Методическая разработка. Беседа для младших школьников на тему: Как устроено наше тело и за счет чего мы двигаемся.
методическая разработка

Варик Виктор Анатольевич

Беседа посвящена строению тела человека. Кости, хрящи, суставы, мышцы. Какую роль они выполняют. Правильная осанка. Кроссворд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Беседа для младших школьников на тему:  Как устроено наше тело и за счет чего мы двигаемся.

Варик Виктор Анатольевич, педагог дополнительного образования

ГБОУ ДТ «Измайловский», Санкт-Петербург, 2020 г

Задачи беседы: познакомить обучающихся, занимающихся спортивными бальными танцами, с опорно-двигательной системой организма.

Оборудование: таблица «Скелет человека», модель скелета, куриные хрящи.

                                       Ход беседы

Какую работу выполняет кожа? Как устроена кожа? О каких свойствах кожи вы знаете? Почему кожа всегда должна быть чистой? О каких повреждениях кожи вы знаете? Как оказать первую помощь при травмах кожи?

          Из чего состоит организм человека? (Из органов.) Что образуют органы, выполняющие общую работу? (Систему органов.)

           Какие вы знаете части тела? Все части тела человека неразрывно связаны между собой, поэтому человек может производить движения и перемещаться в пространстве. При помощи ног он может ходить, бегать, прыгать, с помощью рук выполнять самую разнообразную работу

Пощупайте у себя пальцами лоб, затылок, колено, пальцы рук. Что прощупывается под кожей в этих местах?

Во всех частях тела есть кости. Они очень прочные. Кости соединены друг с другом и образуют скелет — надежную опору тела.

Встаньте. Согните и разогните руки, присядьте, наклонитесь, повертите головой. Садитесь.

Что можно сказать о подвижности тела?

Тело подвижно потому что все кости соединены хрящами. Кости и хрящи образуют скелет. Скелет состоит примерно из 220 костей. Почему — примерно? Точной цифры не знает никто. У одних людей несколько костей срастаются вместе в одну, а у других — на месте одной кости обнаруживается две или даже три.. Поэтому говорят, что в скелете приблизительно 220 костей.

Никто не сомневается в том, что скелет человека состоит из костей. Это не совсем так. Если бы весь скелет состоял из одних костей, дети бы не росли совсем и оставались маленькими. Обратите внимание на взрослых. Растут ли они? Причина роста маленьких детей в том, что скелет их состоит из хрящей. Как выглядят хрящи, вы можете увидеть в тарелке, когда расправляетесь с курицей. Как правило, они белые, упругие, полупрозрачные.

Преподаватель показывает куриные хрящи.

Хрящи немного мягче костей, но все-таки достаточно твердые, чтобы придавать форму частям нашего тела. Именно хрящам вы обязаны формой своего носа и ушей. Так что если вы их потрогаете, то узнаете, каковы на ощупь ваши хрящи.

В первые недели жизни скелет ребенка состоит почти целиком из хрящей. Скелет растет и постепенно внутри хрящевых «костей» появляются островки настоящей твердой кости. Костные участки с каждым годом увеличиваются, а хрящевые — уменьшаются. К 20—25 годам костные участки сливаются, уничтожая существовавшие между ними последние островки хрящей, благодаря которым росла кость. Так образуются сплошные кости скелета, которые уже не растут. Поэтому рост человека прекращается.

Скелет защищает сердце, мозг, легкие и другие важные органы человеческого тела от механических повреждений. Без скелета тело было бы всего лишь мягкой бесформенной массой, напоминающей медузу.

Посмотрите на таблицу «Скелет человека». Скелет состоит из нескольких отделов: кости черепа, туловища, верхних и нижних конечностей.

Знакомство со строением скелета сопровождается показом всех частей и элементов скелета на таблице.

Давайте посмотрим на кости туловища. Основу туловища составляет позвоночник. Он тянется вдоль спины и образован 33—34 позвонками, которые расположены друг под другом. Позвонки соединены между собой полуподвижно упругими хрящами, поэтому позвоночник обладает гибкостью и тело человека может совершать различные движения.

В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.

Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, который находится внутри него.

Проведем взглядом по позвоночнику сверху вниз. Он заканчивается кончиком. В простонародье его называют маленьким хвостиком.

От позвоночника отходят похожие на дуги кости. Это ребра. Ребра спереди соединены с грудиной. Позвоночник, ребра и грудина составляют грудную клетку, которая защищает сердце, легкие, печень, желудок и главные кровеносные сосуды от повреждений.

Как вы думаете, в каком процессе участвует трудная клетка? (В процессе дыхания.) Скелет помогает организму дышать.

Перейдем к костям конечностей. Рассмотрите скелет рук. Из скольких частей он состоит? (Из трех.) Это плечо, предплечье и кисти. Прощупайте свою руку и убедитесь, что в плече есть одна крупная кость, в предплечье — две, а в кисти много мелких костей.  

Скелет руки соединяется с грудной клеткой. Плечевой пояс образуют лопатки и ключицы.

Прощупайте свою ногу. Скелет ноги тоже состоит из трех частей: бедра, голени и стоны. В бедре одна толстая кость, в голени — две, в стопе, как и в кисти, — много небольших костей.

Между собой кости рук и ног соединены подвижно с помощью суставов. Нижние конечности соединены с позвоночником тазовой костью. Таз поддерживает внутренние органы и защищает их от повреждений. К тазовой кости прикрепляется бедренная кость. Она самая длинная и тяжелая кость тела, так как на ней держится все тело.

Преподаватель показывает на таблице череп.

Как называется этот отдел скелета человека? (Череп.)

