Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")
методическая разработка

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с обучающими 3класса в игровой форме (соревнование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5a177b2f04664.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта занятия «Человек и Природа» в форме игры «Экологическая ромашка»

(Объединение «Мир вокруг нас»,3класс)

 - формирование представлений и элементарных знаний об экологии

-воспитание экологической культуры детей

- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе

 - осуществление  практико –ориентированного  обучения  детей

 Задачи:

 - углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды

- развивать экологическое мышление у детей

- развивать  познавательный  интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях

Формирование УУД:

        Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе

        Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности

        Познавательные: поиск и выделение  необходимости , применение методов  информационного поиска

        Коммуникативные: умение взаимодействовать со  взрослыми и сверстниками в организованной деятельности,

                                                                      умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

                                                                      согласование усилий по  достижению  общих целей, организации совместной деятельности

Планируемые достижения учащихся:

- усвоить, что экология – это наука, которая учит  бережно  относится к окружающему миру

- учиться защищать природные ресурсы

- развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

   

 Направление воспитательной деятельности:   воспитание здорового образа жизни и культуры поведения.

 Форма воспитательного мероприятия: игра - соревнование.

Раздаточный материал: карточки с вопросами, карточки с названиями команд, « лепестки» с названиями каждого задания, листы ватмана

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формы, приемы, методы деятельности

Формирование УУД

Вводный (актуализация, мотивация,   целеполагание)

2. Самоопределение к деятельности

Деление на команды:

« Звери», « Птицы»,

« Домашние животные»,

« Насекомые»,

« Растения»

        

Наша игра тоже связана с этим очень нужным для нашей планеты словом « экология»,  она называется

« Экологическая ромашка».

А тему нашей познавательной игры

вы определите сами. Я прочту стихотворение , а вы отгадаете слово, которое и  будет  служит основной темой нашей совместной деятельности.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо – светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает

По ле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг……..( природа)

Как вы думаете, что нам предстоит выяснить

сегодня в ходе нашей игры?

       Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим об ЭКОЛОГИИ.   А кто знает, что это за наука?

 «Ойкос» по - гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука» Экология - это наука о нашем общем доме.                              А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА

Напомнить правила поведения при работе в группах.

  В центре каждого игрового стола расположен флажок  с названием команды. Уважаемые участники, займите, пожалуйста, свои игровые места. Выберите капитана своей команды.

На экране цветочная поляна, среди цветов – один необычный цветок  -  ромашка с разноцветными лепестками.  На  каждом лепестке – задание.

 

Дети высказывают свои мнения, предположения:

 природа нуждается в защите, заботе,  любви, знания о жизни  растений и животных помогут сберечь окружающую нас природу

Участники игры подходят  к игровым столам. Выбор капитана каждой команды проходит индивидуально.         

 

Личностные: 

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Регулятивные:

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации; 

Коммуникативные:

 научатся   формулировать собственное мнение, учитывать мнение других

Основной

 

   Сегодня на протяжении всей игры  вы будете зарабатывать баллы своей команде. Готовность команды к ответу будет демонстрировать капитан  поднятием флажка. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Конкурс «Разминка»

Я отрываю первый лепесток « Брейн- ринг»

Каждая команда получает карточку с 3 вопросами, для ответа на один вопрос даётся 1 минута.

Команда « Звери»:

  1. Что теряет лось каждую зиму?
  2. Слепыми или зрячими рождаются зайцы?
  3. Косой ли заяц?

Команда « Насекомые»:

  1. Сколько ног у паука?
  2. Кого называют санитарами леса?
  3. Где ухо у кузнечика?

Команда « Растения»:

  1.  Дерево – символ нашей Родины?
  2. Какая трава самая колючая?
  3. Какая ягода бывает красной, чёрной, белой?

Команда « Птицы»:

  1. Пингвин – птица или нет?
  2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?
  3. Какую птицу называют « лесным  доктором»?

Команда «Домашние животные»:

  1. Про кого говорят: «В воде купался, сухим остался »?
  2. Кто самый лучший сторож дома?
  3. Как называют « ребёнка»  овцы?

Конкурс « Всезнайка»

Отрываю следующий лепесток « Самый, самый...». От каждой команды выходит один представитель. На слайдах  открываются вопросы, кто первым из представителей команды назовёт ответ,  тот получает 1 балл.

