Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Ансамбль барабанщиц"
рабочая программа

Одинцова Кристина Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «АНСАМБЛЬ БАРАБАНЩИЦ» (базовый уровень)

Возраст учащихся: 14 – 18 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_barabanshchits.docx64.85 КБ

Предварительный просмотр:

        


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«АНСАМБЛЬ БАРАБАНЩИЦ»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 14 – 18 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы:

Одинцова Кристина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

7

2.1.

Учебный план первого года обучения

7

2.2.

Учебный план второго года обучения

8

3.

Содержание программы

9

3.1.

Содержание программы первого года обучения

9

3.2.

Содержание программы второго года обучения

12

4.

Методическое обеспечение программы

16

5.

Список литературы

18

6.

Глоссарий

19

7.

Календарный учебный график

20


 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди многочисленных средств воздействия на подростков, важное место занимает необычайно популярный сегодня элемент церемониального действа – шествие барабанщиков и барабанщиц. Деятельность ансамбля барабанщиц широко используется в музыкальном оформлении праздников, массовых мероприятий: институциональных, городских, региональных. Парады, слеты, смотры благодаря ансамблю барабанщиц проходят более значительно, торжественно, впечатляюще и интересно.

Ансамбль барабанщиц является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной и творческой дисциплины.  Ансамбль барабанщиц - это не только игра на инструментах, но и танцевальные перестроения - дефиле. 

Направленность программы «Ансамбль барабанщиц» - художественная. Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих и музыкальных способностей учащихся, на овладение умениями и навыками игры на барабане и дефиле с барабанами.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Ансамбль барабанщиц» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

Уровень освоения содержания программы: базовый. 

Актуальность программы. Все большую популярность приобретают выступления ансамбля барабанщиц на площадях, улицах: марш – парады с детским духовым оркестром на площадях; фигурное движение с перестроениями – дефиле. Дефиле – новое молодое искусство, в основе которого лежит исполнение классической постановки движений. Это театрально-зрелищное представление является синтезом прикладной и концертной форм. Оно представляется перспективным и, безусловно, привлекательным для подростков. В связи с этим возникла необходимость разработки образовательной программы «Ансамбль барабанщиц».

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами: принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности подростков, дает им возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Программный материал нацелен на развитие подростка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением танцевальных упражнений и др.).

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.

Задачи:

Образовательные (программные):

  • обучение основам музыкальной грамоты;
  • обучение базовым хореографическим элементам;
  • приобретение навыков игры на малом барабане, сценической походки;
  • обучение основным исполнительским и ансамблевым навыкам;
  • обучение технике дефиле;
  • исполнение движений и дроби в единстве ритма, динамического изменения ритма;
  • развитие музыкально-ритмическoго слуха, координации движения.        

Метапредметные:

  • развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации;
  • развитие мотивации к творческой деятельности;
  • развитие интереса к самостоятельной и коллективной работе.

Личностные: 

  • формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
  • приобщение к искусству, позитивной атмосфере, воспитывающей среде для развития способностей;
  •  воспитание уверенности и психологической готовности к публичным выступлениям;
  •  формирование ответственного отношения к обучению, готовности учащихся к саморазвитию и самообразованию.

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты 1 года обучения:

учащиеся знают:

  • устройство малого барабана и правила ухода за инструментом;
  • основные музыкальные понятия: такт, сильная и слабая доли, простые и сложные;
  • название изучаемых упражнений;
  • основные команды строевой подготовки;
  • основные упражнения для устойчивости корпуса, развития ритмичности и пластичности;
  • основные правила движения с малым барабаном, правила сценического поведения и безопасности во время занятий и выступлений;
  • основные направления игры на барабане;
  • построения и перестроения, рисунки дефиле.

Учащиеся владеют:

  • основными правилами движения с малым барабаном, правилами сценического поведения и безопасности во время занятий и выступлений; 
  • командами строевой подготовки;
  •  игрой на инструментах во время движения;
  •  несложными ритмическими конфигурациями на малом барабане: (с пружиной, без пружины, кронштейн отключен, по ободу барабана, по крепежному винту);
  • сигналами тамбурмажора;
  •  перестроениями, рисунками дефиле, композициями.

