Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (10 класс)

Насыйрова Миләүшә Сәлмән кызы

Внеурочная деятельность для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                                             (МБОУ «Лицей№14» НМР РТ)

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей естествозаниния

(протокол от 29.05.2020 №5)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей №14»

__________Адиатова О.Н.

26.08. 2020

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей № 14»

___________  О.О. Пустоплеснова

28.08.2020

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

социальной направленности

«Вектор успеха»

                    Рассчитана на 1 год обучения

                    для учащихся 10-го класса

                                                                                                                                                                           

                         

                                Автор - составитель

                                                                          учитель родного языка и родного литература

                                                                          Насырова Миляуша Сальмановна

2020 год

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

Изменения,  происходящие  в  социально-экономической  среде, поставило общество перед решением  многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности. Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих  стратегическим  мышлением,  неординарным  видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача  подготовки  лидеров,  стимулирование  их  организаторской деятельности.

Самоуправление  –  структура  отношений,  одна  из  форм  управления коллективом,  деятельностью,  развитием,  когда  предпочтение  отдается демократическому,  свободному,  стимулирующему  типу  взаимоотношений. Ученическое  самоуправление  основывается  на  проявлении  инициативы, принятии решения и его реализации в интересах ученического коллектива.

Внеурочная  программа  «Вектор  успеха»   социальной  направленности призвана  помочь детям  овладеть  знаниями,  умениями  и  навыками, необходимыми  для  успешной  организаторской  деятельности,  развитию коммуникативных  умений  подростков,  включающих  в  себя  освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Актуальность  программы  опирается  на  необходимость  подготовки молодых лидеров организаторов деятельности ученического самоуправления на  современном  этапе  развития  общества.  Также  актуальность  данной программы  обусловлена  психологическими  особенностями  подросткового возраста  детей,  когда  на  смену  продуктивно-творческой  деятельности приходит  потребность  в  общении,  осознании  своего  «Я»,  как  частички коллектива,  желание  быть  признанным  окружающими.  Учебный  материал подобран  таким образом,  что  позволяет  учащимся  осознать  перспективы своего  психологического  развития, понять  природу  своего  «Я»,  найти применение своим творческим, организаторским способностям.

Целью курса является создание  условий  для  достижения  учащимися  необходимого  для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  формировать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  расширить культурно-образовательное пространство обучающихся;

  продолжить  развитие  и  совершенствование  работы  по  воспитанию здорового образа жизни и укреплению здоровья;

  способствовать воспитанию гражданских чувств, ответственности.

Формы занятий    

  тематические классные часы

   беседы

  круглые  столы

  игры  (подвижные,  обучающие,  познавательные,  коммуникативные,  логические, дидактические, лингвистические)

  конкурсы

  викторины

  тестирование

  презентации

  проекты

  акции

  трудовые десанты

  экскурсии

  музейные уроки

  библиотечные уроки

  театральные уроки

  практикумы

  творческие лаборатории

   музыкально-литературные гостиные

   выставки детского и семейного творчества

   концертные программы

  фотоотчеты.

 

Режим занятий      

Рабочая программа «Вектор успеха» рассчитана на 70 часов, из расчета - 2 часа в неделю.

Способы определения результативности

 Педагогическое наблюдение.

Планируемые результаты освоения программы

В процессе занятий по программе «Вектор успеха» обучающиеся должны:

Личностные результаты обучения.

1.Формирование  ответственного  отношения  обучающихся  к  саморазвитию  и

самообразованию.

2.Формирование целостного мировоззрения.

3.Формирование  осознанного,  уважительного  и  доброжелательного  отношения  к

другому человеку.

4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

5.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе  личностного  выбора,  формирование  нравственных  чувств  и  нравственного

поведения.

6.Принятие  ценности  семейной  жизни,  уважительное  и  заботливое  отношение  к

членам своей семьи.

7.Развитие эстетического сознания через знание художественных ценностей.

Метапредметные результаты обучения

1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

3.Умение  соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами,  осуществлять

контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения  результата,  определять  способы

действий в рамках предложенных условий и  требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией.

4.Умение  оценивать  правильность  выполнения    задачи,  собственные  возможности  ее

решения.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки.