  1. Родилась в воде, а живёт на земле?
  2. Кто спит вниз головой?
  3. Что делает ёж зимой?
  4. Какой лесной зверь любит малину?
  5. Кто бежит,  выставляя вперёд задние лапы?
  6. Какое растение всегда дрожит?
  7. Зачем зайцу большие уши?
  8. Умываются ли насекомые?
  9. Какая самая маленькая птица?
  10. Самое быстрое животное суши?
  11. Кит – рыба или зверь?
  12. Растёт ли дерево зимой?
  13. Какая нить в природе самая тонкая?
  14. Самое быстрое морское животное?

3. Задание « Нарисуй и изобрази (пантомима)

Следующий лепесток: каждой команде выдаётся лист ватмана – нужно изобразить  за 5 минут представителя своей команды: животное или растение. Каждый в команде должен выполнить  свою часть рисунка. Открытие выставки « Живая природа».

Физпауза  « Зарядка с солнышком»

( под мелодию песни « Зарядка с солнышком»)

( звучит мелодия, на слайде движения показывают представители фауны)

 4. Конкурс капитанов

Капитаны получают задание: называть представителей своей команды: зверей, птиц, насекомых, домашних животных,  различные виды   растений. Победит тот, кто назовёт больше всех.

5. Беседа

Отрываю следующий лепесток « Красный»

  Прочитайте стихотворение. О чём оно?

« Гудят заводы, всюду пыль…»

На слайдах виды растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения и занесены в « Красную книгу».

Зоологи, ботаники, экологи изучают, какие растения и животные нуждаются в первую очередь в защите и помощи.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

        

Нужно охранять и беречь окружающий нас мир. А для этого нужно соблюдать правила( слайды)

Давайте проговорим эти правила:

- Любите природу

- Храните природу

-Не жгите траву

-Не ломайте кусты

-Не сыпьте на землю всякую гадость

-И даст вам природа здоровье и радость!

6. « Расшифруйте криптограмму» :

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

 

Дети читают вопросы. Представитель от каждой команды выходит к доске и отвечает на вопросы.

Представитель от каждой команды выходит к доске и отвечает на вопросы.

Дети распределяют роли: лидер, исполнители.

.

Капитаны выполняют задание.

Дети высказывают свои предположения.

Дети  придумывают и создают совместно в команде свой знак

« Природа – наш родной дом»

Дети повторяют правила поведения на природе.

Конкурс - соревнование

Соревнование

Работа в группе.

Соревнование

Работа в группах.

Личностные:

формирование умения работать в коллективе

Познавательные:

 Ориентироваться в  окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт,

информацию, полученную от учителя.  

  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

           

Регулятивная:

Учиться высказывать своё предположение (версию) .

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Читать   вопросы.

Совместно договариваться о правилах общения в игре.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Познавательные:

 Ориентироваться в  окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт,

информацию, полученную от учителя.  

 Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Коммуникативные:

Совместно договариваться о правилах общения в совместной деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

 Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Коммуникативные:

Совместно договариваться о правилах общения в совместной деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Личностные:

Формирование внутренней дисциплины школьника по соблюдению правил поведения.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт,

информацию, полученную от учителя.  

Заключительный

(рефлексия)

  Что нового вы узнали сегодня на занятии?

 

    Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?  

Какая команда, по вашему мнению сегодня была наиболее успешной?

 

 Учитель объявляет итоги игры. Проходит награждение участников команды победителей игры 

Заслушиваются ответы учащихся.  Дети анализируют итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные).

 

Личностные:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку совместной деятельности. 

Регулятивные:

Учится делать выводы в результате совместной работы.

 

 Список используемой литературы.

  • Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
  • Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.
  • Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. – Волгоград: Учитель, 1997.
  • Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
  • Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
  • А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008
  • А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Технологическая карта урока географии "Природа арктических пустынь, тундры и лесотундры"

Представлена технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Технологическая карта урока "Особенности природы Австралии"

Технологическая карта открытого урока географии "Особенности природы Австралии", проведённого 14.02.2019 г....

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта урока Особенности природы Африки

Отличительной чертой природы Африки является чёткая смена природных зон в обе стороны от экватора. Влажные и переменно-влажные леса сменяются саваннами, которые затем переходят в полупу...

Технологическая карта урока географии "Природа Южной Америки"

План урока предназначен для 8 класса коррекционной школы....