Программные результаты 2 года обучения:

Учащиеся знают:

  • основные приемы игры на малом барабане;
  • команды и правила выполнения строевых команд;
  • назначение тамбурмажора;
  • базовые ритмические конфигурации на барабане;
  • постановку концертного номера;
  • выполнение и совершенствование перестроений в дефиле;
  • основные элементы хореографии

учащиеся владеют:

  • командами строевой подготовки;
  • хореографическими движениями и упражнениями;
  • навыками сценической походки;
  • техникой дефиле;
  • техникой игры на малом барабане и репертуаром ансамбля;
  • правилами движения с барабаном;
  •  постановочно – репетиционной работой.

Метапредметные результаты: 

  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
  • сформированность творческого мышления, навыки продуктивного сотрудничества;
  • коммуникабельность, способность к адекватной самооценке;
  • владение навыками контроля и самоконтроля;
  • самокритичность в оценке своих способностей
  • наличие мотивационного интереса к занятиям в ансамбле барабанщиц.

Личностные результаты: 

  • потребность вести здоровый образ жизни;
  • сформированность гражданско-патриотических качеств личности;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • развитие умений и навыков познания и самопознания;
  • опыт публичных выступлений;
  • личностное самоопределение;
  • формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса к игре на малом барабане и демонстрации дефиле.

Отличительные особенности программы: содержание программы направлено на выявление, развитие и реализацию индивидуальных творческих способностей каждого учащегося с применением комплекса знаний, умений по   игре на ударных инструментах, дефилированию и манеры держаться на сцене.

Адресат программы: программа «Ансамбль барабанщиц» адресована учащимся среднего и старшего школьного возраста. 

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, общее количество учебных часов по программе – 288, в том числе предусмотрено 29 часов теоретических занятий и 259 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. На первый и второй год обучения отводится по 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:         

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая;
  • аттестация по завершению реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.

        Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

        Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме практических, творческих заданий, дефиле.

Используемые методы – наблюдение и опрос, показ упражнений и комбинаций.

Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета, дефиле. Используемые методы – показ комбинаций, творческих номеров, наблюдения, опрос.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме концерта, творческого отчета, парадного шествия.  Используемые методы – показ комбинаций, творческих номеров, наблюдения, опрос, практическая работа.

        Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

        Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации по завершению реализации программы вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

        Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по общеразвивающей программе.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

Начальный контроль:

1. умение выполнять основные команды строевой подготовки;

2. умение выполнять основные упражнения для устойчивости корпуса, развития ритмичности и пластичности;

3. умение выполнять основные направления игры на барабане;

 Промежуточная аттестация:

1. умение построения и перестроения, рисунки дефиле;

2. выполнение команд строевой подготовки;

3. умение играть на инструментах во время движения.

Промежуточная аттестация:

1. умение реагировать на сигналы тамбурмажора;

2. умение выполнять перестроения, рисунки и дефиле;

3. умение выполнять основные приемы игры на малом барабане.

На 2 году обучения:

Начальный контроль:

1. умение выполнять базовые ритмические конфигурации на барабане;

2. выполнение и совершенствование перестроений в дефиле; основных элементов хореографии;

3. умение выполнять команды строевой подготовки.

Промежуточная аттестация:

1. выполнение хореографических движений и упражнений;

2. умение выполнять сценическую походку;

3. выполнение техники дефиле.

Аттестация по завершении реализации программы:

1. выполнение техники игры на малом барабане и репертуаром ансамбля;

2. выполнение правил движения с барабаном;

3. умение заниматься постановочно – репетиционной работой.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28.

Материально-техническое обеспечение:

ЦДТ, каб.7

Наименование

Кол-во

Музыкальная колонка

1

Акустическая система

2

Телевизор со стойкой

1

Ноутбук

1

Мягкий уголок

1

Зеркала

16

Хореографические станки

2

Стол ресепшн " Эклипс"

1

Фотопанель к столу ресепшн " Эклипс"

1

Стеллаж

1

Барабаны

14

Гимнастические коврики

24

Стулья

10

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, педагог – психолог, методист.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • календарный учебный график к образовательной программе;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

В рамках дополнительной общеразвивающей программы предусмотрено проведение:

творческих конкурсов, познавательные воспитательные мероприятия и т.д. Для воспитательного пространства характерно:

- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

-построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 2.1. Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

1.1.

Организационная работа

2

1

1

собеседование, наблюдение

1.2

Начальный контроль

2

2

наблюдение, дефиле

2

Инструментальная подготовка

30

4

26

2.1.

