ПРОГРАММА «Фортепианный ансамбль»
учебно-методический материал

Якименко Ульяна Леонидовна

Данная программа отражает требования к знаниям в классе фортепианного ансамбля по предмету «Ансамбль» (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ДШИ им. А.М. Кузьмина. Программа отличается от существующих дополнительных образовательных программ школы более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков по данному предмету, а главное – разбивкой его освоения во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5_etnokulturnye_osobennosti.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 5

«Предложите вариант рабочей программы преподаваемой Вами учебной дисциплины (предмета, курса), учитывающей региональные,  этнокультурные особенности и потребности обучающихся».

Выполнила: Якименко У. Л.

Преподаватель

МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Кузьмина» г. Мегион

ПРОГРАММА

«Фортепианный ансамбль»

(на 5 лет)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе методических рекомендаций к «Примерным образовательным программ для ДМШ и ДШИ», составленных ведущими специалистами РАМ им. Гнесиных и ДМШ г. Москвы и С.-Петербурга под общей редакцией профессора А.Д. Алексеева.

Программа учитывает необходимость индивидуализации учебного процесса и позволяет использовать различные формы дифференцированного обучения, что отвечает требованиям к современной педагогике, обозначенным в «Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ».

Данная программа отражает требования к знаниям в классе фортепианного ансамбля по предмету «Ансамбль» (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ДШИ им. А.М. Кузьмина. Программа отличается от существующих дополнительных образовательных программ школы более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков по данному предмету, а главное – разбивкой его освоения во времени.

Основной задачей класса ансамбля в ДШИ является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в инструментальном классе, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективного творчества и исполнительской дисциплины.

Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальное училище.

Одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие творческих способностей, и именно игра в ансамбле является наиболее увлекательной и полезной формой занятий, позволяющей выявить и развить эти способности.

Направленность настоящей программы – художественно-эстетическая

Целью программы является привитие навыков ансамблевого музицирования.

Уровень освоения программы – общекультурный, профессионально-ориентированный.

Программа «Фортепианный ансамбль» рассчитана на 5лет обучения; объединяет теоретический, практический, исполнительский и контрольно-итоговый материал. Обучение индивидуальное, учитывающее психофизические, эмоционально-волевые особенности каждого ученика. В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 7-12 лет.

Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

Занятия ансамблем воспитывают умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле. Активизируется фантазия и творческое начало, заостряется ощущение звукового колорита, повышается чувство ответственности за знание партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения партии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы – дать учащемуся первоначальные сведения об основанных принципах игры в ансамбле и сформировать у него навыки ансамблевой игры.

Задачи программы:

  • Пробудить в ребенке интерес к музицированию;
  • Способствовать развитию творческих навыков;
  • Сформировать специальные знания и умения по программе «Фортепианные ансамбль»;
  • Способствовать расширению музыкального кругозора через знакомство с лучшими образцами музыкальной культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Название темы

часы

Теория

Практика

Общие

1.

Вводное занятие

1

-

-

2.

Анализ изучаемого произведения

6

14

20

3.

Работа над произведением (в ансамбле)

5

25

30

4.

Подготовка к сценическому исполнению

8

21

29

5.

Чтение с листа

4

6

10

Итого:

24

66

90

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Водное занятие.

Знакомство с понятием «ансамбль». Разновидности ансамблей. Сравнительная характеристика сольного и ансамблевого исполнений.

  1. Анализ изучаемого произведения.

Знакомство с композитором, с образным содержанием произведения. Определение роли и задач каждой партии ансамбля.

  1. Работа над произведением.
  • Чтение нотного текста с листа. Знакомство с особенностями фактурного изложения каждой партии. Соединение партии в ансамбль в медленном темпе (учитель - ученик). Понятие «ауфтакт». Точное взятие и точное снятие звука.
  •  Исполнение произведения учащимися.

Точное воспроизведение текста:

Звуковысотность;

Метроритм;

Динамика;

Артикуляция и др. авторские указания.

  • Синхронность звучания ансамбля.

Определение опорных точек в каждой из партий в зависимости от жанровых особенностей произведения.

Слушание вертикали и горизонтали.

  • Ритмическое и темповое единство (игра в настоящем темпе). Выполнение динамического плана произведения. Распределение силы звучания между партиями в зависимости от роли партии, тембра звучания. Понятие «нюанс» ансамбля.
  • Работа над звуком.

Активизация внутреннего слуха, работа по формуле «вижу – слышу - играю».

Подражание тембрам различных инструментов и человеческому голосу.

  • Принципы педализации.

Различные приемы применения педали.

Фактурно-необходимая и обогащающая звучание педаль.

  1. Подготовка к сценическому исполнению.

