ жизненных ситуаций, беседа, лекции, рассказ, метод «мозгового штурма», проектная деятельность, «диалог на равных».

Формы подведения итогов:участие обучающегося в проектах и конкурсах РДШ различного уровня, заключительный квест (или др. мероприятие по выбору).

Режим занятий – программа рассчитана на 2 года бучения, 6 часов  в неделю (3 раза в неделю по 2 часа), 216 часа в год.

Цели и задачи программы:

Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.

Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Планируемые результаты.

К концу обучения должны быть достигнуты определенные результаты.

  • Получен опыт участия в мероприятиях различного уровня (подтверждение в виде грамот, сертификатов, благодарственных писем).
  • Организовано не менее одного массового мероприятия в школе.
  • Освоение подростками актерского мастерства и мастерства разработки сценария – не менее одного выступления в роли ведущего на школьном или классном мероприятии, разработано не менее одного сценария школьного мероприятия.
  • Создана копилка методических материалов для работы в условиях лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы.
  • Не менее одного факта участия в проектах и конкурсах РДШ.

В результате освоения программы обучающиеся должны:

  • знать особенности возрастного периода младшего школьного и подросткового возраста;
  • знать нормы охраны жизни и здоровья детей;
  • знать нормативно-правовые основы работы вожатого;
  • знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;
  • знать схему развития лагерной смены;
  • знать методики коллективно-творческих дел;
  • знать педагогические возможности и методику проведения игр;
  • уметь проводить диагностику (индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива);
  • уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);
  • уметь конструировать (творческие воспитательные дела);
  • уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность);
  • уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми, осуществление индивидуального подхода к ребенку);
  • уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);
  • уметь применять навыки оформительской работы (оформление отрядного уголка, изготовление призов.

Индикаторы достижения планируемых результатов.

  • Наличие грамот, сертификатов, благодарственных писем различного уровня.
  • Фотоотчеты с мероприятий.
  • Регистрация на сайте «рдш.рф» и «добровольцыроссии.рф».
  • Прохождение бесплатного обучения в корпоративном университете РДШ и на платформе «Узнай.PRO».

Формы и виды контроля. Собеседование; практические работы в ходе занятий; создание программы по организации летнего отдыха школьников; создание школьных и отрядных уголков. Организация и проведения мероприятий в ходе лагерной смены.

Формы аттестации. По итогам освоения программы наличие участия обучающегося в проектах и конкурсах РДШ различного уровня, заключительном квесте или др. мероприятии по выбору.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретические

практические

Тема 1 «Природоохранная деятельность» (3часа)

1

История природоохранного движения в России

1

2

Природоохранное движение в Костромской области, способствующее здоровью человека.

1

1

Тема 2 «Экология и здоровье  человека» (36 часов)

4-7

Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека

2

2

8-11

Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

2

2

   12-29

Исследовательская работа «Влияние загрязненности атмосферного воздуха в городском парке на здоровье человека

5

12

30-33

Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища. Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека

2

1

34-38

Здоровый образ жизни. Биологические ритмы человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Культура здорового образа жизни

2

2

39-42

Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж БАДы. Фитотерапия в косметологии.

2

2

Тема 3 «Современные проблемы экологических воздействий на организм» (11 часов)

43-44

Экологические проблемы  современности

2

45-46

Антропогенное загрязнение атмосферы

1

1

47-48

Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека.

1

1

49-50

Антропогенное воздействие на почвенный покров.

1

1

51

Экологические проблемы энергетики

1

52-53

Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды

1

1

Тема 4 «Здоровье и факторы риска,  болезни» ( 31час)

54-55

Мужчина и женщина. Брак и планирование семьи

2

56-58

Культура питания. Производ- ство  пищевых продуктов и здоровый образ жизни

2

1

59-60

Наследственные болезни. Диагностика, предупреждение

1

1

61-62

Стресс и расстройства нервной системы. Профилактика и преодоление

1

1

   63-64

Двигательная активность. Утомление. Работа мышц.

1

1

    65-66

Природная среда – источник онкологических заболеваний

2

    69-70

Двигательная активность. Гиподинамия и ее послед ствия

1

1

    71-72

Природная среда – источник инфекционных заболеваний

2

    73-74

Биологические ритмы жизнедеятельности. Погода и самочувствие. Биологически зависимые люди.

2

1

     75-77

Внимание: опасно для жизни! (алкоголизм, наркомания, табакокурение)

2

1

     78-80

Факторы, влияющие на здоровье человека.  ЗОЖ.