История инструмента. Устройство барабана. Музыкально – теоретические сведения

4

4

-

собеседование, опрос

2.2.

Работа над упражнениями и этюдами

26

-

26

творческая работа

 3

Строевая подготовка

20

2

18

3.1.

Разновидность шагов, поворотов, ракурсов

2

2

-

опрос

3.2.

Разучивание и исполнение команд

16

-

16

практическая работа

3.3

Промежуточная аттестация

2

2

творческий отчёт

4

Хореография

32

3

29

4.1.

Ритмика

12

1

11

практическая работа

4.2.

Движения у станка и на середине зала

10

1

9

творческая работа

4.3.

Партерная гимнастика

10

1

9

практическое занятие

5

Дефиле

32

2

30

5.1.

Основы сценического движения

2

2

-

опрос

5.2.

Движения  и перестроения с барабанами

14

-

14

творческая работа

5.3.

Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы

14

-

14

творческая работа, визуальное наблюдение

6

Постановочно – репетиционная работа

24

2

22

6.1.

Музыкальный стиль и манера исполнения. Тамбурмажор и его назначение

2

2

-

опрос

6.2.

Постановка концертного номера

4

-

4

творческое задание

6.3.

Отработка отдельных частей  и целого номера.  Работа с тамбурмажором

20

-

20

творческая работа, визуальное наблюдение

7

Промежуточная аттестация

2

2

Творческий отчёт, визуальное наблюдение

ИТОГО:

144

14

130

2.2. Учебный план 2 года обучения

   №

            Раздел, тема

              Количество часов            

Формы аттестации/

контроля

 Всего

  Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

собеседование, опрос

1.1

Начальный контроль

2

2

Дефиле

2.

Инструментальная подготовка

38

4

24

2.1.

Правила игры на барабане. Музыкально – теоретические сведения

6

3

3

опрос, практическое занятие

2.2.

Работа над упражнениями и этюдами

22

1

21

 опрос, практическая работа

3

Строевая подготовка

14

2

12

3.1

Разновидность шагов, поворотов, ракурсов

2

2

-

опрос

3.2

Совершенствование  исполнения команд

10

-

10

практическое занятие

3.3

Промежуточная аттестация

2

2

Творческий отчёт

4

Хореография

30

3

27

4.1

Ритмика

10

1

9

практическое занятие

4.2

Движения у станка

12

1

11

практическое занятие

4.3

Движения на середине зала

8

1

7

творческая работа

5

Дефиле

30

2

28

5.1

Основы сценического движения

2

2

-

собеседование, опрос

5.2

Движения и перестроения с барабанами

14

-

14

творческая работа

5.

Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы

12

-

12

визуальное наблюдение, практическая работа

6

Постановочно – репетиционная работа

36

2

34

6.1

Музыкальный стиль и манера исполнения. Тамбурмажор и его назначение.

2

2

-

собеседование, опрос

6.2

Постановка концертного номера. Отработка отдельных частей и целостностью номера.

30

-

30

творческое задание, концертное выступление

6.3.

Работа с тамбурмажором

4

-

4

визуальное наблюдение, практическая работа

7

Аттестация по завершении реализации программы

2

2

визуальное наблюдение, практическая работа

                  ИТОГО:

144

15

129

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Содержание программы 1 года обучения

Раздел №1. Вводное занятие.

Тема 1.1 Организационная работа

Теория: Беседа с учащимися о целях и задачах курса обучения. Правила поведения на занятиях.  Форма одежды для занятий. Правила санитарии и гигиены. Правила техники безопасности. Расписание занятий. Сбор анкетных данных.

Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Практическое занятие:

 Знакомство с учащимися, маршировка под музыку с целью ознакомления с ритмичностью учащихся.

Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: наблюдение, собеседование.

Тема 1.2 Начальный контроль

Практическое занятие: проходка (дефиле) по рисункам, выстукивание ритмов.

Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: наблюдение, дефиле.

Раздел №2. Инструментальная подготовка

Тема 2.1. История инструмента. Устройство барабана. Музыкально – теоретические сведения.

Теория: Беседа об истории появления барабана, рассказ об устройстве барабана. Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане. Понятие затакт, такт. Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, весёлая – грустная; особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта.  

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Тема 2.2. Работа над упражнениями и этюдами.

