Защита образовательной программы дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»
рабочая программа (5, 6 класс)

Кучерова Дарья Викторовна

Модифицированная образовательная  программа  дополнительного образования «Начальное   техническое   моделирование»  - бюджетный вариант Типовой программы по начальному техническому моделированию, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

      Создаёт условия  для приобщения  к техническому творчеству  детей из малообеспеченных семей, путём  развития их навыков моделирования и  конструирования с использованием доступных материалов и минимума инструментов.

        В  настоящее  время  Программа является   составной   частью учебно-методического   комплекса  Муниципального  учреждения   средняя  общеобразовательная    школа  № 1    и направлена  на развитие познавательного интереса к научно-техническому творчеству и   на формирование  творческой личности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_programmy_ntm.docx117.05 КБ

Предварительный просмотр:

Защита образовательной программы                                                            дополнительного образования

 «Начальное техническое моделирование»

Кучерова Дарья Викторовна

  2017 г.

«Чтобы предсказать будущее человека,                        

          достаточно посмотреть, на что он тратит                                                    свои  силы   и  время  здесь и сейчас»

        Модифицированная образовательная  программа  дополнительного образования «Начальное   техническое   моделирование»  разработана мной как бюджетный вариант Типовой программы по начальному техническому моделированию, рекомендованной Управлением внешкольного дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации.

      Она создаёт условия  для приобщения  к техническому творчеству  детей из малообеспеченных семей, путём  развития их навыков моделирования и  конструирования с использованием доступных материалов и минимума инструментов.

        В  настоящее  время  Программа является   составной   частью учебно-методического   комплекса  Муниципального  учреждения   средняя  общеобразовательная    школа  № 1    и направлена  на развитие познавательного интереса к научно-техническому творчеству и   на формирование  творческой личности ребёнка.

     Я считаю, что  программа «Начальное   техническое   моделирование»   актуальна и педагогически целесообразна.  Занятия детей  младшего и среднего школьного возраста техническим творчеством оказывают влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов (к профессиям конструктор, архитектор, строитель, оформитель, дизайнер),  что  в дальнейшем  может повлиять на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.

      Новизна  программы  заключается в целенаправленном   включении  неадаптированных обучающихся  в коллективную творческую работу, независимо от степени подготовленности, позволяющем развить у них положительные  качества личности в соответствии с  требованиями, предъявляемыми обществом.

     В отличие от школьной программы «Технология» данная программа дает возможность обучающимся полнее проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования.

       Вместе с тем программа «Начальное   техническое   моделирование»   необходима как существенное дополнение к школьной программе Она закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей в

школе.

       Обучающиеся в  опережающем плане    знакомятся  с  элементами  таких школьных дисциплин, как:  физика (физические свойства, обработка материала), черчение (масштаб, чертежные линии и обозначения), химия (получение  и свойства бумаги),  математика (многогранники), природоведение,  история,   ИЗО  и   т.д.                                                                                                  

      Детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками   полезности   и   новизны

      Занятие начальным техническим творчеством предполагает, прежде всего, развитие познавательного интереса, пространственного воображения, конструкторских способностей.

        Цель: создание  благоприятных условий для  дополнительного  образования, творческого развития  личности  обучающихся по средствам приобщения к начальному техническому творчеству, что достигается  решением следующих задач:

1.(Познавательная). Вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность для углубления базовых  технических знаний  и  навыков.

2. (Развивающая). Развитие у детей  эстетических вкусов и творческих потребностей   и навыков.

3. (Мотивационная). Создание творческой атмосферы и эстетичного, воспитывающего и развивающего образовательного пространства.

4. (Социально-педагогическая). Развитие чувства значимости своего  дела на основе создания  ситуации успеха для  каждого ребенка.

5.(Обучающая). Обучение пользованию  инструментами  и   приспособлениями.

6.(Эстетическая). Использование нравственного потенциала  ручного труда для формирования и развития личности  обучающихся.

7.  (Воспитательная).  Воспитание трудолюбия, стремления доводить начатое дело до конца

8. (Оздоровительная). Нормализация  психофизического состояния  обучающихся, профилактика асоциального поведения детей и подростков

      Содержание образовательного процесса способствует удовлетворению запросов личности ребенка от 10 до 12 лет; соответствует актуальным задачам ее воспитания, обучения,  развития и включает разделы:

1.История и виды  бумаги и бумажной пластики.