2

1

    81-83

Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства

2

1

    84-85

СПИД – мифы и реальность

2

    86-87

Живые вещества переносчики и возбудители болезней

2

     88-89

Влияние сотовых телефонов на организм

2

   90-91

Влияние компьютера на здоровье

человека

2

    92-93

Как противостоять давлению среды

1

2

   94-97

Влияние двигательной активности на организм человека.

2

2

   98-104

Исследовательская работа «Взаимосвязь тонуса вегетативной нервной системы и уровня здоровья учащихся»

6

10

105-107

Иммунитет и здоровье

2

1

Тема 5 «Экологическое состояние  области» (24 часа)

108-109

Ландшафт - как фактор здоровья

1

1

110-112

Биологические загрязнения и здоровье человека

2

1

 113-115

Химические загрязнения и здоровье человека

2

1

116-119

Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем

1

3

 120-132

Исследовательская работа «Определение загрязнения атмосферы в зимнее время по снежному покрову и влияние на здоровье человека»

2

10

Тема 6. Здоровый образ жизни (37 ч.)

 133-136

Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека.

2

2

 137-141

Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления

4

2

 142-145

Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация

2

2

146-148

Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны.

2

1

149-153

Экспериментальная работа. «Влияние физических и закаливающих нагрузок на организм. Планирование своего режима дня с учетом полученных данных».

3

2

154-169

Исследовательская работа  «Диагностические исследования своего организма».

5

10

Тема 7Культура здоровья.(37ч.)

 170-174

Режим труда и отдыха. Работоспособность -  важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течение  дня, недели, месяца, года, нескольких лет.

2

2

175-178

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания.

2

2

179-180

Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности.

2

181-183

 Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиенический режим сна. Гигиена  труда.

4

2

184-187

Целебные силы природы и их воздействие на организм человека.  Фитотерапия.

2

2

188-192

Психогигиена. Особенности ВНД, критические периоды в развитии психики.  Стресс как негативный биохимический фактор.

2

2

193-203

Работа над проектом:

«Моя система красоты и здоровья»

4

6

204-209

Диагностика здоровья (антропометрические и физиологические подходы) Диагностические исследования своего организма Правильное дыхание

3

3

210-213

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

3

1

214-216

Рациональное питание и культура здоровья. Проблемы взросления и культуры здоровья

2

2

Итого:  216 часов.

                                                             Содержание программы.

 

Тема I: Вводное занятие 6 часов.

1 .Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, противопожарной безопасности, действия в ЧС (чрезвычайной ситуации)

Знакомство с учащимися, их интересами, беседа о туризме. Необходимость знаний техники безопасности, сюжетная игра по правилам поведения.

2. Человек в мире

Мы в этом мире не одни

3.Изменения современного мира и человека

История развития человеческого общества

Тема 2: Человек и окружающая среда 20 ч.

1. Чрезвычайные ситуации -источники опасности

Какие ситуации возможны в нашем мире.

2.Геологические процессы Земли и их последствия

Знакомство со стихийными явлениями, правила поведения – игра “Как выжить

З.У природы нет плохой погоды

Град, смерчи, ветра как они появляются на Земле, просмотр к/ф

4. Красивые снежинки

Образование лавин, добрый сенбернар, рассказ о животных

5.Как в лесу хорошо!

Красота осеннего леса, экскурсия

6.Ориентирование. Азимут. Способы ориентирования. Ориентирование по местным признакам.

Основные направления сторон горизонта, дополнительные, вспомогательные стороны. Азимутное кольцо. Практическое задание: построение на бумаге заданных углов, измерение азимута по карте.

Ориентирование с помощью карты, необходимость непрерывного ориентирования, чтения карты в походе. Движение по легенде, опрос жителей.

Суточное движение Солнца, определение азимута по Солнцу, Луне, Полярной звезде.

7. Организация туристического быта, привалы и ночлеги. Организация привала. Развертывание, свертывание лагеря. Уборка лагеря перед уходом

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность привалов в зависимости от природных условий физического состояния участников. Выбор места для привала, основные требования к месту привала. Выбор места для палаток, костра, забор воды, мусорной ямы, туалета, заготовка дров. Уборка лагеря.

8.Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком, правила купания.

Меры безопасности и оказание медицинской помощи.

9.Природа и безопасность.

Знакомство с ядовитыми растениям, грибами, оказание помощи при отравлениях

10. Природа и безопасность

Встреча с обитателями леса, клещ-бич Подмосковных лесов Творческое занятие – плакат “Не навреди!”