Практические занятия:

Развитие технического совершенства игры на малом барабане:

  •  разминка для пальцев рук;
  •  правильное положение рук и палочек во время игры на барабане и вне игры;
  • одиночные удары, «двойка», «дробь»;
  •  усиление и угасание ударов;
  • разучивание не сложных ритмов: на 2-4 счета, на 8 счета.
  • Упражнения с палочками:
  • свечка;
  •  перекладина;
  •  петли, петли двумя руками;
  •  вращения палочками между пальцами;
  • перекидывание палочек партнершам.

  Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой и практические методы.

  Форма подведения итогов: творческая работа.

Раздел №3. Строевая подготовка

Тема 3.1. Разновидность шагов, поворотов, ракурсов.

Теория:

Знакомство с разновидностью  шагов, поворотов, ракурсов.

Формы  и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос

Тема 3.2. Разучивание и исполнение команд.

Практические занятия:

Разучивание команд:

  •  «Равняйся!»;
  • «Смирно!»;
  •  «Равнение направо!»;
  •  «Вольно!»,
  • «Готовься!»;

Повороты:

  •  «Направо»;
  • «Налево»;
  • «Кругом»

Совмещение выстукиваемого ритма со строевым шагом по кругу, по квадрату, линиями, колонами, по диагонали. Вращения линиями по: 2, 3, 4 человека и более.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой и практические методы.

Форма подведения итогов: практическая работа

Тема 3.3. Промежуточная аттестация

Практические занятия: дефиле с выстукиванием, проходки под музыку.

Формы  и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: творческий отчет.

Раздел №4. Хореография

Тема 4.1. Ритмика

Теория:

Темп, ритм, акценты

Практические занятия:

Разучивание -  позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3, позиции ног: I, III, YI. Выполнение

ритмических упражнений.

Формы  и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: опрос

Тема 4.2. Движения у станка и на середине зала

Теория:

Ознакомление с упражнениями - Demi-plie и releve, Battement tendu, Battement tendu jette, Port de bras aplomb.

Практические занятия:

Выполнение упражнений у станка и на середине зала, сначала в медленном темпе с постепенным

ускорением, добиваясь устойчивости корпуса и правильной координации. Затем в виде комбинаций на середине зала.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: творческая работа

Тема 4.3. Партерная гимнастика

Теория:

Ознакомление с упражнениями для развития выворотности стоп и голеностопа, укрепляющие упражнения для мышц спины и живота, упражнения для мышц позвоночника, головы и шеи.

Практические занятия:

Разучивание и выполнение комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости.

Формы и методы обучения: практические занятия; наглядный, практический.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

Раздел №5. Дефиле.

Тема 5.1. Основы сценического движения.

Теория:

        Основы сценического движения. Положение поз и направление движений. Походное положение барабана.

Формы и методы обучения: беседа, собеседование

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 5.2. Движения и перестроения с барабанами.

Практические занятия:

Разучивание движений и перестроений направленных на развитие координации движения, сценической походки; воспитание сценической культуры:

  • Основной шаг.
  • Техника походки.
  • Изучение фиксаций.
  • Распределение сценического пространства.
  • Движение с барабанами;
  • Перестроение в ряду;
  • Перестроение в фигуры:
  • расческа;
  • коробочка;
  • квадрат

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: творческая работа

Тема 5.3 Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.

Практические занятия:

Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:

  • «Торжественный марш»;
  •  «Марш Парад»;
  •  Русская народная песня «Коробейники»;
  •  Марш «Славянка»;
  •  под собственный аккомпанемент

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, творческая работа.

Раздел №6. Постановочно – репетиционная работа

Тема 6.1. Музыкальный стиль и манера исполнения. Тамбурмажор и его назначение.

Теория:

Музыкальный стиль и манера исполнения. Принципы составления композиций, концертного номера. Тамбурмажор и его назначение (приложение). Изучение рисунка танцевальной композиции.

Формы и методы обучения: беседа, собеседование

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 6.2. Постановка концертного номера.

Практические занятия:

Постановка концертного номера, направленная на развитие музыкального ритма, воображения, фантазии, самостоятельности.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: творческое задание.

Тема 6.3. Отработка отдельных частей и целого номера.  Работа с тамбурмажором.

Практические занятия:

  • соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер.
  • отработка отдельных частей и целого номера.  Работа с тамбурмажором:
  • отработка синхронности звучания без передвижений;
  • работа над пластикой движений;
  • четкость и ритмичность построений и перестроений.
  • Наблюдение за сигналами тамбурмажора: для начала движения, остановки, повороты, начало игры, прекращение игры, продолжение движения. Подъём и опускание палочек.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: творческая работа, визуальное наблюдение.

Раздел №7. Промежуточная аттестация.

Тема 7.1. Промежуточная аттестация.

Практические занятия: дефиле с выстукиванием, проходки под музыку.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, творческий отчет.

3.2. Содержание программы 2 года обучения.

Раздел №1. Вводное занятие.

Тема 1.1 Организационная работа

Теория:

        Подведение итогов прошедшего года. Цели и задачи второго года обучения. Расписание занятий, выбор старосты группы.

Правила техники безопасности. Расписание занятий.

Формы  и методы обучения: беседа, инструктаж.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Тема 1.2 Начальный контроль

Практическое занятие : проходка(дефиле) по рисункам, выстукивание ритмов.

Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: дефиле.

Раздел №2. Инструментальная подготовка

Тема 2.1. Правила игры на барабане. Музыкально – теоретические сведения. 

Теория:

Музыка в современной обработке, особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта.  Правила игры на барабане.

Формы  и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Практическое занятие: 

работа над точным вступлением и окончанием игры

 Формы и методы обучения: практическое занятие; наглядно-зрительный, наглядно-слуховой.

Формы и методы подведения итогов: практическое занятие.

Тема 2.2. Работа над упражнениями и этюдами.

Теория: Совершенствование полученных знаний и умений.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос.

Практическое занятие: 

Развитие технического совершенства игры на малом барабане:

  • разминка для пальцев рук;
  • правильное положение рук и палочек во время игры на барабане и вне игры;
  • одиночные удары, «двойка», «дробь»;
  • усиление и угасание ударов;
  • игра в движении.
  • Разучивание усложненных ритмов: на 2-4 счета, на 8 счета, на 16 счета.
  • Варьирование ритмов.

Упражнения с палочками:

  • свечка;
  •  перекладина;
  • петли, петли двумя руками;
  • вращения палочками между пальцами;
  • перекидывание палочек партнершам.

   Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы.

  Форма подведения итогов: практическая работа.

Раздел №3. Строевая подготовка

Тема 3.1. Разновидность шагов, поворотов, ракурсов

Теория:

Закрепление знаний по теме: разновидность шагов, поворотов и ракурсов. 

Формы  и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: опрос

Тема 3.2. Совершенствование  исполнения команд.

Практические занятия:

  •  «Равняйся!»;
  • «Смирно!»;
  •  «Равнение направо!»;
  •  «Вольно!»,
  • «Готовься!»;

Повороты:

  •  «Направо»;
  • «Налево»;
  • «Кругом»

Совмещение выстукиваемого ритма со строевым шагом по кругу, по квадрату, линиями, колонами, по диагонали. Вращения линиями по: 2, 3, 4 человека и более.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: практическое занятие.

Тема 3.3. Промежуточная аттестация

Практические занятия: дефиле с выстукиванием, проходки под музыку.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: творческий отчет.

Раздел №4. Хореография

Тема 4.1. Ритмика

Теория: усложнение темпа, ритма, акцентов, положения рук.

Практика: позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3, позиции ног: I, III, YI выполнение

ритмических упражнений.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: практическое занятие.

Тема 4.2. Движения у станка.

Теория: Demi-plie и releve, Battement tendu, Battement tendu jette, Port de bras aplomb.

Практика: совершенствовать выполнение упражнений у станка, добиваясь устойчивости корпуса и правильной координации.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: практическое занятие.

Тема 4.3. Движения на середине зала.

Теория: композиция упражнений Demi-plie и releve, Battement tendu, Battement tendu jette, Port de bras aplomb.

Практика: совершенствовать выполнение упражнений разминки и композиции.

Формы и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: творческая работа

Раздел №5. Дефиле.

Тема 5.1. Основы сценического движения.

Теория:

       Закрепление знаний по теме: основы сценического движения, положение поз и направление движений, походное положение барабана.

Формы и методы обучения: беседа, собеседование

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Тема 5.2. Движения и перестроения с барабанами

Практические занятия:

повторение и усложнение пройденного материала за первый учебный год. Музыкально – ритмическая точность исполнения:

  • Основной шаг.
  • Техника походки.
  • Изучение фиксаций.
  • Распределение сценического пространства.

Движение с барабанами и без:

  • по кругу, по квадрату;
  • линиями, колонами, по диагонали;
  • вращение крестом, змейкой, звездочкой.
  • Перестроение в ряду.

Перестроение в фигуры:

  • расческа;
  • коробочка;
  • квадрат;
  • круг;
  • клин;
  • диагональ.

Формы  и методы обучения: практическая работа

Форма подведения итогов: творческая работа.

Тема 5.3. Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.

Практические занятия:

Усложнение и совершенствование движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:

  • «Торжественный марш»;
  •  «Марш Парад»;
  •  Марш «Гусарский»;
  •  Марш «Славянка»;
  •  под собственный аккомпанемент;
  • современные ритмы;
  • музыкальное попури

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, практическая работа.

Раздел №6. Постановочно – репетиционная работа

Тема 6.1. Музыкальный стиль и манера исполнения. Тамбурмажор и его назначение.

Теория:

Музыкальный стиль и манера исполнения. Принципы составления композиций, концертного номера. Тамбурмажор и его назначение (приложение). Изучение рисунка танцевальной композиции.

Формы  и методы обучения: беседа, собеседование

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Тема 6.2. Постановка концертного номера. Отработка отдельных частей и целого номера.

Практические занятия:

  • постановка концертного номера;
  • соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер;
  • отработка отдельных частей  и целого номера;  
  • отработка синхронности звучания без передвижений;
  • работа над пластикой движений;
  • четкость и ритмичность построений и перестроений.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: творческое задание, концертное выступление.

Тема 6.3. Работа с тамбурмажором

Практические занятия:

Совершенствование работы с движениями и сигналами тамбурмажора:

  • подъём и опускание палочек;
  • для начала движения;
  • остановки;
  • повороты;
  • начало игры;
  • прекращение игры;
  • продолжение движения.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, практическая работа.

Раздел №7. Аттестация по завершении реализации программы.

Тема 5.4. Аттестация по завершении реализации программы.

Практические занятия: усложненные выстукивания под музыкальный марш вкупе с дефиле.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, практическая работа.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип связи педагогической деятельности с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
  • принцип наглядности;
  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
  • принцип интеграции.

методы обучения:

  • проработка и закрепление пройденного материала;
  • раскрытие индивидуальности ребёнка через творческое самовыражение
  • воспитание художественного вкуса;
  • метод многократного повторения всевозможных движений;
  • метод коллективного творчества;
  • метод объяснения;
  • метод самостоятельной работы;
  • метод похвалы и поощрения

Формы организации образовательной деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная.

формы организации учебного занятия:

  • практическое занятие;
  • занятие-беседа;
  • комплексное занятие;
  • занятие - репетиция;
  • итоговое занятие;
  • творческий отчёт.

 В образовательной деятельности используются педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • развивающего обучения;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология игровой деятельности;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

Структура занятия:

Занятие состоит из трёх частей:

  • Подготовительной: выполнение ритмических упражнений, движений у станка и на середине зала.
  • Основной: разучивание и исполнение команд строевой подготовки, разучивание музыкальных партий и оттачивание техники исполнения игры на малом барабане, перестроений, фигур, движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы; постановка концертного номера.
  • Заключительной: подведение итогов занятия. Исполнение разученного ритмического рисунка, комбинации.

Особенности содержания программы

Раздел «Инструментальная подготовка» по инструментальной подготовке учащиеся осваивают основы музыкальной грамоты в предложенном объеме, разучивают музыкальные партии по частям, работают над оттачиванием техники исполнения игры на малом барабане.

   Раздел «Строевая подготовка» знакомит учащихся с разновидностью шагов, поворотов, ракурсов. Разучивание и исполнение команд строевой подготовки.

    Раздел «Хореография» -  разучивание и выполнение ритмических упражнений, движений у станка и на середине зала; разучивание и выполнение комплекса упражнений на растягивание. Занятия по хореографии развивают пластику, гибкость, устойчивость, придают каждому номеру неповторимую эмоциональную окраску.

    Раздел «Дефиле» состоит из разнообразных перестроений, фигур, движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы. Танцевальные элементы, используемые в дефиле, делают шествие необычайно торжественным и зрелищным.

    Раздел «Постановочно-репетиционная работа» – это соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер. Проводится большая работа по согласованности действий исполнительниц и сигналов тамбурмажора, отрабатывается синхронность звучания при передвижениях, синхронность перестроений с использованием и без использования музыкального сопровождения (фонограммы). Особое внимание в ходе освоения учащимися программы уделяется работе тамбурмажора.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Электронные ресурсы:

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л.: Искусство,1983

https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bazarova-nadezhda-pavlovna/azbuka-klassicheskogo-tanca 

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Айрис-пресс, 1999

https://bookree.org/reader?file=593636 

  1. Лифиц И. Ритмика. Методическое пособие для преподавателей. -М., 1992

https://nsdshi.uln.muzkult.ru/media/2020/04/10/1252998357/Lificz_I.V._Ritmika_Uchebnoe_posobie.PDF 

  1. Рыданова О.П. Катинене А.И. Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. –М., 1994

https://perviydoc.ru/v4872/радынова_о.п.,_катинене_а.и.,_палавандишвили_м.л._музыкальное_воспитание_дошкольников 

Литература для детей и родителей:

  1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения на ударных инструментах// Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра.- М., 2006
  2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, Кн. 1,2,2-е изд.- Л., 2008
  3. Барсова И. Предесловие// Ударные инструменты в современном оркестре.- М.: Сов. Композитор,2008
  4. Гарбузов Н. Музыкант, исследователь, педагог: Сб. статей. – М.: Музыка, 2011
  5. Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2006

6. ГЛОССАРИЙ

Арабеск  - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок,  1-я, 2-я, 3-я, 4-я.

Балансе – от  гл. качать, покачиваться; покачивающиеся движение.

Батман – размах, биение.

Батман тандю – отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.

Батман фондю – мягкое, плавное, «тающее» движение.

Батман фраппэ – движение с ударом, или ударное движение.

Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Галоп – гоняться, преследовать, скакать, мчаться.

Гранд – большой.

Деми плие – маленькое приседание.

Дефиле -  красиво и грациозно двигаться.

Жетэ – бросок ноги на месте или в прыжке.

Координация – соответствие и согласование всего тела.

Па де баск – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8, исполняется вперед и назад.

Па де буррэ – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Пассэ – связывающее движение, проведение или переведение ноги.

Плие – приседание.

Пор де бра – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Прэпарасион – приготовление, подготовка.

Пти батман – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Релевэ – подъем на пальцы или полупальцы.

Рон де жамб пар тер – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.

Сотэ – прыжок на месте по позициям.

Сюр ле ку де пье – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной, ноги.

Тур – поворот.

Тур шенэ – сцепленный, связанный, цепь кружков, быстрые повороты, следующие один за другим.

 «Тамбурмажор» - старший барабанщик.

«Тактирование» -  отбивание долей такта в темпе и характере исполняемой ритмической фразе.

Экартэ – поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Ансамбль барабанщиц» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе).

Приложение

Применение тамбурмажора при управлении ансамблем барабанщиц

1.Тамбурмажор и его назначение. Слово «Тамбурмажор» происходит от французского tambour – барабан и major старший, что в переводе означает старший барабан (барабанщик). В предлагаемой  программе термин «тамбурмажор» следует понимать как тамбурмажорский жезл, предназначенного для руководителя ансамбля барабанщиц. Тамбурмажор должен отвечать следующим условиям: хорошо просматриваться   всеми барабанщицами, быть лёгким и удобным в обращении, украшения должны носить строго символичный характер. Тамбурмажор представляет собой трость в форме удлиненного конуса. Длина её равна 110-120см., толщина основания – около 3см., вершина сужена с таким расчетом, что бы на ней могла крепиться лира – символ музыки. Нижнюю часть венчает шарообразный наконечник. Вокруг трости вьется тесьма, ближе к верхней части крепятся кисти цвета тесьмы. Тамбурмажор позволяет руководителю (старшему барабанщику) осуществлять руководство ансамблем без словесных команд, не поворачиваясь лицом к ансамблю. Условные знаки, подаваемые руководителем с помощью тамбурмажора, приобретают эстетическую значимость и выполняются барабанщицами более чётко и красиво.

2.Условные знаки, подаваемые с помощью тамбурмажора. Управление ансамблем с помощью тамбурмажора может осуществляться:  - на месте; - в движении; - во время игры; - без игры.

