Рабочие программы
рабочая программа

Панина Анжелика Игоревна

Рабочие программы размещены на официальном сайте МБОУ "Ингалинская СОШ им.В.А. Колбунова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promdizayn_peredelannyy.doc183.5 КБ
Microsoft Office document icon geooinfor._tehnologii.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ингалинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Владимира Акимовича Колбунова»

«СОГЛАСОВАННО»

        Зам.дир.по УВР

_______В.В.Гаврилова

«___»______2020

«УТВЕРЖДАЮ»

директор ОУ

___________ А.В. Цвецих

«___»______2020

Рассмотренно:

На заседании ассоциации

Протокол №____

«___»______2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ПРОГРАММА

«Промышленный дизайн»

Срок реализации: 1 год

Трудоемкость: 72 часа

Целевая аудитория: 11-14 лет

Форма обучения – очная, сетевая

Направление : техническое

Автор-составитель:

Панина Анжелика Игоревна

педагог дополнительного образования

МБОУ «Ингалинская СОШ им. В.А. Колбунова»

с. Ингалы

2020 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Промышленный дизайн» рассчитана на 72 часа. Срок реализации программы 1 год. Целевая аудитория: 11-14 лет

Программа реализуется в двух формах: очная (для обучающихся МБОУ «Ингалинская СОШ им. В.А. Колбунова» и сетевой (для обучающихся школ юга Большереченского района)

Актуальность: дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна.

Данная программа направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося.

Программа  «Промышленный дизайн» представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение учебного года параллельно с освоением школьных предметов «Математика», «Информатика». Программа предполагает возможность участия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах.  Предполагается, что обучающиеся овладеют навыками в области дизайн-эскизирования, трёхмерного компьютерного моделирования, и другими. Получат возможность освоит спектр Hard- и Soft-компетенций.

Условно к hard skills (англ. – «жестким навыки») относят те компетенции, которые важны для выполнения определенной рабочей функции. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции; определить качество обучения и уровень овладения навыком можно с помощью заданий. Развитие этих навыков происходит относительно быстро (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и т. д.), с гарантированным измеримым результатом.

Soft skills (англ. – «гибкие навыки» или «мягкие навыки») – широкая группа социально-психологических навыков. Это комплекс универсальных (надрофессиональных) навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Их сложно измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Наличие этих умений будет в равной степени полезно для успеха специалиста любой профессиональной сферы. Список таких навыков может варьироваться в зависимости от стоящих перед конкретным специалистом задач. К таким навыкам можно отнести: коммуникативные, лидерские, навыки презентации, умение вести переговоры, развитый социальный и эмоциональный интеллект, стремление к приобретению новых знаний и саморазвитию, навыки преодоления конфликтов, самоорганизация, навыки убеждения, эффективные способы мышления и многое другое.

Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии.

Задачи программы:

1.Ознакомить с базовыми понятиями сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей.

2.Сформировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация) и базовые навыки Hard- и Soft-компетенций.

3.Способствовать формированию опыта совместной и индивидуальной деятельности при выполнении разнообразных заданий.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение принимать и выполнять учебную задачу;

- в сотрудничестве ставить новые учебные задачи

  • умение планировать алгоритм для достижения цели;
  • умение ставить цель, планировать достижение этой цели;
  • способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
  • умение различать способ и результат действия;
  • умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные

  • умение находить информацию из различных источников
  • умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • умение строить логические рассуждения

Коммуникативные

  • умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  • умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Предметные результаты

применять на практике Hard- и Soft-компетенций; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования;

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Тема  «Объект из будущего»

12

4

8

Презентация результатов

1.1

Введение. Методики формирования идей

4

1

3

1.2

Урок рисования (перспектива, линия, штриховка)

2

1

1

1.3

Создание прототипа объекта промышленного дизайна

4

1

3

1.4

Урок рисования (способы передачи объёма, светотень)

2

1

1

2

Тема «Пенал»

12

1

11

Презентация результатов

2.1

Анализ формообразования промышленного изделия

2

2

2.2

Натурные зарисовки промышленного изделия

2

2

2.3

Генерирование идей по улучшению промышленного изделия

2

2

2.4

Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона

4

1

3

2.5

Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией

2

2

3

Тема «Космическая станция»

12

2

10

Презентация результатов

3.1

Создание эскиза объёмно-пространственной композиции

2

2

3.2

Урок 3D-моделирования (Fusion 360)

4

1

3

3.3

Создание объёмно-пространственной композиции в программе Fusion 360

4

4

3.4

Основы визуализации в программе Fusion 360

2

1

1

4

Тема  «Как это устроено?»

