Проект "Сагаалган. У живого огня традиций"
проект
1. Тема проекта: «Сагаалган. У живого огня традиций»
2. Актуальность проекта: Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, творцом своих обычаев и нравов. Традиции – это своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Одной из основных традиций бурятского народа является празднование Нового года по лунному календарю – Сагаалган.
Сагаалган кроме бурят отмечают ещё в Монголии, Тыве, Калмыкии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.
Сагаалган - древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Хоринский детский сад «Ромашка»
671410, РБ, Хоринский район, с.Хоринск, ул. Промышленная, 28.
8(30148) 23-4-05. Е-mail horinsk.detsad.@ mail.ru
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ
ТЕМА: «САГААЛГАН. У ЖИВОГО ОГНЯ ТРАДИЦИЙ»
Авторы проекта: педагогический коллектив
МБДОУ "Хоринский детский сад "Ромашка".
Краткая аннотация проекта
1. Тема проекта: «Сагаалган. У живого огня традиций»
2. Актуальность проекта: Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, творцом своих обычаев и нравов. Традиции – это своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Одной из основных традиций бурятского народа является празднование Нового года по лунному календарю – Сагаалган.
Сагаалган кроме бурят отмечают ещё в Монголии, Тыве, Калмыкии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.
Сагаалган - древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Президиум Верховного Совета РБ своим указом от 24 января 1990 года придал национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа, стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей.
3. Гипотеза: Если дети будут знать судьбу своего народа, его обычаи и традиции, то это поможет формированию их гражданской позиции, воспитанию патриотизма, интереса к истории, расширению знаний.
4. Цель проекта: Формирование у воспитанников этнокультурной компетентности: владение бурятским языком, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа, приобщение к духовной культуре.
5. Задачи:
- Формирование у воспитанников этнокультурной компетентности: владение бурятским языком, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа, приобщение к духовной культур;
- Развитие у воспитанников национально – духовной культуры бурятского народа, любви к наследию прошлого;
- Развитие у воспитанников интереса к изучению бурятского языка.
6. Описание продукта, полученного в результате проекта: презентация «Сагаалган. У живого огня традиций», развлечение «Caraay hapын yyлзалra», оформление альбома «Семейная реликвия», фотовыставка, выставка ДПИ, флеш-моб «Глобальный Ёхор», картотека по традиционным бурятским играм.
7. Вид проекта: исследовательско-творческий.
8. Срок реализации: с 01.02.2016г. по 29.02.2016г.
9. Состав участников: воспитатели, дети всех возрастных групп, родители, специалисты.
10. Интеграция образовательных областей: полная интеграция.
11. Метод проекта: интегрированный.
План проведения проекта
1. Организационный этап
- Обсуждение перспективного плана проекта «Сагаалган. У живого огня традиций» с детьми, родителями социальными партнерами;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2. Основной.
«Встреча Сагаалгана»
- Театрализованный праздник «Caraaн hapын yyлзалra» (в младших группах, средней и старшей группах);
- Презентация клип «Государственный гимн Республики Бурятия».
- Состязания по традиционным бурятским играм: шагай наадан, шатар, hээр шаалган.
- Интерактивные занятия для детей: «Легенды Белого месяца», «Легенда о войлочной юрте», (Знакомство с бурятской юртой, интерьером, старинными предметами быта, игры в юрте Сагаан Убгэна);
- - Мастер класс по аппликации на цветной бумаге «Сагаалган»;
- Книжная выставка - литературы на бурятском языке «Буян далай Сагаалган».
- Флеш – моб «Глобальный Ёхор».
4. Подведение итогов. Награждение.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Картотека традиционных бурятских игр.
- Фотовыставка «Семейная реликвия из бабушкиного сундука».
- Фотовыставка «Встречаем праздник всей семьей».
- Выставка декоративно-прикладного творчества.
- Оформление альбома «Семейная реликвия».
- Награждение.
Сценарий для детей младшего дошкольного возраста
САГААЛГАН. НОВЫЙ ГОД ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ.
Цель: Приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры. Познакомить с обычаями и традициями бурятского народа воспитывать уважение и почитание к культуре своего народа, продолжать способствовать раскрытию и реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Познакомиться с традициями праздника (обряды и обычаи) празднования Сагаалгана.
2. Развивать интерес к народным традициям, расширять кругозор, повышать эрудицию.
3 Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.
Действующие лица: Взрослые - Будамшу, Дед Мороз, Сагаан Убугуун.
Зал празднично украшен, напоминает жилище бурят –юрту, выставка книг и предметов материальной культуры, вернисаж картин местных художников, красочных благопожеланиях, написанных на бурятском и русском языках и украшенных национальным орнаментом.