11 .Причины пожаров в природе

Знакомство с причинами пожаров в природе, огонь-друг и враг. Часто человек сам виноват

12. Солнце, воздух и вода

Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья, но всё хорошо в меру. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

13.Закаливание организма ценилось всегда. Инфекционные заболевания в осенний период

Механизмы защиты организма, иммунитет

Знакомство со школой закаливания Иванова, упражнения для утренней гимнастики

Профилактика ОРЗ, плакат “Будь здоров”

Познакомить с навыками ЗОЖ, для чего нужен иммунитет

14. Викторина

Конкурс “Я с природою дружу”, оформление плаката

Тема 3:Характер и темперамент и возможности человек 10ч.

1 .Все мы разные такие

Определение критериев различий людей Земли. Скажи мне кто твой друг...

2Темпераментный я такой.

Определение своего темперамента, навыки общения с другими людьми.

3.Что-то с памятью моей стало.

Виды памяти, что такое склероз и как запомнить всё на свете.

4.Есть сила воли у меня

Волевые черты, зачем нужна воля, проведение игры “Прочитай информацию”

5.Твои возможности человек

Ты самый сильный, мудрый. Знакомство с рекордами книги Гиннеса, и что я могу сделать.

Тема 4: Стресс и способы защиты от него 14ч

1 .Что такое стресс?

Что такое стресс? Стресс человека и животного в чём отличия

2.Причины стрессов

Игровое занятие “Почему я волнуюсь?”

3. Как избежать стресса? Все болезни от нервов

Релаксация нужна, научись защищать, сохранить здоровье

4.Аутотренинг, нервные клетки не восстановишь

Я спокоен, очень спокоен,

5 Поведение в экстренных ситуациях

Стресс – враг, механизм его действия на здоровье

6.Занятия без стрессов

Как учиться без стресса, составление памятки “Всё по плечу”

7. Игровое занятие “Люби себя”

Игровое занятие “Люби себя”

Тема 5: Влияние музыки на организм человека б часов

1 .Музыка, которая мне нравиться

Знакомство с музыкой народов мира, причинами её популярности,

2. С музыкой на все времена

Опасность громкой музыки, влияние на слух, ох уж эти наушники

3 Конкурс “Нам песня строить и жить помогает”

Конкурс “Нам песня строить и жить помогает”– угадай мелодию, спой любимую песню

Тема 6: Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 16 часов.

1 .Личная гигиена человека.

Понятие о гигиене, гигиена тела, значение водных процедур. Гигиена одежды, обуви.

2.Сущность закаливания

Роль закаливания в занятиях туризма.

Закаливание солнцем, воздухом, водой.

3.Сущность закаливания

Знакомство с системой Иванова.

4.Физическйе упражнения и туризм

Систематичность занятий физкультурой для достижения результатов, проведение “Веселых стартов”

5. Вредные воздействия курения,

алкоголя.

Беседа, конкурс плаката на данную тематику.

6. Походная медицинская аптечка.

Аптечка автолюбителя.

Составление аптечки, хранение, транспортировка. Перечень лекарственных средств и их назначение.

7.Основные приёмы оказания первой медицинской помощи

Заболевания . Различные травмы. Ожоги, солнечный тепловой удар. Помощь утопающему, обморожение. Искусственный массаж. Укусы животных. Пищевые отравления. Наложение жгута, обработка ран, промывание желудка

8.Приемы транспортировки пострадавшего

Изготовление носилок, волокуш, зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения.

Тема 7: Кожа – зеркало здоровья 4часа

1 Кожные покровы человека

Строение кожи, волосяной покров, защита организма от вредных воздействий

2Личная гигиена кожи

Подбор кремов для кожи, хороши ли тату, пирсинг, маникюр, окрашивание волос. Причины раннего увядания

Тема 8: Смейтесь на здоровье 4 часа

1. Во всём и всегда спасает юмор меня

Смейтесь на здоровье – продлевайте жизнь себе, оптимизм всегда лучше, чем пессимизм. Великие люди о силе смеха.

2. Конкурс смеха

Самый лучший анекдот

Тема 9: Курить -здоровью вредить 18часов

1. Откуда взялся этот табак?