12

2

10

Презентация результатов

4.1

Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия

2

1

1

4.2

Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия

2

1

1

4.3

Фотофиксация элементов промышленного изделия

2

2

4.4

Подготовка материалов для презентации проекта

2

2

4.5

Создание презентации

4

4

5

Тема  «Механическое устройство»

24

2

22

Презентация результатов

5.1

Введение: демонстрация механизмов, диалог

2

2

5.2

Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика»

3

3

5.3

Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов

2

2

5.4

Мозговой штурм

2

2

5.5

Выбор идей. Эскизирование

2

2

5.6

3D-моделирование

2

2

5.7

3D-моделирование, сбор материалов для презентации

3

3

5.8

Рендеринг

2

2

5.9

Создание презентации, подготовка защиты

2

2

5.10

Защита проектов

4

4

Всего часов:

72

Содержание программы

  1. «Объект из будущего»

Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта.

  1.  Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой.
  2.  Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.
  3.  Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.
  4.  Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга.
  1.  «Пенал»

Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах.

  1.  Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы.
  2.  Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.
  3.  Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.
  4.  Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога.
  5.  Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией.
  1.  «Космическая станция»

Знакомство с объёмно-пространственной композицией на примере создания трёхмерной модели космической станции.

  1.  Понятие объёмно-пространственной композиции в промышленном дизайне на примере космической станции. Изучение модульного устройства  космической станции, функционального назначения модулей.
  2.  Основы 3D-моделирования: знакомство с интерфейсом программы Fusion 360, освоение проекций и видов, изучение набора команд и инструментов.
  3.  Создание трёхмерной модели космической станции в программе Fusion 360.
  4.  Изучение основ визуализации в программе Fusion 360, настройки параметров сцены. Визуализация трёхмерной модели космической станции.
  1.  «Как это устроено?»

Изучение функции, формы, эргономики, материала, технологии изготовления, принципа функционирования промышленного изделия.

  1.  Формирование команд. Выбор промышленного изделия для дальнейшего изучения. Анализ  формообразования и эргономики промышленного изделия.
  2.  Изучение принципа функционирования промышленного изделия. Разбор промышленного изделия на отдельные детали и составные элементы. Изучение внутреннего устройства.
  3.  Подробная фотофиксация деталей и элементов промышленного изделия.
  4.  Подготовка материалов для презентации проекта (фото- и видеоматериалы).
  5.  Создание презентации. Презентация результатов исследования перед аудиторией.
  1. «Механическое устройство»

Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education «Технология и физика». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов.

  1. Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека.  
  2. Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.
  3. Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы. Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника.  
  4. Введение в метод мозгового штурма. Сессия мозгового штурма с генерацией идей устройств, решающих насущную проблему, в основе которых лежит принцип работы выбранного механизма.
  5. Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах.
  6. 3D-моделирование объекта во Fusion 360.
  7.  3D-моделирование объекта во Fusion 360, сборка материалов для презентации.
  8. Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг.
  9. Сборка презентации в Readymag, подготовка защиты.
  10. Защита командами проектов.

Контрольно-оценочные средства

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

В ходе реализации программы педагог фиксирует достижение планируемых результатов используя метод наблюдения

Критерии

+/-

Личностные

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение принимать и выполнять учебную задачу;

- в сотрудничестве ставить новые учебные задачи

  • умение планировать алгоритм для достижения цели;
  • умение ставить цель, планировать достижение этой цели;
  • способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
  • умение различать способ и результат действия;
  • умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные

  • умение находить информацию из различных источников
  • умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • умение строить логические рассуждения

Коммуникативные

  • умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • умение выслушивать собеседника и вести диалог;
  • умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Предметные результаты

применять на практике Hard- и Soft-компетенций; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования;

Формы демонстрации результатов обучения

Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд.

Метериально-техническое обеспечение

- ноутбук

-наличие интернета

  • бумага А4 для рисования и распечатки;
  • бумага А3 для рисования;
  • набор простых карандашей — по количеству обучающихся;
  • набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся;
  • клей ПВА — 2 шт.;
  • клей-карандаш — по количеству обучающихся;
  • скотч прозрачный/матовый — 2 шт.;
  • скотч двусторонний — 2 шт.;
  • картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся;
  • нож макетный — по количеству обучающихся;
  • лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.;
  • ножницы — по количеству обучающихся;
  • коврик для резки картона — по количеству обучающихся;
  • PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов.

Список литературы

 методическая литература

  1. Адриан Шонесси. Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу / Питер.
  2. Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Рипол Классик.
  3. Майкл Джанда. Сожги своё портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах / Питер.
  4. Жанна Лидтка, Тим Огилви. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров / Манн, Иванов и Фербер.

