ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»
материал (9 класс)

Материал предназначен для ознакомления школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20201102_131930.docx182.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»  

г. Тарко-Сале Пуровского района

Обсуждена на заседании

научно-методического совета

МБОУ ДО «ДДТ»

г. Тарко-Сале

Протокол №1 от «31» августа  2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО

«ДДТ» г. Тарко-Сале

______________Г. Н. Канищева

Приказ № 174 от «31» августа 2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

Возраст детей: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год

Педагоги ДО:

Теория -  Бызов А.К.

Практика – Руденко  В.Г.

 г. Тарко-Сале

2020 год

  1. Пояснительная записка.

Реализация общеразвивающей программы дополнительного образования «Безопасность движения» направлена на повышение компетенций обучающихся в области правил дорожного движения, первичных навыков вождения автомобильного транспорта, а так же, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Общеразвивающая программа «Безопасность движения» строится по следующим принципам:

  • реализация разделов программы проводится в течение одного учебного года в 9-х,

10-х классах;

При разработке общеразвивающей программы «Безопасность движения» были использованы требования и положения следующих нормативных актов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" образования";
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

     Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Безопасность движения" разработана для ознакомления детей в возрасте 14–17 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ, умение оказывать первую доврачебную помощь, вождение автомобиля, выполнение  на автомобиле различных упражнений на автодроме. Занимаясь в  объединении воспитанники приобретают практические навыки вождения автомобиля и теоретические знания по правилам дорожного движения. Закончив обучение по данной программе  дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Адресат программы

Учащиеся в возрасте14-17 лет, т.к. в этом возрасте базисные знания, умения и навыки, приобретённые в общеобразовательной школе, соответствуют данному виду технического творчества.

Объем и срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения, 216 часов теоретических занятий и 36 часов практического вождения на каждого учащегося, реализуется с 2016 года.

Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Каникулы с 1 января по 8 января и с 31 июня по 31 августа.

Формыобучения:  очная; с применением дистанционных технологий.

Актуальность программы:

Программа  “Безопасность движения” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правил дорожного движения РФ”.   Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку  твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.    Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.

Отличительные особенности программы:

  Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.

   В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, а также с использованием образовательных программ.

   Практическая часть состоит: получение первичных навыков вождения автомобиля, выполнение на автодроме комплекса упражнений.

   Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает   изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют учебные автомобили.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
  2. Познакомить с историей правил дорожного движения;
  3. Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
  4. Совершенствовать навыки ориентировки на дороге;
  5. Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
  6. Обучить первоначальным навыкам вождения автомобиля;
  7. Освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного  поведения  на  дорогах.

Развивающие:

  1. Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  2. Развивать дорожную грамотность детей;
  3. Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
  4. Развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
  5. Развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Воспитательные:

  1. Воспитывать безопасную личность;
  2. Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.
  3. Формирование культуры участника дорожного движения;
  4. Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
  5. Профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

  1. Содержание общеразвивающейпрограммы технической направленности«Безопасность движения»:

 Программа «Безопасность движения» - направлена на изучение правил дорожного движения и формирование безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Учебная программа «Безопасность дорожного движения» состоит из трех учебных блоков:

2.1. «Основы безопасности дорожного движения».

2.2. «Основы управления транспортным средством».

2.3«Получение первичных навыков  вождения автомобиля».

2.1 Содержание блокапрограммы дополнительного образования «Безопасность движения»:

 «Основы безопасности дорожного движения».

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Статистика детского дорожного травматизма.

2

2

3

Система безопасности дорожного движения

Как появились дорожные знаки.

Родословная светофора.

История появления Правил дорожного движения.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

4

4

4

Правила дорожного движения.

84

38

8

4.1

Дорожные термины и понятия.

4

4

4.2

Регулирование дорожного движения.

4

4

4.3

Сигналы светофора.

4

4

4.4

Сигналы регулировщика

4

2

2

4.5

Дорожные знаки

6

6

4.6

Обязанности пешехода.

4

2

2

4.7

Обязанности пассажира.

2

2

4.8

Дорога и ее элементы.

6

6

4.9

Элементы дорожной разметки.

4

4

4.10

Тормозной путь, остановочный путь.

6

4

2

4.11

Пешеходные переходы и их виды.

