Адаптированная программа по работе с пластичным материалом
рабочая программа

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно - пластических образах. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx64.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Чеховский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок»

Адаптированная программа

по работе с пластичным материалом

Составила: педагог дополнительного образования

Райчева Марина Владимировна

Актуальность программы.

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно - пластических образах. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности обучающихся. Лепка способствует развитию конструктивного мышления, чувство композиции и цвета. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, пространственное мышление, воображение, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно при работе с пластичными  материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.

Помимо обучения основным навыкам работы с пластичным материалом и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется разговор с детьми, используются стихотворения, потешки, загадки. А такая игровая организация деятельности детей стимулирует речевую активность,  вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать о том, что занятия это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Подобранные для занятий разнообразные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять варианты общения. Дети получают и закрепляют знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.  Ребенок знакомится с окружающем миром.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.

Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Пластилин должен быть мягким, эластичным, иметь чистые и разнообразные расцветки, не липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие. Знакомство маленьких детей с материалами для лепки  и приемами лепки следует осуществлять постепенно. Другие материалы можно использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки уже сформированы.

После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение, креативность детей (творческое начало личности).

Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ребенку необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. ожидание такого внимания является одним  из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому необходимо хвалить детей, ведь такое отношение позволит им чувствовать уверенными в себя людьми в будущем.

Актуальность программы заключается в том, что позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.

Цель: формирование у детей навыков лепки и моделирования, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

- Познакомить  детей с работой с различным пластичным материалом.

- Учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.

- Учить детей работать с пластилином и тестом: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.

- Развивать интерес к процессу лепки.

- Развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.

- Развивать волевые качества ребенка, аккуратность, умения планировать свои действия.

- Воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;

- Формировать умение рассматривать и обследовать предметы.

- Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей.

Ожидаемые результаты.

- развитие саморегуляции;

- развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание);

- развитие инициативности;

- развитие познавательной активности;

- развитие творческого воображения;

- развитие навыкам продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками;

- развитие координации движений рук, ловкости;

- развитие мелкой моторики;

- развитие творческих способностей, художественному вкусу.

Принципы  построения  программы.

1. От простого к сложному.

2. Доступность.

3. Воспитывающая и развивающая направленность.

4. Активность и  самостоятельность.

5. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

6. Принцип интеграции.

7. Принцип системности

Пути реализации программы.

В работе с детьми:

- Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

- Организация индивидуальной работы с детьми.

- Создание предметно – развивающей и пространственной среды.

- Проведение бесед – консультаций с родителями.

- Привлечение родителей к организации выставок.

В работе педагогов:

- Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов

- Обзор новой методической литературы

- Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.

Основные методы и приёмы.

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);

- Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, показ иллюстраций,  самостоятельные наблюдения детей).

Приёмы активизации умственной активности детей:

- Включение сюрпризных моментов, решение проблемных ситуаций.

- Выполнение нетрадиционных заданий.

Приёмы обучения детей:

- Показ или демонстрация способа действия с объяснением.

- Использование дидактических средств.

- Использование инструкций для выполнения задания.

- Пояснение, разъяснение.

- Вопросы к детям.

Оборудование.

- дощечки для лепки;

- стеки;

- мягкий пластилин ярких цветов;

- тесто (мука, соль, вода);

- печатки для украшения лепных работ;

- природный материал;

- картон;

- гуашь;

- кисть;

- блюдце с водой;

- салфетки.

Содержание программ.

Содержание занятий составлены с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Занятия  с детьми проводятся индивидуально или с небольшой группой детей (4-5 человек).

Занятия проходят  по следующей схеме:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Загадывание загадки, чтение стихов, беседы.

3. Рассказ, который сопровождается показом материала.

4. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

5. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

6. Объяснение приёмов создания изделия.

7. Пальчиковая гимнастика, разминка рук, физминутка.

8. Самостоятельное изготовление поделки.

9. Анализ готовых поделок.

10. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Программа включает в себя три блока:  

I. Лепка из пластилина: «Веселая пластилиния».

II. Тестопластика: «Тили-тили- тесто»).

III. Пластилинография.

I Блок.  Лепка из пластилина «Веселая пластилиния».

