Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся.
учебно-методический материал

Смирнова Оксана Александровна

Цель данного теста: определение уровня сформированности компонентов здорового образа жизни у обучающихся.

 

Процедура проведения. Исследование проводится 2 раза в год: в начале обучения по программе (с целью изучения исходного уровня сформированности ЗОЖ) и в конце обучения. Это позволяет выявить динамику данного показателя и, соответственно, эф­фективность реализации программы в данном направлении.

Опросник разделен на три блока, состоящих из девяти вопросов. Вариант от­вета на каждый вопрос может быть «да», «не знаю»/«не уверен», «нет». Каждый вопрос, основываясь на содержании общеизвестных элементов здорового образа жизни, таких как: организация двигательной активности, правильное питание, личная гигиена, закалива­ние, профилактика вредных привычек, учитывая при этом ценность здоровья, позволяет оценить степень сформированности, того или иного компонента становления здорового об­раза жизни у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся

(Носов А.Г., Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского).

Исходный уровень становления здорового образа жизни у обучающихся, выраженный в таких его компонентах и показателях как:

-ценностно-смысловом (потребности в здоровом образе жизни);

-информационносодержательном (знания о здоровом образе жизни);

 -индивидуально-деятельностном (умения и навыки здоровьесберегающей деятельности).

Цель: определение уровня сформированности компонентов здорового образа жизни у обучающихся.

Процедура проведения. Исследование проводится 2 раза в год: в начале обучения по программе (с целью изучения исходного уровня сформированности ЗОЖ) и в конце обучения. Это позволяет выявить динамику данного показателя и, соответственно, эффективность реализации программы в данном направлении.

Опросник разделен на три блока, состоящих из девяти вопросов. Вариант ответа на каждый вопрос может быть «да», «не знаю»/«не уверен», «нет». Каждый вопрос, основываясь на содержании общеизвестных элементов здорового образа жизни, таких как: организация двигательной активности, правильное питание, личная гигиена, закаливание, профилактика вредных привычек, учитывая при этом ценность здоровья, позволяет оценить степень сформированности, того или иного компонента становления здорового образа жизни у обучающихся.

Каждый из перечисленных компонентов становления здорового образа жизни может просчитываться как отдельно, так и в совокупности с остальными.

Количественная и качественная обработка результатов. Оценка общего уровня сформированности компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся проводится подсчетом количества набранных баллов. Каждый вопрос анкеты оценивается от 0 до 2 баллов, где ответ «да» соответствовал 2 баллам, «не знаю, не уверен»

  • 1 баллу и «нет» - 0 баллов.

Для расчета уровня сформированности компонентов становления здорового образа жизни используется формула: N % = X *100/54,

где X - это набранное число баллов по всем блокам анкеты, умноженное на 100 % и разделенное на 54 (максимально возможное количество набранных баллов).

Количество набранных баллов характеризует уровни становления здорового образа жизни следующим образом:

0-27 баллов (0-50 %) - низкий (объектно-пассивный) уровень;

28-45 баллов (52-74 %) - средний (объектно-активный) уровень; 45-54 баллов (76100 %) - высокий (субъектный) уровень.

Бланк фиксации сформированности компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся

Фамилия, имя обучающегося

Сумма баллов

%

Уровень сформированности ЗОЖ

1

2

3

15

Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся

Таблица фиксации результатов

I блок

II блок

III блок

№ вопроса

да

не знаю/ не уверен

нет

№ вопроса

да

не знаю/ не уверен

нет

№ вопроса

да

не знаю/ не уверен

нет

1.1.

2.1.

3.1.

1.2.

2.2.

3.2.

1.3.

2.3.

3.3.

1.4.

2.4.

3.4.

1.5.

2.5.

3.5.

1.6.

2.6.

3.6.

1.7.

2.7.

3.7.

1.8.

2.8.

3.8.

1.9.

2.9.

3.9.

Фамилия, имя         Возраст        

Анкета

Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся

Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа - «да», «не знаю/не уверен», «нет», и отметьте выбранный вариант любым знаком (+, v, х) в таблице в строке, соответствующей номеру вопроса.

  1. Ценностно-смысловой блок Подумайте и ответьте:
  1. Является ли ошибочным представленный далее порядок жизненных ценностей: семья, деньги, здоровье, интересная работа?
  2. Соблюдаете ли Вы принципы здорового образа жизни без напоминания и наставления?
  3. Можно ли пожертвовать игрой в компьютер и прочими развлечениями ради того, чтобы повысить свою работоспособность и заниматься закаливанием, двигательной активностью?
  4. Можно ли получать положительные эмоции в творческой самореализации (занятия в театральном кружке, спортивной либо в танцевальной группе, играя на музыкальном инструменте)?
  5. Нужно ли стремиться прожить до 100 лет и быть при этом счастливым каждый

день?

  1. Откажетесь ли Вы от предложения знакомых, если они на празднике предложат Вам за компанию выпить, покурить, попробовать легкий наркотик?
  2. Есть ли у Вас пример для подражания в выбранной деятельности, профессии?
  3. Есть ли в современной жизни что-то дороже денег, успеха в работе, стабильности?
  4. Любите ли Вы учиться?
  1. Информационно-содержательный блок. Согласны ли Вы с тем, что...

2.1.Здоровье зависит в основном от образа жизни, а лишь затем от наследственности, медицины и экологии?

  1. Физически и психически здорового человека нельзя назвать полностью здоровым?
  2. Регулярный        медосмотр необходимо проходить раз в год?

2.4.Здоровый образ жизни - это не только профилактика или отсутствие вредных привычек?

  1. При        частом употреблении алкоголя/табака увеличивается нагрузка на сердце, появляется апатия, боли в мышцах, повышается риск заболеваний?
  2. Культура        общения предполагает открытость, терпимость, нестандартность действий?

2.7.Оптимальный режим движения предусматривает пешую ходьбу (12000 шагов в день) или плавание (6 км в неделю), или занятия в спортзале (6- 8 часов в неделю)?

  1. Для        повышения умственной активности утренняя зарядка может заменить чашку кофе?
  2. Одеваться нужно не по моде, а по погоде?
  1. Индивидуально-деятельностный компонент. Подумайте и ответьте:
  1. Планируете ли Вы заранее свою учебную деятельность? 3.2. Имеется ли у Вас список намеченных жизненных целей?
  1. Успеваете ли Вы соблюдать оптимальный двигательный режим?
  2. Должен ли человек осознанно подбирать себе рацион питания, не полагаясь на вкусовые привычки и рекламу продуктов?
  3. Знаете ли Вы свой рост, вес, тип темперамента, группу крови?
  4. Вы строго/серьезно относитесь к соблюдению принципов здорового образа жизни?
  5. Преодолевая жизненные трудности, Вы сами решаете, каким способом это сделать, не обращаясь к кому-либо за помощью?
  6. Является ли посещение интересной Вам экскурсии важнее для Вас игры в компьютер?
  7. Стоит ли отказываться от чего-либо (например, от развлечений), чтобы быть здоровым и не болеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Выступление на МО учителей физической культуры школы по теме: "Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся."

          Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровом...