Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Складанная Дина Алексеевна

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платочки, шопперы, костюмы, ремни и браслеты и многое другое. Есть хорошее оборудование в кабинете, а это обозначает и хорошую образовательную базу на дополнительных занятиях по технологии. С этой целью и разработана программа по художественной вышивке на машинах с ЧПУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_hud_mash-ya_vyshivka_22gskladannaya.docx72.17 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

П. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

______________________________________________________________________

629877, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,

п. Ханымей, ул. Молодежная 15, тел. 4-13-17(ф), эл.адрес: hanymey-2@pur.yanao.ru, hanymei-2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

на заседании МО классных руководителей

Протокол № 1 от «___»____________2022 г.

____________ Е.Ф. Васько, руководитель ШМО

                      УТВЕРЖДАЮ

                       Директор  МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей

                       ______________З.Р. Шайнурова

                      Приказ № ____от «___» ________________2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Художественная машинная вышивка»

художественной направленности

для обучающихся 5-9 классов

срок реализации 3 года

Составитель: Складанная Д.А.,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

п.Ханымей

2022г.

        

Пояснительная записка

Характеристика программы.  Ведущая идея программы – знакомство учащихся с инновационными технологиями на основе компьютерной программы, применяемой при выполнении машинной вышивки; выработка навыков и умений работы на вышивальной машине с компьютерным управлением; социально-педагогическая поддержка в развитии и формировании ребенка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал по профилю художественной машинной вышивки; развитие функционально-технологической грамотности (компетентности) обучающихся.

Программа предлагает приобретение сочетания теоретических знаний, практических умений. В процессе занятий по изучению специальной технологии по машинной вышивке учащиеся обучаются приёмам и технике вышивания, куда входят: основы планирования и организация труда, контроль за качеством; последовательность исполнения изучаемых швов; приёмы и способы размещения рисунка; технология вышивания; изучение инструментов и приспособлений, правила пользования ими. Машинная (компьютерная) вышивка— это вышивка, выполняемая специальными автоматическими вышивальными машинами, работа которых осуществляется по заданной дизайнером или конструктором программе.

Направленность: художественная.

Уровень программы: базовый.

Актуальность программы: вышивка – одна из самых древнейших и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается, благодаря таланту мастериц, работающих в различных центрах народных ремесел нашей страны и совершенствованию вышивального оборудования. Народные мастерицы бережно хранят приемы исполнения вышивки своей местности, постоянно обогащая ее. Трудоемкий и длительный процесс ручного вышивания значительно упростился с появлением швейных машин. Вышивание на швейных машинах выполняется намного быстрее, аккуратнее и легче. Вышивка не только делает изделие нарядней, но и украшает интерьер квартиры, одежду, различные аксессуары. При достаточном умении работать на вышивальной машине, возможно, выполнять почти все швы и стежки, применяемые в ручной вышивке. В наше время вышитые изделия, особенно выполненные индивидуально, пользуются большим спросом, а это придает особую актуальность при обучении детей машинной вышивке. При прохождении данной программы учитывается как личный запрос учащегося, так и общеобразовательный при использовании более индустриализированного оборудования в современном образованном пространстве. Новизна программы в том, что обучение вышивке производится на современном оборудовании: швейно – вышивальной машине JANOME SKYLINE S7 и вышивальной машине brother innov,is F-440E с компьютерным управлением, жидкокристаллическим дисплеем для выбора программы вышивки, рисунка, комбинирования рисунков, и других операций, предусмотренных заложенной в машину компьютерной программой.

Цель программы: Обретение специальных знаний и  умений и профессиональных приемов в выполнении различных видов машинной вышивки, оформления вышитыми изделиями интерьера жилого дома, декорирования одежды различного назначения вышивкой; обретение трудовых приемов окончательной обработки вышитых швейных изделий; умений осуществлять экономические расчеты затрат на изготовление вышеуказанных изделий, умений и навыков выполнении различных этапов творческих проектов.

Задачи программы: 

Образовательные:

- развивать у обучающихся интерес к новым информационным технологиям, к новой усовершенствованной технике, с помощью которой изготавливаются вышивки на различных изделиях с использованием современных вышивальных машин с компьютерным управлением;

- пополнить знания обучающихся в составлении эскизов будущей композиции;

- обучить обучающихся самостоятельному выполнению вышивки и осуществлению контроля качества художественных изделий;

- дать  обучающимся  необходимые теоретические сведения по технологии выполнения различных видов машинной вышивки;

- обучить  основным  правилам  декорирования  одежды  различного назначения вышивкой;

- дать знания по правилам оформления интерьера жилого дома вышитыми изделиями;

- обучить правилам раскроя и изготовления изделий с вышивкой для оформления интерьера жилого дома;

- овладеть  практическими  умениями в выполнении  различных  видов машинной вышивки и выполнения влажно-тепловой обработки вышитых изделий;

- обучить экономическому расчету затрат на изготовление вышитых изделий.

