ПРОГРАММА «Фортепианный ансамбль»
учебно-методический материал
Данная программа отражает требования к знаниям в классе фортепианного ансамбля по предмету «Ансамбль» (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ДШИ им. А.М. Кузьмина. Программа отличается от существующих дополнительных образовательных программ школы более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков по данному предмету, а главное – разбивкой его освоения во времени.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 5
«Предложите вариант рабочей программы преподаваемой Вами учебной дисциплины (предмета, курса), учитывающей региональные, этнокультурные особенности и потребности обучающихся».
Выполнила: Якименко У. Л.
Преподаватель
МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Кузьмина» г. Мегион
ПРОГРАММА
«Фортепианный ансамбль»
(на 5 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций к «Примерным образовательным программ для ДМШ и ДШИ», составленных ведущими специалистами РАМ им. Гнесиных и ДМШ г. Москвы и С.-Петербурга под общей редакцией профессора А.Д. Алексеева.
Программа учитывает необходимость индивидуализации учебного процесса и позволяет использовать различные формы дифференцированного обучения, что отвечает требованиям к современной педагогике, обозначенным в «Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ».
Данная программа отражает требования к знаниям в классе фортепианного ансамбля по предмету «Ансамбль» (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ДШИ им. А.М. Кузьмина. Программа отличается от существующих дополнительных образовательных программ школы более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков по данному предмету, а главное – разбивкой его освоения во времени.
Основной задачей класса ансамбля в ДШИ является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в инструментальном классе, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективного творчества и исполнительской дисциплины.
Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальное училище.
Одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие творческих способностей, и именно игра в ансамбле является наиболее увлекательной и полезной формой занятий, позволяющей выявить и развить эти способности.
Направленность настоящей программы – художественно-эстетическая
Целью программы является привитие навыков ансамблевого музицирования.
Уровень освоения программы – общекультурный, профессионально-ориентированный.
Программа «Фортепианный ансамбль» рассчитана на 5лет обучения; объединяет теоретический, практический, исполнительский и контрольно-итоговый материал. Обучение индивидуальное, учитывающее психофизические, эмоционально-волевые особенности каждого ученика. В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 7-12 лет.
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.
Занятия ансамблем воспитывают умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле. Активизируется фантазия и творческое начало, заостряется ощущение звукового колорита, повышается чувство ответственности за знание партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения партии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – дать учащемуся первоначальные сведения об основанных принципах игры в ансамбле и сформировать у него навыки ансамблевой игры.
Задачи программы:
- Пробудить в ребенке интерес к музицированию;
- Способствовать развитию творческих навыков;
- Сформировать специальные знания и умения по программе «Фортепианные ансамбль»;
- Способствовать расширению музыкального кругозора через знакомство с лучшими образцами музыкальной культуры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Название темы | часы | ||
Теория | Практика | Общие | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | - |
2. | Анализ изучаемого произведения | 6 | 14 | 20 |
3. | Работа над произведением (в ансамбле) | 5 | 25 | 30 |
4. | Подготовка к сценическому исполнению | 8 | 21 | 29 |
5. | Чтение с листа | 4 | 6 | 10 |
Итого: | 24 | 66 | 90 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Водное занятие.
Знакомство с понятием «ансамбль». Разновидности ансамблей. Сравнительная характеристика сольного и ансамблевого исполнений.
- Анализ изучаемого произведения.
Знакомство с композитором, с образным содержанием произведения. Определение роли и задач каждой партии ансамбля.
- Работа над произведением.
- Чтение нотного текста с листа. Знакомство с особенностями фактурного изложения каждой партии. Соединение партии в ансамбль в медленном темпе (учитель - ученик). Понятие «ауфтакт». Точное взятие и точное снятие звука.
- Исполнение произведения учащимися.
Точное воспроизведение текста:
Звуковысотность;
Метроритм;
Динамика;
Артикуляция и др. авторские указания.
- Синхронность звучания ансамбля.
Определение опорных точек в каждой из партий в зависимости от жанровых особенностей произведения.
Слушание вертикали и горизонтали.
- Ритмическое и темповое единство (игра в настоящем темпе). Выполнение динамического плана произведения. Распределение силы звучания между партиями в зависимости от роли партии, тембра звучания. Понятие «нюанс» ансамбля.
- Работа над звуком.
Активизация внутреннего слуха, работа по формуле «вижу – слышу - играю».
Подражание тембрам различных инструментов и человеческому голосу.
- Принципы педализации.
Различные приемы применения педали.