Интернет источники

  1. http://designet.ru/.
  2. http://www.cardesign.ru/.
  3. https://www.behance.net/.
  4. http://www.notcot.org/.
  5. http://mocoloco.com/.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ингалинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Владимира Акимовича Колбунова»

«РАССМОТРЕНО»

        на заседании МО

учителей технологии

Протокол от №1 от ______

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБОУ «Ингалинская СОШ им. В.А. Колбунова»

___________ А.В. Цвецих

Приказ от _____________  №

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА ПО  ТЕХНИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Геоинформационные технологии»

Уровень основного общего образования (7 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год: 72 часа

Составитель:

Панина Анжелика Игоревна

Педагог дополнительного образования

МБОУ «Ингалинская СОШ им. В.А. Колбунова»

с. Ингалы

2020 год

Пояснительная записка

Актуальность: сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом.

Курс «Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений.

Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.

Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.

Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.

Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире.  В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.

 

Формы занятий:

- работа над решением кейсов;

- лабораторно-практические работы;

- лекции;

- мастер-классы;

- занятия-соревнования;

- экскурсии;

- проектные сессии.

Методы, используемые на занятиях:

−           практические (упражнения, задачи);

−           словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

−           наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);

−           проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даётся часть готового знания;

−           эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;

−           исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;

−           иллюстративно-объяснительные;

−           репродуктивные;

−           конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;

−           индуктивные, дедуктивные.

 

Цель программы: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.

 

Задачи программы:

обучающие:

•              приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;

•              ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;

•              обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;

•              обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;

•              знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.

развивающие:

•              формирование интереса к основам изобретательской деятельности;

•              развитие творческих способностей и креативного мышления;

•              приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;

•              формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;

•              развитие геопространственного мышления;

•              развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.

воспитательные:

•              формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;

•              формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;

•              воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;

•              воспитание культуры работы в команде.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

 Личностные результаты:

– сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально-положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;

– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;

– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

– сформированность мотивации к учебной деятельности;

– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Программные требования к уровню развития:

– сформированность пространственного мышления, умение видеть объём в плоских предметах;

– умение обрабатывать и систематизировать большое количество информации;

– сформированность креативного мышления, понимание принципов создания нового продукта;

– сформированность усидчивости, многозадачности;

– сформированность самостоятельного подхода к выполнению различных задач, умение работать в команде, умение правильно делегировать задачи. 

Метапредметные результаты:

География

Выпускник научится:

•              выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

•              ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

•              представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

•              моделировать географические объекты и явления;

•              приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.

Математика

Статистика и теория вероятностей

Выпускник научится:

•              представлять данные в виде таблиц, диаграмм;

•              читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:

•              извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

•              оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:

•              решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

Выпускник научится:

•              выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.

 

Физика

Выпускник научится:

•              соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

•              понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

•              использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета.

 

Информатика

Выпускник научится:

•              различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

•              приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;

•              классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.

 

Математические основы информатики

Выпускник получит возможность:

•              познакомиться с примерами математических моделей и использованием компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием.

 

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

•              классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

•              выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы).

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе):

•              навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

•              различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

•              познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

•              практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

•              познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

•              познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

•              познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

•              получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

 

Технология

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

•              следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

•              оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;

•              прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

•              в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

•              проводить оценку и испытание полученного продукта;

•              проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

•              описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

•              анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

•              проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

•        определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,

•        изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

•              проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:

‒              оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),

‒              разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

•              проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:

‒              планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),

‒              планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.

Выпускник получит возможность научиться:

•              выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

•              модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

•              технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.

Предметные результаты:

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

•              правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;

•              основные виды пространственных данных;

•              составные части современных геоинформационных сервисов;

•              профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;

•              основы и принципы аэросъёмки;

•              основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);

•              представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;

•              принципы 3D-моделирования;

•              устройство современных картографических сервисов;

•              представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;

•              дешифрирование космических изображений;

•              основы картографии.

 

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

•              самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;

•              создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;

•              обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;

•              моделировать 3D-объекты;

•              защищать собственные проекты;

•              выполнять оцифровку;

•              выполнять пространственный анализ;

•              создавать карты;

•              создавать простейшие географические карты различного содержания;

•              моделировать географические объекты и явления;

•              приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Кол-во часов

Дата

Тема

Примечание

1

1

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир).

2

1

Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?».

3

2

Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.

4

2

Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.

5

1

Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя?

6

2

Создание и публикация собственной карты.

7

4

Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”».