- совершенствовать умения по планированию проектной деятельности, выработке конструкторско-технологических навыков.

Развивающие:

- создание условия для развития у обучающихся способности мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, т.е. компетентности;

- развитие у обучающихся индивидуальных черт характера социально-успешной личности;

- развитие у обучающихся интереса и уважения к национальной культуре;

- формирование познавательного интереса к искусству вышивки;

- развитие у обучающихся художественного, технического мышления, эстетического вкуса, интереса к национальной культуре, креативности мышления;

- формирование способностей к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности, толерантности, эмпатии;

-развитие у обучающихся способности анализировать трудовой процесс в ходе проектирования, изготовления и декорирования машинной вышивкой швейных изделий и изделий интерьера.

Воспитательные:

- воспитание у обучающихся ответственного отношения к работе и результатам труда;

- воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; технологической дисциплины, ответственного отношения к труду и результатам труда;

- формирование у обучающихся способностей работать в творческом коллективе.

- приобщение к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки;

- уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Учащиесядля которых программа актуальна:  для учащихся в возрасте от  10 до 15 лет, желающие овладеть технологией и мастерством машинной вышивки на текстильных изделиях и изучать декоративно-прикладное искусство на основе шитья и вышивки.

Формы и режим занятий по программе: очная форма занятий, но в случаях эпидемии, режима самоизоляции и карантина, актированных дней учащимся предлагается возможность обучаться по программе дистанционно. Программа составлена на 162 часа  в год, из расчета 4,5 часа в неделю. Режим занятий – 2 раза в неделю продолжительностью по 2,25 часа. Программа предлагает следующие формы работы: групповые, индивидуальные и коллективные при выполнении творческих работ. В группах могут заниматься до 15 человек.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Художественная машинная вышивка»: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер - классы для сверстников и взрослых.

Особенности организации образовательного процессаиндивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

 Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу во своим темпом работы.

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

- краткое повторение пройденного материала;

- знакомство с новой темой (технологией);

-  вводный инструктаж;

- практическая работа;

- уборка рабочего места.

В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические типы занятий.

В образовательной программе используются следующие формы занятий:

- экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью наблюдения за природой;

- беседы, рассказы, объяснения;

-  показ технических и практических приёмов;

-  демонстрация проектов и готовых изделий;

-  практическая работа;

- мастер - классы в своей среде и на музейной площадке;

-  экскурсии на выставки;

- участие в конкурсах и выставках;

- презентация;

- консультация;

- наблюдение.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- проектный;

- исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Задействованы следующие технологии:

- технологии машинной вышивки;

- здоровье - сберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии дифференцированного обучения.

Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения, продолжительностью 486 часов. Программа составлена на 162 часа  в год, из расчета 4,5 часа в неделю. В первый год прохождения программы изучается работа на швейно-вышивальной машине JANOME SKYLINE S7. На втором году обучения осваивается вышивальная машина brother innov,is F-440E. На третьем году обучения программа предусматривает проектную деятельности, при использовании обеих вышивальных машин, ввиду их отличия в рабочих возможностей и отличительного программирования, но представляет интерес в комплексном использовании этих машин в декоративном творчестве.

Содержание программы первого года обучения на швейно - вышивальной машины JANOME SKYLINE S7

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием работы. История вышивки. Инструктаж по технике безопасности. Презентация «История художественной машинной вышивки».

Тема 2. Основные части швейно - вышивальной машины JANOME SKYLINE S7, наименования частей. Изучение инструкции по эксплуатации машины. Изучение названия основных частей машины.

Тема 3. Заправка верхней и нижней нитей, намотка нити на шпульку, установка шпульки в челночное отделение. Выполнение пробных строчек. Возможна автоматическая заправка нити в иглу.

Тема 4. Подготовка к шитью. Изучение кнопок и клавиш машины. Использование различных лапок, насадок для различных видов работ и операций.  См. отсек для хранения лапок.

Тема 5. Изучение операционных клавиш на сенсорном дисплее. Использование стилуса при работе на дисплее или ручная настройка машины. Теоретическая часть занятий.

Тема 6. Изучение режима установок: скорость шитья, возврат строчек, выполнение закрепок и др.  Возможно выполнение автоматической закрепки.

Тема 7. Выбор образцов рисунков, декоративных дорожек для обработки салфеток, скатертей, платков, фартуков. Теоретическая часть занятий.