4

4

4.12

Переход улицы по пешеходному переходу, вне пешеходного перехода.

4

4

4.13

Предупреждающие дорожные знаки.

4

4

4.14

Запрещающие дорожные знаки.

4

4

4.15

Дорожные знаки приоритета.

4

4

4.16

Предписывающие дорожные знаки.

4

4

4.17

Дорожные знаки особых предписаний.

4

4

4.18

Информационные дорожные знаки. Дорожные знаки дополнительной информации.

4

4

4.19

Дорожные знаки сервиса.

2

2

4.20

Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

6

4

2

5

Решение игровых ситуаций

6

4

2

5.1

Пешеход и перекресток

2

2

5.2

Условия ограниченной видимости

4

2

2

6

Требования к движению пешеходов и велосипедистов.

2

2

7

Поведение при дорожно-транспортном происшествии.

4

2

2

8

Решение конкурсных заданий по автомногоборью

14

4

10

9

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

120

98

       22

Содержание тем  «Основы безопасности дорожного движения».

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Основы безопасности дорожного движения». Вводный инструктаж по технике безопасности.

  1. Статистика детского дорожного травматизма.

Статистика детского дорожного травматизма. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием подростков.

  1. Система безопасности дорожного движения

Как появились дорожные знаки. Первое дорожно-транспортное происшествие. Введение дорожных знаков. Первая международная конвенция по регулированию дорожного движения.

Родословная светофора. Первый в мире светофор. Изобретение современного светофора. Первый светофор в России.

История появления Правил дорожного движения. Первые указы по регулированию движения на дорогах. Инструкция городовым Московской полиции. Инструкция по организации Рабоче-крестьянской милиции. Декрет СНК РСФСР от 10 июня1920 г. «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям(правила)». «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Государственная инспекция безопасности дорожного движения. История создания Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Задачи, которые решает ГИБДД. Сотрудники ГИБДД и безопасность дорожного движения.

4.  Правила дорожного движения.

4.1. Дорожные термины и понятия.

Велосипед. Дорога. Дорожное движение. Маршрутное транспортное средство. Обочина. Пассажир. Пешеход. Пешеходный переход. Полоса движения. Проезжая часть. Разделительная полоса. Регулировщик. Тротуар. Перекресток.Организованная перевозка группы детей. Организованная пешая колонна. Участник дорожного движения. Транспортное средство. Железнодорожный переезд. Дорожно-транспортное происшествие. Автомагистраль. Водитель. Главная дорога. Мопед. Мотоцикл. Населенный пункт.

4.2. Регулирование дорожного движения.

Регулирование дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения.

4.3. Сигналы светофора.

Сигналы светофора. Зеленый цвет. Желтый цвет. Красный цвет. Желтый мигающий цвет. Реверсивные светофоры. Светофоры для рельсовых транспортных средств. Светофоры для велосипедистов. Светофоры на железнодорожных переездах.

4.4. Сигналы регулировщика.

Кто такой регулировщик дорожного движения. В каких случаях регулировщик регулирует дорожное движение. Жесты регулировщика дорожного движения.

4.5. Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.  Информационные знаки. Знаки дополнительной информации.  Знаки сервиса. Общие сведения.

4.6.. Обязанности пешехода.

Кто такой пешеход. Что запрещается пешеходу. Правила поведения пешехода.

4.7. Обязанности пассажира.

Кто такой пассажир. Что запрещается пассажиру. Правила поведения      пассажира.

4.8. Дорога и ее элементы.

Дорога и ее элементы. Проезжая часть. Полоса движения. Разделительная полоса. Тротуар. Обочина. Виды и типы дорог. Устройство дорог.

4.9. Элементы дорожной разметки.

Что такое дорожная разметка. Разметка проезжей части. Разметка пешеходных переходов. Разметка остановок маршрутных транспортных средств.

4.10. Тормозной путь, понятие безопасной дистанции.

Что такое тормозной путь. Составляющие тормозного пути. Визуальное измерение расстояний в условиях города. Время торможения. Измерение расстояния в секундах.

4.11. Пешеходные переходы и их виды.

Что такое пешеходный переход. Наземный пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Надземный пешеходный переход.

4.12. Переход улицы по пешеходному переходу, вне пешеходного перехода.