Способы воплощения исполнительского замысла. Владение навыками интонационной, темпо-ритмической, ладогармонической и артикуляционной выразительностью накануне сценического исполнения. Применение динамических и агогических нюансов.

Умение слушать себя в ансамбле и ансамбль в целом.

  1. Чтение с листа ансамблей в партитурном изложении (от простых до более сложных).

Определение тональности, размера, темпа, характера, расположения мелодии и аккомпанемента по партиям.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ, ПРОШЕДШИМ ДАННЫЙ КУРС.

В процессе прохождения данного курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками.

Должен знать

Должен уметь

Основные жанры, формы, стили произведений.

Различать, исполнять произведения различных жанров, форм, стилей.

Образное содержание произведений, их характер.

Обосновать свое понимание характера произведений. Владеть исполнительскими навыками для целостного воплощения музыкально-образного содержания произведений.

Что такое «ауфтакт».

Показывать ауфтакт в различных темпах, динамике, характере.

Роль и задачи каждой партии ансамбля, каждого компонента фактуры. Особенности исполнения разных элементов музыкальной ткани (мелодии и аккомпанемента).

Слышать как отдельные элементы музыкальной ткани (горизонталь), так и единое целое (вертикаль).

Исполнять обе партии поочередно соответствующим звуком, используя педаль.

Средства музыкальной выразительности.

Пользоваться выразительными свойствами динамики, верными штрихами, навыками интонационной выразительности.

Исполнительский план произведения, способы воплощения исполнительского замысла.

Исполнить произведение, максимально точно соответствуя исполнительскому замыслу.

Основные принципы чтения с листа.

Исполнить произведение в ансамбле, следуя всем авторским указаниям.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

  • Контрольные уроки (по полугодиям);
  • Академический концерт (1 раз в год);
  • Школьные конкурсы, концерты;
  • Тематические вечера;
  • Концерты для родителей.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для реализации и успешного освоения данного курса необходимы: учебные пособия, инструменты шумового оркестра (на начальном этапе обучения), CD, DVD, аудиозаписи, метроном.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ

  1. Педагогический репертуар ДМШ. 1- 3 классы. Избранные ансамбли. Вып. I  для фортепиано в 4 руки / сот. А. Туманян, Т. Взорова. – М., 1963.
  2. Фортепианная музыка для ДМШ. М7ладшие классы. Ансамбли. Вып. I / сост. А. Руббах. – М., 1972.
  3. Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Ансамбли. Вып. II / сост. А. Руббах. – М., 1975.
  4. Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Ансамбли. Вып. 7 / сост. В. Павлов. – М., 1983.
  5. Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Ансамбли. Вып. 8 / сост., В. Пороцкий. – М., 1985.
  6. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. I / сост. А. Руббах. – М., 1972.
  7. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. II / сост. А. Руббах. – М., 1973.
  8. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. III / сост. А. Руббах. – М., 1974.
  9. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. IV / сост. А. Руббах. – М., 1975.
  10. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. Ансамбли. Вып. V / сост. В. Пороцкий. – М., 1984
  11. Ансамбли для фортепианою Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I / cост. Ю. Питерин. – М., 1979.
  12. Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Вып. 3. Средние классы ДМШ / сост. А. Бакулов, Ю. Питерин. – М., 1969
  13. Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 3 / сост. А. Бакулов, Ю. Питерин. – М., 1969.
  14. Ансамбли 5-7- классы. – М.: «Кифара», - 1997.
  15. Ансамбли 5 класс – Киев.: «»
  16. Ансамбли для фортепиано в 4 руки на народные темы. V класс ДМШ / сост. Б. Розенгауз. – М., 1964.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-у изд. – М., - 1978.
  2. Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. 1980.
  3. Баринова М.Н. о развитии творческих способностей ученика. – Л., - 1961.
  4. Детская школа искусств. Справочное пособие. Нормативные документы, учебные планы, образовательные программы. – М., - 1999.
  5. Крюкова В.В. музыкальная педагогика. – Ростов – на Дону: «Феникс», - 2002.
  6. Программа «Класс специального фортепиано 1 – 11 классы». – Санкт-Петербург.: «Союз художников», - 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Рабочая программа по фортепианному ансамблю

Рабочая программа по фортепианному ансамблю расчинана на 7 лет...

Интернет-ресурсы к образовательной программе "Нам не тесно за роялем и мы любим выступать". Фортепианный ансамбль

Электронно-образовательный ресурс создан для работы по образовательной программе художественно-эстетической направленности «Нам не тесно за роялем и мы любим выступать» (фортепиано и фортепианны...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения

Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...

Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"

Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...

АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» ( старшие классы)

Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный...

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...