Статья педагога ОДО
статья

Иванова Ольга Леонидовна

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Иванова Ольга Леонидовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга

Общей задачей школы для детей с ОВЗ является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, к труду.

Решение этой дилеммы обеспечивается всей системой учебно-воспитательной работы в школе.

Большая роль отводится трудовому обучению и воспитанию. По своему содержанию, по методам и формам организации оно должно быть направлено в первую очередь  на подготовку детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к участию в производительном труде по доступным профессиям.

Существующая система трудового обучения в школе  сложилась с учетом специфики работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Достаточно сказать, что в действующем учебном плане школы почти одна треть времени отводится на уроки технологии.

В 1-4 классах дети обучаются ручному труду. С 5-ого класса дети начинают заниматься в мастерских по различным профессиям. К окончанию 11-го класса они должны уметь использовать полученные знания по основным рабочим профессиям.

Обучение по углубленной трудовой подготовке, необходимо ориентировать на максимальную помощь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку их к более реальному производительному труду. Это не значит, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут трудоустроены на квалифицированную работу. Очень важен сам процесс обучения настоящему, но доступному обучающимся с ограниченными возможностями здоровья труду, так как это создает благоприятную почву для умственного развития обучающихся, позволяет подготовить реальных работников современного производства.

Необходимо воспитывать у обучающихся моральные качества работника производства: профессионализм, добросовестность, творчество, нетерпимость к нарушению дисциплины,  коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность. Моральные качества учеников должны быть предметом постоянной заботы педагога в процессе обучения и воспитания, а для быстрейшего овладения навыками своей профессией необходимо, что бы дети ориентировались не только в своих желаниях, но и в своих физических возможностях при выборе будущей профессии. Поэтому важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, положительно-эмоционального отношения к ней. И если дети, начиная осваивать выбранную профессию, уже с 5-ого класса будут положительно к ней относиться и с каждым годом овладевать новыми знаниями и умениями, открывающимися перспективами, будут знать и любить предмет, помогающий им освоить эту профессию, то и познавать его они будут с интересом  и вниманием.

Трудовое подготовка с самого начала обучения, должна стать нужным, интересным, эстетически привлекательным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но что бы привить детям положительное отношение к труду, все работники школы: администрация, педагоги, воспитатели, должны приложить немало усилий и решить целый ряд больших и сложных задач.

Учитель технологии, воспитывая у детей с ограниченными возможностями здоровья положительное отношение к труду должен помнить о сущности процесса труда. Обучающихся нужно научить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат. Урок является основной формой обучения. На уроке осуществляется фронтальный и индивидуальный показ приемов работы, ведутся общие объяснения плана изготовления изделия и проверка осмысления трудовых заданий, способы осуществления контроля и самоконтроля.

Каждый урок труда должен решать целый ряд задач профессионального обучения: воспитание у обучающихся трудовой дисциплины, совершенствование умственных и трудовых умений и навыков, аккуратность, бережливость, точность в работе.

Педагог должен сделать так, что бы сами обучающиеся увидели полезность каждого урока технологии. Самым важным фактором в обучении обучающихся является сам процесс изготовления полезного и нужного изделия и его конечный результат.

При изготовлении изделий и отделке помещений в 8-9-х классах обучающиеся видят, как преображается вид поверхности, будь то украшение или качественно выполненный ремонт. Для выполнения этих и других строительных отделочных работ необходимо представить, сложить в уме картинку и выбрать соответствующие материалы и способы достижения поставленной цели. Учитель показывает похожие варианты отделки, а ученики выбирают или предлагают свой проект.

Так для детской комнаты подойдут барельефы и обои с героями сказок, фрагментами природных пейзажей, видами птиц и животных яркой красочной расцветки. Обучающимся интересно работать, потому что они знают и заранее представляют себе то, что будут делать. Они волнуются за исход работы и когда убеждаются, что получилось, радуются: «ведь это я сам сделал». Каждая работа выполненная обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является результатом их большого творческого и физического труда.

Таким образом, уже с 5-го класса необходимо воспитывать у обучающихся чувство личной гордости, трудовой чести (то, что в будущем станет сложным нравственным качеством – личным достоинством трудового человека) за ту работу, которую он выполняет. Каждому школьнику надо дать возможность пережить радость творчества, сознание, что он становиться мастером,  вызвать у него комплекс чувств, связанных с хорошо выполненной работой или с неудачей. Ученик должен убедиться на собственном опыте и на многочисленных примерах из жизни, что отвечает за ту работу, которые он выполняет, он должен работать так, чтобы не было стыдно показать работу другим, чтобы можно было гордиться делом своих рук.

