Методическая разработка занятия "Поиграем в скороговорки"
план-конспект

Карчина Ольга Павловна

  Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.

Задачи:

-        обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;

-        развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;

-        воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.

Занятие подготовлено для обучающихся младшей возрастной категории.

При планировании занятияособое внимание я обращала на то, что в театральном искусстве главное – это умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karchina_o.p._zanyatie.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ)

Карчина Ольга Павловна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Кукольный театр»

Образование: среднее профессиональное, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ивановской области «Ивановский колледж культуры и искусства», социально-культурная деятельность, организация и постановка культурно-досуговых мероприятий и театрализованных представлений,  менеджер социально-культурной деятельности.

Стаж педагогической работы: 4 года

Стаж работы в данном учреждении: 4 года

Лянтор 2019

Пояснительная записка.

Тема занятия: «Поиграем в скороговорки».

Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.

Задачи:

-        обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;

-        развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;

-        воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.

Занятие подготовлено для обучающихся младшей возрастной категории.

При планировании занятияособое внимание я обращала на то, что в театральном искусстве главное – это умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Занятие состояло из 4 дидактических моментов:

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Актуализация знаний о театральной деятельности.

3. Практический этап.

4. Рефлексия.

Форма проведения занятия: занятие-игра.

На занятии использовались следующие методы обучения: словесный, практический, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах,групповая, коллективная.

Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия.

Кроме того, речевые этюды, которые использовались на занятии, служили хорошей эмоциональной разрядкой, способствовали поднятию творческой активности детей.

Тема занятия: «Поиграем в скороговорки».

Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.

Задачи:

-        обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;

-        развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;

-        воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.

Предполагаемый результат:

- повышение интереса к устному народному творчеству;

- умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки;

- дети получат положительный опыт коллективного взаимодействия.

Предварительная работа: чтение и разучивание скороговорок,составление альбома «Гимнастика для пальчиков и языка»«Чудо-загадки».

Используемое оборудование: конверты с картинками-подсказками, мяч, цветок с разноцветными лепестками, геометрические фигуры для деления на команды.

Словарная работа: чистоговорки, скороговорки.

Ход занятия.

1.Организационно-мотивационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии мы с вами узнаем много интересного, поиграем в различные игры. Вы готовы к занятию?

2. Актуализация знаний о театральной деятельности.

Педагог: Дети, любой из вас без труда произнесет слова «мама» или «папа», потому что звуки в этих словах лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть «трудные» звуки. Чтобы этому научится, мы с вами занимались произношением чистоговорок. Их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все звуки и слова. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с «трудными звуками», придумали специальные упражнения- скороговорки, что значит «скоро, быстро». Как называются эти упражнения (ответы детей).

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Педагог:Вначале скороговорки обычно очень легкие. Давайте вспомним их. Для этого у меня есть для вас подсказки - вот такие волшебные и загадочные конверты (дети подходят к столу берут конверты в них картинка- подсказка).

Ребёнок рассматривает картинку, вспоминает скороговорку и проговаривает её. Затем проговаривают её 2-3 человека.

- Шла Поля по полю,

Рядом кони топали.

- Стрекочет сорока

На сосне высоко.

- Лежит ёжик у ёлки,

У ежа иголки.

- Мишка в снежную метель

Миску мёда съесть хотел.

- Маленькие мышки

Мыли с мылом миски.

- Ира с Игорем играла,

И игрушки разбросала.

3. Практический этап.

Педагог: Молодцы! Хорошо проговариваем скороговорки. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мяч эмоций».

Вы должны будете произнести скороговорку с той интонацией, которую я вам назову. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг.

Ход игры. Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребенку и называет одну из эмоций. Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией (дети садятся на стулья).

Педагог: Легкие скороговорки мы с вами вспомнили, но чем дальше, тем скороговорки сложней.

И поможет их нам вспомнить вот этот необычный цветок (на лепестках которого изображены картинки).