Правила перехода улицы по наземному пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части вне пешеходного перехода с одной полосой движения, с несколькими полосами движения.

4.13. Предупреждающие дорожные знаки.

Назначение. Внешний вид. Принцип схематичной передачи информации. Размещение на дороге.

4.14. Запрещающие дорожные знаки.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.15. Дорожные знаки приоритета.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.16. Предписывающие дорожные знаки.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.17. Дорожные знаки особых предписаний.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.18. Информационные дорожные знаки. Дорожные знаки дополнительной информации.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.19. Дорожные знаки сервиса.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.20. Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

Железнодорожный переезд со шлагбаумом. Железнодорожный переезд без шлагбаума. Однопутная железная дорога. Многопутная железная дорога. Искусственная неровность. Въезд запрещен. Движение запрещено. Движение на велосипедах запрещено. Движение пешеходов запрещено. Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов. Конец дорожки или полосы для велосипедистов. Пешеходная дорожка. Пешеходная и велосипедная (велопешеходная) дорожка с совмещенным движением. Конец пешеходной и велосипедной (велопешеходной) дорожки с совмещенным движением. Пешеходная и велосипедная (велопешеходная) дорожка с раздельным движением. Конец пешеходной и велосипедной (велопешеходной) дорожки с раздельным движением. Автомагистраль. Дорога для автомобилей. Дорога с односторонним движением. Конец дороги с односторонним движением. Дорога с полосой для велосипедистов. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса. Место остановки трамвая. Пешеходный переход. Жилая зона. Конец жилой зоны. Пешеходная зона. Конец пешеходной зоны. Подземный переход. Надземный переход. Аварийный выход. Направление движения к аварийному выходу. Пункт медицинской помощи. Больница. Телефон. Пункт питания. Питьевая вода. Гостиница или мотель. Место для отдыха. Пост дорожно-постовой службы. Полиция. Бассейн или пляж. Туалет.

5. Требования к движению пешеходов и велосипедистов.

Ожидание маршрутных транспортных средств. Нахождение на проезжей части. Приближение спецтехники. Использование световозвращающих элементов при движении. Движение велосипедов по краю проезжей части. Движение велосипедов по обочине. Движение велосипедов по тротуару. Движение велосипедных колонн.

6. Участники дорожного движения.

Пешеходы. Велосипедисты. Скутеристы.Мотоциклисты. Легковые автомобили. Грузовые автомобили. Автобусы. Маршрутныетранспортные средства.

7. Поведение при дорожно-транспортном происшествии.

Оценка последствий дорожно-транспортного происшествия. Телефоны экстренных служб. Порядок сообщения о дорожно-транспортном происшествии.

8. Первая доврачебная помощь.

Оценка физического состояния пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при ушибах, растяжениях, кровотечениях.

9 .Итоговое занятие.

Блок 2.2  «Основы управления транспортным средством».

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Приемы управления транспортным средством

2

1

1

2

Штатные дорожные ситуации

2

1

1

3

Нештатные дорожные ситуации

2

1

1

4

Понятие безопасной дистанции

2

2

5

Формирование безопасного пространства вокруг автомобиля

2

2

6

Чувство габаритов автомобиля

2

2

7

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части

2

2

8

Остановка и стоянка транспортных средств

2

2

9

Обгон, встречный разъезд

2

2

10

Проезд перекрестков

2

2

11

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

2

2

12

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов

2

2

13

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов

2

2

14

Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств

2

2

15

Первая доврачебная помощь

18

12

6

16

Опасности на дороге

2

2

17

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

4

4

18

Зачет

2

2

Итого:

96

87

9

Содержание тем Блока «Основы управления транспортным средством».

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Основы управления транспортным средством». Вводный инструктаж по технике безопасности.

  1. Законодательство в сфере дорожного движения.

Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

  1. Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения.

Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения.

  1. Обязанности участников дорожного движения.

Общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

  1. Дорожные знаки.

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков; название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации.

  1. Дорожная разметка.

Значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки.

  1. Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части.

Предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части.

  1. Остановка и стоянка транспортных средств.

Порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки.

  1. Регулирование дорожного движения.

Средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

  1. Проезд перекрестков.

Общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрестку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков.

  1. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

  1. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов.

Правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.

