дополнительная образовательная программа по духовно - нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня"
методическая разработка

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Программа предназначена для  учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Я и мир вокруг меня"639.4 КБ

Предварительный просмотр:


титульник программа_page-0001Пояснительная записка

Актуальность. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяснения взаимодействия биологической и культурной линий развития, Л.С. Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки: нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика специальной (коррекционной) школы определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения. Этим и обусловлена разработка Программы для учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) «Я и мир вокруг меня» духовно-нравственной направленности.

 Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:

понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;

усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного,
трудового, уголовного права;

понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;

осознания личной ответственности за свое поведение.

Предлагаемая программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. В процессе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать особенности детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта): необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности:

-нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях;

-снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности;

-нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек;

-школьники с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке;

-учащиеся очень радостно реагируют на заслуженное поощрение;

-важно учитывать возрастные особенности детей с умственной отстал

стью (с нарушениями интеллекта) нарушения, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

-также необходимо учитывать типологические и индивидуальные про-

явления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.

Программа духовно - нравственного воспитания учащихся составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.,

- «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев),

- «Методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», Москва, 2019год;

-изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов,

- а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях специальной (коррекеционной) школы.

Нормативно-правовой и документальной основой  «Программы духовно-нравственного воспитания  учащихся»   являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»,

 Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729- р.

Предлагаемая программа, реализуется за пределами основных общеобразовательных программ и направлена на:

- решение задач формирования общей культуры личности,

-создание базовых основных основ образованности,

 -расширение знаний обучающихся о мире и о себе,

-удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;

-оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося в условиях специально организованной деятельности;

-накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы,

-на освоение духовно-нравственных норм жизни,

-создание условий для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации,

--ее адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ,

Разработанная программа будет способствовать духовно –нравственному развитию учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

           Реализация предлагаемой программы обусловлена принципами духовно- нравственного воспитания:

-системно- организованный подход,

-ценностная ориентация,

-личностно- ориентированный подход,

-воспитание на традициях,

-принцип природосообразности,

-принцип гуманистической ориентации,

-принцип сохранения исторической памяти,

-информационная защищенность.

Цель Программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

          Задачи Программы:

-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных

общечеловеческих ценностей;

-изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;

-физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;

-консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;

-формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

-создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней;

-развитие форм ученического самоуправления.

-формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

-формирование у школьников основных социальных ролей, моральных и этических норм;

- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;

- приобщение учащихся к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

-мотивов познавательной деятельности;

-прилежного отношения к учению;

-преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится».

           Специфика особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)

Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:

понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;

усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного,
трудового, уголовного права;

понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;

осознания личной ответственности за свое поведение.

Предлагаемая программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. В процессе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать особенности детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта): необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности:

-нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях;

-снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности;

-нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек;

-школьники с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке;

-учащиеся очень радостно реагируют на заслуженное поощрение;

-важно учитывать возрастные особенности детей с умственной отстал

стью (с нарушениями интеллекта) нарушения, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

-также необходимо учитывать типологические и индивидуальные про-

явления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.

              Формы внеурочной деятельности: 
-беседа;

-экскурсия;
-викторина и конкурсы;
-литературно- музыкальная гостиная;

-экологическая экспедиция;
-просмотр видеофильмов;
-встреча с интересными людьми;

-совместная работа с Приходом Свято- Успенской церкви;
-выполнение творческих заданий, под руководством педагога;

-совместный вечер (с приглашением пап, отца Димитрия);
-психологический тренинг;
-виртуальное путешествие;

-краткий обзор;
-ролевая  игра;

-деловая игра;
-акция;

-экологический калейдоскоп;

-тренинговое занятие;  

-час истории;

-урок мужества;

-космический час;

-инструктаж;

-тестирование;

-час интересов;                    

-составление коллажа;

-социально- значимый проект;  

-турнир знатоков;  

-турнир вежливости;

-психодиагностика;

-«Путешествие в окружающий мир»;

-калейдоскоп прекрасного.

            Режим занятий: 1 час в неделю

            Объем: 107 часов

            Срок реализации:2017-2021г.