Лепка для детей гораздо легче, чем рисование. Потому что во время работы с пластилином, малыш чувствует каждый свой пальчик и работу кистей рук. Ребенок лучше осознает форму предмета в процессе самостоятельной лепки, когда он мнёт в руках пластилин или отщипывает кусочек, формирует шарик и сплющивает его. Изображение того же самого предмета на бумаге воспринимается карапузом немного сложнее. Вот почему творческое развитие ребёнка желательно начинать именно с данного занятия. Занятие лепкой с детьми не имеет каких-либо определенных возрастных ограничений. Здесь необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка. Сначала ребенок знакомиться с материалом, изучает его свойства, разминает в ручках. Затем постепенно учится лепить самые простые фигуры. Современные технологии позволили усовершенствовать пластилин. Он стал более мягким и эластичным, чистых и разнообразных расцветок. Пластилин не липнет к рукам. Это делает работу с ним еще более приятной и интересной и для детей, и для взрослых. На занятиях с пластилином развиваются и крепнут пальчики ребенка, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности.

II блок. Тестопластика. «Тили-тили-тесто».

Тестопластика – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый»  и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.  Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта  многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы. Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.

III блок. Пластилинография.

При работе в технике пластилинография  следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

При подведении итогов работы на базе центра организуются  выставки  детских работ, а также дети  участвуют  во всероссийских и международных конкурсах. Выставки создают благоприятные условия для творческого общения и сотрудничества детей, являются вдохновением для поиска новых идей.

I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ЗНАКОМСТВО С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Цели и задачи.

- Знакомство детей с пластичными материалами (пластилином, глиной, тестом), его свойствами (мягкий, пластичный, можно отрывать, что-то из него делать).

- Учить аккуратно пользоваться материалами (не разбрасывать материал, лепить за столом, приучать детей  класть пластичный материал  и вылепленные предметы на дощечку).

- Обучать разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

- Формировать интерес к работе с пластичным материалом.

- Развивать мелкую моторику.

Материалы и инструменты.

- Мягкий пластилин ярких цветов.

- Тесто.

- Цветной картон (матовый).

- Подкладная доска для лепки.

- Стеки.

Для обыгрывания сюжета могут использоваться игрушки.

Используемые приемы лепки.

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание  - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы.  Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.

На первых занятиях не стоит лепить сложные поделки. Главная задача это освоить основные и самые простые навыки работы с пластилином. На первом этапе обучения,  занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе (чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку). Чтобы закрепить навыки ребенка, рекомендуется повторить один и тот же сюжет несколько раз, используя его на разных занятиях. Занятия проводятся в виде игры и сопровождаются комментариями взрослого.

В основе каждого занятия лежит обучение одному из описанных выше приемов с пластилином. Проводя занятия необходимо учитывать возраст и возможности детей.

Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с теми материалами, с которыми им предстоит в дальнейшем работать, дать возможность ощутить их фактуру, свойства, сравнить возможности разных материалов.

Тематический план.

1. «Вот такое тесто».

2. «Тесто – шлеп-шлеп».

3. «Спрячь шарик».

4. «Достань предмет».

5. «Покорми птиц».

6. «Вот такой пластилин».

7. «Пластилиновая мозаика».

8. «Блинчики».

9. «Вкусные котлетки».

10. «Лепешки».

II ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ РАЗМАЗЫВАНИЯ И НАДАВЛИВАНИЯ.

Цели и задачи.

- Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.

- формирование интереса к лепке.

- Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

- Продолжать учить аккуратно пользоваться пластилином.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие речи.

- Ознакомление с окружающим миром.

- Развитие эмоций и фантазии.

Материалы и инструменты.

- Мягкий пластилин ярких цветов.

- Основа для картин.

- Цветной картон (матовый), бархатная бумага.

- Пластилиновая основа (пластилин, размазанный равномерно на плотной основе).

- Подкладная доска для лепки.

- Стеки.

Для обыгрывания сюжета картинки можно использоваться пластмассовые  или резиновые игрушки.

Используемые приемы лепки.