2. Приспособления и инструменты.

3. Чертежи и схемы.

4.Основы экономических знаний. Основы экологических знаний.

5.Технологии макетирования, моделирования и конструирования.

6. Изготовление  динамических игрушек из бумаги и картона.

7. Строительное  макетирование.

8. Моделирование и конструирование  технических объектов из бумаги и картона.

9.Модели, плавающие,  летающие  и передвигающиеся по земле.

10.Изготовление моделей и макетов по собственному замыслу

11.Выставочная деятельность

12.Общественно-полезная практика

    Я практикую свободный  набор детей в объединение – без конкурса и тестирования при наличии интереса у детей к  моделированию и конструированию.

   Состав группы:  допустимый  -  12 человек,  оптимальный  -  10 человек.  В объединении могут  заниматься  дети   10 – 12  лет.

    В этом возрасте  дети отличаются более устойчивыми  интересами,  развитой  мелкой  моторикой, они  достаточно усидчивы и сориентированы на достижение  конечного результата,  поэтому они   могут выполнять    проекты, макеты и модели достаточной сложности.  

     Учащиеся имеют право начать заниматься  как  с начала,  так  и  в  течение     всего срока обучения; проходить программный материал в ускоренном или замедленном темпе,  самостоятельно  выбирать для  исполнения  изделия из  предложенного  педагогом  перечня,  из интернета, подборки учебной  литературы   или   специальной периодической печати.

    Программа «Начальное   техническое   моделирование»    рассчитана на три года обучения, 195  часов  в  год,  5  часов  в  неделю. Целесообразно  занятия проводить 2 раза в неделю по 2  и  по  3   часа

      Реализация программы «Начальное   техническое   моделирование» основана на использовании таких  педагогических технологий, как:

- личностно-ориентированной педагогики,

- педагогики сотрудничества и сотворчества,

- технологии  развивающего  дифференцированного  обучения;

    В основу начального технического моделирования положены дидактические   принципы:

 -  сознательности  и  активности  (дети  вовлекаются  в  активные  формы обучения: «Сделай  как  я,  делай  со мной,  сделай  лучше  меня!»),

- систематичности и последовательности,

- доступности и научности,

- наглядности (органы зрения пропускают больше информации, чем другие  органы чувств.);

- постепенного перехода от простого к сложному.                                                           - опоры на интерес ребенка,

- индивидуального подхода,

      Методы обучения и воспитания соответствуют образовательным задачам и возрасту учащихся.            

       Предпочтение отдаю практическим, творческим.  Приветствую  нестандартный подход учащихся  к выполнению задания. Поощряю  импровизацию, экспериментальную работу.      

   Выбор методов обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки  и опыта обучающихся.

   Я обычно применяю:

•        Объяснительно – иллюстративный:  беседа, лекция, рассказ;

•        Репродуктивный: работа  по чертежу,  по образцу, по аналогии;

•        Эвристический (частично - поисковые): метод мозгового штурма, проектный метод.

•        Исследовательский: наблюдение, обобщение, эксперимент.

         Одной из форм повышения познавательного интереса обучающихся является методически верно выстроенный процесс  обучения: 

          Основной формой организации  работы с детьми является комбинированное занятие продолжительностью  45 минут,

        Я стараюсь использовать  разнообразные  формы работы, в зависимости от подготовленности,  эмоционального и психологического  настроя  обучающихся:  беседу,  практическую работу, игру,  викторины, творческие встречи, соревнования, экскурсии  и др. 

     На разных этапах занятия применяю фронтальную, индивидуально-групповую, индивидуальную  направленности работы. При подготовке коллективных  выставочных работ, занятия провожу  по подгруппам.

     С первых шагов деятельности я ставлю  детей в ситуацию поиска, в ситуацию самостоятельного планирования хода  изготовления  объекта.

       Свою же  деятельность направляю на:

  • создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях,
  • создание положительной познавательной мотивации детей,
  • подбор посильных и интересных заданий, которые способствуют  личному  развитию и творческому росту,
  • формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности.

Постоянно создаю ситуацию успеха ребенка, которая  помогает   ему справляться  с  заданием.