  1. Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов.

Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

  1. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств.

Общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.

  1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.

Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

  1. Этические основы деятельности водителя.

Цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

  1. Основы эффективного общения.

Понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.

  1. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.

Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.

  1. Дорожное движение.

Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.

  1. Профессиональная надежность водителя.

Понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

  1. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления.

Силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.

  1. Дорожные условия и безопасность движения.

Динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.

  1. Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством.

Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.

  1. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения.

Безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

Учебный блок 3.3 осваивается в рамках дополнительного образования по добровольно-обязательному принципу (каждый обучающийся должен отработать на тренажерах до 10-ти учебных часов, количество часов на легковом и грузовом автомобилях может взаимозаменяться по желанию обучающегося.  

  Блок 2.3 «Получение первичных навыков вождения автомобиля».

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Посадка, действия органами управления. (тренажер)

2

1

1

3

Посадка, действия органами управления на легковом автомобиле.

3

1

2

4

Заправка автомобиля топливом, проверка уровня охлаждающей жидкости, масла, тормозной жидкости

2

1

1

5

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя. (легковой автомобиль)

5

1

4

6

Движение задним ходом. (легковой автомобиль)

4

1

3

7

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование. (легковой автомобиль)

3

1

2

8

Выполнение комплекса упражнений  категории «В» (легковой автомобиль)

7

1

6

9

Выполнение комплекса упражнений по автомногоборью (легковой автомобиль).

7

1

6

10

Зачет.

2

2

             Итого:

36

9

27

Содержание тем Блока 2.3. «Получение первичных навыков вождения автомобиля».

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Доведение структуры учебного блока, порядка проведения занятий, формы итогового контроля. Инструктаж по технике безопасности при работе на электронных автомобильных тренажерах, доведение мер безопасности и правил оказания первой помощи при поражении электрическим током.

2.Посадка, действия органами управления.

Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.

3. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.

  1. Заправка автомобиля топливом, проверка уровня охлаждающей жидкости, масла, тормозной жидкости

Заправочные емкости, марки используемого топлива, способы заправки.

Марки используемых технических жидкостей, заправочные емкости, объемы и способы дозаправки.

  1. Выполнение комплекса упражнений  категории «В» (легковой автомобиль)

6. Движение задним ходом.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка.

7. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс"  задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

  1. Выполнение комплекса упражнений по автомногоборью (легковой автомобиль).

Схема выполнения упражнений согласно ПОСТАНОВЛЕНИЯ

от 6 июня 2018 г. N 588-П

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО АВТОМНОГОБОРЬЮ И УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПЕРВЕНСТВЕ

ПО АВТОМНОГОБОРЬЮ

base_24458_120824_32768

9. Зачет.

Зачет по первичным навыкам управления автомобилем с использованием режима «экзамен» проводится в конце первого полугодия, в конце третьей четверти и в конце учебного года.

  1. Итоговое занятие

Решение экзаменационных билетов на право управления транспортным средством категории «В». Выполнение комплекса упражнений на автомобиле.

5. Методическое    обеспечение   образовательной программы «Безопасность движения».

Дидактический материал:

- комплекты стендов «Дорожные знаки»;

- стенды «Дорожная разметка»;

- стенды «Средства регулирования дорожного движения»;

- комплект стендов «Основы безопасности начинающего водителя»;

- стенд «Способы торможения»;

- стенд «Приемы руления»;

Технические средства обучения:

- электрифицированные стенды «Светофоры в дорожных ситуациях»;

- персональные компьютеры;

- ЖК-телевизоры;

- автотренажер;

- учебные автомобили «ДЭУ Нексия» - 6 единиц.

Кабинеты и мастерские:

- кабинет «Основы безопасности дорожного движения»;

- кабинет «Устройства и технического обслуживания автомобиля»;

- кабинет ПДД

Информационное обеспечение –аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, мелкогрупповая;

Педагогические технологии –технология индивидуализации обучения, технология группового обучения,технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2- 2,5- 3 академических часа. Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально по отдельному графику с учетом расписания занятий, вне сетки теоретического обучения. При составлении режима занятий, периодичности и продолжительности занятий – общего количества часов в неделю, в год педагоги руководствуются Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р), постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом учреждения.