Тема 8. Выбор образцов рисунков, декоративных дорожек для обработки салфеток, скатертей, платков, фартуков. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 9. Изучение универсальных стежков и применение их в творческих проектах. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 10. Программирование операций и комбинаций стежков: редактирование комбинации стежков, вставка, удаление стежков, выбор длины, выполнение мережки, шитье под прямым углом, поворот рисунка на 180 градусов, изнаночные стежки и мн. др. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 11. Сохранение, удаление стежков в архивных папках. Извлечение из папок и повторное их использование с программной обработкой. Декоративное оформление аксессуаров. Применение в проектах готовых запрограммированных образцов на последующих творческих изделиях.

Тема 12. Программирование монограмм. Использование различных шрифтов в  выполнении надписей в творческих работах. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 13. Изучение приложения для шитья: сшивание, обметывание, потайная подгибка, пришивание пуговиц, выполнение петель, «Роликовый шов», шов «Ракушка». Выполнение работ во время изготовления стандартных пошивочных операций с применением их декоративной обработки.

Тема 14. Выполнение проектов по пэчворку, квилтингу, аппликации с использованием стежков Clasp, скульптурных стежков и др. Выполнение работ во время изготовления стандартных пошивочных операций с применением их декоративной обработки.

Тема 15. Выполнение конкурсных и выставочных работ. Индивидуальные и коллективные проекты. Индивидуальные и коллективные проекты.

Тема 16. Уход и техническое обслуживание машины: чистка, устранение неисправностей. Ежемесячно.

Тема 17. Подготовка и оформление итоговой выставки. Демонстрация готовых изделий, выполненных руками учащихся. Демонстрация готовых изделий, выполненных руками учащихся.

Содержание программы второго года обучения на вышивальной машины brother innov,is F-440E

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием работы. История вышивки. Инструктаж по технике безопасности. Презентация «История художественной машинной вышивки».

Тема 2. Основные части вышивальной машины brother innov,is F-440E, наименования частей. Изучение инструкции по эксплуатации машины.

Тема 3. Заправка верхней и нижней нитей, намотка нити на шпульку, установка шпульки в челночное отделение. Выполнение пробных строчек. Изучение названия основных частей машины.

Тема 4. Изучение операционных клавиш на сенсорном дисплее. Проверка рабочих процедур машины. Работа на опытных образцах и на б/у изделиях для обретения опыта.

Тема 5. Подготовка к вышиванию. Использование различных пялец в работе. Закрепление ткани в пяльцах. Теоретическая часть занятия.

Тема 6. Выбор рисунков вышивания из коллекции brother. Редактирование рисунков. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 7. Программирование по изменению цветов нитей, плотности рисунка. Декоративное оформление аксессуаров.Учитывается основной цвет изделия и тематическое условие.

Тема 8. Комбинирование рисунков. Компьютерная обработка вышивки по составлению индивидуальной композиции. Редактирование комбинированных рисунков. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 9. Программирование рисунка, размеров и набора рамок, совмещение вышивки, монограмм или текста с рамкой (в рамке). Вариативные пробные творческие работы.

Тема 10. Редактирование текстовых рисунков: размеры, уровень шрифтов, цветовая гамма, наклон текста и др. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 11. Редактирование всех рисунков: перемещение, поворот, совмещение и вышивание связанных символов. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 12. Программирование монограмм. Использование различных шрифтов в  выполнении надписей в творческих работах. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 13. Сохранение изображения экрана настроек на флэш-накопителе USB. Проверка рабочих процедур машины после включения ЖК-дисплея. Теоретическая часть занятия.

Тема 14. Выполнение проектов с использованием декоративных образцов из архива памяти машины. Применение элементов вышивок на изделиях с декоративной обработкой.

Тема 15. Выполнение конкурсных и выставочных работ как тематических, так и произвольных. Индивидуальные и коллективные проекты.

Тема 16. Уход и техническое обслуживание машины: чистка, устранение неисправностей.

Тема 17. Подготовка и оформление итоговой выставки из изделий, выполненных на вышивальной машине brother innov,is F-440E. Демонстрация готовых изделий, выполненных руками учащихся.

Содержание программы третьего года обучения с использованием машин JANOME SKYLINE S7 и brother innov,is F-440E

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием работы. История художественной машинной вышивки. Инструктаж по технике безопасности по использованию машины JANOME SKYLINE S7 и машины brother innov,is F-440E. Презентация «История художественной машинной вышивки».

Тема 2. Основные части швейно – вышивальной машины JANOME SKYLINE S7, наименования частей. Изучение сенсорного экрана и программного обеспечения встроенного компьютера. Повторение рабочих возможностей и основных частей машины.

Тема 3. Основные части вышивальной машины brother innov,is F-440E, наименования частей. Изучение сенсорного дисплея и программного обеспечения встроенного компьютера. Повторение рабочих возможностей и основных частей машины.