8

2

Системы глобального позиционирования.

9

2

Применение спутников для позиционирования.

10

1

Фотографии и панорамы.

11

1

История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.

12

2

Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка.

13

2

Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. д.).

14

4

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

15

1

Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1: «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»).

16

1

Фотограмметрия и её влияние на современный мир.

17

2

Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде.

18

4

Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО — Agisoft PhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала.

19

2

Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.

20

2

Технические особенности БПЛА.

21

5

Пилотирование БПЛА.

22

5

Использование беспилотника для съёмки местности.

23

3

Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей.

24

2

Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3D-принтером.

1

Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы.

25

1

Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы».

26

1

Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования — SketchUp или аналогичном.

27

6

Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

28

2

Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели.

29

3

Подготовка защиты проекта.

30

2

Защита проектов.

31

2

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке.

Всего: 72 часа

Содержание программы

Кейс 1. Современные карты, или Как описать Землю?

Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты.

Кейс 2. Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре».

Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности.

Кейс 3.1. Аэрофотосъёмка. «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?».

Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, Основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА.

Кейс 3.2. Изменение среды вокруг школы.

Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект.

Контрольно-оценочные средства

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы

Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов выполнения кейсов, представленных в программе.

Формы демонстрации результатов обучения

Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд.

Формы диагностики результатов обучения

Беседа, тестирование, опрос.

Список литературы и методического материала

1.Алмазов, И.В. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок» / И.В. Алмазов, А.Е. Алтынов, М.Н. Севастьянова, А.Ф. Стеценко — М.: изд. МИИГАиК, 2006. — 35 с.

2.         Баева, Е.Ю. Общие вопросы проектирования и составления карт для студентов специальности «Картография и геоинформатика» / Е.Ю. Баева — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 48 с.

3.         Макаренко, А.А. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу «Общегеографические карты» / А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л. Степанченко под общей редакцией Макаренко А.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 55 с.

4.         Верещака, Т.В. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории / Т.В. Верещака, Качаев Г.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2013. — 65 с.

5.         Редько, А.В. Фотографические процессы регистрации информации / А.В. Редько, Константинова Е.В. — СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. — 570 с.

6.         Косинов, А.Г. Теория и практика цифровой обработки изображений. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. Учебное пособие / А.Г. Косинов, И.К. Лурье под ред. А.М.Берлянта — М.: изд. Научный мир, 2003. — 168 с.

7.         Радиолокационные системы воздушной разведки, дешифрирование радиолокационных изображений / под ред. Школьного Л.А. — изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. — 530 с.

8.         Киенко, Ю.П. Основы космического природоведения: учебник для вузов / Ю.П. Киенко — М.: изд. Картгеоцентр — Геодезиздат, 1999. — 285 с.

9.         Иванов, Н.М. Баллистика и навигация космических аппаратов: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М.Иванов, Л.Н. Лысенко — М.: изд. Дрофа, 2004. — 544 с.

10.  Верещака, Т.В. Методическое пособие по курсу «Экологическое картографирование» (лабораторные работы) / Т.В. Верещакова, И.Е. Курбатова — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 29 с.

11.  Иванов, А.Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровая картография». Для студентов 3 курса по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» / А.Г. Иванов, С.А. Крылов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 40 с.

12.  Иванов, А.Г. Атлас картографических проекций на крупные регионы Российской Федерации: учебно-наглядное издание / А.Г. Иванов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 19 с.

13.  Петелин, А. 3D-моделирование в SketchUp 2015 — от простого к сложному. Самоучитель / А. Петелин — изд. ДМК Пресс, 2015. — 370 с., ISBN: 978-5-97060-290-4.

14.   Быстров, А.Ю. Применение геоинформационных технологий в дополнительном школьном образовании. В сборнике: Экология. Экономика. Информатика / А.Ю. Быстров, Д.С. Лубнин, С.С. Груздев, М.В. Андреев, Д.О. Дрыга, Ф.В. Шкуров, Ю.В. Колосов — Ростов-на-Дону, 2016. — С. 42–47.

15.  GISGeo — http://gisgeo.org/.

16.  ГИС-Ассоциации — http://gisa.ru/.

17.  GIS-Lab — http://gis-lab.info/.

18. Портал внеземных данных — http://cartsrv.mexlab.ru/geoportal/#body=mercury&proj=sc&loc=%280.17578125%2C0%29&zoom=2.

19.  OSM — http://www.openstreetmap.org/.

20.  Быстров, А.Ю. Геоквантум тулкит. Методический

инструментарий наставника / А.Ю. Быстров, — Москва, 2019. — 122 с., ISBN 978-5-9909769-6-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...