В зале дети. (Некоторые в национальных костюмах)
Ведущая.
-Здравствуйте дорогие друзья.
-С праздником вас, с Новым годом по восточному календарю – Сагаалганом! Наступающий год –год обезьяны. Еще этот праздник у нас в Бурятии называют «Праздник Белого Месяца».
-По - бурятски это звучит так: Амар мэндэ! Шэнэ Желэр!
-Этот праздник является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.
-Название праздника происходит от слова «сагаан» — белый. "Белый месяц" изначально считался праздником молочных продуктов.
1ребенок.
Вот и наступил месяц белый,
Звездами морозными звеня,
Украшает, наряжает землю,
Превращает облако в коня.
2 ребенок:
С Новым годом, с белым послушаньем!
Я родным и близким говорю,
За мороз, за бодрость духа,
Сагаалган тебя благодарю.
Ведущая:
-Праздник всегда сопровождается песнями, играми, танцами. В старину буряты надевали праздничную одежду, затем шли в гости. Сначала обходили всех старших, а затем шли к тем, кто моложе. В этот праздник обязательно принято ходить в гости. Вот и к нам, обязательно придут гости. Давайте споем песню «Заходите к нам» («Орогты манайда») автор. Хабитуева Цырен –Ханда Номогоновна.
Дети исполняют песню. («Орогты манайда») автор. Хабитуева Цырен –Ханда Номогоновна.
Ведущая: Я слышу цокот копыт, к нам кто-то едет, это - гость.
Входит гость (он скачет на лошадке)
Будамшу: Тпру. Сэнбэйна!
Здравствуйте, как у вас весело, да красиво! Я услышал вашу песню и заглянул на огонек, а вы знаете кто я?
Дети : Нет.
Тогда слушайте загадку про меня:
Я хитрей конечно всех,
Я добрей конечно всех,
Веселей конечно всех.
Я там где смех и доброта,
Никогда не будет зла.
Кто же я?
Дети: Ответ.
Ведущая: Правильно, к нам в гости пришел герой бурятских сказок, весельчак и балагур Будамшу
Будамшу: А со мной мой любимый конь. Белый конь - Саган Морин.
Я его очень люблю, ухаживаю за ним, он мой друг. Долго к вам я добирался, конь немного запыхался, мне надо напоить его водой (поит коня)
Ведущая:. Здравствуй Будамшу, рады тебя видеть, присаживайся к нашему очагу. Расскажи Будамшу, где ты бывал, и чего ты слыхал?
Будамшу: Много где бывал, а еще больше слыхал, вот послушайте.
Говорят, что муравей, самый сильный из зверей. Правда?
Дети…
Говорят петух в лесу, скушал рыжую лису! Правда?
Дети:….
Волк зубастый говорят испугался двух зайчат?
Дети:… .
Говорят ворона лает, говорят барбос летает! Правда?
Дети… .
Будамшу: Все верно, умные вы ребята, вас не обмануть. Я веселый Будамшу, а еще я очень трудолюбив, я пасу стада лошадей, знаю веселую игру, называется она «Жеребята»
Вы все будете жеребятами, вот вам хвостики (раздает ленточки) а я и еще кто-то из родителей будем пастухами.
Игра «Жеребята» дети прикладывают хвостики, а Будамшу и родители под веселую музыку ловят их за хвостики.
Будамшу: Вы не только умны, но еще и очень ловкие.
Ведущая: Дорогой Будамшу, я знаю, ты не только лошадей умеешь пасти, но еще и овец, научи нас.
Проводиться игра «Овечки в загон» (Обручи лежат на полу, мячи- овечки, прутиком подталкивать мячи в обруч) .
Ведущая: Будамшу, дети выучили песню о празднике, хочешь ее послушать?
Будамшу: Конечно хочу, а если ее знаю, то буду подпевать.
Песня «Сагаалган» сл. Молодовой. муз. народная.
Будамшу: Очень весело у вас. Спасибо вам друзья за песни.
Ну, а мне к другому очагу спешить пора.
Вы друзья не скучайте.
Будамшу не забывайте.
К вам приду еще не раз,
Баяртэ и в добрый час! (Садиться на своего коня и убегает)
Раздается стук в верь. В зал входит Сагаан Убугуун (Белый старец)
С. Уб. Сайн байна. Здравствуйте дорогие друзья.
Ведущая: Сайн байн Сагаан Убгэн! Добро пожаловать.
Поздравляю вас всех с наступающим Новым годом!
Ведущая: К нам в гости пришел сам Сагаан Убгэн, белый старец, мудрый старец.
Сагаан Убгэн: Я вот, что хотел спросить, сосед мой и друг Дед Мороз еще не приходил?
