Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «РИТМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
рабочая программа

Одинцова Кристина Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «РИТМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskiy_tanets.docx91.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«РИТМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы:

Одинцова Кристина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

7

2.1.

Учебный план первого года обучения

7

2.2.

Учебный план второго года обучения

8

3.

Содержание программы

9

3.1.

Содержание программы первого года обучения

9

3.2.

Содержание программы второго года обучения

12

4.

Методическое обеспечение программы

15

5.

Список литературы

17

6.

Глоссарий

18

7.

Календарный учебный график

20

        8.      Комплексы упражнений, игр (приложение)                                                                  21


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритм не ограничен, и потому возможности его физического осуществления неисчислимы.

Э.Ж. Далькроз.

Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. Не трудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмическое дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчиненное определенному ритму – это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей.

На занятиях ритмическим танцем увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе заданной музыки, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Направленность программы «Ритмический танец» - художественная. Содержание программы направлено на формирование физического, эмоционального и нравственного развития детей.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Ритмический танец» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы. На занятиях ритмическим танцем особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания, что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа носит личностно-ориентированный характер. Ведущей идеей предлагаемой разработки является доступность получения практических знаний в области хореографии, формирование мотивации здорового образа жизни, что является педагогически целесообразным.

Целью настоящей программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. 

Задачи:

Образовательные (программные):

  • овладение основами хореографического мастерства;
  • формирование знаний о танцевальной терминологии и танцевальном искусстве;
  • формирование знаний об ритмическом танце.

Метапредметные: 

  • развитие умения организовывать самостоятельную танцевально-творческую деятельность;
  • развитие активности, самостоятельности, коммуникабельности;
  • развитие мотивации на творческую деятельность.

Личностные: 

  • формирование дисциплинированности, воли, нравственных представлений;
  • создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
  • формирование здорового образа жизни.

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты первого года обучения:

  • знание правил поведения в танцевальном зале и его назначение;
  • владение элементами музыкальной грамоты;
  • соблюдение правил личной гигиены на занятиях по хореографии;
  • выполнение ритмических упражнений и простейших перестроений;
  • выполнение силовых упражнений и на растягивание;
  • умение передавать содержание образа движениями и различать музыкальные части;
  • умение танцевать по линии танца, диагонально.

Программные результаты второго года обучения:

  • точное исполнение разучиваемых движений;
  • умение различать стиль ритмического танца;
  • умение соединять элементы танца в фигуры;
  • умение согласовывать движения своего тела с музыкой;
  • умение перестраиваться в более сложные рисунки;
  • знание и выполнение танцевальных шагов;
  •  умение организационно строиться и ориентироваться на танцевальной площадке;
  • выполнение силовых упражнений и на растягивание;
  • точная передача образа движениями и мимикой.

Метапредметные результаты:

  • умение организовать самостоятельную танцевально-творческую деятельность;
  • организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • владение навыками танцевальной деятельности;
  • желание заниматься хореографическим искусством.

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • умение применять полученные знания в своей собственной танцевально-творческой деятельности;
  • способность ставить цели;
  • установка на здоровый образ жизни.

Отличительная особенность программы заключается в интеграции таких направлений, как ритмика, хореография, музыка, пластика, физическая культура.

Адресат программы: учащиеся младшего и среднего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, общее количество учебных часов по программе – 288, в том числе предусмотрено 54 часа теоретических занятий и 234 часа практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

         Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

        Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:         

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря и с 12 по 19 мая;
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

        Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

        Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

        Начальный контроль проводится в форме творческих проб, творческих этюдов.

Используемые методы – наблюдение, творческое задание.

        Промежуточная аттестация - в форме творческого отчёта.

Используемые методы -  творческое задание, наблюдение, оценивание.

        Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме творческого показа.

Используемые методы – оценивание, творческое задание.

Программа аттестации по завершению реализации программы содержит методику проверки практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации).

Содержание программы аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеобразовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах.  Копии протоколов аттестации по завершению реализации программы вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по завершении реализации программы выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по общеразвивающей программе.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

1)        Начальный контроль

  • выполнение ритмических упражнений;
  • создание образа в танце;
  • умение распределять сценическую площадку;

2)        Промежуточная аттестация

  • исполнение элементов пластического танца;
  •  навык применения принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов танца

3)        Промежуточная аттестация

  • выполнение комплекса на выносливость и растяжку
  • умение постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
  • умение запоминать и воспроизводить текст танцев (актерское мастерство).

На 2 году обучения:

1)        Начальный контроль

  • стиль и манера исполнения танца;
  • создание образа в танце;
  • умение распределять сценическую площадку;

2)        Промежуточная аттестация

  • точное исполнение разучиваемых движений
  • навык применения принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов танца;

3)        Аттестация по завершении реализации программы

  • гибкость, координация, внимание;
  • умение соединять элементы танца в фигуры;
  • умение запоминать и воспроизводить текст танцев (актерское мастерство).

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28.