     Важный  момент  развития -  удовлетворение  ребенка  тем,  что  его усилия завершились успехом.

       При  проведении   занятий  обращаю внимание на организацию рабочего места: каждый предмет имеет свое место, наглядные пособия не мешают,  а помогают  работе. Приучаю детей к чистоте и аккуратности.

  1. Занятие начинаю  с вступительной беседы о цели и  задачах  работы.
  2. Основная часть  состоит из 2-х моментов:

Теоретическая часть – это

      1. Беседы об  истории, видах начального  технического творчестве, способах преобразования материалов и направлениях мыслительной деятельности при создании проектов,

      2. Рассматривание образца, показ приёмов выполнения,

Практическая часть (составляет 80 % времени занятия) и предполагает работу в нескольких направлениях:

          1.Обязателен инструктаж по технике безопасности:                

          2. Рождение  творческого  замысла.

          3. Разработка  вариантов изделия,  выбор схемы или чертежа, цветовой гаммы,  инструментов, способов изготовления.

          4. Самостоятельное  выполнение  изделий  в  материале

      Программа предусматривает наличие на занятиях валеологических  пауз,  которые  направлены на улучшение физиологического состояния детского организма.    (Предлагаю выполнить упражнения для глаз,  гимнастические и пальчиковые упражнения, элементы подвижные и соревновательные).

3.Заключительный этап  -  подведение итогов, анализ и оценка работ.

Перечисленные элементы не обязательно использую на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств обучения. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

      Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

      Диагностируются результаты  обучения различным образом и на различных этапах деятельности. В начале года - входной контроль в виде собеседования, в середине года - промежуточный контроль  в виде практической работы, в конце года — итоговый контроль  в виде защиты проекта. Основными формами  подведения итогов работы непосредственно  на занятии являются  стенд  и  анализ  обучающимися  своих  достижений  по алгоритму.  Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются выставки работ учащихся.

Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или  ценным призом.

       Обучение  по программе  «Начальное   техническое   моделирование» требует  освоение  ключевых   понятий, связанных с

- названием технологических приёмов и способов декоративного  и технического  преобразования  материалов;

-   названием материалов,  инструментов и  приспособлений;

-   названием объектов труда и их деталей;

-   названием профессий, связанных с  моделью или макетом;

-   техникой  безопасности и  научной  организацией  труда.

      Важнейшим  средством  реализации  программы  является  эстетичная, развивающая,  здоровьесберегающая,  образовательная среда.

      Для работы необходим кабинет  с мебелью  для детей  среднего  школьного возраста, с хорошим дневным и вечерним освещением, доской,  набором инструментов  и  приспособлений, которые размещаются в специальном шкафу.

       Учебно – методическое  обеспЕчение  программы  включает:

 1.   Информационное  обеспечение:  специальную  и  популярную  литературу  для  педагога  и      для  обучающихся,  альбомы, журналы,  фото  и  видеоматериалы  о  видах  и способах преобразования бумаги.

 2.    Алгоритмы  деятельности:  планы   последовательности  изготовления изделий и  анализа  проделанной  работы;  демонстрационный  материал

 3.    Контрольно – измерительные  материалы:  контрольные задания,  схемы  самоанализа.

По окончании  курса

      Обучающиеся   должны   знать:

- термины, обозначающие технику,   способы изготовления объектов и их назначения;

- свойства материалов, из которых изготавливаются  поделки;

-  приемы разметки с помощью схем и чертежей;

-  способы соединения деталей

      Обучающиеся  должны  уметь:

-  вырезать узоры на глаз без предварительной разметки;

-  самостоятельно  изготавливать конструкции  из бумаги сгибанием  по прямым линиям с использованием схемы;

-  соединять детали с помощью клея, ниток, щелевого замка;

-  комбинировать различные материалы в изделии;

-  пользоваться чертежом, схемой, выкройкой;

-  самостоятельно вносить изменения в конструкцию изделия с целью его  усовершенствования;

-  создавать композиции из разных материалов в разной технике;

        Обучающиеся  должны  развить  следующие качества личности:

Устойчивый интерес  к  техническому творчеству. Осознание  себя  членом творческого коллектива, уважение к  его традициям. Бережное  отношение  к своему труду и к труду своих товарищей. Умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, аккуратность, эстетический вкус, креативность.