Что находится в черепе? (Мозг.) Череп — самый надежный орган. Он состоит из черепной коробки и лицевого отдела. Кости черепа соединены друг с другом неподвижно и защищают головной мозг от повреждений. Лицевой отдел состоит из многочисленных костей, которые тоже соединены неподвижно, кроме нижней челюсти, которая позволяет нам открывать и закрывать рот. Это можно пронаблюдать во время разговора или во время еды.

Опорой тела человека в любых положениях служит скелет. К нему прикрепляются мышцы, которые при своей работе вызывают движения скелета и определяют положение тела человека.

Согните руку в локте. Что вы почувствовали под кожей? (Что-то напряглось, вздулось.)

Это и есть мышцы, которые приводят в движение кости рук. Все наши движения, мимика лица зависят от работы мышц.

Каждая мышца соединена с костями при помощи сухожилий. Один конец мышцы прикрепляется к одной кости, а другой — к другой кости. Сгибание и разгибание туловища, повороты головы, движения рук и ног сопровождаются работой многих мышц. В теле человека их более 600. Все они разной формы и величины.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. За что отвечает эта система организма? (За движение и баланс тела человека.)

Мы с вами смогли убедиться в том, что скелет очень важен для всего организма, поэтому к нему надо бережно относиться. Прочитайте текст, написанный на доске.

На доске:

1. Не прыгайте неожиданно на своих товарищей.

2. Не бейте друг друга по голове.

З. Не выкручивайте друг другу руки.

4. Не ставьте подножки.

К чему могут привести все эти действия? Что такое перелом? (Повреждение костей скелета.)

Определенное положение тела называется осанкой. Прочитайте часть статьи, в которой говорится о правильной осанке и правилах, при соблюдении которых у человека вырабатывается осанка.

Как выглядит человек с хорошей осанкой? С плохой осанкой? Рассмотрите фотографии. (Демонстритуются фотографии). Правильно ли сидит девочка? Какие правила посадки она нарушила? Какие правила для сохранения осанки вы узнали?

По ходу ответов учеников создается памятка.

Памятка

1. Сиди всегда прямо, слегка наклонив голову вперед, но не

очень низко.

2. Не опирайся о край стола. Между столом и грудью должно

быть расстояние, равное ширине ладони.

З. Ноги всегда ставь на пол ступней.

4. Руки должны лежать на столе свободно, плечи надо держать на одно высоте.

5. При объяснении преподавателя можешь откинуться на спинку стула.

6. При ходьбе держись прямо, не сутулься.

7. Тяжелые вещи надо распределять равномерно в две руки.

8. Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Постель должна быть ровной.

9. Больше двигайся. Занимайся спортом.

Подумайте, людям каких профессий необходимо быть стройными, сильными, выносливыми?

Значение осанки не ограничивается внешним видом. Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. У человека нарушается процесс дыхания. Почему нарушается осанка? Дело в том, что в течение жизни кости человека изменяются. У детей они мягкие и подвижные. Поэтому у детей чаще, чем у взрослых, можёт возникнуть искривление позвоночника. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос, почему мальчик вырос таким хилым?

Один из учеников читает текст.

Молодой старичок

Я знаю одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда знал, что это он, хотя моя дверь была закрыта.

Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый дед. А когда этот взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть: он не мог просидеть не согнувшись и четырех минут. Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой рукой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная у него была спина. В свои 17 лет он сгибался так, словно было ему за 60. Почему он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботник убирать школьный двор или сажать деревья, а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показывал медицинскую справку, что, мол, его освободили недавно, потому что у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

Хотели бы вы стать такими? Почему мальчик стал таким? Какой вывод мы можем сделать? (Занятия спортом и труд помогают укрепить осанку.)

 Итог беседы

Мы много говорили о строении скелета, находили различные отделы и основные кости на плакате, на себе. Давайте еще раз все это повторим и покажем на модели скелета.

Отгадайте кроссворд и прочитайте слова в выделенных клетках.

По горизонтали:

1. Часть ноги, в которой много небольших костей. (Стопа)

2. Научное название <маленького хвостика» позвоночника. (Копчик)

3. Название дугообразных костей, отходящих от позвоночника. (Ребро)

4. Одна из составляющих плеча. (Лопатка)

5. Часть руки между плечевой костью и кистью. (Предплечье)

б. Составляющие скелета. (Кости)

7. То, что защищает мозг от повреждений. (Череп)

8. Часть ноги от колена до стоны. (Голень)

9. Что образуют лопатка и ключица? (Плечо)

10. Основное назначение скелета. (Опора)

11. Часть скелета, которая идет от черепа вдоль спины. (Позвоночник)

12. Как называется повреждение кости? (Перелом)

13. Часть руки, в которой много маленьких костей. (Кисть)

14. Положение тела при ходьбе, посадке. (Осанка)

Какие слова получились в выделенных клетках? (Скелет человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе. Тема "Архитектурные памятники нашего края (Софийский собор)"

Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 6 класс 1 четверть, 7 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.

Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...

Методическая разработка "Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков"

В данной разработке представлен материал по изучению современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-рома...

Методическая разработка занятия для младших школьников (1 – 4 классы) «Фликер – это твоя безопасность»

Данная разработка может быть использована для проведения профилактического занятия по безопасности дорожного движения с учащихся младших классов....

Методическая разработка "Обучение чтению младших школьников на английском языке на начальном этапе"

Традиционно в методике обучения иностранным языкам говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не ...

Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности Тема: «И девушка наша проходит в шинели»

Патриотизм в нашей стране становится важнейшей ценностью, интегрирующий социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект.Важно, что бы молодое пок...