Скатывание (I способ) – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями большим и указательным (или средним) пальцами рук.

Надавливание – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки).

В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

В занятиях с детьми следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. Во всех пластилиновых картинках присутствует сюжет. Чтобы закрепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях. Занятия следует проводить в виде игры, сопровождая процесс работы с пластилином комментариями.

Задания с использованием описанных приемов лепки можно разделить на следующие виды:

1) используется только прием надавливания;

2) используется только прием размазывания;

3) используются оба приема.

Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучение созданию пластилиновых картинок, приведенных ниже, должно проходить в порядке возрастания уровня сложности, поэтому следует начинать с создания простых картинок, переходя к более сложным постепенно.

Пластилиновые шарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагать малышам изготавливать самостоятельно по 1—3 шарика, не более, иначе занятие затянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.

Тематический план.

1. «Покормим курочку».

2. «Сладкие конфетки на тарелочке».

3. «Дождик».

4. «Витаминки в баночке».

4. «Снег идет».

5. «Яблоки».

6. «Божья коровка».

7. «Наряжаем елочку».

8. «Пластилиновые «заплатки».

9. «Солнышко».

10. «Колючий ежик».

11. «Салют».

12. «Красивые цветы».

13. «Ягодки на полянке».

14. «Украсим тарелочку».

III ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМА ВДАВЛИВАНИЯ

Цели и задачи.

- Обучение навыкам работы с тестом и пластилином: освоение приема вдавливания предметов в пластичный материал; создание сюжетных картинок на пластилиновой основе или основе из теста с использованием различных предметов и материалов.

- Формирование интереса к лепке.

- Развитие пространственных представлений.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие речи.

- Ознакомление с окружающим миром.

- Развитие эмоций и фантазии.

Материалы и инструменты.

- Мягкое тесто разных цветов.

- Мягкий пластилин разных цветов.

- Плотный картон разного формата.

- Подкладная доска для лепки.

- Мелкие предметы и подручные материалы — крупы, семена, камешки, ракушки, пуговицы, бусины, крышки от бутылок, палочки и пр.

Используемые приемы лепки.

Вдавливание — расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

Перед началом работы следует подготовить основу для вдавливания. При использовании метода вдавливания картинки создаются на основе из пластичного материала. Основа из теста состоит из раскатанного в равномерный слой коржа толщиной около 2 см, выложенного на дощечку. Основа из пластилина готовится посредством нанесения на плотный картон или дощечку равномерного слоя пластилина толщиной 3—5 мм.

Для вдавливания подбираются подходящие предметы: ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки и пр., а также различные материалы: крупы (горох, фасоль, гречка), пенопласт и др.

Можно использовать самые разные сюжеты, близкие и понятные маленьким детям. Кроме того, выбор сюжетов зависит от материалов и предметов для вдавливания, которые имеются в наличии. В начале работы с использованием описанного приема рекомендуется выбирать такие сюжеты, которые позволят располагать вдавливаемые детали в любой последовательности. В дальнейшем предлагаются сюжеты, требующие расположения деталей в определенном порядке или в определенной последовательности, что требует проведения специальной работы по развитию у детей пространственных представлений — понятий верх, низ, в центре, рядом, в углу и пр.

При первом знакомстве детей с приемом вдавливания деталей в пластилин или тесто необходимо действовать рукой ребенка. Педагог берет руку ребенка в свою и показывает, как нужно брать вдавливаемый предмет, как располагать его на основе, с какой силой вдавливать. При создании изделий, в которых детали располагаются в определенном порядке, следует помочь детям ориентироваться при помощи рисунка, нанесенного на поверхность пластилиновой основы острым концом стеки. Можно использовать метод поэтапного показа.

Тематический план.

1. «Огород».

2. «Шоколад с орешками».

3. «Бусы для куклы».

4. «Булка с изюмом».

5. «Гусеница».

6. «Волшебный цветок».

7. «Лошарик».

8.  «Золотая рыбка».

9. «Бабочка».

10. «Красивый букет».

11. «Щетка».

12. «Одуванчик».

12. «Волшебная картинка».

