Программа кружка "Юный химик"
рабочая программа (6, 7 класс)

Малышева Галина Николаевна

Программа  дополнительного образования « Юный химик» рассчитана на 2 года и предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Цель курса – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности.

Задачи  курса являются:

  • формирование базовых химических знаний;
  • формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_himik.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  дополнительного образования « Юный химик» рассчитана на 2 года и предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Цель курса – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности.

Задачи  курса являются:

  • формирование базовых химических знаний;
  • формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

-выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, обсуждать результаты эксперимента,  описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии;

-характеризовать  простейшие вещества по составу, строению, физическим и химическим свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- записывать формулы веществ;

-характеризовать промышленные и лабораторные способы получения веществ;

- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ  для безопасного применения в практической деятельности

Метапредметные

-осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета, научно-популярных статьях, с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции

Личностные

-осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; -осознавать единство естественнонаучной картины мира;

-классифицировать, структурировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, делать выводы

2.Содержание образовательной программы.

 (1 год обучения - 34 часа)

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Лаборатория кабинета химии: реактивы, посуда, оборудование.

Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные приборы. Правила пользования нагревательными приборами. Свеча. История возникновения свечи.

 Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов. Реактивы и их классы, хранение. Техника безопасности при работе в кабинете химии. Смеси. Способы разделения смесей

Химическая символика. Знаки химических элементов и химические формулы. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Химическое вещество. Физические свойства веществ.

Вода. Растворы.

Роль воды в организме человека. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Приготовление растворов. Растворимость. Массовая доля растворённого вещества в растворе.

Воздух.

Состав воздуха. Кислород.  

Источники загрязнения воздуха. Выбросы автотранспорта.

Источники радиоактивного излучения.

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода. Воздух – неисчерпаемое сырье. Азот – основная часть воздуха. Применение азота.

Эксперименты с кислородом:

получение кислорода, сжигание кислорода, атомарный кислород.

Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле.

Вещества и их свойства.

 Оксиды.  Глина, речной песок, углекислый газ

Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства. Индикаторы.

 Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах. Ядовитые вещества  и работа с ними. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Горючие вещества и смеси. Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Химические  реакции.

Признаки химических реакций.

Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.. Условия, влияющие на скорость реакции Генетическая связь между классами соединений. 

Практические работы:

-«Правила работы в химической лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование»

-«Нагревательные приборы»

-«Экстракция, хроматография»

-«Получение кислорода, изучение его свойств»

-«Получение водорода и изучение его свойств»

-«Распознавание кислот и их свойства»

Проекты:

-« Определение чистоты воды из разных источников»

-« Альтернативные источники энергии»

(2 год обучения – 34 часа)

Теоретические основы химии.

Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов.

Виды химической связи, типы кристаллических решёток.

 Аллотропия. Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Характерные свойства основных классов неорганических веществ. 

Классификация химических реакций.

Составление уравнений химических реакций.  Процессы окисления и восстановления.

 Качественные реакции на вещества.

Расчетные задачи по химии.

Химические формулы. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс.

Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Расчеты с использованием понятия моль.

 Расчеты по уравнениям химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Растворы. Способы выражения содержания веществ в растворах. Массовая и объемная доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием плотности растворов.

Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава.

Вещества и их свойства

Оксиды. Горение.

Кислоты. Серная кислота. Первая помощь при кислотных ожогах. Азотная кислота. Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов.

Нитраты. Свойства нитратов – солей азотной кислоты. Обнаружение нитратов. Соляная, или хлороводородная кислота

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Поваренная соль в организме человека. Когда соль – яд.

Сода, щелочи.

Пища с точки зрения химика. Белки, жиры и углеводы. Микроэлементы и макроэлементы. Витамины. Пищевые добавки.

Парфюмерия и косметика. Духи, туалетная и парфюмерная вода, одеколоны. Кремы, лосьоны, тоники. Декоративная косметика: пудры, помады, тушь для ресниц, тени для век. Химические средства гигиены. Средства ухода за зубами: порошки, пасты, эликсиры для полости рта. Дезодоранты и антиперспиранты. Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос.

Синтетические моющие средства. Стиральные порошки. Отбеливатели.

Химия и медицина. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Антибиотики.

Домашняя аптечка. Средства первой помощи. Аспирин и его свойства. Перекись водорода и её  свойства. Перманганат калия и его свойства.

Полимеры. Современные материалы. Нанотехнологии

Химия в сельском хозяйстве. Основные макро и микроэлементы, необходимые для роста и жизнедеятельности растений. Пестициды и гербициды.

Химия строительных материалов. Строительные материалы прошлого, настоящего и будущего.

Химчистка в быту. Удаление пятен.

 Мытьё и чистка посуды. Полезные советы по уборке дома.