Материально-техническое обеспечение

ЦДТ, каб.7

Наименование

Кол-во

Музыкальная колонка

1

Акустическая система

2

Телевизор со стойкой

1

Ноутбук

1

Мягкий уголок

1

Зеркала

16

Хореографические станки

2

Стол ресепшн " Эклипс"

1

Фотопанель к столу ресепшн " Эклипс"

1

Стеллаж

1

Барабаны

14

Гимнастические коврики

24

Стулья

10

МОУ СОШ №4, малый спортивный зал

Наименование имущества

Количество

Музыкальная колонка

                1

Маты гимнастические

8

Коврики для занятий гимнастикой

15

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • календарный учебный график к образовательной программе;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • комплексы упражнений, игр (приложение).

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы. В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Ритмический танец» предусмотрено проведение творческих конкурсов, посещение выставок и концертов.

Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.

Работа с родителями предусматривает:

  • индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении;
  • обсуждение результатов продвижения ребенка в условиях педагогического воздействия;
  • совместная работа по подготовке концертных выступлений.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
  1.  Учебный план первого года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

4

2

2

1.1

Организационное занятие

2

2

0

собеседование

1.2

Начальный контроль

2

0

2

наблюдение, творческие этюды

2.

Импровизация

26

6

20

2.1

Импровизация - как средство самовыражения

10

2

8

опрос, творческое задание

2.2

Движения руками, туловищем

8

2

6

опрос, творческое задание

2.3

Прыжковые движения, танцевальные шаги и соединения

8

2

6

опрос, контрольное занятие

3.

Музыкально-ритмические упражнения

34

6

28

3.1

Разминочные упражнения на середине зала

12

2

10

опрос, творческое задание

3.2

Упражнения «по диагонали»

12

2

10

опрос, контрольное занятие

3.3

 Упражнения в портере

10

2

8

Опрос, творческое задание

4.

Комплекс силовых упражнений

34

6

28

4.1

Комплекс силовых упражнений на мышцы пресса

12

2

10

опрос, творческое задание

4.2.

Комплекс упражнений на мышцы спины и рук

10

2

6

опрос, творческое задание

4.3.

Комплекс упражнений на мышцы ног

10

2

10

опрос, творческое задание

4,4

Промежуточная аттестация.

2

0

2

Творческий отчет

5.

Элементы пластического танца

14

4

10

5.1.

Понятие пластического танца и его специфика

2

2

0

опрос

5.2

Волны руками

6

1

5

оценивание, творческое задание.

5.3

Волны корпусом

6

1

5

оценивание, творческое задание.

6.

Упражнения на растягивание

28

6

22

6.1

Комплекс упражнений на растягивание №1

10

2

8

оценивание, творческое задание.

6.2

Комплекс упражнений на растягивание № 2

10

2

8

оценивание, творческое задание

6.3

Комплекс упражнений на растягивание № 3

8

2

6

оценивание, творческое задание.

7.

Итоговое занятие

4

0

4

7.1

Подведение итогов. Творческий отчет.

2

0

2

итоговое занятие

7.2

Аттестация по завершению реализации программы.

2

0

2

творческий показ

ИТОГО:

144

30

114

  1. Учебный план второго года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

4

2

2

1.1

Организационное занятие

2

2

0

опрос

1.2

Начальный контроль

2

0

2

наблюдение, творческое задание.

2.

Танцевальные игры

24

4

20

2.1

Игры на внимание

12

2

10

наблюдение, творческое задание.

2.2

Игры на координацию

12

2

10

оценивание, творческое задание.

3.

Азбука музыкального движения

24

4

20

3.1

Музыкально-пространственные упражнения

12

2

10

оценивание, творческое задание.

3.2

Танцевальные шаги

12

2

10

Контрольное занятие, опрос

4.

Основы актерского мастерства

36

6

30

4.1

Реальная игра, комплекс игр

18

2

16

наблюдение, творческое задание.

4.2.

Работа по одному и с коллективом, импровизация, комплекс игр

16

4

12

наблюдение, творческое задание.

4.3

Промежуточная аттестация.

2

0

2

Творческий отчет

5.

Элементы пластического танца

14

2

12

5.1.

 Особенности сложных пластических элементов, разновидность волн

14

2

12

оценивание, творческое задание.

6.

Упражнения на растягивание

38

6

32

6.1

Комплекс упражнений на растягивание №1

14

2

12

оценивание, творческое задание.

6.2

Комплекс упражнений на растягивание № 2

12

2

10

оценивание, творческое задание.

6.3

Комплекс упражнений на растягивание № 3

10

2

8

наблюдение, творческое задание.

7.

Итоговое занятие

4

0

2

7.1

Подведение итогов. Творческий отчет.

2

0

2

Итоговое занятие

7.2

Аттестация по завершении реализации программы.

2

0

2

творческий показ.

ИТОГО:

144

30

114

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1.  Содержание программы первого года обучения  

Раздел 1. Введение

Тема №1.1 «Организационное занятие»

Введение в программу.

Теория: Организационная работа. Беседа с учащимися о целях и задачах курса обучения. Правила поведения на занятиях.  Форма одежды для занятий. Правила санитарии и гигиены. Правила техники безопасности. Расписание занятий.

Формы и методы обучения: беседа; словесные, методы организации деятельности и опыта поведения.

Форма подведения итогов: собеседование.

Тема №1.2 Начальный контроль

Практические занятия:  творческие этюды

Формы и методы подведения итогов: наблюдение, творческое задание.

Раздел 2. Импровизация

Тема №2.1. Импровизация – как средство самовыражения.

Теория: Импровизация – как средство самовыражения, раскрытие личности. Активизация внимания.

