Доклад на тему "Жизнь и творчество С.Д.Тавасиева"
материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhizn_i_tvorchestvo_s.d.tavasieva.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Сосланбека Тавасиева

Доклад на тему:

«Жизнь и творчество С.Д. Тавасиева»

                             Подготовила: Исаева Светлана Давуровна,

                                                                   учитель МОБУ СОШ с.Сухоречка

2020 г.

            Всю свою жизнь  мы стремимся к богатству. У  каждого человека при упоминании слова «богатство» появляются свои ассоциации. Кто-то думает о материальных благах, кто-то о духовных, и каждый по-своему прав. Мы, действительно, очень необыкновенно богатая страна: у нас есть удивительные территории и красивые места, природные богатства и полезные ископаемые. Иногда мы даже не осознаем в полной мере, чем обладаем. А ведь главными богатствами являются не драгоценные металлы, не вода и даже не земля, а история нашего народа, люди, которые меняли жизнь общества, великие мыслители, ученые, поэты, военные, … - люди  талантливые, самобытные, отзывчивые. Россия поистине богата на имена известных исторических личностей, выдающихся деятелей науки, искусства и политической жизни общества. Таких людей по праву можно назвать истинным достоянием нашей родины. И сегодня мне хотелось бы рассказать об одном талантливейшем человеке – Тавасиеве Сосланбеке Дафаевиче, осетинском советском скульпторе, народном  художнике Северо-Осетинской АССР и Башкирской АССР, лауреате Государственной премии СССР, оставившем неизгладимый след в культурной истории нашей Родины.

          25 декабря 1894 года в семье осетинца-дигорца Дафа Тавасиева и Хаджигуассы Койбаевой в горном селении Фаснал (в Дигорском ущелье) Терской области Российской империи, ныне Республика Северная Осетия — Алания  родился мальчик Сосланбек. В многодетной семье было 16 детей, но не все, к сожалению, выжили. Оставшиеся восемь детей: пять сыновей: Хаджират, Женя (Бездук), Хадзи, Ага (участник штурма Зимнего дворца), Сосланбек и три дочери.

          Известно, что именно в семье, благодаря родителям,  у ребенка появляются  первые навыки, умения и стремление чего-то добиться в жизни. Именно родители становятся наглядным примером для них. Дафа Таваисев ценил хорошее образование, и поэтому стремился дать его своим детям. Так Сосланбека и четверых его братьев отец отправил учиться в школу в Алагире, а затем в подготовительный класс Владикавказской гимназии.

          В 1915 году парень окончил Баталпашинскую гимназию. В том же году призван на действительную военную службу, которую проходил в  Армавире, откуда послан в Елизаветградское кавалерийское училище. Во время Октябрьской революции, оставив училище, выехал на родину в селение Синдзикау, где в начале 1919 года вступил в партию Кермен, которая вошла в коммунистическую партию города Владикавказа.

            В начавшейся после Октябрьской революции 1917 года гражданской войне Сосланбек Дафаевич  поддержал Советскую власть и выступил на стороне большевиков, активно воевал  против белоказачьих отрядов Шкуро и Бичерахова. Он являлся революционером, боевым командиром, человеком абсолютного бесстрашия. Воевал на стороне большевиков в Гражданской войне. В Пятигорске Революционным военным советом 1-й армии и краевым комитетом партии большевиков организована Шариатская колонна для разгрома терской контрреволюции.

          В этой шариатской колонне Тавасиев стал командиром Шариатского полка. Полк участвовал в боях с контрреволюционными отрядами генерала Шкуро под Кисловодском, Суворовской и Бургустанской станицами. В боях полк особо отличился под станицей Прохладной. Тавасиев являлся одним из первых в Осетии из награжденных Орденом Боевого Красного знамени.

           С детства в нем проявился талант будущего скульптора. На фронте во время затиший вырезал ножом скульптуры из дерева. С 1921 по 1923 год самостоятельно работал как художник-любитель.

          В 1923  году принял участие в выставке местных художников во Владикавказе. Вскоре после этого самодеятельный скульптор С.Д. Тавасиев в числе группы талантливых художников – молодых осетинских живописцев и скульпторов,  был направлен М. Г. Авсараговым на обучение в ленинградский Высший художественно-технический институт (бывш. Академия художеств, затем ЛИЖСА имени И. Е. Репина на учёбу.

         На протяжении всех лет учебы по заданию Академии художеств он занимался «сбором горского орнамента и изучением быта горцев, и горских памятников искусства, и старины». Теме революции и Гражданской войны на Кавказе, свидетелем и участником которой он был, посвящена его дипломная работа. В учебном заведении Тавасиев прослыл человеком, не терпящим фальши и несправедливости.  17 июля 1927 года окончил с отличием факультет скульптуры.

          Еще будучи студентом Сосланбек Дафаевич  организовал студенческую секцию Центрального Бюро Краеведения при Академии Наук. Избран вначале председателем данной секции, а затем стал действительным членом Центрального Бюро Краеведения вплоть до 1930 года.

          Выставочная деятельность скульптора тоже началась еще в студенческие годы. Так, о выставке «Жизнь и быт народов СССР» 1926 года в газете "Красная звезда" А.Я. Тугенхольд писал: «Среди нескольких сот экспонатов выставки есть целый ряд вещей, заслуживающих внимания. Таковы /.../ пейзажи Рылова, скульптуры Тавасиева, Манизера».