Тема 4. Заправка верхней и нижней нитей, намотка нити на шпульку, установка шпульки в челночное отделение. Выполнение пробных строчек, узоров на машине JANOME SKYLINE S7 и на машине brother innov,is F-440E . Возможна автоматическая заправка верхней нити в иглу.

Тема 5. Проверка рабочих процедур машины, запрограммированных  на сенсорном дисплее каждой из машин. Работа на опытных образцах и на Б/У изделиях для приобретения опыта.

Тема 6. Понятие «композиция». Основной закон и свойства композиции. Набор узоров из архива образцов в копилке машин. Архивирование образцов в компьютерном приложении машин

Тема 7. Подготовка к вышиванию. Заправка нитей. Выбор и компьютерная обработка рисунка. Решение цветовой гаммы вышивки. Запяливание ткани для работы на машине brother innov,is F-440E. Накопление полиэстеровых для вышивания нитей различных оттенков и размеров.

Тема 8. Выполнение проектов по пэчворку, квилтингу, аппликации с использованием стежков Clasp, скульптурных стежков и др. на машине JANOME SKYLINE S7. Проектная деятельность

Тема 9. Изготовление сувениров с использованием машинных швов на машине JANOME SKYLINE S7. Проектная деятельность

Тема 10. Декоративная коррекция на изделиях, получивших повреждения (порезы, разрывы, изменения цвета от  утюга) с использованием любой из вышивальных машин.

Тема 11. Вышивка декоративного панно по выбору учащегося. Проектная деятельность

Тема 12. Использование различных шрифтов в  выполнении надписей в творческих работах по выполнению монограмм и нашивок с текстом на каждой из вышивальных машин JANOME SKYLINE S7 и brother innov,is F-440E. Вариативные пробные творческие работы.

Тема 13. Проектные работы с использованием программных схем и образцов  в вышивальных машинах JANOME SKYLINE S7 и brother innov,is F-440E. Применение элементов вышивок на изделиях с декоративной обработкой.

Тема 14. Уход и техническое обслуживание машины: чистка, устранение неисправностей.

Тема 15. Подготовка и оформление итоговой выставки из изделий, выполненных на вышивальной машине brother innov,is F-440E и на швейно - вышивальной машине JANOME SKYLINE S7. Демонстрация готовых изделий, творческих проектов, выполненных учащимися.

Планируемые результаты первого года обучения на швейно - вышивальной машине JANOME SKYLINE S7

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь определять состав  тканей, качество нитей.

Уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Уметь качественно выполнять задания и творческие здания

Уметь заправлять верхнюю и нижнюю нити в машинке JANOME SKYLINE S7.

Искать возможность для решения задач

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

Обучение работе на швейно - вышивальной машине JANOME SKYLINE S7 с изучением ее рабочих возможностей. 

Уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Владеть навыками машинной вышивки с использованием клавиш на корпусе машины и с изучением управления всеми доступными швейно-вышивальными операциями, заложенными в компьютере машины.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Овладеют понятиями специальной терминологии на дисплее машины, набор сложных строчек и хранение их в архиве машины.

Планируемые результаты второго года обучения на вышивальной машине brother innov,is F-440E

Предметные

Метапредметные

 Личностные

Уметь определять состав  тканей, качество нитей.

Уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Уметь качественно выполнять задания и творческие здания

Уметь заправлять верхнюю и нижнюю нити в машинке brother innov,is F-440E, запяливать ткань, крепить дублирин к основной ткани

Искать возможность для решения задач

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

Обучение работе на вышивальной машине  brother innov,is F-440E с изучением ее рабочих возможностей. 

Уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Владеть навыками машинной вышивки с использованием клавиш на корпусе машины и с изучением управления всеми доступными вышивальными операциями, заложенными в компьютере машины.

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Владеть понятиями специальной терминологии на дисплее машины, выполнять набор узоров и хранить их в архиве машины.

Умение работать самостоятельно с сенсорным экраном

Планируемые результаты третьего года обучения на швейно - вышивальной машине JANOME SKYLINE S7 и на вышивальной машине  brother innov,is F-440E

Предметные

Метапредметные

 Личностные

Уметь заправлять верхнюю и нижнюю нить в швейно-вышивальных  машинах

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Знать правила выполнения основных швов и узоров машинной вышивки, последовательность выполнения различных видов машинной вышивки

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

Умение выполнять влажно-тепловые работы при выполнении вышивки, подготовительные работы перед процессом вышивания, практически выполнять различные виды машинной вышивки, декоративных дорожек: мережки, гладь и т.д.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике и переносить увиденное в творческую работу

Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ

Умение работать самостоятельно с сенсорным экраном

Формы аттестации и оценочные материалы 

 

 Формы аттестации

Аттестация / контроль

Срок проведения

Входной

При вступлении в объединение

Промежуточный

Раз в полгода

Итоговый (итоговая аттестация)

По завершению года обучения просмотр итоговых работ.