6.Умение  определять  понятия,  создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,

классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания  и  критерии  для  классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

7.Умение  организовывать    сотрудничество  и  совместную  деятельность  с  учителем  и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты  на  основе  согласования  позиций  и  учета  интересов;  формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

8. Умение выстраивать и развивать экологическое мышление.

Предметные результаты

Предметными результатами реализации внеурочной деятельности «Вектор успеха» являются:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы

Тема 1.  Введение – 1 час

Тема 2. «Души прекрасные порывы…» -  17 часов

- Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма.

-История российского государства. Многонациональная российская культура. Межнациональные

отношения.

-Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

-Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях художественной и творческой направленности: музыкально-литературные гостиные, праздничные мероприятия.

-Музейные уроки об истории школы.

Проект «История Конституции».

Тема 3. «Прекрасное рядом» – 18 часов

-Посещение театра. Обсуждение спектаклей.

-Выпуск стенгазет к праздникам.

-Библиотечные уроки о книгах и любимых писателях, поэтах.

-Беседа о современном образе жизни. Привычках и манерах.

Проект «Прекрасное и безобразное в нашей жизни».

Тема 4. «Курс здоровья» -17 часов.

-Подготовка и участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях: спортивные и туристические соревнования, ГТО.

- Беседы о здоровом образе жизни, как альтернативе вредным привычкам. Профилактика различных заболеваний. Способы борьбы со стрессом.

Тема5. «Проектория» – 17 часов.

-Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально значимой деятельности.

- История профориентации. Мир профессий, или какую дверь открыть. Как я ориентируюсь в мире новых профессий?

Учебно-тематическое планирование программы

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

«Души прекрасные порывы…»

17

10

7

3.

«Прекрасное рядом»

18

5

13

4.

«Курс здоровья»

17

7

10

5.

«Проектория»

17

4

13

Итого

70

27

43

Методическое обеспечение программы

Ресурсное  обеспечения реализации программы

- методическое пособие для психолога «Лучшие упражнения для развития креативности», А.Г. Грецов;

- методическое пособие «Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание», А.Г. Грецов, Питер;

- методическое пособие для психолога «Тренинг креативности для старшеклассников», А.Г. Грецов;

- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)», Локалова Н.П;

- методическое пособие «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс)», О.В. Хухлаева;

- методическое пособие для развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.

Литература

Для обучающихся:

  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига, 1992;
  2. Симановский А.Э. Развитие творчества детей, Ярославль, «Академия развития », 1996;
  3. Федоренко Л.Г.  Качества ума (Психология для школьников). – Спб,: КАРО, 2002.

Для учителя:

  1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007;.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1985;
  3. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.;
  4. Грецов  А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание», Питер, 2011 г.;
  5. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками,  2008;
  1. Матюшкин А.М. Загадки одаренности., М, 1993;
  2. Как научить детей сотрудничать? – К.Фопель, 2003.

Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

1

Сентябрь

Приобретение  положительных  качеств  личности, формирование  качеств-целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой.

Устный зачет

2

Октябрь

Сформировать  понятие  «личность  человека»,  провести  работу  по формированию адекватной самооценки,  осознание своей индивидуальности,

неповторимости, ценности как личности.

Практика

3

Ноябрь

Создать условия для развития навыков межличностного общения

Индивидуальная работа

4

Декабрь

Способствовать  формированию ценностного отношения к миру: пониманию

и осознанию учащимися нравственной ценности» милосердие».

Практика

5

Январь

Развитие  умений  обучающихся  вести  себя  в  соответствии  с нравственными

нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проект, музейный урок

6

Февраль

Расширить  представление  о  мире  профессий, воспитание  уважения  к труду, людям любой профессии.

Проект

7

Март

Стимулирование  мотивационных  факторов,  побуждающих  ребенка  к развитию собственных способностей.

Групповая  работа

8

Апрель

Формировать  умения ориентироваться  в современном  мире

профессий. Выявлять способности к определённому виду деятельности.

Проект, деловая игра

9

Май

Развитие  навыков  конструктивного  взаимодействия, совершенствование

навыков эмоционального контакта.

Деловая игра, защита проекта

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

 план

факт

1

Введение

1

4.09

2

Что такое социально-значимая деятельность?

1

5.09

3

Виды социально-значимой деятельности?

1

11.09

4

Значение социально-значимой деятельности.