IV ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ЛЕПКА ОБЪЕМНЫХ ФИГУР ИЗ ТЕСТА И ПЛАСТИЛИНА.

(младший дошкольный возраст)

Цели и задачи.

- Обучение навыкам работы с пластичными материалами: освоение приемов скатывания, раскатывания, разрезания и соединения деталей; создание поделок из пластилина с применением освоенных приемов.

- Формирование интереса к лепке.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие речи.

- Ознакомление с окружающим миром.

- Развитие эмоций и фантазии.

Материалы и инструменты.

- Мягкий пластилин ярких цветов,

- Стеки (деревянные или пластмассовые палочки с концами разной формы).

- Подкладная доска для лепки.

Дополнительные материалы: палочки (можно использовать палочки из-под леденцов, спички). При обыгрывании сюжета подбираются игрушки.

Используемые приемы лепки.

Скатывание (2-й способ) - формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Раскатывание — формирование из куска пластилина «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание - деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.

Соединение деталей - прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу (необходимо регулировать силу, чтобы детали не деформировались).

Заострение - оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца.

Вдавливание палочки - вставка палочки в деталь из пластилина по направлению к центру и надавливание на нее. Чтобы не проткнуть деталь, следует регулировать силу давления.

Нанизывание - поочередное надевание пластилиновых деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы.  Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

На занятиях следует начинать лепить простые по форме, знакомые детям предметы (на основе шариков и колбасок). Необходимо, чтобы предмет (или муляж, вылепленная заранее поделка) был у детей перед глазами и они могли

вспомнить его внешний вид. Педагог помогает детям перед началом работы выделить в предмете значимые свойства — форму и цвет, а также важные детали. Задания с использованием описанных приемов лепки можно разделить на следующие виды:

1) используется только прием скатывания;

2) используется только прием раскатывания;

3) используются оба предыдущих приема, а также прием разрезания.

Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, обучение следует проводить поэтапно: сначала научить скатывать пластилин в шарики, затем раскатывать пластилин в колбаски, в дальнейшем сочетать оба приема. Параллельно основным приемам можно учить разрезать пластилин на кусочки при помощи стеки.

При первом знакомстве детей с методами скатывания шариков, раскатывания колбасок, а также разрезания пластилина на кусочки необходимо научить их этим действиям. Нужно взять руки ребенка в свои (ладони взрослого накрывают руки ребенка сверху) и показать, как нужно действовать. При этом ребенок получает возможность ощутить правильное движение рук и силу, с которой следует надавливать на пластилин. В дальнейшем дети действуют самостоятельно. Необходимо следить за ходом движений их рук, чтобы навык закреплялся правильно.  

Тематический план.

1. «Вкусные булочки».

2. «Бабушкины пирожки»

3. «Апельсин».

4. «Конфетки».

5. «Вишенки».

6. «Витаминки».

7. «Яблоки».

8. «Колбаски».

9. «Огурцы».

10. «Помидор».

11. «Морковка».

12. «Змейка».

13. «Овощи».

14. «Бутерброд».

15. «Баранки».

16. «Вот какой у нас салют».

17. «Неваляшка».

18. «Снеговик».

19. «Гусеница».

V ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

В работе с детьми применяются три вида лепки:

1. Предметная.

2. Сюжетная.

3. Декоративная.

Цели и задачи.

1. Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;

2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;

3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прощипывания);

4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.

1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;

2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);

3. учить детей создавать сюжетные композиции;

4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия наклёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);

5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска

1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);

2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;

3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой наклёп, выбирание глины);

4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;

5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.

В работе с детьми разного возраста используются  основные способы лепки - конструктивный, скульптурный, комбинированный. такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный - способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

1. МОДЕЛИРОВАНИ  ИЗ 2-3 И БОЛЕЕ   ЧАСТЕЙ.        

ПРЕДМЕТНАЯ ЛЕПКА.

Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные фигурки животных и людей.

Предметная лепка самая простая и она используется уже в ясельной и младшей группах. При помощи воспитателя дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид и более сложных предметов — фигурки людей и животных. Только полностью освоив этот этап дети переходят к следующему.

Цели и задачи.

- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки, пластилина.

- Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности).

- Развивать творчество и инициативу.

- Учить детей формировать умение лепить мелкие детали, пользуясь стекой: наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначить глаза, шерсть животного, перышки у птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

-  Продолжать лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

- Продолжать учить лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

- Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

- Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении.

-  Продолжать лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

- Формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки, побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

- Закреплять навыки аккуратной лепки.

Тематический план.

1. Лепка на тему «Мир природы».

Дети лепят листья деревьев, грибы, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.

2.  Лепка на тему «Мир животных».

Лепка из пластилина птиц, насекомых, рыб, млекопитающих диких и домашних животных по памяти, по представлению.

3. Лепка на тему «Мир игрушек».

3. Лепка на тему «Мир человека».

Дети учатся лепить человека и его увлечения, предметы быта (посуда, мебель и т.д.)

4. Лепка на тему «Транспорт».

2. СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА.

Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Этот вид лепки более сложный и используется с детьми старшего дошкольного возраста. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др. Для того, чтобы заниматься сюжетной лепкой, ребенок должен уметь думать: создавать композицию, знать пропорции фигурок (не может же лиса быть меньше колобка, например) и уметь правильно их расставить.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшем дошкольном возрасте. Связано это с тем, что дети старшего и подготовительного возраста много знают о предметах и умеют пользоваться разными приёмами изображения. В предшествующих же группах, дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Занимаясь сюжетной лепкой, ребёнок учится:
- использовать базовые знания предметной лепки;
- изображать композиции из нескольких предметов;
- творчески подходить к решению сюжета;
- использовать свои наблюдения за действиями живых объектов;
- устанавливать предметы в нужном положении;
- дополнять сюжет деталями.

Цели и задачи.

- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

- развивать чувство композиции, использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений деталей

- владеть различными приёмами лепки.

Тематический план.

1. Лепка на тему «Цирк».

2. Лепка на тему «Лепим сказку».

3. Лепка на тему «Зимушка - зима».

4. Лепка на тему «Кто гуляет на лугу?». 

5. Лепка на тему «Космос».

6. Лепка на тему  «Мои фантазии».

3. ДЕКАРАТИВНАЯ ЛЕПКА.

Декоративная лепка - это знакомство детей с народным прикладным искусством. Декоративная лепка - это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. В этом виде занятий можно знакомиться с декоративными узорами разных народов и стран. Ребёнок может декоративно лепить на старых компьютерных дисках, пластинках и коробочках, тарелках.

Занимаясь этим видом лепки, дети учатся пользоваться различными инструментами: печатки, трубочки, стеки и многое другое, закрепляя при этом технические навыки.

Декоративная лепка лучше всего развивает мелкую моторику пальцев рук и готовит руку к письму.

Цели и задачи.

- знакомить детей с предметами народного творчества (младший дошкольный возраст);

- учить видеть детей красоту предметов народного искусства, умение отличать один промысел от другого;

- учить украшать предметы - использовать разные способы лепки ( налеп, углубленный рельеф), применять стеку.

- учить детей создавать интересные декоративные изделия (старший дошкольный возраст);

- использовать различные инструменты для выполнения лепки и выполнения узоров;

- закреплять приемы лепки путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, ленточного способа лепки.

Тематический план.

1. Декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки.

Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

- «Лошадка»;

- «Барыня»;

- «Козлик»;

- «Петушок и курочка».

2.  Декоративная лепка по мотивам филимоновской игрушки.

Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики.

3. Лепка декоративная рельефная (изразцы).

- «Чудо-цветы»;

- «Необычный букет»;

- «Листья танцуют».

4. Лепка декоративной посуды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"

Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Использование новых приемов работы с пластичным материалом

Рекомендуемый материал для воспитателей и педагогов дополнительного образования....

Адаптированная программа по работе с пластичным материалом

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна. Лепка дает уд...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Моделирование из пластичных материалов"

Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.Задачи обучения:формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных ...

Программа по работе с природным материалом «Сказка природы»

  Процесс изготовления поделок из природного материала положительно скажутся на развитии внимания, воображения, мышления, усовершенствуются знания, умения и навыки,  интеллектуальная,...