Фактурно-необходимая и обогащающая звучание педаль.
- Подготовка к сценическому исполнению.
Способы воплощения исполнительского замысла. Владение навыками интонационной, темпо-ритмической, ладогармонической и артикуляционной выразительностью накануне сценического исполнения. Применение динамических и агогических нюансов.
Умение слушать себя в ансамбле и ансамбль в целом.
- Чтение с листа ансамблей в партитурном изложении (от простых до более сложных).
Определение тональности, размера, темпа, характера, расположения мелодии и аккомпанемента по партиям.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ, ПРОШЕДШИМ ДАННЫЙ КУРС.
В процессе прохождения данного курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками.
Должен знать | Должен уметь |
Основные жанры, формы, стили произведений. | Различать, исполнять произведения различных жанров, форм, стилей. |
Образное содержание произведений, их характер. | Обосновать свое понимание характера произведений. Владеть исполнительскими навыками для целостного воплощения музыкально-образного содержания произведений. |
Что такое «ауфтакт». | Показывать ауфтакт в различных темпах, динамике, характере. |
Роль и задачи каждой партии ансамбля, каждого компонента фактуры. Особенности исполнения разных элементов музыкальной ткани (мелодии и аккомпанемента). | Слышать как отдельные элементы музыкальной ткани (горизонталь), так и единое целое (вертикаль). Исполнять обе партии поочередно соответствующим звуком, используя педаль. |
Средства музыкальной выразительности. | Пользоваться выразительными свойствами динамики, верными штрихами, навыками интонационной выразительности. |
Исполнительский план произведения, способы воплощения исполнительского замысла. | Исполнить произведение, максимально точно соответствуя исполнительскому замыслу. |
Основные принципы чтения с листа. | Исполнить произведение в ансамбле, следуя всем авторским указаниям. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
- Контрольные уроки (по полугодиям);
- Академический концерт (1 раз в год);
- Школьные конкурсы, концерты;
- Тематические вечера;
- Концерты для родителей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для реализации и успешного освоения данного курса необходимы: учебные пособия, инструменты шумового оркестра (на начальном этапе обучения), CD, DVD, аудиозаписи, метроном.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ
- Педагогический репертуар ДМШ. 1- 3 классы. Избранные ансамбли. Вып. I для фортепиано в 4 руки / сот. А. Туманян, Т. Взорова. – М., 1963.
- Фортепианная музыка для ДМШ. М7ладшие классы. Ансамбли. Вып. I / сост. А. Руббах. – М., 1972.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Ансамбли. Вып. II / сост. А. Руббах. – М., 1975.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Ансамбли. Вып. 7 / сост. В. Павлов. – М., 1983.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Ансамбли. Вып. 8 / сост., В. Пороцкий. – М., 1985.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. I / сост. А. Руббах. – М., 1972.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. II / сост. А. Руббах. – М., 1973.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. III / сост. А. Руббах. – М., 1974.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. IV / сост. А. Руббах. – М., 1975.
- Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. V / сост. В. Пороцкий. – М., 1984
- Ансамбли для фортепианою Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I / cост. Ю. Питерин. – М., 1979.
- Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Вып. 3. Средние классы ДМШ / сост. А. Бакулов, Ю. Питерин. – М., 1969
- Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 3 / сост. А. Бакулов, Ю. Питерин. – М., 1969.
- Ансамбли 5-7- классы. – М.: «Кифара», - 1997.
- Ансамбли 5 класс – Киев.: «»
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки на народные темы. V класс ДМШ / сост. Б. Розенгауз. – М., 1964.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-у изд. – М., - 1978.
- Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. 1980.
- Баринова М.Н. о развитии творческих способностей ученика. – Л., - 1961.
- Детская школа искусств. Справочное пособие. Нормативные документы, учебные планы, образовательные программы. – М., - 1999.
- Крюкова В.В. музыкальная педагогика. – Ростов – на Дону: «Феникс», - 2002.
- Программа «Класс специального фортепиано 1 – 11 классы». – Санкт-Петербург.: «Союз художников», - 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Рабочая программа по фортепианному ансамблю
Рабочая программа по фортепианному ансамблю расчинана на 7 лет...

Интернет-ресурсы к образовательной программе "Нам не тесно за роялем и мы любим выступать". Фортепианный ансамбль
Электронно-образовательный ресурс создан для работы по образовательной программе художественно-эстетической направленности «Нам не тесно за роялем и мы любим выступать» (фортепиано и фортепианны...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...

Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"
Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...

АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» ( старшие классы)
Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный...

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"
Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует федеральным государстве...