1

12.09

5

Что для человека важнее духовные или материальные ценности?

1

18.09

6

Книга или компьютер?

1

19.09

7

Безопасное общение в интернете

1

25.09

8

Общение. Эффективные приемы общения. Вербальные и невербальные способы. Преодоление барьеров в общении.

1

26.09

9

Конфликт – это способ выражения…. Выявление своих стилей поведения в конфликтной ситуации.

1

2.10

10

Креативное решение проблем.

1

3.10

11

Я в своих глазах и в глазах других людей.

1

9.10

12

Я - неповторимый человек

1

10.10

13

Профилактика различных заболеваний.

1

16.10

14

Дружба крепкая-не сломается.

1

17.10

15

Что такое взаимовыручка, взаимопомощь.

1

23.10

16

Позитивное отношение к себе, возможности своего развития.

1

24.10

17

Основы альтернативного выбора (схема хочу-могу-надо). Характеристика труда.

1

30.10

18

Индивидуально-психологические особенности личности. Характер. Самооценка

1

31.10

19

Способы борьбы со стрессом.

1

13.11

20

Умей сказать «нет». (О вредных привычках)

1

14.11

21

Семейные ценности.

1

20.11

Многонациональная российская культура.

1

21.11

22

«День народного единства» (просмотр видеороликов)

1

27.11

23

Межнациональные отношения. Этнические конфликты. Толерантность.

1

28.11

24

Мы такие разные.

1

4.12

25

Сколько людей, столько и личностей.

1

5.12

26

Поговорим о милосердии

1

11.12

27

Будем добрыми всегда

1

12.12

28

Жестокость, равнодушие и сочувствие

1

18.12

29

Культура взаимоотношений

1

19.12

30

Где стыд, там и совесть

1

25.12

31

История профориентации

1

26.12

32

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе

1

15.01

33

Дни воинской славы

1

16.01

34

Проект: «История Конституции»

1

22.01

35

Подготовка к Новогоднему мероприятию

1

23.01

36

Порисуем…

1

29.01

37

Новогоднее мероприятие «Когда часы 12 бьют!»

1

30.01

38

Музейный урок: «По страницам истории школы»

1

5.02

39

Классификация профессий. Формула профессий

1

6.02

40

Основы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии.

1

12.02

41

«Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками.

1

13.02

42

Проект: «Неизвестное об известном».

1

19.02

43

Образ жизни. Привычки и манеры.

1

20.02

44

Соревнования по волейболу.

1

26.02

45

Соревнования по баскетболу.

1

27.02

46

Прекрасное и безобразное в нашей жизни

1

5.03

47

Уверенное и неуверенное поведение. Обучение приемам уверенного поведения. Артистизм и уверенное поведение.

1

6.03

48

Имя украшает человека

1

12.03

49

Значение мимики, жестов, интонации в общении.

1

13.03

50

Театральный урок: «Магия театра».

1

19.03

51

Искусство самопрезентации: язык телодвижений, совершенствование вербальных возможностей, взаимодействие с людьми, деловая этика.

1

20.03

52

Беседа о современном искусстве.

1

26.03

53

Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» (познавательная игра по трудовому обучению)

1

27.03

54

Проект «Великие люди науки и искусства»

1

9.04

55

Каким должен быть современный человек?

1

10.04

56

Деловая игра «Кадровый вопрос».

1

16.04

57

Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях.

1

17.04

58

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе

1

23.04

59

Классификация профессий. Формула профессий.

1

24.04

60

Я – творческая личность.  Необычное в обычном.

1

30.04

61

Сотвори себя сам

1

1.05

62

Воображение и выразительность.

1

7.05

63

Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?

1

8.05

64

Проектирование профессионального жизненного пути

1

14.05

65

Профессия и специализация. Деловая игра: «Перспектива успеха»

1

15.05

66

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Эмоционально-волевые качества личности

1

21.05

67

Поступок, достойный уважения. «Солдат войны не выбирает»

1

22.05

68

Люди, на которых хотелось бы быть похожим.

1

28.05

69

Чувство взрослости. Что это такое?

1

29.05

70

Проект: «Социальный портрет молодежи».

1

30.05

Итого

     70

Итоговая аттестация проводится в форме защиты проектов. Результат итоговой аттестации определяется оценками «аттестован»/ «неаттестован».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...