Оценочные материалы

 

Критерии оценивания:

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выполняется оценивание по следующим критериям:

• высокий – ставится, если учащийся выполнил работу самостоятельно с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил полученные знания и умения.

• средний – ставится при некоторых недочетах в исполнении, недочетов в конструировании и моделировании, неточностях технологического исполнения заданий и при небольшой помощи педагога.

• низкий – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством педагога, самостоятельность учащегося практически отсутствует.

Для проверки теоретических знаний используются составленные педагогом тесты либо кроссворды по годам обучения, практические навыки характеризуются визуализацией педагогом изделий.

 

Показатели

Условия оценки знаний и умений

1 балл - низкий

2 балла - средний

3 балла - высокий

Теоретические знания

Знания техники безопасности

не применяет знания

применяет знания с замечаниями

применяет знания без замечаний

Грамотное использование оборудования, подбор ткани и ниток при изготовлении изделия и выполнении декорирования изделий

путает состав ткани, при выполнении ручных и машинных работ, неправильно подбирает нитки к ткани по цвету, составу и толщине, без помощи не может выполнить заправку нитей в машину.

требуется небольшая помощь педагога.

 

 

 

 

подбирает самостоятельно нитки к ткани по цвету, составу и толщине, грамотная заправка нитей в машину.

 

 

 

Овладение знаниями о швейных (универсальные и специальные) машинах, о размерах игл и применение их к ткани

не различает машины друг от друга, неправильно подбирает иглы к ткани

различает машины друг от друга, знает назначение, может ошибаться при выборе игл

правильный подбор игл и знание видов и назначений машин.

Ткань. Виды тканей для изготовления изделий и вышивки. Основная и уточная нити

не умеет определять виды тканей и нити.

 

определяет не все виды ткани, не на всех видах определяет направление нитей.

владеет в полном объеме

Ручные и машинные швы (стежки). Виды каждых стежков

не различает швы, путает виды ручных и машинных швов.

различает швы друг от друга.

Путает некоторые виды.

полностью владеет всеми видами швов, различает друг от друга

Ручная и машинная вышивка. Виды и методы

Не различает виды вышивки.

Путает виды.

Полностью владеет всеми видами, различает их друг от друга

Владение специальными терминологиями

Ткань,иглы, наперсток и т.д.

не владеет понятиями, не умеет применять

 

владеет не в полном объеме

 

грамотно использует термины, понимает значение

Ручные (простой наметочный, петельный, копировальный  и т.д.) швы и машинные (стачной, запошивочный, двойной и т.д.) швы

 

не различает виды ручных и машинных швов, не умеет их правильно применять.

различает ручные и машинные швы, путается в некоторых видах

полностью грамотно владеет всеми видами, умеет правильно применять.

Работа с утюгом:

ВТО - утюжить, сутюжить, разутюжить, заутюжить, декотировать и т.д.

не умеет различать термины друг от друга, что влечет неправильное их выполнение

 

путает терминологию и выполнение.

знает все виды ВТО, правильно их применяет

Работа на швейной машине: стачать, обтачать, проложить строчку, реверс, выметать и т.д.

не умеет различать термины друг от друга, что влечет неправильное их выполнение

путает терминологию и выполнение

знает все виды работ, правильно их выполняет.

Машинная вышивка.

Методы и виды

не умеет различать термины друг от друга, что влечет неправильное их выполнение

путает терминологию и выполнение

знает все виды работ, правильно их выполняет.

Практические навыки

Умение определять виды тканей

 

с трудом определяет виды

знает не в полном объеме

определяет самостоятельно

Умение выполнять ручные  и машинные швы (стежки)

выполняет под руководством педагога

проявляет самостоятельность при выполнении определенных работ

правильно и самостоятельно выполняет работу

Умение работать на швейной машине

путает последовательность заправки

использует знания не в полном объеме

умеет самостоятельно работать на швейной машине

Умение работать с вышивальным блоком швейной машины.

путает последовательность заправки

использует знания не в полном объеме

Использует знания в полном объёме.

 Формы реализации:

- выполнение творческих проектов;

- участие в научно-исследовательских проектах;

- участие в конкурсах различного уровня;

- участие в выставках и смотрах школьного, поселкового и районного уровней;

- экскурсии в поселковый историко-краеведческий музей;

Организационно-педагогические условия реализации программы:

(методические, информационные, материально-технические и другие условия)

Методические:

  Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в  Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020  № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее  – 273-ФЗ); 

  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам, утверждённый приказом  Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.  № 196»; 

  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 

  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы)».