Дети: Нет.
Сагаан Убгэн: Я ему телеграмму с приглашением послал, должно быть скоро будет, а пока его нет, предлагаю отгадать загадки.
Загадки для детей:
Белое одеяло, степь покрыло? (снег) .
Без рук, без ног, а дверь открывает? (Ветер) .
Этот дом переносной,
В стороне стоит степной,
Теплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша в верх уходит круто,
Это войлочная (юрта) .
Дети отгадывают.
Сагаан Убгэн: Молодцы, все верно сказали.
Ведущая: Предлагаю поиграть в игру «Собери юрту»
(Под музыку взрослые и дети с полосками ткани двигаются по всему залу, по окончании музыки, собирают «юрту») .
Слышится голос: Ау! Ау! Входит Дедушка Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте, друзья! Скажите, здесь ли встречают праздник Белого Месяца? Я получил телеграмму с приглашением, от старого друга, но в пути поднялась пурга, все дороги замело и я немного заплутал.
Ведущая: Здесь, здесь.
Здравствуйте уважаемый Дедушка Мороз. Проходите мы вас уже заждались!
Сагаан Убгэн: Проходи дорогой гость. Сайн байна! Мы рады, что ты добрался до нас. Ты наверно устал с дороги, присядь, отдохни.
Ведущая: Праздник Белого Месяца,
Праздник вечного месяца.
Только доброе ценится,
Только в светлое верится.
Ведущая: Наши ребята приготовили благопожелания.
1 ребенок:
Праздник Белого Месяца,
Я встречаю на Родине,
Небо ясное светиться,
Ветки снежные трогает.
2 ребенок
На печурке дымиться
солнечный саламат,
До земли поклониться,
Землякам моим рад.
3ребенок.
В последнем месяце снегов,
Земля еще себя не знает.
Но прежде, чем сойти с холмов,
Снег на ладони тихо тает.
4 ребенок.
И то о чем не говорю,
Цветок доскажет, запах хвои
По лунному календарю… .
Приходит Новый год почти весною.
5 ребенок.
Здоровья, мира и труда,
Вам от души желаем.
И с Сагаалганом всех друзей.
Сердечно поздравляем.
Дед Мороз: Вот спасибо за пожелания, за прекрасный танец. А я ведь тоже приготовил веселую старинную игру «Жмурки» .
Проводиться игра «Жмурки» (принимают участие и взрослые и дети)
Дед Мороз: А плясать русскую пляску вы умеете?
Дети Да!
Дед Мороз: В круг скорее все вставайте, да пляску русскую начинайте.
Все пляшут «Барыня».
Ведущая: А вы знаете, что новый наступающий год, это год обезьяны,
У нас на празднике, есть обезьянка и она что-то хочет сказать.
Ребенок одетый в костюм обезьянки:
Я из Африки далекой,
К вам приехала друзья.
Вы про Африку слыхали? Это южные края.
Там жара, сияет солнце,
Пальмы стройные растут,
Круглый год там обезьяны,
Бананы сладкие жуют.
Сагаан Убгэн: А вы дорогие родители можете перечислить всех животных, которые входят в цикл из 12 лет?
Родители называют: Крыса Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан.
Сагаан Убгэн: В конце праздника по бурятскому обычаю исполняют «Ехор» Это танец дружбы. В круг скорее собирайтесь, Ехор заводить пора, сегодня у нас не просто будет Ехор, а игра.
Ведущая:
Наш бурятский хоровод.
Взяться за руки зовет,
Если встанешь с нами в круг,
Значит, ты хороший друг.
Дед Мороз: В путь дорогу мне пора.
Сагаан Убгэн: Подошло к концу наше развлечение, но праздник белого месяца не закончился, в нашей республике он будет продолжаться целый месяц. Счастья вам, здоровья.
Ведущая: Мы всех от души еще раз поздравляем, на позы с чаем приглашаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-340014-1384275684.jpg)
"Вечной памятью живы" коррекционно - развивающее занятие по развитию познавательной сферы, приобщению к истории и значимым патриотическим традициям России.
«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-332233-1417621699.jpg)
Урок "Я выйду живым из огня"
На уроке будут звучать стихи В. Высоцкого, посвященные Великой Отечественной войне....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/15/picture-642984-1434357855.jpg)
Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...
Карта образовательной практики «Шествие с живым огнем Победы».
Поэтапное описание социально - образовательной практики...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/12/picture-1028279-1586693800.jpg)
ОЛИМПИАДА У ЖИВОГО ОГНЯ ТРАДИЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ "У ЖИВОГО ОГНЯ ТРАДИЦИЙ" СРЕДИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИ...
Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"
Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"...