Практические занятия: игра «Превратился сам»; игра ««Заданный жест»; игра «Отличись, дополни, повтори».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Тема №2.2. Движения руками, туловищем.

Теория: специфика исполнения движений руками и туловищем.

Практические занятия: разучивание активной и пассивной ходьбы. Разучивание движений руками и туловищем плавных и прыжковых движений.

-  активные (ходьба бодрая, топающий шаг на всей ступне);

-  пассивные (спокойно-сдержанная ходьба; неторопливая, осторожный шаг);

- «тяжелые руки» (маховые движения),

- «мельница» (круговые махи).

Плавные движения: «Тугая резинка» (плавное полуприседание); «Северная птица» (плавное движение рук); «Олень» (бег, ходьба плавная).

Прыжковые движения: подпрыгивание на двух ногах; поскоки с ноги на ногу; легкие поскоки; сильные поскоки; упражнение «Попрыгунчики» (пружинное подпрыгивание).

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие.

Тема №2.3. Прыжковые движения, танцевальные шаги и небольшие соединения.

 Теория: особенности прыжковых движений, различия танцевальных шагов.  

Практические занятия: Разучивание шагов, движений ногами, прыжков, поворотов.   Разучивание простейших танцевальных шагов или небольших соединений, специальных упражнений.

Шаги: а) простой; б) пружинистый шаг; в) шаг с приставкой; г) шаркающий шаг.

Движения ногами: а) поднимания, опускания; б) круговые движения; в) сгибания, разгибания; г) выпады; д) притопы: всей ступней, полупальцами, каблуком.

Прыжки: а) небольшие; б) с одной ноги на другую; в) на месте, крестом; г) прыжки с подъемом ноги.

Повороты исполняются: вправо или влево; полуповорот на 180*; небольшой поворот – 45*.

Шассе: вперед, назад, в сторону.

- танцевальные комбинации;

- танцевальные этюды.

Простейшие танцевальные шаги или небольшие соединения: проходки вперёд – назад; в стороны; поворот - шаг; шаг с поворотом; упражнение «Ускоряй и замедляй».

Подбор, поиск нового движения.

Специальные упражнения: на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие; на усложненную координацию движений.

Импровизация с использованием свободной пластики.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Форма подведения итогов: контрольное занятие.

Раздел 3. «Музыкально-ритмические упражнения»

Тема №3.1.  Разминочные упражнения на середине зала

Теория: Разминочные упражнения, особенности их выполнения. Виды разминочных упражнений.

Формы и методы обучения: беседа; словесные, методы организации деятельности и опыта поведения.

 Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Практические занятия: разучивание и выполнение разминочных упражнений, упражнений на корпус, для ног, подскоков.

Разминочные упражнения: «наклоны головы по квадрату»; «плечи верх вниз»; «Плечи-лопатки».

Упражнения для корпуса: «Перекаты»; «На колени, с колен».

Упражнения для ног: «Полу пальцы»; «Гусеница»; «Ступня, пальцы, пальцы»; Приседание, плие; Основные выпады вперед, в сторону; Махи (гранд батман).

Поскоки: «Моцарт»; «Прыжки со скакалкой»;

Упражнения «по диагонали»: Прыжок через «лужу».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы, показ.

Форма подведения итогов: практическая работа, выполнение упражнений.

Тема №3.2. Упражнения «по диагонали»

Теория: Упражнения «по диагонали», особенности их исполнения.

Практические занятия: разучивание и выполнение упражнений и прыжков «по диагонали»: «колесо»; «стеночка по диагонали»; «хождение по веревки»; простой прыжок с акцентом вверх; простой прыжок с трамплинными движения рук; прыжок с “подбиванием хвостиков”; прыжок с подниманием двух колен; прыжок “мячик”; перемещение в диагонали “змейка”.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы, показ.

Форма подведения итогов: практическая работа, выполнение упражнений.

Тема №3.3. Упражнения в портере

Теория: Упражнения в портере, их особенности.

Практические занятия: разучивание и выполнение упражнений в портере: «куколка»; «утюжки»; махи ногой на 45о; «лягушка»; перекат за голову.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы, показ.

Форма подведения итогов: практическая работа, выполнение упражнений.

Раздел 4. «Комплекс силовых упражнений»

Тема №4.1. Комплекс силовых упражнений на мышцы пресса

Теория: понятие равномерной нагрузки на корпус. Упражнения на мышцы пресса. Влияние силовой нагрузки на наш организм.

Практические занятия: Освоение силовых упражнений на мышцы пресса, правильность их исполнения. Выработка «мышечного терпения»: «дерево на ветру»; «русалка»; «педали»; «цветочек»; «воздушные ножницы»; «бубенчики».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы.

Форма подведения итогов: опрос, практическая работа.

Тема №4.2. Комплекс упражнений на мышцы спины и рук

Теория: Специфика исполнения упражнений на мышц спины и рук.

Практические занятия: «Едем на велосипеде», «Режем ножницами», «Колобок покатился», «Мост над дорогой», «Акробат в цирке», «Котенок», «Везем тачку»,                                        «Корзина для ягод», «Пловец», «Пружинка», «Лодочка». 
Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы.

Форма подведения итогов: опрос, практическая работа.

Тема №4.3. Комплекс упражнений на мышцы ног

Теория: Специфика исполнения упражнений на мышцы ног.