2.1 Условные знаки для управления ансамблем на месте:  - знак «внимание»;  - знак «подъёма палочек»;  - начало и окончание исполнения;  - тактирование на месте;  - знаки поворотов на месте. В основном положении тамбурмажор держится в правой опущенной руке, строго в вертикальном положении, верхняя часть прижата к плечу, нижняя – к бедру. «Внимание» - тамбурмажор поднят вверх. «Внимание» является предупредительным знаком и подаётся непосредственно перед исполнительными командами (знаками). «Подъём палочек» - резкое опускание поднятого вверх тамбурмажора и возвращение его в положение на знак «внимание». При этом тамбурмажор не меняет своего вертикального положения. «Начало исполнения» осуществляется с помощью дирижерского ауфтакта,  при этом предварительно подаются знаки «внимание» и «подъем палочек». Одновременно с показом возникновения звучания тамбурмажор переводится в положение для тактирования. Положение тамбурмажора при тактировании:  правая рука согнута в локте, примерно под прямым углом, плечо свободно опущено, тамбурмажор слегка наклонён вправо от себя. «Тактирование» -  отбивание долей такта в темпе и характере исполняемой ритмической фразе. Более энергичным движением подчеркиваются сильные доли. В процессе тактирования возможно применение разнообразных средств музыкальной выразительности: показ усилений звучания, кульминаций, динамических спадов, выделений ритмических реплик.   При тактирование следует добиваться устойчивого положения верхней части тамбурмажора и чёткой фиксации и каждой счётной доли. При определённом замысле сценария руководитель (старший барабанщик) может опустить тамбурмажор в основное положение и повернуть голову в предусмотренную замыслом сторону. «Прекращение игры» осуществляться следующим образом: прекратить тактирование, руководитель подаёт знак «внимание», затем резким опусканием тамбурмажора фиксирует момент прекращения звучания. При «поворотах» руководитель (старший барабанщик) последовательно показывает знак «внимание» наклоном тамбурмажора в соответствующую сторону – направление поворота, резким опусканием тамбурмажора в положение «перед собой» обозначает исполнительную команду и соответствующими движениями вверх и вниз фиксирует начало и окончание поворота. Во время игры ансамбля на месте все предупредительные и исполнительные знаки (команды) подаются только на сильную долю такта.

2.2.Условные знаки для управления ансамблем в движении:  - начало исполнения маршевого ритма  - окончания исполнения походного марша  - остановка движения ансамбля без прекращения игры  - начало (возобновление) движения ансамбля с игрой  - поворот в движении  - перемена направления движения захождения плечом. При держании тамбурмажора в основном положении и при тактировании в движении – левая рука функционирует. Однако, в момент подачи условных знаков и при предусмотренном повороте головы она прижимается к корпусу. Для остановки ансамбля без прекращения игры  руководитель последовательно показывает знак «внимание»,обозначает несколько шагов на месте, затем под левую ногу на счет «раз» резким опусканием тамбурмажора  в положение «перед собой» фиксирует исполнительную команду для остановки ансамбля. Для возобновления  движения ансамбля без прекращения игры руководитель, прекратив тактирование, последовательно на счет «раз» подаёт знак «внимание», счет «два» пропускает, на счет «три» наклоном тамбурмажора вперёд показывает направление движения, счет «четыре» пропускает, на счет «пять» резко опустив тамбурмажор в положение «перед собой», подаёт исполнительную команду, счет «шесть» пропускает и на счет «семь» вместе с ансамблем возобновляет движение. Перемена направления движения захождением плечом показывается с помощью знаков «захождение плечом» и «прямо». При показе знака «захождение плечом» необходимо вытянуть правую руку с тамбурмажором в сторону заходящего фланга и одновременно повернуть голову в ту же сторону. При этом тамбурмажор держится строго в горизонтальном положении. Для показа движения прямо (знак «прямо») необходимо на сильную долю тамбурмажор резко перевести в положение «перед собой», голову поставить прямо. Пропустив шаг, старший барабанщик возобновляет тактирование и вместе с ансамблем начинает движение в новом направлении. Все перечисленные приёмы управления ансамблем с помощью тамбурмажора должны выполняться четко и красиво. Вышеописанные условные знаки следует рассматривать как средство управления ансамблем барабанщиц при участия его в концертах, фестивалях, и других массовых праздничных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет

  «Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»

Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие мотивации к творчеству и познанию.Программа «Художественно...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"

Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...