Игровые технологии
методическая разработка

Большаков Юрий Робертович

Материал о понятии "игровые технологии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения.

Большаков Ю.Р.

МБОУ СШ №42

г.Нижневартовск

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,  воспитательных средств; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.  

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Педагогические игры

По области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

По характеру педагогического процесса

Обучающие. Тренинговые. Контролирующие. Обобщающие.

Познавательные. Воспитательные. Развивающие.

Репродуктивные. Продуктивные. Творческие.

Коммуникативные. Диагностические. Профориентационные. Психотехнические.

По игровой методике.

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Драматизации

По предметной области

Математические, химические, биологические, физические, экологические  

Музыкальные, театральные, литературные

Трудовые, технические, производственные

Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные

Обществоведческие управленческие, экономические, коммерческие

По игровой среде

Без предметов // с предметами

Настольные, комнатные, уличные, на местности

Компьютерные, телевизионные, ТСО

Технические, со средствами передвижения

Целевые ориентации:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

«Чудо кубик»

Используется как форма проведения итогового (зачетного) занятия, при проверке ЗУН; можно проводить в одной группе, по подгруппам или среди нескольких групп одного года обучения.

На каждой стороне кубика определенная тема (согласно тематического планирования). Ребенок (капитан) бросает кубик, на выбранную тему педагог дает задание (практическое, теоретическое). За каждый правильный ответ команда (ребенок) получает баллы. После розыгрыша всех тем подводится общий итог игры (награждение победителей).

        «Крестики – нолики»

 Правила проведения как в обычной игре.

Играют две команды. Но прежде чем команда поставит крестик или нолик, нужно выполнить задание. Сетка с заданиями у педагога.

Игру можно использовать при закреплении темы.

«Калейдоскоп» («Колесо фортуны»)

Игру можно проводить на протяжении нескольких занятий при изучении новой темы. На доске висит табло с темами (продумать по теме занятия, зашифровать, просто обозначить цифрами). Ребята выбирают сектор, педагог определяет задание на все время занятия.

        

«Молчанка»

Педагог раздает детям карточки и с индивидуальным заданием. Все задания выполняются молча. Задание может быть блочное. При выполнении части ребенок с выполненным заданием подходит к педагогу, показывает свою работу, получает следующее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...