Формы  аттестации

В качестве форм оценки знаний, умений и навыков используются экзаменационные билеты, используемые при подготовке водителей категории «В», устные опросы, письменные работы, результаты участий в соревнованиях, викторина, конкурс рисунков «Я на дороге», выполнение комплекса упражнений на автодроме.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал тестирования, протокол соревнований, фото.

Оценочные  материалы:

Экзаменационные билеты категории «В», экзаменационный комплекс «Нева-2011», методика проведения комплекса упражнений на автодроме, тесты.

Аттестация учащихся:

 - промежуточная аттестация - выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся в конце первого полугодия, в конце третьей четверти;

 -текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы;

 -повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала;

 -итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения.

Материалы для промежуточной аттестации, текущей и повторной проверки:

Вопросы к викторине «Дорога без опасности»:

  1. Основные причины детского дорожного травматизма.
  2. Из каких составляющих складывается система безопасности дорожного движения.
  3. Что такое автомагистраль.
  4. Что такое дорога.
  5. Из каких элементов состоит дорога.
  6. Что такое перекресток.
  7. Дать определение пешеходу.
  8. Дать определение пассажиру.
  9. Что такое мопед.
  10. Что такое велосипед.
  11. Что такое пешеходный переход, какие они бывают.
  12. Для чего служат предупреждающие дорожные знаки.
  13. Как выглядят предупреждающие дорожные знаки.
  14. Для чего служат запрещающие дорожные знаки.
  15. Как выглядят запрещающие дорожные знаки.
  16. Для чего служат предписывающие дорожные знаки.
  17. Как выглядят предписывающие дорожные знаки.
  18. Для чего служат информационные дорожные знаки.
  19. Для чего служат знаки сервиса и как они выглядят.
  20. Перечислить дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
  21. Как управлять велосипедом в черте города.
  22. Как управлять велосипедом вне городской черты.
  23. Перечислить участников дорожного движения.
  24. Поведение при дорожно-транспортном происшествии.
  25. Первая доврачебная помощь при венозном кровотечении.
  26. Первая доврачебная помощь при капиллярном кровотечении.
  27. Форма сообщения о дорожно-транспортном происшествии.

Прогнозируемые результаты обучения:

К концу обучения дети будут знать:

  1. историю возникновения ПДД;
  2. дорожные знаки;
  3. сигналы светофора;
  4. виды транспорта;
  5. причины ДТП;
  6. правила движения на автомобиле;
  7. правила движения по дороге;
  8. как оказывать первую доврачебную помощь.

К концу обучения дети будут уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  • водить автомобиль, выполнять определенные упражнения на автодроме;
  • оказывать первую доврачебную помощь.

8. Литература.

Для педагога:

  1.  «Правила дорожного движения», ООО «Атберг 98», Москва, 2016
  2. Экзаменационные билеты , рецепт-холдинг, Москва, 2016
  3. В.Н.Иванов «Теория и практика безопасного вождения» М; Астрель АСТ, 2004
  4. С.К. Шестопалов «Безопасное и экономное управление автомобилем», Москва «Академия», 1999 г.
  5. А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя», Москва «Академия» 2005 г.
  6.  «Экзамен в ГИБДД»  издательство «Питер», 2009г.
  7. А.А. Пинт «Самоучитель безопасной езды», Издательство «За рулем», 1999г.

Для учащихся

  1. «Правила дорожного движения», ООО «Атберг 98», Москва, 2016
  2. Экзаменационные билеты , рецепт-холдинг, Москва, 2016
  3. О.В.Майборода «Основы управления автомобилем и

безопасность движения», Москва, Академия, 2004 г.

  1. «За рулем», комплект журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Дополнительная Образовательная Программа "ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ"

Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-6 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного тра...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы сценического движения"

Программа направлена на привитие подросткам навыков сценического движения и искусства дефиле при демонстрации моделей одежды на подиуме....

Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения»

Аннотация к дополнительной образовательной программе«Юные инспектора движения» Статус программы: Программа кружка «Юные инспектора движения» модифицированная, составлена на основе программы «Прог...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма социально-гуманитарной направленности «Безопасность и культура дорожного движения»

Программа «Безопасность и культура дорожного движения» разработана на основании методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ФГАУ...