Практические занятия: «балерина1»; «балерина 2»; «стена»; перекаты с носков на пятки; «кубик»; «без рук».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы.

Форма подведения итогов: опрос, практическая работа.

Тема №4.4. Промежуточная аттестация. Контрольные нормативы

Практические занятия: наблюдение, творческое задание.

Форма подведения итогов: творческого отчёта.

Раздел 5. «Элементы пластического танца»

Тема №5.1. Понятие пластического танца и его специфика

 Теория. Понятие пластического танца. Специфика пластики рук, корпуса.  Ознакомление учащихся с искусством пластической хореографии.

 Формы и методы обучения: беседа; словесные, методы организации деятельности и опыта поведения.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос

Тема №5.2. Волны руками

Теория: Специфика пластики рук.

Практические занятия: Разминка для рук. Умение владеть волной.

- резкие махи руками;                                                                            

- руки в стороны, вверх, на бедра, вперед, вниз, дугами наружу, пальцы в «замок»;

-круговые вращения руками по маленькой амплитуде (руки подняты по сторонам на 90гр.);

-круговые вращения рук от кисти до локтя почасовой и против часовой стрелки;

-простейшая волна от плеча до кисти

-волна из руки в руку

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой  и практические методы.

Форма подведения итогов:  практическая работа.

Тема №5.3. Волны корпусом

Теория: Специфика пластики корпуса.

Практические занятия: Освоение волны вперед, назад, в сторону. Умение передавать волну другому.

- волна «капелька»;

- вращение головой, грудью, тазом, как по раздельности, так и одновременно;

- волны корпусом в сторону;

- упражнения для отдельных групп мышц: плечевого пояса, рук, ног, бедер;

- волна вперед и назад;

- волна в сторону с переходами.

Формы и методы обучения: занятие-игра, практическое занятие.

Форма подведения итогов: практическая работа.

Раздел 6. «Упражнения на растягивание»

Тема №6.1. Комплекс упражнений на растягивание №1

Теория. Значение упражнений на растягивание и их воздействие на определенные группы мышц и организма в целом. Самоконтроль частоты сердечных сокращений.

Практические занятия: разучивание комплекса упражнений на растяжку мышц плеча, трицепса, верхней части туловища и поясничного отдела.

- Упражнение «Кошка»;

- Упражнение для растяжки мышц плеча и трицепсов;

- Упражнение для растяжки верхней части туловища.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; зачет.

Тема №6.2. Комплекс упражнений на растягивание №2

Теория: Специфика растяжки ног.

Практические занятия: разучивание комплекса упражнений для растяжки мышц бедра, ягодичных мышц и тазобедренной части.

- Упражнение для растяжки мышц бедра;

- Упражнение на растяжку ягодичных мышц и мышц бедра;

- Упражнение для растяжки тазобедренной части.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; зачет.

Тема №6.3. Комплекс упражнений на растягивание №3

Теория: Понятие напряжение-расслабления мышц.

Практические занятия: разучивание комплекса упражнений на напряжение-расслабление мышц, контроль дыхания и растяжка всего тела.

- Упражнение на напряжение-расслабление мышц;

- Контроль дыхания;

- Растяжка всего тела.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; зачет.

Раздел 7. Итоговое занятие

Тема №7.1. Подведение итогов. Творческий отчет

Подведение итогов работы группы за учебный год.

Практические занятия: Творческое задание:

-  подбери   движение;

-  придумай этюд.

Формы и методы обучения: практическое занятие; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: итоговое занятие.

Тема №7.2. Аттестация по завершению реализации программы.

Практические занятия: творческий показ.

Формы и методы подведения итогов:  творческий показ, наблюдение, оценивание.

  1.  Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Введение

Тема №1.1. «Организационное занятие»

Теория: Цели и задачи второго года обучения, перспективы занятий, расписание учебных групп. Техника безопасности.

Формы и методы обучения: беседа, инструктаж.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема №1.2. Начальный контроль

Практические занятия: наблюдение, творческие этюды

Формы и методы подведения итогов: наблюдение, творческое задание.

Раздел 2. Танцевальные игры

Тема №2.1. Игры на внимание

Теория: Особенности игр на внимание. Объяснение правил игр.

Практические занятия: Развить творческое воображение у детей при помощи игр на внимание.

- Игры «Повтори за мной» или «Делай как я»; «Запрещённое движение»; «Заглядывание».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Тема №2.2. Игры на координацию

Теория: Особенности игр на координацию. Объяснение правил игр.

Практические занятия: Разучивание игр координацию. Развить фантазию и чувства ритма.

 -  Игры «Танец на стуле»; «Как мы умеем танцевать»; «Праздничный поезд»; «Танцевальная фигура замри».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Раздел 3. Азбука музыкального движения

Тема № 3.1. Музыкально-пространственные упражнения

Теория: Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, весёлая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт.

Практические занятия:

Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.

Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые); продвижение на углах, с прыжком (влево, вправо); фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижение по кругу (внешнему и внутреннему); звёздочка; конверт (по 5-6 обучающихся на углах и в центре круга в шеренгу); из одного круга в диагональ.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Тема № 3.2 Танцевальные шаги

Теория: Особенности танцевальных шагов.

Практические занятия: танцевальные шаги: с носка на пятку; с фигурной маршировкой; шаги в образах (животных); спокойная ходьба; шаг на всей ступне (топающий); хороводный шаг; приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги); приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги); шаг кадрили – на «раз» - шаг правой (левой) ногой; на «два»; высокий шаг; шаг с притопом на месте; переменный шаг; боковой приставной шаг; боковое припадание.

Шаг на носках: пружинящий шаг; крадущийся шаг; боковой шаг («крестик»); шаг окрестный вперед-назад («косичка»); семенящий шаг («плавающий»); лунная походка.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Раздел 4. Основы актерского мастерства

Тема № 4.1. Реальная игра, комплекс игр

Теория. Понятие актерское мастерство. Умение учащимися фиксировать, осмысливать особенности поведения (действия) в наблюдениях, открывать для себя поведение (действие) как основной атрибут актерского мастерства.

Практические занятия: Знакомство учащихся с реальной игрой, разучивание передачи образов через элементы пластических движений и мимики. Разучивание комплекса игр.

- На первом этапе знакомства учащиеся активно осваивают реальную игру.

- Передача образа через элементы пластических движений и мимики.    

- Передача эмоционального состояния через элементы пластических движений и мимики.

  (грусть, влюбленность, страх, ужас, счастья, лень, радость, страсть, ненависть, печаль,  

   сострадание, безысходность).

- Работа с воображаемым предметом (мяч, веревка, стенка).

- Построение мизансценического действия в этюдах.  

Комплекс игр: «Превратился сам», «Так и не так», «Заданная поза», «Заданный жест».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Тема №4.2. Работа по одному и с коллективом, импровизация, комплекс игр

Теория: Различия работы по одному и с коллективом.

Практические занятия. Коллективность в выполнении заданий: управление своим вниманием (к предмету, к партнеру, распределение внимания).

-Умение активизировать свою фантазию. Фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах (импровизация).

- Работа над образами в хореографических постановках.

-Импровизация задаваемых образов под музыку и без музыки.  

Комплекс игр: «Третий лишний», «Рулетка», «Печатная машинка», «Земля - вода - воздух – огонь», «Волшебная палочка».

Формы и методы обучения: практические занятия; словесный, наглядный, практический;

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос.

Тема №4.2Промежуточная аттестация. Контрольные нормативы

Практические занятия: наблюдение, творческое задание.

Форма подведения итогов: творческого отчёта.

Раздел №5. Элементы пластического танца

Тема №5.1. Особенности сложных пластических элементов, разновидность волн

Теория. Особенности сложных пластических элементов.

Практические занятия. Разучивание волн по корпусу: «Волна с головы в ногу»; «Волна с ноги в голову»; «Волна с руки в грудь» и наоборот; показ руками и корпусом «стены»; «Волны корпусом в сторону»; ход на месте; «лунная» походка;

Вращения: вращение грудью по кресту; вращение грудью по квадрату; вращение тазом по кресту; вращение тазом по квадрату; одновременное вращение грудью и тазом.

Формы и методы обучения: практические и игровые занятия.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос.

Раздел 6. Упражнения на растягивание

Тема №6.1. Комплекс упражнений на растягивание №1

Теория: Понятие равномерной нагрузки на весь корпус. Влияние силовой нагрузки на наш организм и в частности на мышцы шеи, плеч, спины, груди и спины.  

Практические занятия: Разучивание упражнений на растяжку мышц шеи, плеч, груди и спины.

- растяжка мышц шеи

- растяжка мышц: плеч, спины, груди

- растяжка мышц: спина

Формы и методы обучения: практические и игровые занятия.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос.

Тема №6.2. Комплекс упражнений на растягивание №2

Теория: Особенности упражнений на растягивание мышц рук запястья, груди, и пресса. 

Практические занятия: Разучивание упражнений на растяжку мышц рук, запястья, груди, пресса.

- растяжка мышц: рук и запястья

- растяжка мышц груди

- растяжка мышц пресса

Формы и методы обучения: практические и игровые занятия.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос

Тема №6.3. Комплекс упражнений на растягивание №3

Теория: Особенности упражнений на растягивание мышц ног.

Практические занятия: Разучивание упражнений на растяжку мышц ног.

- растяжка мышц ног:

- Упражнения на растяжку задней поверхности мышц ног (похоже на выпад).

-  Выпады в сторону

-  Наклоны вперед

-  Растяжка паха, внутренней части бедер

-  Растяжка задней поверхности бедер

-  Тянем переднюю часть бедра (квадрицепс)

-  Растягиваем бедра и ягодицы

-  Растяжка голеностопа (голень, икры)

Формы и методы обучения: практические и игровые занятия.

Форма подведения итогов: контрольное занятие, опрос

Раздел 7. Итоговое занятие

Тема №7.1. Итоговое занятие. Творческий отчет

Теория: Подведение итогов работы учебной группы по программе.

Практические занятия: Демонстрация успехов. Творческий отчет о работе учащихся.

Формы и методы обучения: практические и игровые занятия.

Форма подведения итогов: итоговое занятие.

Тема №7.2. Аттестация по завершении реализации программы.

Практические занятия: творческий показ.

Формы и методы подведения итогов:  творческий показ, наблюдение, оценивание.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога учащемуся в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.
  • Преемственность. После изучения элементарных движений задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.
  • Систематичность. Соблюдение дидактического принципа – «от простого к сложному», осознанное отношение учащихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений.
  • Обучение – творчество. Самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения. На самых ранних этапах обучения танцу необходимо побуждать обучающихся к импровизации.

- методы обучения

  • словесные: устное изложение, комментирование, инструктирование, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения;
  • наглядные: показ педагогом приемов исполнения, демонстрация, показ видеоматериалов и    иллюстраций;
  • практические: тренировочные упражнения, танцевальные движения, тренинг и задания,   репетиции;

- формы организации образовательной деятельности: групповая

- формы организации учебного занятия

  • занятие – беседа;
  • практические занятия;
  • постановочная и репетиционная работа;
  • просмотр и обсуждение хореографических произведений;
  • занятие-игра.

- педагогические технологии

  • здоровьесберегающая;
  • арт-технология (танц-терапия);
  • педагогика сотрудничества;
  • технология коллективной творческой деятельности

Алгоритм занятия:

Занятие учебных групп «Ритмический танец» строится по определенному плану и состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть – 5 мин.

  • вход в зал, разминка по кругу

Основная часть – 65 мин.

  • музыкально-ритмические упражнения на середине зала – 15 минут;
  • элементы пластического танца – 10 минут;
  • упражнения на растягивание (упражнения на выносливость) – 10 мин;
  • разучивание нового материала – 20 минут;
  • импровизация – 10 минут;  

Заключительная часть – 10 мин.

  • упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Инернет-ресурсы:

1.        А. Ключковская.  Курс: "Секреты продольного шпагата. Вид "изнутри" https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217333993/Klyuchkovskaya_A._Kurs_Sekrety_prodolnogo_shpagata._Vid_iznutri.pdf 

2.        В.И. Уральская «Рождение танца» https://vk.com/doc283182972_437419958?hash=f1bdf92f17b0fa5bd1&dl=2fe8571a74381b999d 

3.         Г.А. Колодницкий. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. https://vk.com/doc279225168_441985221?hash=af40f7059d53065ed2&dl=618db354f4805cf779 

4.        Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии» https://vk.com/doc5319295_516180003?hash=e1145d0c9d86628a32&dl=45ff55999b51abb828 

5.        И.  А.  Шипилина.  «Хореография в спорте: учебник для студентов» https://vk.com/doc1447969_429396549?hash=a4c626b154b3c8eb18&dl=e1d7d8664b1e62710d 

6.        Н. Шереметьевская. Танец на эстраде. https://vk.com/doc1447969_437177154?hash=392f26da6a0c0b16d9&dl=9229f5181b568c4e89http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/ 

  1. Джим Хол. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам – М.: АСТ:Астрель,2009.
  2. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Полятков С.С. Основы современного танца. – М.: Феникс, 2005.
  4. Фирилева Ж. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2015.
  5. Шереметьевская Н.Е.  Танец  на эстраде. – М.: Один из лучших, 2008..

Литература для детей и родителей:

6. ГЛОССАРИЙ

АКТЕР: Исполнитель ролей в драматических спектаклях и фильмах.

АМПЛУА: Своеобразная специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования. Например: героя, злодея, любовника, простака и т.п.

АНСАМБЛЬ: Художественная согласованность исполнения какого-либо драматического, музыкального и другого произведения. Совместное исполнение музыкального произведения несколькими артистами. Группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

БАЛЕТМЕЙСТЕР: Автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен.

ГРИМ: Искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических или волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли; специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые актерами.

МИЗАНСЦЕНА: Расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля.  

МИМИКА: Движение лицевых мышц, выражающее внутреннее душевное состояние; искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.  

МОНОЛОГ: Речь действующего лица в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличии от диалога.

ПАНТОМИМА: Вид сценического искусства, в котором для передачи содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жест, мимика; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом и др. Также называется театральное представление средствами этого искусства.

СЦЕНА: Часть театрального здания - площадка, на которой происходит театральное представление; театральные подмостки; отдельная часть акта (действия) театральной пьесы; отдельный эпизод, изображаемый в романе, пьесе, фильме, картине и т.п.; наблюдаемое проишествие, эпизод.

 ТЕАТР: Род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности - драматический, оперный и балетный.

Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.

Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале XX столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун

 Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей.

Контактная импровизация (Contact Improvisation, Cl) — техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т. п.

Гибкость (англ. flexibility, limberness, pliancy, plasticity, suppleness) - способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - максимально возможная подвижность в суставе, которую исполнитель может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом или отягощением.

Мост (мостик, англ. bridge, bridge position) - положение в силовой и пластической акробатике, атлетике, классической борьбе: артист, запрокинувшись назад, опирается на ступни ног и на голову. В положении М. нижний акробат держит на себе различные пирамиды, атлет - большие тяжести. В пластической акробатике М. - крутой прогиб назад с опорой на ступни ног и кисти рук; в этом случае чаще употребляется слово "мостик". [1]

Пластический этюд - серия трюков, основанных на гибкости тела.

Шпагат (split, splits) - элемент в гимнастике и акробатике. Ноги исполнителя, разведенные в противоположные стороны, образуют прямую линию.

7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмический танец» разработан для каждой учебной группы 1, 2 годов обучения (приложение к программе).

Приложение

 Упражнения «по диагонали»

- простой прыжок, вытянув пальцы ног (в пол) и закрепив руки на талии (корпус подтянутый и прямой, акцент прыжка - вверх);

- простой прыжок, руки выполняют трамплинные движения;

- прыжок с “подбиванием хвостиков” - две ноги одновременно;

- прыжок с подниманием двух колен одновременно, прижимая их к телу;

- прыжок “мячик” - сидят на корточках с прямой спиной и согнутыми перед собой руками;

- перемещение в диагонали “змейка” – идут друг за другом «змейкой».

Упражнения в портере

Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. 

-  «куколка» И.п.-сидя,ноги вытянуты в 1поз.,руки опущены вниз ,раскрыты в стороны точно по линии плеч, средний палец касается пола. Подъём рук через 1,2,3-ю позиции, вернуться в исходное положение. Фиксировать положение каждой позиции 2 счёта. Выполнить «складочку»,

- «утюжки» И.п.-сидя,ноги вытянуты в 6 поз., руки на поясе. Упражнение «утюжки», «утюжки» с разворотом через 1 поз. к себе и от себя,

- махи ногой на 45о  И.п.-сидя, опора на руки сзади, махи на 45о выворотно, поочерёдно каждой ногой,

- «лягушка» И.п.-лёжа на спине, подтянуть согнутые в коленях ноги к тазобедренному суставу, выполнить «лягушку», вернуться в и.п,

- перекат за голову И.п.-лёжа на спине, руки вдоль корпуса, обеими ногами перекат за голову.

Комплексы силовых упражнений на мышцы: пресса, спины, рук, ног.

Комплекс силовых упражнений на мышцы пресса

- «дерево на ветру» Поднятие ног. Лежа на спине, ребенок выпрямляет ноги, оттягивает носки и сгибает ноги, прижимая колени к животу.

-«русалка» Стоя на коленях, развести руки в стороны, сесть на правое бедро, правую руку выгнуть дугой вниз и влево, снова принять исходное положение и выполнить упражнение в другую сторону.

-«педали» Из исходного положения (сидя, руки в упоре сзади) ноги слегка приподнять, имитируя нажимание ногами на педали.

- «цветочек» Исходное положение – лежа на спине, согнуть ноги и обхватить голени руками. Голову поднять и держать так несколько секунд. Потом принять исходное положение.

-«воздушные ножницы» Исходное положение – сидя, руки в упоре сзади. Согнуть ноги, притягивая колени к груди, разогнуть ноги в стороны и вверх, свести ноги вместе и снова принять исходное положение.

-«бубенчики» Исходное положение – лежа на спине, руки к плечам. Сесть, вытянув руки вверх, потрясти расслабленно кистями и принять исходное положение.

Комплекс упражнений на мышцы спины и рук

- «Едем на велосипеде».Ребенок лежа на спине «крутит» в воздухе воображаемые педали велосипеда, вперед и назад.
- «Режем ножницами».Ребенок лежа на спине делает махи прямыми ногами горизонтально, при этом скрещивая ноги.
-  «Колобок покатился». Ребенок, сидя на коврике, подтягивает к себе ноги, согнутые в коленях, обхватывает их руками и начинает «качаться» на спине, каждый раз стараясь вернуться в положение сидя.
-  «Мост над дорогой». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни стоят на полу, руки лежат вдоль туловища. Ребенок отрывает таз от пола и выгибается, стараясь поднять таз как можно выше, в таком положении остается 5 секунд и ложится. 

-  «Акробат в цирке». Ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища, поднимает прямые ноги и старается коснуться носками пола у себя за головой. 
-  «Котенок». Ребенок стоит «на четвереньках», прогибает спину вниз, поднимая голову вверх, потом прогибает спину вверх, опуская голову вниз.
-  «Везем тачку». Ребенок стоит на «четвереньках», вы берете его за лодыжки ног и «водите» по комнате, а он перебирает руками по полу.
-  «Корзина для ягод». Ребенок лежит на животе, берет руками себя за лодыжки ног и тянется, как можно выше, образуя большую корзину.
-  «Пловец». Ребенок, лежа на животе, делает махи прямыми руками и ногами в воздухе, имитируя плавание.
-  «Пружинка». Ребенок, лежа на животе, отрывает от пола прямые руки и ноги и так замирает в воздухе на несколько секунд. 
-  «Лодочка». 
Ребенок, лежа на животе, отрывает от пола прямые руки и ноги и остается в таком положении как можно дольше. Время выполнения этого очень полезного упражнения, увеличивайте постепенно до нескольких минут (в это время ребенок не должен касаться руками или ногами пола).

Комплекс упражнений на мышцы ног

- «балерина 1»  И. П. соединить пятки вместе, а носочки развести врозь. Руки положить на пояс. На счет раз – медленно приседаем, а руки разводим широко. Два – исходное положение.

- «балерина 2» Исходное положение как в предыдущем упражнении, руки опущены. Медленно садитесь, а руки поднимайте вверх. Медленно вставайте.

- « стена »Это очень хорошее упражнение не только для укрепления ног, но и для осанки. И . П. Встать  у стены. Стенки должны касаться: затылок, плечи, ягодицы. Скользя вдоль стены вниз нужно медленно присесть. И точно так же, касаясь стены, нужно встать.