Практические работы:

-« Качественное определение веществ»

-«Смешение растворов разного состава. Занимательные опыты с растворами»

-«Анализ продуктов на содержание пищевых добавок»

Проекты:

-«Проблема утилизации мусора»

-«Вредные привычки  и их профилактика»

3. Тематическое планирование занятий кружка «Юный химик»,

первый год обучения

(1 час в неделю – 34 часа)

Занятия

ТЕМА

Кол-во часов

Теорет-их

практических

Тема 1.Введение.  Работа в лаборатории. Химические символы. 6 ч

1

Вводное занятие. Лаборатория кабинета химии.

Техника безопасности при работав химической лаборатории. Лабораторное оборудование. Аппарат Киппа, газометр. Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов.

1

2

Нагревательные приборы и нагревание. Правила пользования нагревательными приборами..

1

3

Реактивы и их классы. Хранение реактивов. Мини-лаборатрия.

1

4

Смеси. Способы разделения смесей.

1

5

Практическая работа. Экстракция, хроматография.

1

6

Химическая символика. Знаки химических элементов и химические формулы.

1

Тема 2. Вода. Растворы – 6 часов

6

Вода. Состав и свойства воды. Круговорот воды в природе.

1

7

Роль воды жизни человека. Источники загрязнения воды. Способы очистки воды.

1

8

Вода – универсальный растворитель. Растворы. Растворимость. Массовая доля растворённого вещества в растворе.

1

9-11

Проект « Определение чистоты воды из разных источников».

3

Тема 3. Воздух – 6 часов

12

Состав воздуха. Загрязнение воздуха. Выбросы автотранспорта.

1

13

Кислород и озон – аллотропные модификации кислорода. Круговорот кислорода.

1

14

Способы собирания газов. Получение кислорода, изучение его свойств.

1

15

Водород. Круговорот водорода, содержание водорода в космосе, источники водорода на земле. Получение водорода и изучение его свойств.

1

16-17

Проект « Альтернативные источники энергии»

2

Тема 4.Вещества и их свойства– 9 час

18

Оксиды.  Глина, речной песок, углекислый газ.

1

19

Индикаторы.

1

20

Кислоты и работа с ними. Распознавание кислот и их свойства.

1

21

Щёлочи и работа с ними. Свойства щелочей.

1

22

Яды. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

1

23

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

1

24 -26

Проект « Изготовление продукта  в условиях лаборатории»

 ( слайм, новогодние игрушки, кристаллы».

3

Тема 6. Химические  реакции – 7 час

28-29

Физические и химические явления.

Признаки химической реакции.  Горение.

2

30

Типы химических реакций в неорганической химии. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.

1

31

 Генетическая связь между классами соединений.

1

32-34

Занимательная химия – постановка простейших занимательных опытов для учащихся младших классов.

3

Всего:

16

18

Тематическое планирование занятий кружка «Юный химик»,

второй год обучения

(1 час в неделю – 34 часа)

Тема 1. Теоретические основы химии – 9 часов

.

Теоретических

Практических

1

Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов.

1

2

Виды химической связи, типы кристаллических решёток. Изучение свойств веществ с определённым типом кристаллической решётки.

1

3

Электронные и структурные формулы веществ. Аллотропия.

1

4

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

1

5

Характерные свойства основных классов неорганических веществ.

1

6

ОВР

1

7

 Обменные реакции.

1

8-9

Качественные реакции Практическая работа « Качественное определение веществ».

1

1

Тема 2. Расчетные задачи по химии – 6 часов

10

Химические формулы. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс.

1

11

Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Расчеты с использованием понятия моль.

1

12

 Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.

1

13

Расчеты по уравнениям химических реакций. 

1

14

Расчеты, связанные с использованием плотности растворов.

1

15-16-

Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава. Занимательные опыты с растворами.

1

1

Тема 3. Вещества и их свойства. Химия в быту  – 15 часов

17

Поваренная соль и её свойства.  Соляная кислота

1

18

Серная кислота, сульфаты.

1

19

Азотная кислота и ее соли.

1

20

Всё о пище с точки зрения химика. Белки, жиры и углеводы. Витамины. Пищевые добавки. 

1

21

 Практическая работа «Анализ продуктов на содержание пищевых добавок».

1

22

Парфюмерия и косметика. Химические средства гигиены. СМС. Мыла.

1

23

 Бытовая химия.. Домашняя аптечка.

1

24-26

«Проблема утилизации мусора» - социальный проект.

1

2

27

Полимеры. Современные материалы. Нанотехнологии.

1

28

Химия  и сельское хозяйство. Химия строительных материалов.

1

29-31

Спирты. «Вредные привычки  и их профилактика.» - социальный проект.

1

2

32-34

.Научно – практическая конференция « Мы – юные химики».

1

2

Всего:

24

10

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...

Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....

Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...

Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...

Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик"

Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, ве...

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год)      Основная цель курса- поддержать  интерес к и...

Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...