Учебно- методическое и информационное обеспечение программы:

- Инструкция по эксплуатации швейно-вышивальной машиныJANOME SKYLINE S7.

- Руководство пользователя. Вышивальная машина Produkt Code (Код продукта): 888- L90/L91/L93/K92. В комплектации имеются приложения с образцами вышивок, монограмм и рамок.

- Программы для общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка», 8 класс, автор Н.Г.Коваленко, С.Ж. Аршакян. - М. «Просвещение», 1994г.

- Фабрика компьютерной вышивки. Вышивка, - история возникновения. (computerembroidery.ru).

- Машинная вышивка вензелей, монограмм, инициалов. Ажурная вышивка с монограммой: http://www.mobistyle.ru/venze.

- И. П. Смирнов; 100 рисунков для машинной вышивки. - ТОО «Мария».

 Материально-технические условия реализации программы:

- швейно-вышивальная машина JANOME SKYLINE S7;

- вышивальная машина brother innov,is F-440E;

- интерактивная доска;

- раскроечный стол;

- компьютер;

- электроутюг;

- гладильная доска;

- полиэстеровые цветные нитки;

- портняжные ножницы;

- пяльца;

- контейнер для хранения материала.

Список литературы и Интернет ресурса для учителя

  1. Инструкция по эксплуатации швейно-вышивальной машины JANOME SKYLINE S7.
  2. Руководство пользователя. Вышивальная машина Produkt Code (Код продукта): 888- L90/L91/L93/K92. В комплектации имеются приложения с образцами вышивок, монограмм и рамок.
  3. Анна Иванова. Вышитые цветы. Салфетки, скатерти, картины, подушки с растительными орнаментами. Москва, 2008 г.
  4. Новая энциклопедия рукоделия. Вышивка, шитье, аппликация, пэтчворк. Издательство «Клуб семенного досуга», Харьков, Белгород, 2010 г.
  5. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани. Ростов-на-Дону, ИД «Владис», Москва, 2011 г.
  6. Джинсовая фантазия. Серия «Город мастеров». Новая жизнь старых джинсов. Ольга Соколова, Москва «Суфлер», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г.
  7. Фабрика компьютерной вышивки. Вышивка, история возникновения. (computerembroidery.ru).
  8.  Машинная вышивка вензелей, монограмм, инициалов. Ажурная вышивка с монограммой: http://www.mobistyle.ru/venze.

 

Список литературы и Интернет ресурса для учащихся

  1. Инструкция по эксплуатации швейно-вышивальной машины JANOME SKYLINE S7.
  2. Руководство пользователя. Вышивальная машина Produkt Code (Код продукта): 888- L90/L91/L93/K92. В комплектации имеются приложения с образцами вышивок, монограмм и рамок.
  3. Новая энциклопедия рукоделия. Вышивка, шитье, аппликация, пэтчворк. Издательство «Клуб семенного досуга», Харьков, Белгород, 2010 г.
  4. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани. Ростов-на-Дону, ИД «Владис», Москва, 2011 г.
  5. Джинсовая фантазия. Серия «Город мастеров». Новая жизнь старых джинсов. Ольга Соколова, Москва «Суфлер», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г.
  6.  Машинная вышивка вензелей, монограмм, инициалов. Ажурная вышивка с монограммой: http://www.mobistyle.ru/venze.

Тематическое планирование

Первый год обучения

( 4,5 часа в неделю, итого за год 162 часа).

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

1,2

Вводное занятие. Ознакомление с содержанием работы. История художественной машинной вышивки. Инструктаж по технике безопасности.

4.5

Презентация «История художественной машинной вышивки»

3,4,5,6

Основные части машины JANOME SKYLINE S7, наименования частей. Изучение инструкции по эксплуатации машины.

9.0

Изучение названия основных частей машины.

7,8,9,10

Заправка верхней и нижней нитей, намотка нити на шпульку, установка шпульки в челночное отделение. Выполнение пробных строчек.

9.0

Возможна автоматическая заправка нити в иглу.

11,12,13,

14

Подготовка к шитью. Изучение кнопок и клавиш машины. Использование различных лапок, насадок для различных видов работ и операций.  

9.0

См. отсек для хранения лапок.

15,16

Изучение операционных клавиш на сенсорном дисплее. Использование стилуса при работе на дисплее или ручная настройка машины.

4,5

Теоретическая часть занятий.

17,18

Изучение режима установок: скорость шитья, возврат строчек, выполнение закрепок и др.  

4.5

Возможно выполнение автоматической закрепки.

19,20

Клавиши - помощники  в режиме стандартного шитья.

4,5

Теоретическая часть занятий.

21,22,23,

24,25,26

Выбор образцов рисунков, декоративных дорожек для обработки салфеток, скатертей, платков, фартуков.

13.5

Вариативные пробные творческие работы

27,28,29,

30,31,32

Изучение универсальных стежков и применение их в творческих проектах.

13.5

Вариативные пробные творческие работы

33,34,35,

36,37,38

Программирование операций и комбинаций стежков: редактирование комбинаций стежков, вставка, удаление стежков, выбор длины, выполнение мережки, шитье под прямым углом, поворот рисунка на 180 градусов, изнаночные стежки и мн. др.

13.5

Вариативные пробные творческие работы

39,40,41,

42

Сохранение, удаление стежков в архивных папках. Извлечение из папок и повторное их использование с программной обработкой. Декоративное оформление аксессуаров.

9.0

Применение в проектах готовых запрограммированных образцов на последующих творческих изделиях.

43,44,45,

46

Программирование монограмм. Использование различных шрифтов в  выполнении надписей в творческих работах.

9.0

Вариативные пробные творческие работы

47,48,49,

50

Изучение приложения для шитья: сшивание, обметывание, потайная подгибка, пришивание пуговиц, выполнение петель, роликовый шов, шов ракушка.

9.0

Выполнение работ во время изготовления стандартных пошивочных операций с применением их декоративной обработки.

51,52,53

54,55,56,

57,58

Выполнение проектов по пэчворку, квилтингу, аппликации с использованием стежков Clasp, скульптурных стежков и др.

18.0

Выполнение работ во время изготовления стандартных пошивочных операций с применением их декоративной обработки.

59,60,61,

62,63,64,

65,66,67,

68

Выполнение конкурсных и выставочных работ.

22.5

Индивидуальные и коллективные проекты.

69,70

Уход и техническое обслуживание машины: чистка, устранение неисправностей.

4.5

Ежемесячно.

71,72

Подготовка и оформление итоговой выставки из изделий, выполненных на швейно-вышивальной машине JANOME SKYLINE S7.

4,5

Демонстрация готовых изделий, выполненных руками учащихся.

Итого:

162

Тематическое планирование

Второй год обучения

( 4,5 часа в неделю, итого за год 162 часа).

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

1,2

Вводное занятие. Ознакомление с содержанием работы. История художественной машинной вышивки. Инструктаж по технике безопасности.

4.5

Презентация «История художественной машинной вышивки»

3,4,5,6

Основные части вышивальной машины brother innov,is F-440E, наименования частей. Изучение инструкции по эксплуатации машины.            

9.0

Изучение названия основных частей машины.

7,8,9,10

Заправка верхней и нижней нитей, намотка нити на шпульку, установка шпульки в челночное отделение. Выполнение пробных строчек.

9.0

Возможна автоматическая заправка нити в иглу.

11,12

Изучение операционных клавиш на сенсорном дисплее. Проверка рабочих процедур машины.

4,5

Работа на опытных образцах и на Б/У изделиях для обретения опыта.

13,14,15,

16

Подготовка к вышиванию. Использование различных пялец в работе. Закрепление ткани в пяльцах.

9.0

Теоретическая часть занятия.

17,18,19,

20

Выбор рисунков вышивания из коллекции brother innov,is F-440E. Редактирование рисунков.

9.0

Вариативные пробные творческие работы.

21,22,23,

24

Программирование по изменению цветов нитей, плотности рисунка. Декоративное оформление аксессуаров.

9.0

Учитывается основной цвет изделия и тематическое условие.

25,26,27,

28

Комбинирование рисунков. Компьютерная обработка вышивки по составлению индивидуальной композиции. Редактирование комбинированных рисунков.

9.0

Вариативные пробные творческие работы.

29,30,31,

32

 Программирование рисунка, размеров и набора рамок, совмещение вышивки, монограмм или текста с рамкой (в рамке).

9.0

Вариативные пробные творческие работы.

33,34,35,

36,37,38

Редактирование текстовых рисунков: размеры, уровень шрифтов, цветовая гамма, наклон текста и др.

13.5

Вариативные пробные творческие работы.

39,40,41,

42,43,44

Редактирование всех рисунков: перемещение, поворот, совмещение и вышивание связанных символов.

13.5

Вариативные пробные творческие работы.

45,46,47,

48,49,50

Программирование монограмм. Использование различных шрифтов в  выполнении надписей в творческих работах.

13.5

Вариативные пробные творческие работы.

51,52

Сохранение изображения экрана настроек на флэш-накопителе USB. Проверка рабочих процедур машины после включения ЖК-дисплея.

4,5

Теоретическая часть занятия.

53,54,55,

56,57,58,

59,60

Выполнение проектов с использованием декоративных образцов из архива памяти машины.

18.0

Применение элементов вышивок на изделиях с декоративной обработкой.

61,62,63,

64,65,66,

67,68

Выполнение конкурсных и выставочных работ как тематических, так и произвольных.

18.0

Индивидуальные и коллективные проекты.

69,70

Уход и техническое обслуживание машины: чистка, устранение неисправностей.

4.5

По мере необходимости.

71,72

Подготовка и оформление итоговой выставки из изделий, выполненных на вышивальной машине brother innov,is F-440E.

4.5

Демонстрация готовых изделий, выполненных руками учащихся.

Итого

162

Тематическое планирование

Третий год обучения

( 4.5 часа в неделю, итого за год 162 часа).

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

1,2

Вводное занятие. Ознакомление с содержанием работы. История художественной машинной вышивки. Инструктаж по технике безопасности по использованию машины JANOME SKYLINE S7 и машины brother innov,is F-440E.

4.5

Презентация «История художественной машинной вышивки»

3,4

Основные части швейно – вышивальной машины JANOME SKYLINE S7, наименования частей. Изучение сенсорного экрана и программного обеспечения встроенного компьютера.

4.5

Повторение рабочих возможностей и основных частей машины.

5,6

Основные части вышивальной машины brother innov,is F-440E, наименования частей. Изучение сенсорного дисплея и программного обеспечения встроенного компьютера.          

4.5

Повторение рабочих возможностей и основных частей машины.

7,8

Заправка верхней и нижней нитей, намотка нити на шпульку, установка шпульки в челночное отделение. Выполнение пробных строчек, узоров на машине JANOME SKYLINE S7 и на машине brother innov,is F-440E .

4.5

Возможна автоматическая заправка верхней нити в иглу.

9,10,11,

12

Проверка рабочих процедур машины, запрограммированных  на сенсорном дисплее каждой из машин.

9.0

Работа на опытных образцах и на Б/У изделиях для приобретения опыта.

13,14,15,

16

Понятие «композиция». Основной закон и свойства композиции. Набор узоров из архива образцов в копилке машин.

9.0

Архивирование образцов в компьютерном приложении машин.

17,18,19,

20

Подготовка к вышиванию. Заправка нитей. Выбор и компьютерная обработка рисунка. Решение цветовой гаммы вышивки. Запяливание ткани для работы на машине brother innov,is F-440E.

9.0

Накопление полиэстеровых для вышивания нитей различных оттенков и размеров.

21,22,23,

24,25,26,

27,28,

Выполнение проектов по пэчворку, квилтингу, аппликации с использованием стежков Clasp, скульптурных стежков и др. на машине JANOME SKYLINE S7.

18.0

Проектная деятельность

29,30,31,

32,33,34,

35,36

Изготовление сувениров с использованием машинных швов на машине JANOME SKYLINE S7.

18.0

Проектная деятельность

37,38,39,

40,41,42,

43,44

Декоративная коррекция на изделиях, получивших повреждения (порезы, разрывы, изменения цвета от  утюга) с использованием любой из вышивальных машин.

18.0

Проектная деятельность

45,46,47,

48,49,50,

51,52,53,

54,55,56,

Вышивка декоративного панно по выбору учащегося.

27.0

Проектная деятельность

57,58,59,

60,61,62

Использование различных шрифтов в  выполнении надписей в творческих работах по выполнению монограмм и нашивок с текстом на каждой из вышивальных машин JANOME SKYLINE S7 и brother innov,is F-440E.

13.5

Вариативные пробные творческие работы.

63,64,65,

66,67,68

Проектные работы с использованием программных схем и образцов  в вышивальных машинах JANOME SKYLINE S7 и brother innov,is F-440E.

13.5

Применение элементов вышивок на изделиях с декоративной обработкой.

69,70

Уход и техническое обслуживание машины: чистка, устранение неисправностей.

4.5

Ежемесячно.

71,72

Подготовка и оформление итоговой выставки из изделий, выполненных на вышивальной машине brother innov,is F-440E и на швейно- вышивальной машине JANOME SKYLINE S7

4,5

Демонстрация готовых изделий, творческих проектов, выполненных руками учащимися.

Итого:

162


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.

Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей,  координации движений па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Готов к труду и обороне (ГТО)» (общеразвивающее направление) Возраст обучающихся 5-9 класс Срок реализации – 5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Готов к труду и обороне (ГТО)»(общеразвивающее направление)Возраст обучающихся 5-9 классСрок реализации – 5 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная акварель» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год

laquo;Волшебная акварель» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназнач...

«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года

Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...

Дополнительная общеразвивающая программа «Швейное дело «Силуэт»» художественной направленности для обучающихся 5-8 классов, срок реализации 3 года

Швейное дело интересует каждую девочку, но в моей группе занимаются и мальчики. Художественная вышивка многим нравится за свою яркость и новизну в работе. Современные швейные машинки имеют очень обшир...