            Основные направления деятельности:

 -мероприятия и акции, направленные на сохранение народных традиций, культуры родного края и страны в целом, особенностям природы и ее охраны;

-укрепление связи разных поколений, семейных традиций, воспитание уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода;

-увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества, через систематическую шефскую работу с ветеранами, участниками войн и военных конфликтов.

Блоки

Воспитательные задачи

1.Я - человек

1) Воспитание человека ,обладающего собственного достоинства и уважения к людям.
2 ) Формирование потребности самообразования, самовоспитания, своих морально-волевых качеств.

3)Толерантное  отношение  ко всем людям.

2. Я и родословная

   

1) Развитие семейных традиций, увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи.
2) Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной.
3) Воспитание гражданина и патриота.

3.Я - здоровый человек

1)Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

2)Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3)Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

4. Я и школа

вежливости  

1)Формирование у учащихся понимать себя и других, уважая их позицию.

2)Воспитание сознательного отношения к учебе, чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими.

3)Развитие у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

5.Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.

6. Я и толерантность

 

1) Формирование у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

2)Воспитание у учащихся чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.

3)Создание толерантной среды в обществе и сфере образования.

7. Я и мир рукоделия

1)Формирование  навыков и приемов в выполнении различных изделий декоративно- прикладного творчества.

2)Воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду.

3)Развитие потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

8. Я – гражданин и патриот

 

1) Формирование гражданского отношения к Отечеству, уважения к защитникам Родины.
2) Воспитание любви к своему Отечеству, родному краю, к своему народу на основе изучения православных культурных традиций.
3) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

9. Я и природа

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей.

Тематическое планирование 1 класс (27 часов в год)

2017- 2018 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек   Беседа «Кто я? Какой я?».

04.09

2

Я и родословная  Ролевая игра «Семья»

18.09

3

Я – здоровый человек     Беседа «Гигиена школьника».  

25.09

4

Я и школа вежливости    Акция «Я школьник».

09.10

5

Я и культура  Ролевая игра «Правила культуры поведения в общественном месте».

23.10

6

Я и толерантность Деловая игра «Что такое толерантность?». 

30.10

7

Я и мир рукоделия Беседа «Техника безопасности».

06.11

8

Я – гражданин и патриот Беседа «Я гражданин и патриот».  

20.11

9

Я и природа  Экологический калейдоскоп «Земля- наш дом».

27.11

10

Я - человек   Психологический тренинг «Я особенный».

04.12

11

Я и родословная  Беседа   «Моя фамилия»

18.12

12

Я – здоровый человек     Ролевая игра «Витамины».

25.12

13

Я и школа вежливости   Ролевая игра-  «Товарищи и друзья»

15.01

14

Я и культура      Час истории «Культура моих предков - казаков».

22.01

15

Я и толерантность  Тренинговое занятие  «В мире толерантности».

29.01

16

Я и мир рукоделия Работа с бумагой.  Мозайка «Яблоко».

05.02

17

Я – гражданин и патриот Беседа «Моя Россия-моя страна».

19.02

18

Я и природа  Викторина «Путешествие в мир растений». 

26.02

19

Я – человек Ролевая игра «Я и мое настроение».

05.03

20

Я и родословная    Час интересов «Моя родословная»

19.03

21

Я – здоровый человек      Беседа «Глаза- главные помощники человека».                                             

26.03

22

Я и школа вежливости     Беседа «Зачем люди здороваются».                                

02.04

23

Я и культура    Экскурсия в Свято- Успенский храм  «Православная культура».

16.04

24

Я и толерантность Турнир вежливости  «Страна Толерантность».

30.04

25

Я и мир рукоделия  Работа с бумагой . Обрывная аппликация «Котенок».

07.05

26

Я – гражданин и патриот   Час интересов«Любовь к Родине, своему народу».

14.05

27

Я и природа  Экскурсия в природу.

21.05

Тематическое планирование 2 класс (27 часов в год)

2018- 2019 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек          Беседа «Я и спорт»     

03.09

2

Я и родословная   Беседа «Древо жизни. Моя родословная».

17.09

3

Я – здоровый человек       Час общения «Я здоровье берегу, сам себе помогу».

24.09

4

Я и школа вежливости  Беседа «Ребята, давайте жить дружно».

01.10

5

Я и культура   Беседа «Правила поведения в театре».

