Статья педагога-психолога ГБОУ гимназии 92 Выборгского района Санкт-Петербурга Артемьевой Л.В.
статья по психологии

Артемьева Любовь Викторовна

«Изменение акцентов деятельности педагога-психолога в вопросе сопровождения учебно-образовательного процесса в гимназии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья педагога-психолога  ГБОУ гимназии 92 Выборгского района Санкт-Петербурга Артемьевой Л.В.

«Изменение акцентов деятельности педагога-психолога в вопросе сопровождения учебно-образовательного процесса в гимназии».

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребёнка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником, тогда речь идёт о сопровождении. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Е.И. Казакова).

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребёнка.

Основные принципы сопровождения полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принцип развития личности за счёт её собственной активности, ориентация на субъект - субъектное взаимодействие, принципами непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.  

С момента организации психологической службы в ГБОУ гимназии 92 Выборгского района Санкт-Петербурга  произошло изменение акцентов в её деятельности.  Если на рубеже 80-90хх годов перед психологической службой стояла задача  отслеживать процесс адаптации школьников на переходных этапах обучения в 1х,5х,10х классах. В начале 2000х годов главным акцентом в психолого-педагогическом сопровождении стала  ранняя профилизация учащихся основной школы, что заключалось в помощи педагога-психолога в определении готовности учащихся к профессиональному выбору для того, чтобы учащиеся могли определиться в классы предпрофильной подготовки. В настоящее время, когда выше перечисленные направления предыдущих десятилетий наработаны  (адаптация учащихся на переходных этапах и ранняя профилизация) большую роль в работе педагогов-психологов стала играть профилактика правонарушений учащихся, т.е. предупреждение проблем их социальной адаптации.

Большинство направлений деятельности педагога-психолога третьего десятилетия  21 века работают на социальную адаптацию:

А) диагностическое направление, где кроме интеллектуальной и эмоциональной диагностики в настоящее время большая часть методик и тестов в работе педагога-психолога позволяет выявить «группы риска» среди учащихся (детей с аддиктивными нарушениями, агрессивных, с повышенной тревожностью и склонных к суицидальному поведению);

Б) развивающее направление: если в предыдущие десятилетия основные акценты в работе педагога-психолога были направлены на организацию и проведение занятий, развивающих внимание, память, мышление, т.е. развитие высших психических процессов. Сейчас кроме этих видов занятий новое – развитие медиативных умений, т.е. бесконфликтных навыков взаимодействия;

В) профилактическое направление в акцентном отношении так же изменилось:

- в предыдущие десятилетия педагоги-психологи гимназии основной акцент делали на профилактику трудностей обучения, эмоциональные сложности (тревожность, агрессивность), тогда как сегодня больше времени занимает  профилактика безопасного поведения учащихся в гимназии, в обществе.

В результате этих изменений,  связанных с требованиями времени, изменились и формы проведения занятий: раньше педагоги-психологи проводили занятия в «малых группах» в тренинговом режиме. Теперь к ним прибавились занятия в компьютерном классе, онлайн-уроки, с использованием гайджитов с презентациями, информационно-практические и информационно-проектные занятия с участием приглашённых коллег из  ДДЮТ, ЦППМСП, районного центра помощи семье и подростка, с инспектором отдела полиции.

Подводя итог сказанному, можно сделать выводы:

- за три десятилетия в ГБОУ гимназии 92 Выборгского района роль педагога-психолога изменилась, наряду с уже наработанными направлениями деятельности и акцентами в работе, происходит изменения следующего характера:

А) расширяется «поле психолого-педагогической деятельности»;

Б) увеличивается количество направлений психолого-педагогической деятельности;

В) деятельность педагога-психолога стала более  комплексной, т.к. сопряжена с взаимодействием с другими организациями;

Г) сменяются акценты психолого-педагогического сопровождения.

Все изменения вопроса психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в гимназии связаны с меняющимися задачами, стоящими перед ней. Если первые два десятилетия деятельность педагога-психолога была сориентирована на «ключевых» параллелях и моментах учебно-образовательного процесса (адаптация на переходных этапах обучения учащихся в гимназии;  ранняя профилизации и формировании специализированных классов), в настоящее время кроме этих, уже наработанных направлений сместился акцент в работе на вопросы профилактики, как учебной, так и воспитательной деятельности.

Сегодня вышли на первый план в гимназии усвоение учащимися норм и правил общественного поведения и школьной жизни, выработка положительного отношения к учению как основному виду деятельности в школьный период, обретение определенного социально-психологического статуса и положения среди сверстников. Все эти  вопросы относятся к проблеме социализации школьников.  Социализация  это двухсторонний процесс воздействия среды на человека и человека на среду, процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта. Она осуществляется в общении и деятельности. Происходит в условиях как воспитания, так и стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни. Цель социализации – это формирование личности, способной активно и творчески действовать в обществе. Поэтому новые акценты в психолого-педагогическом сопровождении учащихся гимназии в последние годы, направленные на профилактику как образовательных, так и социальных проблем учащихся, очень своевременны и работают на общую цель модернизации гимназии.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования.2007. -№6.-  С.4-10.

2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- Санкт-Петербург: Питер, 2009, - 400с.

3. Гурова Р.Г. Современная молодёжь: социальные ценности, нравственные ориентиры / Р.Г. Гурова// Педагогика.- 2000.-№10.- С.32-38.

4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – Москва: Просвещение,2009. -24с.

 5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология./И.Ю. Кулагина, В.И.Колюцкий.- М.Сфера,2002 г.

6. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.

7. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт. – сост. Е.В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007.-122 с. С.3.

8. Психолого – педагогическое сопровождение профилактической работы с подростками: учебно – методическое пособие. Серия «психологическая поддержка учителя». Выпуск 4 / под общ. Ред. Г.В. Солдатовой. – СПб.: СПбАППО, 20014. – 124с. С.20 -21.

9. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.1999.

10.Селевко Г. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника»/Г.Селевко, И.Закатова, О.Левина// Народное образование.- 2000.-№1 -2.

11. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.1999.

12. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. – 160с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтерского движения «Росток» ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга - взаимодействие школа -детский сад

       Волонтерская программа «Росток» поможет ребятам оценить свои способности в деле воспитания детей дошкольного возраста.  ...

Использование социальных сетей для расширения коммуникативно-информационного взаимодействия педагогов музыкально-художественного отдела Дома детского творчества "Союз" Выборгского района Санкт-Петербурга

Данная статья  предназначена для  руководителей структурных подразделений учреждений дополнительного образования, а так же может быть полезна руководителям структурных подразделений общеобра...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...