Дети открывают лепесток и читают скороговорку. 2- 3 человека повторяют её.

Педагог: Ребята, будьте внимательны, скороговорки могут быть и очень трудные.

- Божью коровку

Закрыли в коробку.

Ты открой коробку,

Освободи коровку.

- Две очень умных мышки,

С утра читали книжки.

И за день эти крошки,

Изгрызли книжки в крошки.

- В кладовке кадушки.

В кадушках квакушки.

Квакнули квакушки,

Лопнули кадушки.

- Миску мишке предложили,

Мяса в миску положили.

Мишка мясо лапой мял,

Мишка мяса есть не стал.

- Залечил однажды зубр,

В зоопарке зебре зуб.

И теперь, как встретит зубра,

Зебра зубру скалит зубы.

Педагог:Молодцы! Чтобы четко и быстро проговаривать скороговорки, тренироваться надо каждый день, как хорошим спортсменам. Не беда, если сразу все не получится.

- Чтобы четко говорить,

Нужно с пальцами дружить.

И сейчас мы с вами вспомним гимнастику для пальчиков и языка. Это веселое упражнение, которое называется «Краб»(дети садятся на ковёр и выполняют)

- Шкряб, шкряб,шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. (левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх; пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев; широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад).

Упражнение ах – ох – иех.

- Сверху вниз летит орех. (кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз; высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз)

- Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. (пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю; с напряженим тянуть язык к подбородку).

- Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? (с помощью жестов и мимики изобразить удивление).

Повторяем всё ещё раз.

- Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. (подушечками пальцев обеих рук погладить щёки; имитировать процесс жевания).

- Ну и чудик этот краб! (большими и указательными пальцами оттянуть руки; высунуть язык).

Педагог:Асейчас у нас сюрприз. Андрей приготовил для вас интересную скороговорку. Будьте очень внимательны, а потом кто - то из вас попробует её повторить. (ребёнок рассказывает).

- Ну, а сейчас у нас будет соревнование «Кто больше знает скороговорок?».

Но для этого нам необходимо разделится на две команды (дети делятся на команды).

Скороговорки нужно проговаривать четко, быстро, чтобы всем было понятно.

Педагог: Ну вот и закончилась наша игра. А как называются упражнения, которые помогают научиться четко и быстро проговаривать слова и произносить все звуки?

Дети:Скороговорки.

Педагог: правильно скороговорки.Послушайте какое я знаю стихотворение:

Люди разговорчивые,

Говорят разборчиво.

Чисто, четко, внятно.

Каждому приятно,

Вы согласны с этим (рассуждения детей).

Педагог:Надеюсь, что все вы будете говорить красиво и понятно.

Вы сегодня справились со всеми заданиями, показали, как вы много знаете скороговорок, и поэтому я хочу вам вручить медали «Наши знатоки».

Рефлексия: Педагог вручает памятные медали, дети по традиции аплодируют друг другу в конце занятия и прощаются до следующего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка "Скороговорки для начальной школы. Английский язык."

Методическая разработка"Скороговорки для начальной школы. Английский язык."...

Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет

Материал предназначен для занятий с детьми 5-7 лет в рамках образовательной программы студии мультипликации "Капитошка"...

Учебно-методическая разработка. Правила чтения и СКОРОГОВОРКИ на французском языке (50слайдов).

Предлагаемая презентация поможет начинающим учить французский язык освоить правила чтения и произношения французских слов и звуков. В ней представлены правила чтения и скороговорки, собранные из учебн...

Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга» - «Скороговорка дикторов»

Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга»«Скороговорка дикторов» Руководитель объединения: Смирнов Сергей ...

Учебно методическая разработка (PPT). Театральные упражнения/ ГОЛОС-дыхание, скороговорки!!!!

В данной разработке представлены различные театральные игры и разминочные упражнения. Использовать эти упражнения рекомендуется в начале, в середине или в конце  театрального занятия....