15.10

6

Я и толерантность Час общения «Толерантность- путь к миру»

22.10

7

Я и мир рукоделия  Работа с бумагой. Оригами «Курочка с цыплятами».

05.11

8

Я – гражданин и патриот  Устный журнал «Когда мы едины…»

19.11

9

Я и природа   Экологическая экспедиция «Мы защитники природы».

26.11

10

Я - человек    Калейдоскоп «Мои интересы, мои увлечения».

03.11

11

Я и родословная  Игра «Мир семейных увлечений».

17.11

12

Я – здоровый человек       Викторина  «Наше здоровье в наших руках».

24.11

13

Я и школа вежливости    Урок духовно- нравственной направленности «Протянем руку помощи друг другу».

14.01

14

Я и культура      Посещение библиотеки  «Книги о культуре»

21.01

15

Я и толерантность Игра «Цветок толерантности».

28.01

16

Я и мир рукоделия  Аппликация из геометрических фигур. Аппликация «Кораблик».

04.02

17

Я – гражданин и патриот   Спортивный конкурс «Защитник Отечества»

18.02

18

Я и природа   Экологическая викторина «Разнообразие животных нашего края».

25.02

19

Я- человек       Час интересов «Мое хобби».

04.03

20

Я и родословная   Беседа «Профессии моих предков»

11.03

21

Я – здоровый человек       Инструктаж по предупреждению травматизма.

18.03

22

Я и школа вежливости       Практикум «Бой с нецензурной речью»

01.04

23

Я и культура     Тренинговое занятие   «Этикет и мы».

15.04

24

Я и толерантность   Беседа «Чтобы счастье дарить, надо добрым и вежливым быть».

29.04

25

Я и мир рукоделия   Работа с бумагой. «Гвоздика».

06.05

26

Я – гражданин и патриот   Встреча с участником афганской войны «История глазами интересного человека».

13.05

27

Я и природа   Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю г. Лабинск.

20.05

Тематическое планирование 3 класс 27 часов в год

2019- 2020 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек          Тренинговое занятие «Как  отстоять свои интересы».    

02.09

2

Я и родословная   Викторина «Кто есть кто?».

16.09

3

Я- здоровый человек       Беседа «Спорт- здоровый образ жизни».

30.09

4

Я и школа вежливости      Составление коллажа «Школьная жизнь».

07.10

5

Я и культура    Этическая беседа  «Учимся прощать своих друзей».

 21.10

6

Я и толерантность  Нравственная беседа «Тайный друг».

28.10

7

Я и мир рукоделия  Изготовление подарка ко дню матери «Шкатулка»

11.11

8

Я – гражданин и патриот  Мультимедийная галерея «За что мы любим свою страну».

18.11

9

Я и природа  Инструктаж  «Правила поведения в природе».

25.11

10

Я - человек    Тестирование и обработка результатов «Добрый ли я?»

02.12

11

Я и родословная   Откровенный разговор «Семейные традиции»

16.12

12

Я – здоровый человек     Беседа «О хороших и вредных привычках».

23.12

13

Я и школа вежливости   Беседа «Хорошие манеры».

13.01

14

Я и культура       Турнир вежливости «Правила хорошего тона».

20.01

15

Я и толерантность   Ролевая игра «Толерантность и я».

27.01

16

Я и мир рукоделия   Конкурс рисунков, посвященные 23 февраля.

03.02

17

Я – гражданин и патриот   Спортивный турнир «Русский солдат умом и силой богат».

17.02

18

Я и природа    Экологическая страничка «Семь чудесных мест  России».  

24.02

19

Я - человек       Нравственно- этическая беседа «Я – человек».

02.03

20

Я и родословная     Конкурс пословиц и поговорок о семье «Мир в семье любовью держится».

16.03

21

Я – здоровый человек      Откровенный разговор «Хорошие привычки».  

23.03

22

Я и школа  вежливости       Викторина  «Доброта, вежливость, дружба».

06.04

23

Я и культура     Конкурс «Вежливость, культура, этикет».

20.04

24

Я и толерантность   Диспут «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

27.04

25

Я и мир рукоделия   Работа с пластилином. Композиция «Весна».

04.05

26

Я – гражданин и патриот  Беседа «Я живу в России» .

11.05

27

Я и природаПутешествие в окружающий мир «Мир вокруг нас. Горы.»

18.05

 

Тематическое планирование 4 класс 26 часов в год

2020- 2021 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек  Тестирование  «Вот какой я».

 07.09

2

Я и родословная   Беседа «История моей семьи»

21.09

3

Я — здоровый человек  Операция  «Чистюлька».

28.09

4

Я и школа вежливости    Беседа «Я и сверстник».

05.10

5

Я и культура   Обсуждение «Мы идем в театр».

19.10

6

Я и толерантность  Акция «Милосердие».  

26.10

7

Я и мир рукоделия  Работа с бумагой. «Закладка».

02. 11

8

Я – гражданин и патриот Круглый стол  “ И помнит мир спасенный».

16.11

9

Я и природа  Экскурсия в парк  Операция «Забота»   (помощь птицам).  

30.11

10

Я - человек   Калейдоскоп прекрасного «Я в мире и мир в моем я».

07.12

11

Я и родословная   Круглый стол «Что для меня семья»

14.12

12

Я — здоровый человек Беседа    «В гостях у доктора Айболита. Почему Мойдодыр злится» .

21.12

13

Я и школа вежливости  Круглый стол «Правила безопасного поведения в школе».

11.01

14

Я и культура  Беседа «Человек — творец своей судьбы».  

18.01

15

Я и толерантность    Правовая игра «Зависть и скромность».

25.01

16

Я и мир рукоделия   Работа с бумагой «Красочная вертушка своими руками».

01.02

17

Я – гражданин и патриот   Спортивное мероприятие «Папа, брат и я - спортивная семья».

15.02

18

Я и природа  Экскурсия в природу «Красота Кубани».  

22.02

19

Я - человек     Беседа  «Как воспитать в себе человеческие качества»   

01.03

20

Я и родословная  Составление родословного древо.

15.03

21

Я — здоровый человек    Викторина «Витамины — это клад».

22.03

22

Я и школа вежливости     Беседа «Школа — наш второй дом».

05.04

23

Я и культура   Этическая беседа «Внешний вид ученика».  

19.04

24

Я и толерантность Беседа «Путешествие в страну добра».  

26.04

25

Я и мир рукоделия  Работа с гофрированной бумагой «Алая роза».

17.05

26

Я – гражданин и патриот Конкурс стихов о Родине.  

24.05

         

         

          Содержание программы

Программа «Я и мир вокруг меня» составлена с учетом возможностей учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и состоит из 9 блоков. Материал распределен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Темы из 9 блоков распределены на весь учебный год, что составляет 27 часов (3 часа в месяц).  При планировании использовался линейно- концентрический принцип распределения материала: темы блоков периодически меняют друг друга, расширяют ее, уточняют понятия, раскрывающие содержание блока. Изложение материала, осуществляемое посредством линейно-концентрического метода, представляет собой возврат к темам на том или ином "витке" развертывания структуры блока. Таким образом, разделы блоков остаются прежними, а темы с каждым годом усложняются.

Предложенное календарно-тематическое планирование программы раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по каждому из направлений основного блока и представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания  и развития учащихся, их коммуникативной, информационной, социальной деятельности  и  опирается на  базовые национальные ценности в следующих блоках:

1 класс

Теоретические сведения

Блок 1 «Я - Человек»

Занятия в блоке «Я - человек» учат воспитанию нравственных чувств и этического сознания. Носят психологический аспект и направленны на осознание себя как личности, а также должны помочь учащимся  разобраться в себе и понять себя (кто я? какой я?). Ценности: мой внутренний мир, личность, индивидуальность..

Блок 2 «Я и родословная»

Занятия в блоке «Я и родословная» ознакомятся с историей  возникновения имён и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с небольшим количеством родственников.  Профессии предков. Ценности: память, любовь, история фамилии, предки.

Блок 3 «Я — здоровый человек»

Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать  здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа» учат различать учащихся хорошие и плохие поступки. Формируют понятия «дружба», учат дружить и дорожить дружбой и направленны на сплочение коллектива. Ценности: дружба, поступки людей.

Блок 5 «Я и культура»

   Занятия в блоке «Я и культура» воспитывают стремление  быть опрятным, чистым,  учат правилам вежливого поведения,  умению пользоваться «волшебными» словами,  формируют  представления о правилах поведения в образовательном учреждении, представление о вере, духовной культуре человека. Приобщают к христианским заповедям. Способствуют воспитанию нравственных чувств и этического сознания. На примере наших предков казаков формируют элементарные представления о  культуре народа Кубани.

 Ценности: культура человека, культура в обществе, культура наших предков.

Блок 6 «Я и толерантность»

   Занятия в блоке «Я и толерантность» ориентированы  на воспитание личности, способной на управление своим поведением ,рассмотрение ребенка как главной ценности в системе самоуправления ребенка. Ценности: личность, толерантность,

Блок 7 «Я и мир рукоделия »

Занятия в блоке  «Я и мир рукоделия» учат требованиям к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдению правил по технике безопасности. Ценности : плакат, ножницы, бумага цветная, картон, клей.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я - защитник Отечества» воспитывают любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству уважение к воинам-защитникам Отечества. На примере приглашенных на занятие пап,  братьев формируют стремление служить своему Отечеству.Ценности: мужество, армия, Родина, Россия.

Блок 9 «Я и природа»

Занятия в блоке „Я и природа” воспитывают у учащихся чувство  взаимосвязи между человеком и природой. Прививают умение видеть ее красоту, способствуют развитию у детей чувства сострадания, сопереживания, сочувствия. Развивают интерес к ее объектам и явлениям. Ценности: планета Земля, космос, природа.

Практическая часть

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение системы ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса. В программу 1 класса включены следующие виды практической деятельности:

Экскурсия -1 ч.

Ролевые игры- 5 ч.

Деловая игра- 1ч.

Психологический тренинг- 1 ч.

Турнир вежливости – 1ч.

Акция – 1 ч.

Экологический калейдоскоп – 1 ч.

Час истории- 1 ч.

Тренинговое занятие – 1 ч.

Викторина – 1 ч.

Час интересов – 1 ч.

Турнир вежливости – 1.ч.

2 класс

Теоретические сведения

Блок 1  «Я и Я»

Занятия в блоке «Я и я» должны развивать интересы детей, умения контролировать себя, свое поведение и поступки,  прививать учащимся стремление к увлечениям спорту, ДПИ, танцам и т.д. Ценности: красивый поступок,  мое хобби.

Блок 2 «Я и родословная»

Занятие в блоке «Я и родословная» расширить представления о семейных  традициях,   предания, реликвии, праздники. Должны знать профессии своих предков. Мир семейных увлечений.  Ценности: я, семья, родословная, традиции, увлечения, уважение.

Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать  здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 3 «Я – здоровый человек»  

Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать  здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны  формировать потребность культурно выражать  свои мысли, жить в мире с собой и друг с другом, помогать друг другу. Предупредить употребление в речи детей бранных слов, ругательств. Ценности: друзья, умение дружить, дорожить дружбой, культура речи школьника.

Блок 5 «Я и культура»

Занятия в блоке «Я и культура» должны  формировать основные этические нормы и правила   в поведении и общении с людьми, воспитывать вежливость, тактичность, уважительное отношение к старшим по возрасту. Должны учить различным формам обращения с  приветствием и прощанием к сверстникам. Ценности: хороший тон, правила культуры, культура речи человека.

Блок 6 «Я и толерантность»

Занятия в блоке «Я и толерантность» должны  формировать способности принятия себя, своих достоинств и недостатков. Воспитывать умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе. Ценности: я, доброта, вежливость.

Блок 7 «Я и мир рукоделия»

Занятия в блоке «Я  и мир рукоделия» должны развивать интерес детей к творчеству из бумаги. Данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я  - гражданин и патриот» должны  формировать  патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, за людей, чьи подвиги помогли стране победить в годы войны. Углублять знания о роли армии в истории государства, привитие уважения к Российской армии, воспитание духовно - нравственных качеств личности, необходимых для мужчины.  Воспитание уважительного отношения к участникам ВОВ -ветеранам. Развивать способность чувствовать, сопереживать людям. Ценности: Отчизна, защитник Отечества, Россия, мужество, честность, храбрость, справедливость.

Блок 9 «Я и природа»

Занятия в блоке «Я и природа» должны формировать бережное отношение к природе. Формировать знания   о Красной книге Краснодарского края, животных и растениях занесенных в нее. Ценности: природа, растения, животные, Красная книга.

Практическая часть

Экскурсии-1 ч.

Встречи с интересными людьми- 1 ч.

Ролевые игры- 1 ч.

Деловая игра- 1ч.

Психологический тренинг- 1 ч.

Тренинговое занятие- 1 ч.

Спортивные соревнования- 1 ч.

Час общения – 2 ч.

Устный журнал – 1 ч.

Экологическая экспедиция – 1 ч.

Калейдоскоп – 1 ч.        

           Содержание программы 3 класс

Теоретические сведения

Блок 1 «Я - человек»

Занятия в блоке «Я - человек» должны формировать у учащихся умение отстаивать свое мнение, используя аргументы, а не силу; учить противостоять давлению со стороны кого бы то ни было.  Формировать представление о добре как важнейшей нравственной ценности, воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам. Ценности: добро, человечность, мой внутренний мир.

Блок 2 «Я и родословная»

Занятия в блоке «Я и родословная»

Блок 3 «Я – здоровый человек»  

Занятия в блоке «Я  и здоровье» : должны формировать создание условий для сохранения физического, психического, духовного и

нравственного здоровья учащихся.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны  формировать и совершенствовать представление о толерантном отношении в классе. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Должны способствовать становлению благоприятного психологического климата в коллективе, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся, сплотить детский коллектив. Ценности: толерантность, наш класс, наша школа, «мы».

Блок 5 «Я и культура»

Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать и совершенствовать у учащихся чувство такта, меры в общении со сверстниками и взрослыми. Должны учить быть взаимно вежливыми, культурными в общественных местах, школе, дома. Знакомят с историей возникновения телефона, правилами и культурой общения по телефону. Учащиеся составят словарь с набором вежливых  слов для каждодневного использования при общении в обществе. Ценности: культура речи, культура и правила разговора по телефону, со сверстниками и взрослыми.  

Блок 6 «Я и толерантность»

Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать систему представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом. Ценности:я, тайный друг, дружба.

Блок 7 «Я и мир рукоделия»

Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» дают узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Занятия направлены на развитие у детей навыков ручного труда. Научатся выполнять собственные композиции. Ценность :пластилин, картон, цветная и белая бумага, ножницы, клей.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я – гражданин и патриот» должны формировать у учащихся знания о подвигах их сверстников пионерах- героях во время Великой Отечественной войны, военной технике, участвующей в боевых действий и на параде на Красной площади. Воспитание патриотизма через формирование сознания необходимости защищать Отечество. Ценности: защитник Отечества, патриотизм, любовь к Родине.

Блок 9 «Я и природа»

Занятия в блоке «Я и природа» должны формировать знания о достопримечательных местах России (о. Байкал, г.  Эльбрус, Долина гейзеров на Камчатке и т.д.). Формировать и совершенствовать представление о животных нашего края. Воспитывать бережное отношение к природе и показать её значение для человека, чувство единства человека  с природой. Ценности: охрана природы, бережное отношение к природе.

Практическая часть

Экскурсии-1 ч.

Встречи с интересными людьми- 1 ч.

Ролевые игры- 3 ч.

Спортивный турнир - 1ч.

Психодиагностика - 1 ч.

Тестирование - 1 ч.

Тренинговое занятие - 1 ч.

           Содержание программы 4 класс

Теоретические сведения

Блок 1  «Я - человек»

Занятия в блоке «Я - человек» должны воспитывать у учащихся человеческие качества, развивать их потенциальные возможности в процессе общения. Ценности: познай себя, я в мире и мир в моем я, свое внутреннее я.

Блок 2 «Я и родословная»

Занятия в блоке «Я и родословная» должны способствовать более близкому сплочению семьи, развивать интерес к ее истории, способствовать укреплению духовных ценностей, повышать ее культурный уровень. Составлять родословное древа с небольшим количеством родственников.

Ценности: я, семья, родословное древа.

Блок 3 «Я – здоровый человек»  

Занятия в блоке «Я – здоровый человек» должны формировать стремление к здоровому образу жизни, прививать здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны научить учащихся соблюдать правила безопасного поведения в школе и дома, умение вести себя ЧС, в которых может оказаться человек. Ценности: жизнь, здоровье.

Блок 5 «Я и культура»

Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать основные этические нормы и правила   поведения в обществе. Воспитывать вежливость, тактичность, уважительное отношение к старшим. Учить правилам хорошего тона. Ценности: нормы и правила поведения, культура речи человека.

Блок 6 «Я и толерантность»

Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать толерантность личности, способной к саморазвитию. Формировать умения толерантного взаимодействия. Ценности: я, добро, зависть, милосердие.

Блок 7 «Я и мир рукоделия»

Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» должны развивать творческие способности детей. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Ценности: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, клей, ножницы.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я – гражданин и патриот» должны формировать чувства патриотизма у учащихся через совместные встречи с участниками боевых действий в Афганистане, организацию спортивных соревнований для юношей. Углублять знания о роли армии в истории государства, привитие уважения к Российской армии, воспитание духовно - нравственных качеств личности, необходимых для мужчины. Ценности: Отчизна, защитник Отечества, Россия, мужество, честность, храбрость, справедливость.

Практическая часть

Экскурсии- 1 ч.

Круглый стол- 1 ч.

Правовая игра- 1 ч.

Деловая игра- 1ч.

Правовая игра -1 ч.

Калейдоскоп- 1 ч.

Тестирование- 1 ч.

Спортивные соревнования- 1 ч.

Планируемые результаты Программы

Предметные:

-формировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Личностные:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в  предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Ожидаемые результаты Программы

повышение уровня:

-сознательности и сплоченности коллектива,

ктивности и результативности участия обучающихся в различных конкурсах, соревнованиях;
-духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

- духовного развитие личности;

-освоения основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;

- освоения лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России;

- осознанности в необходимости сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- воспитанности;

-осознанности в соблюдении нормативно-правового поведения.

Формы подведения итогов

1.Разработка творческого проекта «Мир оригами – животные своими руками».

2. Активное участие в экскурсиях.

3.Акция «Мы о войне стихами говорим».

        Оценочные материалы

Уровни: Низкий –Н, Средний –С, Высокий –В

Динамика: + или -

Имя ребенка/критерии

сознательности и сплоченности коллектива

активности и результативности участия в  мероприятиях

духовно-нравственных традиций семейного воспитания

духовного развитие личности

освоение основополагающих принципов нравственности:

освоения лучших моральных и нравственных принципов,

осознанание в необходимости сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества

воспитанность

соблюдение нормативно-правового поведения

Освоение  навыков и приемов в выполнении ДПТ

усидчивость

аккуратность

ДИНАМИКА

Геннадий

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

+

Юрий

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

С

Н

-

на конец года

В

В

С

С

В

С

С

В

В

В

В

В

+

Максим

на начало года

С

С

С

Н

Н

С

С

С

С

Н

С

Н

-

на конец года

В

В

В

С

С

В

В

В

В

В

В

В

+

Всеволод

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

+

Валерия

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

+

Иван

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

В

+

Кирилл

на начало года

С

С

С

Н

Н

С

Н

Н

Н

С

С

С

-

на конец года

В

В

В

С

С

В

В

В

В

В

В

В

+

Людмила

на начало года

С

С

С

Н

С

Н

С

Н

Н

С

С

С

-

на конец года

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

+

Андрей

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

В

В

С

С

В

В

С

В

В

В

В

В

+

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методические: при реализации Программы необходимо использовать эффективные методы взаимодействия педагога и учащихся:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-частично - поисковый (проблема формулируется детьми при помощи педагога и предлагаются способы её решения).

Дидактическое оснащение программы

1.Тест Куна «Кто Я?». Тест двадцати высказываний. (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).

2.Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.

3.Тест «Выявление отношения мальчиков и девочек к жизни в своей семье» (Т. Шрайбер).

4.Тест «Что значат для меня встречи с друзьями».

5. Памятки по ЗОЖ.  

6.Дидактическое пособие «Пословицы и поговорки».

7.Дидактическа игра «Телефон».

8. Дидактические материалы: карточки-задания (по темам занятия).

9. Кроссворды.

10.Памятки по ЗОЖ, правам ребенка.

11.Кроссворды.

Информационные: 

1.Плакаты: «Животные Кубани», «Растения Кубани», «Насекомые Кубани».

2.Папка с собранными журналами «Шедевры русской живописи».

3.Фотографии ветеранов ВОВ.

4.Фотографии пионеров –героев ВОВ.