Когда работа над изделием доступна, процесс его изготовления правилен, то работа эта приносит моральное удовлетворение, ученикам хочется еще трудиться. Но не всегда бывает удачным процесс изготовления того или иного изделия, не все ученики могут выполнить работу с начала и до конца без ошибок, а ошибки эти, переделки изделия, очень плохо сказываются на процессе работы, настроении учеников и конечном результате. Задача учителя и состоит в том, чтобы каждый урок был хорошо продуман, разработан, учтены возможные ошибки и предупреждены. И во здесь огромное значение имеют наглядные пособия.

В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования, внедряются интернет-ресурсы. Одним из видов наглядных пособий применяемых на уроках труда являются инструктивно-технологические карты.

В 5-ом классе обучающиеся изготавливают гипсовые барельефы для оформления интерьера помещений. Детям показывается готовое изделие. Затем дается изготовление этого изделия в последовательности с описанием операций. Вот такие методические приемы работы учителя развивают самостоятельность в работе обучающихся и позволяют, уменьшит количество ошибок, что способствует развитию у учащихся положительного отношения к труду. Следующим средством развития положительного отношения к труду у обучающихся является подбор объектов работы. Выполняемые изделия должны быть посильными и должны иметь полезное назначение. Особое внимание на подбор  объекта работы нужно обратить в 5-ом классе. Трудность состоит в том, что обучающимся 5-ого класса хочется выполнять какие-то интересные (на их взгляд) работы, например окраску поверхности, но для того что бы выполнить это, нужно иметь уже определенные знания и умения по безопасным условиям труда, рабочей позе и хватке инструмента, последовательности технологических операций. Обучающиеся 5-ого класса их еще не имеют в достаточной мере, поэтому они должны начинать работу с выполнения простейших операций, постепенно усложняя их. Обучающиеся выполняют много операций по подготовке материала, инструмента и поверхности, работа продолжительная и можно сказать на первый взгляд не нужная. Но когда, в дальнейшем, обучающиеся понимают, что от этих операций зависит качество и конечный результат меняют свое отношение. Что бы эта работа не наскучила, не вызывала охлаждения к работе, учитель должен усложнять работу с каждой операцией, вводить в определенные задания, новые решения, что бы учащиеся поняли зависимость последовательности выполнения одной операции от другой, показывать поэтапный результат каждой выполненной операции отдельно.

На примере изготовления гипсовых изделий (барельеф, галтель, розетки и т.д.) можно показать детям, как можно изменить и украсить интерьер помещения. Дети, видя красивые работы своих старших товарищей, удивляются, восхищаются их работой и у них тоже появляется желание трудиться.

Следующим способом воспитания положительного отношения к труду у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является беседа, которая проводиться перед началом работы. Иногда обучающиеся приходят на урок, а мысли их заняты событиями предыдущего урока или перемены, и им очень трудно приступить к предстоящей иногда очень трудной работе. Вот тут и помогает беседа, в результате которой происходит переключение и мобилизация обучающихся на выполнение данного задания.

Следующим важным средством воспитания положительного отношения к труду является педагогический такт учителя. Некоторым ученикам школы приходится объяснять и показывать одну и ту же операцию по несколько раз, но каждое такое объяснение должно быть спокойным, без повышения голоса, с охотой и с применением различных видов объяснения.  К каждой работе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нужно относиться с уважением, без пренебрежения и насмешек, если даже эта работа сделана не совсем хорошо. А у некоторых обучающихся надо замечать самое незначительное продвижение в работе.

Очень большое значение в воспитании положительного отношения к труду имеют систематические выставки работ обучающихся, соревнования и конкурсы между обучающимися, посещение тематических выставок, экскурсии на производство и действующие стройплощадки.

Воспитатели, классные руководители и родители проводят соответствующие беседы с детьми и интересуются их успехами в учебной мастерской, серьезно продумывают их будущее, оказывают большую помощь в воспитании у детей с ограниченными возможностями положительного отношения к труду и настраивают детей на то, что бы они овладевали выбранной профессией в полном объеме.

Из всего сказанного ясно, что воспитание положительного отношения  к труду у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно осуществлять через трудовое, нравственное и эстетическое воспитание обучающихся.

Литература

1.Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии», Речь, Санкт-Петербург, 2003.

2.Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии», Москва, «Просвещение», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

Статья "Педагог в инновационном образовательном пространстве."

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам иннова...

Методическая статья педагога дополнительного образования

Методическая статья педагога дополнительного образования Овсепян Армине  Амасяевны ГБОУ школа №520«Роль  дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и ...

Статья педагога дополнительного образования Николаевой Татьяны Валерьевны "Спортивные бальные танцы, история и основы физической подготовки"

Статья педагога дополнительного образования Николаевой Татьяны Валерьевны "Спортивные бальные танцы, история и основы физической подготовки"...

Статья педагога-психолога ГБОУ гимназии 92 Выборгского района Санкт-Петербурга Артемьевой Л.В.

laquo;Изменение акцентов деятельности педагога-психолога в вопросе сопровождения учебно-образовательного процесса в гимназии»....