Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_razvitiya_muzykalnyh_sposobnostey.docx38.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика развития музыкальных способностей

младших школьников

Диагностические материалы:

Задание 1

Цель: выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

Детям предложено снять с голоса экспериментатора мелодическую линию народнойпопевки "В огороде заинька",  "Светит солнышко", "Ходит кот", мелодия которыхимеет «поступенное»  движение вверх и вниз на интервал секунды, терции иквинты. Если есть затруднения, экспериментатор помогает голосом, либоподыгрывает попевку на инструменте.

Задание 2

Цель: выявить наличие у детей развитого тембровогослуха, слухового внимания.

Экспериментатор исполняет на инструменте"Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этомоговаривается, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха (среднийрегистр), третью – мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные иотмечают, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждомуребенку предлагается угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчикили мышь.

Задание 3

Цель: определить наличие у детей звуковысотногослуха, слухового внимания.

Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции отразных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса.

Дети с большим желанием откликнулись на задание, но их повтор отличался

механическим проговариванием  слогов "ку-ку", не слушая звуковысотного

расположения. Если экспериментатор заострял внимание на неправильности

выполнения задания, предлагая внимательнее послушать высоту звука, исполняя еще раз на инструменте.

Задание 4

       Цель:выявить наличие у ребенка музыкальнойпамяти по пройденному ранее музыкальному материалу.

Детям задавался вопрос о том, какие  они знают народные песни, потешкииз

пройденного материала по развивающей программе детского сада. Затем давалисьв грамзаписи или на инструменте отрывки РИП "Светит месяц", "Я на горку шла",

"А я по лугу", "Во поле березка стояла", "На зеленом лугу". Детям было

предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.

Задание 5

Цель:определить наличие и развитость чувство ритма у детей.Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический  рисунок;б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором на1-ой ступени, например "Барашеньки" – русской народной песни;в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой в диапазонеот 2 -  ступеней.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента детям давались

следующие задания.

Задание 6

Цель:выявить наличие у детей творческихнавыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Детям  предложено досочинить голосом окончание песенки "Дождик" на заданныйтекст.

Задание 7

Цель: определить наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений. Детямпредложено изобразить русский народный танец произвольными движениями подмузыку русской пляски "Барыня".

Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены критерии

оценки музыкальных способностей.

Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии;

-    владение широким диапазоном голоса;

-    четкая дикция;

-    правильное дыхание;

-    слуховое внимание;

-    чувство лада.

Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Музыкальная память – запоминание музыкального материала, а также узнавание

его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти, умение им

пользоваться.

Музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их помощьюпередавать характерного или иного образа.

Творческие навыки – интерес к музыкально-творческой деятельности, наличиеобразного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять мелодию,ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать своичувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре наинструменте, мимике) различными выразительными средствами.

Анализ результатов данных по музыкально-творческим способностям позволил

составить таблицы.

Критерии и уровни оценки развития музыкальных

способностей  учащихся 2 класса (октябрь, 2012)

Музыкальный  слух

Чувство ритма,

муз.память

Танц. движ.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

3ада-ние 6

Задание 7

1.Албатов А.

Н

Н

Н

Н

С

Н

С

2.Грин Л.

Н

Н

Н

Н

С

Н

С

3.Жакиянова  Ж.

С

С

С

В

С

Н

Н

4. Кадырова  А.

С

В

В

С

С

Н

С

5. Караваева В.

В

С

С

В

В

Н

С

6.Пуликов А.

С

С

С

С

С

Н

С

7. Попова В.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

8.Ратникова А.

С

В

В

В

С

Н

С

9.Руппель К.

С

Н

Н

В

Н

Н

Н

10.Колясо С.

Н

Н

С

В

Н

Н

Н

11.Филиппова Д.

С

С

Н

Н

Н

Н

С

12.Шишикин И.

Н

Н

Н

В

С

Н

С

   Критерии оценки: В – высокий уровень; С – средний уровень;  Н – низкий уровень.

ценки раз

Критерии и уровни о вития музыкальных

способностей  учащихся 3 класса (октябрь, 2013)

Музыкальный  слух

Чувство ритма,

муз.память

Танц. движ.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 1

Задание 2

3ада-ние 3

1.Албатов.А

Н

С

С

Н

С

Н

С

2.Грин Л.

С

Н

Н

С

С

Н

С

3.Жакиянова . Ж

С

В

С

В

С

Н

Н

4. Кадырова. А.

С

В

В

С

С

Н

С

5. Караваева В.

В

С

С

В

В

Н

С

6.Пуликов. А.

С

С

С

С

С

С

С

7. Попова.В.

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

8.Ратникова.А.

С

В

В

В

С

Н

С

9.Руппель.К.

С

Н

Н

В

Н

С

С

10.Колясо.С.

Н

Н

С

В

С

Н

С

11.Филиппова.Д.

С

С

Н

Н

Н

С

С

12.Шишикин.И.

Н

Н

Н

В

С

Н

С

Критерии оценки: В – высокий уровень; С – средний уровень;

 Н – низкий уровень.

Критерии и уровни оценки развития музыкальных

способностей  учащихся 4 класса (октябрь, 2014)

Музыкальный

слух

Чувство ритма, муз.память

Танц.движ.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 1

Задание 2

3ада-ние 3

1.Албатов.А

С

С

С

С

С

С

В

2. Грин.Л.

С

С

С

С

С

С

В

3.Жакиянова . Ж

В

В

В

В

С

Н

С

4. Кадырова. А.

С

В

В

В

В

С

В

5. Караваева В.

В

В

В

В

В

Н

В

6.Пуликов. А.

В

В

В

В

В

С

В

7. Попова.В.

С

С

С

С

С

С

С

8.Ратникова.А.

С

В

В

В

С

Н

В

9.Руппель.К.

С

Н

Н

В

С

С

С

10.Колясо.С.

Н

Н

С

В

С

С

С

11. Филиппова.Д.

С

С

Н

С

С

С

В

12.Шишикин.И.

С

С

С

В

С

Н

В

Краткий анализ диагностики музыкальных способностей учащихся

экспериментальной группы

В результате музыкальных занятий в режиме ГПД в течение трёх лет:

  • у 4 учащихся повысился уровень музыкального слуха с низкого уровня до среднего; у 3 учащихся со среднего уровня до высокого;
  • у 6 учащихся улучшилось чувство ритма с низкого уровня до среднего; у 2 учащихся со среднего уровня до высокого;
  • у 7 учащихся изменилась музыкальная память с низкого уровня до среднего; у 2 учащихся со среднего уровня до высокого;
  • у 4 учащихся стали более скоординированными танцевальные движения с низкого уровня до среднего; у 8 учащихся со среднего уровня до высокого.

Уровни развития музыкальных способностей учащихся

4а класса  по  заданиям (ноябрь, 2014 г.)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Зад.№1

1

8

6

50

5

42

Зад.№2

2

17

4

33

6

50

Зад.№3

2

17

4

33

6

50

Зад.№4

2

17

3

25

7

58

Зад.№5

3

25

2

17

7

58

Зад.№6

-

-

8

67

4

33

Зад.№7

-

-

3

25

9

75

Средние

данные

12 %

36 %

52 %

Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении

http://works.tarefer.ru/64/100181/pics/image001.gif

                              Высокий                     Средний                               Низкий

        Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1.  Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности.

2.  У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятными.

3.  Дети не владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат, захлебываясь берут дыхание.

4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно  в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку, анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности.

5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не разработанности механизмов музыкальной памяти. В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.

      Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков младших школьников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора. Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с разнообразными заданиями.

Динамика развития музыкальных способностей учащихся начальных классов

       Для определения эффективности разработанной педагогической технологии

развития музыкальных способностей младших школьников средствами

музыкального фольклора был проведен контрольный эксперимент, который

проводился в начальных классах МАОУ СОШ №2 п.Энергетик.

        Задачи контрольного эксперимента:

1) выявить динамику развития музыкальных способностей детей;

2) определить эффективность разработанной педагогической технологии музыкального развития детей дошкольников средствами музыкального фольклора.

       Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Но предполагалось, что дошкольники могут проявить свои музыкальные  способности на другом эмоционально слуховом фоне. Данные результатов контрольного эксперимента отражены в таблице.          

Сравнительный уровень развития музыкальных способностей детей "до" и "после" формирующего эксперимента

http://works.tarefer.ru/64/100181/pics/image002.gif

         Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

1. Мелодический слух. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

2. Тембровый слух. Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику.

3. Звуковысотный слух. Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.

4. Чувство ритма. У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и

напряжения.

5. Музыкальная память. Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

6. Творческие навыки. Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

7.  Музыкальное движение. При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Музыкальная грамота как средство развития музыкальности младших школьников"

О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообра...

Диагностика развития интеллекта младших школьников на уроках изобразительного искусства

Метод исследования интеллектуального развития обучающихся на первой встрече с учениками....

Развитие музыкальной культуры школьников

Статья " Развитие музыкальной культуры школьников". восприятие музыки, творческие способности, применение ИКТ на уроках музыки...

Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников

Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников...

статья Диагностика выявления музыкальных способностей школьника

Определение  музыкальных  спсобностей детей очень важная составляющая в работе учителя музыки. Данный  материал - это  практические тесты  направленные  на  определе...