Материально-техническое обеспечение: 

1.Компьютерная техника.

2.Видео- и аудио-материалы по темам (музыка для релаксации, голоса птиц, песни военных лет.

3.Видеоролик «Результат вредных привычек», презентации).

4. Спортинвентарь

Литература

а) Для учащихся

1. Астахов, Павел Алексеевич. Я и семья/ П. А. Астахов; [худож.: Л. П. Лазарева, М. М. Герасимов]. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 80 с. — (Детям о праве).

2. Афонькин, С.Ю. Жизнь в пресной воде: школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин. – СПб.: «БКК», 2008. – 96 с.: ил.

3. Вологдина, Е.В., Малофеева, Н.Н., Травина, И.В. Живая природа: научно-популярное издание для детей / Е.В. Вологдина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

4. Космодемьянская Л.Т.. "Повесть о Зое и Шуре". Литературная запись Ф.Вигдоровой. - Издательство "Народная Асвета", Минск, 1978,-17 с.

5.Митяев А. «Письмо с фронта». Издательство “Белый город”, 2007 – 143 с.

6. Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей: перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер; худож. А. Мартынов. — Москва : Планета детства, 2012. — 44 с.

7.Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Издательство “Дрофа-Плюс”, 2012 – 64 с.

8. Рассказ о Лёне Голикове. Из книги «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.

9. Стальфельт, Пернилла. Одного поля ягоды/ П. Стальфельт; пер. со швед. М. Людковской. — Москва : Открытый мир, 2007. — 28 с.

10. Усачёв, Андрей Алексеевич. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв; ил. Т. Кормер. — Москва : ЭКСМО, 2012. — 72 с.

11.Факел Гиппократа /Редактор-составитель Л.И.Жук –Мн.: Красико-Принт, 2006. -128 с.-(Праздник в школе).

12. Храбрый партизан. Рассказ о Вале Котике. Из книги «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.

13. Шустова, И.Б. Удивительные растения: Моя первая книга о природе / Худ. Л.К. Багина, В.Д. Колганов, Т.В. Осетрова, М.Н. Сергеева. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 168 с.: ил. – (Познаем мир).

14. Этикет для девочек. И.А. Монахова. Издательство: Астрель, Полиграфиздат- 96 с.

15. Ясина, Ирина. Человек с человеческими возможностями/ И. Ясина; ил. Т. Кормер. — Москва : ЭКСМО, 2012. – 88 с.

б) Для педагогов

Воспитательная система класса: теория и практика\Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2005.

Воспитание школьников\ научно- методический журнал № 2. М., 2007.

Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2008. - N 2. - С. 76-80.

Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. -224 с.

Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию дня Победы сценарии торж. линеек, вечеров, литер.-муз. композиций, кл. часов, военно-спорт. игр / сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. -303 с.

Крайг Г. Психология развития.СПб., 2000

Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. -М: Феникс, 2011. –178с. –(Сердце отдаю детям)

Внеклассные мероприятия:3 класс/Авт.-сост.О.Е.Жиренко и др. -М.: ВАКО, 2007.-256 с.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возросте. М.: Просвещение, 1980

Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся.. / Н.С. Елистратова // Начальная школа (Воспитание и обучение). - 2012. - № 12. - С. 7-8.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.: Просвещение, 1988

Истомина, А. В.«Модерацияздоровья», как формаобобщения и совершенствованияздоровьесберегающего образования// Воспитаниешкольников.–2011.-No 4.–С. 8-12

Календарь школьных праздников/Авт.сост.С.И.Лобачева и др. -2-е изд.-М.: 5 за знания, 2008.-288 с.

Кацубо, Светлана Петровна. Молодёжь и закон: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школи преподавателей иных учебных заведений / С. П. Кацубо. — Минск : Тесей, 2011. — 352 с.

Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –320 с.

Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. 2000.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Под ред. Ю.М. Забродина. Психологическая диагностика развития школьников. – М., 1990.

Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.

Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Педагогический поиск, 2002.

Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. –М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-288 с.

Энциклопедия этикета.  Южин В. И. Изд.: РИПОЛ классик, - Москва,  2007 г., 77 с.

Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"

Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...

ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей

Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного    воспитания,    основанные,    прежде    всего,...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная образовательная программа "Химия вокруг нас"

Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обес...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...