История вредных привычек Разговор по душам, изменения в растущем организме

2.Влияние алкоголя на детский
организм

Разговор по душам, изменения в растущем организме

3. Наркотики и как себя защитить

Разбор наркотических веществ и оценка их влияния на организм

4.Спид – чума столетия

 

5."Умей сказать нет

Умей сказать нет – как противостоять толпе, не поддаться их влиянию

6. Можно ли вылечиться

Просмотр кинофильмов “Поломанная жизнь”

7. Конкурс плакатов

Нет вредным привычкам и их защита

8. Подготовка выступления

Вся жизнь впереди – себя береги, выступление перед уч-ся нач.школы

9.Выступление агитбригады

Вся жизнь впереди – себя береги, выступление перед уч-ся нач.школы

Тема 10: компьютер и наше здоровье 6 часов

1. МВТ на службе человека

ИВТ на службе человека плюсы и минусы

2. Гигиена зрения

Болезни глаз, влияние компьютера, гимнастика для глаз

3. Организация труда. Гиподинамия

 

Тема11: Правила дорожные 20часов

1.Улицы и движение в нашем городе

Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог

2 Правила пользования транспортом Основные понятия и термины ПДД

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

3. Причины ДТП

От “бытовой ”привычки – к трагедии на дороге

4.Где и как переходить улицу. Светофор

Перекрестки и их виды Сигналы светофора с дополнительными секциями

5. Знаки для пешеходов и для водителей

Азбука дороги

6. Движение транспортных средств

Езда на велосипеде, скейте, мопеде. Дополнительные требования для движения велосипедистов

7 Движение по загородным (сельским дорогам)

Движение по загородным (сельским дорогам)

8. Оказание первой мед.помощи (при переломах и других видах травм)

Оказание первой мед.помощи (при переломах и других видах травм

9.Поведение участников и очевидцев

Как мы знаем ПДЦ, Дорожные “ ДТП ловушки”

10.Викторина

Викторина “Знаки дорожные”

Тема 12:Основы правильного питания 18 часов

1.Зачем мы едим, проблемы излишнего веса

Основы правильного питания, что вообще едят люди

2. Голод

Понятие голода, всегда ли нужно есть, режим питания

3 .Диеты

Диеты, расчет массы тела,   составление рациона питания

4. Движение– это жизнь

Есть чтобы жить, комплекс физ.упражнений для проблемных участков тела

5. Вода, фрукты, овощи всегда

Вегетарианство оправдывает себя?

6-7. Культура питания

Сервировка стола, традиционные блюда, душевная беседа. Танец живота

8. Викторина “Здоров будешь- все

забудешь”

Викторина “Здоров будешь- всё забудешь”

Тема 13: Итоговое занятие. 2 часа.

Оформление стендов; “Береги здоровье смолоду”. Подведение итогов, награждение самых активных

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

Методы и формы организации учебных занятий:

  • лекции, семинары, практикумы, спецкурсы;
  • дискуссионные формы работы;
  • тренинги и деловые игры;
  • клубные формы работы;
  • мастерские;
  • работа по группам;
  • демонстрация образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе;
  • встречи и педагогические гостиные с интересными людьми, мастерами – педагогами;
  • включение слушателей в различные направления деятельности;
  • презентация педагогических коллективов детских лагерей;
  • творческая, практическая деятельность;
  • групповое и индивидуальное консультирование на всех этапах обучения и практической деятельности;
  • организацию самостоятельной исследовательской и проектной работы слушателей на различных уровнях, с учетом их интересов.

Педагогические технологии. В работе используются: технология развивающего обучения; технология коллективной творческой деятельности, технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода; игровые технологии; технология сотрудничества; технология проектной деятельности; социализация личности, здоровьесберегающие технологии.

Дидактические материалы. Для проведения занятий необходимы:

  • наглядный материал (сценарии, игры, программы, план - сетки);
  • инструкции по технике безопасности;
  • картотека игр.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • компьютер, множительная техника;
  • канцелярские товары.

Информационное обеспечение:

  • аудио, видео, интернет источники.

               Литература для педагогов:

  • Справочные материалы: Книга для учащихся, М, Просвещение, 1989,
  • Андреев Н.В. “Топография и картография, М, Просвещение, 1985,
  • Берлянт А.М. “Занимательная психология”, М, Просвещение, 1985,
  • Берлин г А.М. “Тесты для подростков”, М, Знание, 1990,
  • Гепымин А.В, “Стресс в нашей жизни”, М, Просвещение, 1984,
  • Куприн А.М. “Слово о диете”, М, Недра, 1987,
  • Кусов В.С. “Основы правильного питания”, М, Недра ,1989,
  • Преображенский А.И. “МВТ в нашей жизни”, М, Просвещение, 1997,
  • Эделыптейн Л.В. “Как себя вести”, М, Недра, 1978,
  • Берлянт А.М. “Рекорды человечества”, М, Мысль, 1986,
  • Постликов А.В. “Наркотические вещества”, М, Наука, 1996,
  • Салищев К.А. “Релаксация”, 3 издание, М, Издательство МГУ,1999,
  • Справочник по ПДД М, 2004г.
  • Правила дороги и комментарий ПДЦМ.Мысль2001.
  • “Образ жизни и вредные привычки”Запорожченко В.Г.
  • “Эмоциональные особенностиформирования личности в детстве”.Гэреслав Г.М.
  • “Избранные психологические исследования” БСЭ. В 30т. 3-е изд.
  • “Детство и общество”. Эриксон Э.
  • “Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности” Ананьев Б.Г.

Список рекомендуемой литературы для родителей.

  • Борисов В.А. “Алкоголь и дети”.
  • Буянов М.И. “Размышление о наркомании”.
  • Омельченко Е. “Герои нашего времени. Социологические очерки”.
  • Запорожченко В.Г. “Образ жизни и вредные привычки”.
  • Лихачёв Д.С. “Письма о добром и прекрасном”
  • Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. – М., 1999.
  • Джексон Адам Дж.10 секретов здоровья: Современная притча о мудрости и здоровье, которая изменит вашу жизнь. – Киев-Москва-Санкт-Петербург: София.
  • Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.
  • Заликина Л. Общий уход. – М.: Медицина, 1982.
  • Здоровый ребенок: Федеральная целевая программа на 2002-2006 гг. Утв.Постановлением Правительства №ГК – П12 – 14958.
  • Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. – М., 1990.
  • Ковалев В.В. Призвание. – М.: Политиздат, 1973.
  • Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых. – М., 1996.
  • Либинтов И.А. Здоровье без лекарств. – М., 1997

Ю.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.,

Список   используемой   литературы.

Авторы

Название пособия

Год издания

1

Величковский Б.Т.

Кирпичев В.И.

Здоровье человека и окружающая среда

М.; 1997

2

Белов В.И.

Энциклопедия здоровья

М., 1989

3

Маль Р.Д.

Человек и его здоровье: сборник опытов и задач с ответами для общеобразовательных учреждений

М., 1997

4

Тихомирова Л.Ф.

Здоровье и здоровый образ жизни: пособие для педагогов и воспитателей

Ярославль, 1997

5

Лебедева Н.Т.

. Формирование здорового стиля жизни школьника.

 Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с

6

Марков В.В.

Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Изд. Ц. «Академия»,– 320 с.

М.Из. центр Академия», . 320 с.

Список литературы, рекомендуемой для детей.

1.Б.Т.Величковский ,В.И.Кирпичев, И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда», Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г.
2.Л.Розенблат «Симфония жизни»,Москва,1990г.
3. В.С. Рохлов  «Школьный практикум. Биология. Человек» , М.,Дрофа,1998г.
4. Газета «Биология»
5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.
6.А.Т.Смирнов, Б .И. Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г.

Список литературы для учителя.

  1. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград. Учитель – 2001г.
  2. М.В. Высоцкая. – Элективные курсы. Экология. - Волгоград. Учитель – 2001г.
  3. Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина. – Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М. – новая школа – 1997г.
  4. О.А. Ерёмина. – Экология и здоровье: викторина для 10х классов. – Биология 1 сентября: газ. – 2001 – № 7.
  5. В.Н. Кузнецов. – Экология дома: Биология 1 сентября: газ. – 1990 - № 31
  6. В.А. Самкова – Экологический практикум. «Город в котором я живу». – Биология в коле: журнал – 2001г. - № 5,7.Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – Методика проведения опытов и наблюденй по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М  Просвещение – 1983г.
  7. И.К. Сивохина. – Питание и здоровье. – М. Медицинская газета – 1990г.
  8. Л.Л. Генкова,– Почему это опасно. – М. Просвещение – 1989г.
  9. Д. Брайен. – Серёзный разговор – алкоголь. – Москва: Махаон – 1998г.
  10. И. Цуцуми. – Массаж для красоты и здоровья. – М: Приада-литера – 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра Тема "Человек и его здоровье"

Своя игра Тема «Человек и его здоровье» Цели:  расширять и систематизировать знания учащихся о личной гигиене; правильно сориентировать учащихся в вопросах режима питания; формировать т...

Классный час на тему: "Человек и его здоровье"

Сегодня у нас классный час на тему “ Человек и его здоровье ”.Известно такое утверждение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял»....

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков:  Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...