     Я постоянно расширяю и укрепляю связи родителей с объединением. Индивидуальная работа, информация родителей об успехах детей, участие

родителей  в мероприятиях   объединения,  поощрение  родителей   помогают   мне   сделать   из  них  союзников

Все это помогает  достижению  главной цели – созданию благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения её интересов, склонностей и в дальнейшем профессионального самоопределения.

Своеобразным результатом моей работы по программе  явились достижения обучающихся. Обучающиеся по этой программе отмечены грамотами и дипломами :

на  институциональном уровне  - 4 диплома;

на муниципальном уровне – 3 диплома 1, II , III степени;

на всероссийском уровне - 7 дипломов 1, II , III степени; 1 диплом лауреата;

на   международном  уровне - 9 дипломов 1, II , III степени; 5 диплом лауреата; 1диплом дипломанта.

Пользуясь моментом, я поздравляю Вас с Новым годом и предлагаю изготовить символ 2018 года.

А какой у нас символ года? (собака)

Ну мы же не китайцы. У нас свои символы есть.

  Слайд                             

ПО СЛАВЯНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ                                 2018 — ГОД СВЕРНУВШЕГОСЯ ЕЖА

http://newsgoroskop.ru/wp-content/uploads/2015/08/27.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-163442-1444914564.jpg

  Слайд                         

Что означает символ Свернувшегося ежа

Ежи населяли планету уже 15 млн. лет назад, Об их безопасности позаботилась сама природа.

При встрече с врагом небольшие и с виду безобидные ежи сворачиваются в клубок, угрожающе наставляя острые иголки. К тому же они устойчивы к самым токсичным ядам, в их рацион входят даже змеи и скорпионы.

Ежи не боятся вступать в неравные схватки, обычно выходя из них победителями. У них есть неуёмная жизненная сила, ведущая строго к поставленной цели…

 Год свернувшегося ежа  наступает   20 марта.

           

  Слайд                         

          Для работы нам потребуется офисная бумага разных цветов: светлая на брюшко и на подпушек ежа,  потемнее  на спинку  с иголками; клей канцелярский для бумаги и  клей «Момент» для глаз  и  носика; ленточка для петельки; ножницы и фломастер.

 Слайд                         

Заготовки нам сделали ребята из моего объединения

  Слайд                         

         Разбираемся в деталях: жёлтенькие брюшко и лапки; беленький  подпушек; чёрненькие  детали спинки с иголками.

        Слайд                         

Сгибаем иголки на деталях спинки и подпушка

Слайд

Мажем клеем лапки ёжика

Слайд

Приклеиваем лапки к брюшку (смотрите на картинку)

Слайд

Приклеиваем носик и глазки и рисуем ротик( он улыбается)

Слайд

Приклеиваем подпушек к животику

 Слайд

Приклеиваем иголки на спинку

Слайд

Приклеиваем петельку

Слайд

Приклеиваем брюшко с подпушком к спинке с иголками

Вот и готов наш символ  2018 года по славянскому календарю.

У вас всё получилось. Я уверена в том, что вы  из любой ситуации выйдете победителями и добьетесь поставленной цели.    Удачи вам!                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование»

Обучение учащихся на занятиях НТМ происходит в учебных мастерских, оснащенных необходимыми инструмен­тами, оборудованием, приспособлениями. В соответствии с этим к уровню профессион...

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Образовательный кроссворд «Мир электроники» по курсу обучения предмета «Начально-техническое моделирование»

Образовательный кроссворд  «Мир электроники»  помогает детям в легкой форме путем разноплановой работы  закрепить ранее полученные знания в области электроники. Применение н...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Начально-техническое моделирование"

Реализация Программы "Начально-техническое моделирование" на всем периоде обучения происходит по разнообразной тематике. На занятиях обучающиеся конструируют из разного материала летающие мо...

Образовательная программа дополнительного образования «Начальное техническое моделирование»

    В условиях динамично развивающегося общества повышается необходимость в самостоятельных, инициативных, творческих людях.           Сов...

Краткосрочная образовательная программа кружка по техническому творчеству «ТИКО-моделирование» на базе лагеря дневного пребывания

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку правильно организованный, полноценный отдых. В связи с этим всё...