          В предвоенное десятилетие скульптор активно принимает участие во всесоюзных выставках: «Искусство в массы», «Художники РСФСР за XV лет» и «15 лет РККА» в выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции и «X выставке АХРР», выставке картин Ново-Абрамцевского творческого коллектива художников, выставке московских скульпторов, Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма».

           Во время Великой Отечественной войны семья Тавасиева эвакуирована в село Стерлибашево, Республика Башкортостан. Сосланбек Дафаевич в 1941-42 годах был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников.

           Годы смертельной схватки с фашизмом стали для Сосланбека Тавасиева годами особого интереса к героям прошлого. Во  время пятилетнего проживания в Башкортостане (в 1941—1946 годах) у Тавасиева возник замысел скульптуры  памятника легендарному башкирскому герою Салавату Юлаеву. Созданию которого он отдал многие годы жизни. Эскиз памятника демонстрировался на выставке произведений художников Башкирии «За Родину», которая прошла в мае 1942 года в Художественном музее Уфы. Макет памятника, а затем и саму скульптуру Тавасиев создавал в своей мастерской в поселке художников Ново-Абрамцеве и в бывшей усадьбе Ахтырка. Там под сводами Ахтырской церкви, недействующей в то время и отданной под мастерские объединения «Ново-Абрамцево», Сосланбеком Дафаевичем была создана монументальная конная скульптура башкирского народного героя Салавата Юлаева.

         Более 25 лет скульптор работал над образом Салавата. Памятник, ставший символом города и частью Герба Башкортостана, был установлен в 1967 году в Уфе при въезде в город. За него скульптор получил звание народного художника БАССР, был награжден золотой медалью Академии художеств и Государственной премией СССР.

          Во Владикавказе находится еще одна монументальная скульптура работы Сасланбека Тавасиева, памятник Коста Хетагурову. Там же установлен бюст дважды Героя Советского Союза, генерала Плиева работы мастера. За создание памятника Косте Хетагурову скульптору присвоено звание Народного Художника Северной Осетии.

           Наряду с творческой работой, участвуя почти во всех всесоюзных выставках, скульптор  принимал активное участие в общественной жизни художников: являлся Председателем скульптурной секции, членом Правления Ассоциация художников революционной России, председателем скульптурной секции АХРР, заместителем Председателя Союза Скульпторов, членом бюро секции скульпторов многих созывов, членом Правления Московского Отделения Художественного фонда.

             Как скульптор, Тавасиев внес свой вклад в развитие новых технологий в создании монументальной скульптуры. Так, впервые им применена металлизация в монументальной скульптуре, например аллея Ударников в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

             При сооружении скульптурной композиции праздничного оформления площади Савеловского вокзала Тавасиев впервые применил метод горизонтальных и вертикальных сечений по осям для увеличения скульптуры. Затем практически применил металлизацию формы изнутри.

             За это изобретение художником получено авторское свидетельство Комитета по делам Изобретений. Еще сделал объемно-копировальный станок, за что также выдано свидетельство.

             Скульптором сделано техническое приспособление, примененное на практике, позволявшее с любой объемной скульптуры получать рабочие чертежи, используя которые, можно сооружать скульптуру любого масштаба. Впервые в истории скульптурного жанра Тавасиевым проделана большая работа по анатомированию лошади в любой заданной композиции.                    

          Художником разработан механизированный каркас человека и лошади, дающий возможность в любой стадии работы вносить поправки и изменения в композицию, не нарушая всей проделанной работы. Тогда же им сконструирован вращающийся мост с движущейся кареткой, рабочее место скульптора-монументалиста, позволяющее работать без громоздких лесов.

          Большую часть своей жизни художник прожил в Москве. Умер Сосланбек Тавасиев 10 апреля 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

          Работы С.Д. Тавасиева не раз с успехом выставлялись в Москве, Ленинграде, Фрунзе, Алма-Ате, Ашхабаде, Ташкенте, Тбилиси. Сегодня они хранятся в музеях Москвы, Уфы, Владикавказа. Во Владикавказе одна из детских художественных школ носит имя Тавасиева. А творческая династия Тавасиевых внесла и продолжает вносить яркий вклад в развитие изобразительного искусства России.  Его талант унаследовали и его дети и внуки:

            - Дмитриева, Галина Сосланбековна — дочь, художник-график, живописец, книжный иллюстратор, член Московского, Российского и Международного союзов художников. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова;

             - Дмитриева Анастасия Дмитриевна — внучка, художник-график, живописец, дизайнер. Член Московского, Российского и Международного союзов художников. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова;

               - Тавасиев, Ростан Сосланбекович — сын, художник-прикладник, график. Член СХ СССР. Произведения находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево», СПГИХМЗ, ГИМ, Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике «Куликово поле», в частных собраниях России и за рубежом;

                - Тавасиев, Ростан Ростанович — внук, художник, творчество  которого связывает тесное творческое сотрудничество с Осетией. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Мультимедиа Арт музее и других знаменитых музеях.

             Вот такую необыкновенно яркую и талантливую  жизнь прожил знаменитый скульптор Тавасиев Сосланбек Джафаевич, оставив за собой неизгладимый  след, внеся весомый вклад в культурное наследие нашей бескрайней Родины.

         

       

         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"...

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Доклад "Развитие технического творчества и рационализаторских способностей учащихся на уроках математики "

"Развитие технического творчества рационализаторских способностей учащихся на уроках математики" (из опыта рвботы)...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «Папье-маше: первые шаги к творчеству. Самовар для кукол »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА №19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТА...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Методический доклад на тему: «Хоровое творчество как предмет педагогики»

Методический доклад на тему: «Хоровое творчество как предмет педагогики»...