-Перекаты с носков на пятки. Ступни  должны быть параллельны. Можно держаться рукой за спинку стула или стену. После пяти – шести перекатов махнуть ногой и хлопнуть под ней руками. Повторить то же самое с другой ногой – и то же пять шесть раз.

- «кубик»  Небольшой предмет, например кубик или резиновую игрушку ребенок держит в левой руке. Осторожно поднимает согнутую в колене левую ногу и под коленом передает игрушку в правую руку Точно так же надо сделать с другой ногой.

- «без рук»Это очень хорошее упражнение, предупреждающее плоскостопие у детей. И.П.  сидия на полу, упираясь руками сзади, зажать кубик ступнями. Согнуть ноги и переложить кубик выше, между ног. А потом точно так же зажать и вернуть обратно. После нескольких попыток пусть перекладывает кубик ногами (зажав его между ступней) вправо. А потом влево.

-верхний пресс с задержкой но 20с,

-нижний и верхний пресс «идем по воздуху»,

-стойка с увеличением времени (от 10с до 60с),

-лодочка с увеличением времени (от 10с до 60с),

-отжимание с колен (от5р до 20р),

-отжимание с рук,

-поднятие корпуса вверх лежа на животе.

 Упражнения на растягивание.

Комплекс упражнений №1:

Практические занятия:

- Упражнение «Кошка»: Исходное положение: стоя на четвереньках с опущенной вниз головой. На вдохе поднимаем голову вверх и прогибаем спину (тянемся животом вниз). На выдохе выгибаем спину, поднимая и втягивая живот. Повторяем 10 раз.

- Упражнение для растяжки мышц плеча и трицепсов: Исходное положение: стоя или сидя. Пальцами одной руки через верх касаемся спины между лопаток, другой рукой захватываем первую за локоть и тянем назад до появления легкого напряжения в мышцах. Повторяем упражнение для второй руки.

- Упражнение для растяжки верхней части туловища: Исходное положение: стоя прямо с сомкнутыми за спиной в замок руками. Медленно разворачиваем локти внутрь, стараясь ощутить напряжение в плечах и между лопаток.

Комплекс упражнений №2:

Практические занятия:

- Упражнение для растяжки мышц бедра: Исходное положение: стоя прямо. Выставляем одну ногу вперед и медленно сгибаем ее, опускаясь тем самым вниз. Спина прямая. Повторяем то же самое с другой ногой.

- Упражнение на растяжку ягодичных мышц и мышц бедра: Исходное положение: лежа на спине. Берем полотенце, эластичную ленту или шарф, перекидываем через ступню одной ноги и медленно поднимаем прямую ногу, притягивая ее на себя. Повторяем то же для другой ноги.

- Упражнение для растяжки тазобедренной части: Исходное положение: сидя на колене. Медленно опускаем таз вниз. Повторяем, сидя на другом колене.

Комплекс упражнений №3:

Практические занятия:

- Упражнение на напряжение-расслабление мышц: Положение: лежа на спине. Учащемуся  предлагается одновременно напрячь все мышцы тела, после короткой паузы – расслабить. После этого поочередно напрягаются – расслабляются: мышцы рук, плечевого пояса, груди и живота, затем мышцы ягодиц и ног; мышцы одной половины тела – справа и слева поочередно.

- Контроль дыхания: Учащемуся предлагается удобно лечь с закрытыми глазами и сконцентрировать внимание на своем теле, провести 3-4 цикла глубокого дыхания в комфортном темпе, при этом обращать внимание следует только на дыхание. Затем предлагается напрячь все мышцы тела как можно сильнее, через пару секунд напряжение постепенно сбросить до максимального расслабления, то же самое выполняется с каждой частью тела по отдельности (правая рука, левая рука, шея, спина, грудь, живот, поясница, ягодицы, правая нога, левая нога).  После этого следует расслабиться и сконцентрировать внимание на мышцах тела. Спросить, не чувствует ли он напряжения в каких-либо частях тела, и при необходимости дополнительно поработать с напряженными участками: например, выполнить пару медленных круговых движений головой или размять икроножные мышцы и т.д.

- Растяжка всего тела: Исходное положение: лежа на спине. Вытягиваем руки и ноги в стороны насколько это возможно, напрягая брюшные мышцы.

Растяжка мышц шеи

Упражнение №1.

Упражнение может выполняться как стоя, так и сидя (на мой взгляд, удобнее стоя).

Наклоны головы выполняются при помощи рук: свободная рука просто вытянута вдоль тела (в нашем примере правая), работающая рука (в нашем примере  — левая) выполняет движение, а именно: левой рукой осторожно потяните вниз голову к плечу.

После чего, просто удерживайте данное положение столько, сколько сможете, а затем перейдите на другую сторону.

Повторите пару раз с каждой стороны.

Упражнение №2.

Встаньте ровно.

Разместите обе ладони на затылке.

Слегка надавливая ими на голову, потянитесь подбородком к груди.

Останьтесь в таком положении и прочувствуйте, как растягивается задняя часть шеи (см. рис №1 ниже).

Растяжка мышц: плеч, спины, груди.

Упражнение №1.

Упражнение выполняется стоя.

Поставьте ноги на ширине плеч и поднимите правую руку вверх.

После чего тяните ее над головой  близко к уху. Захватите правый локоть левой рукой и осторожно потяните за руку к уху. Вы должны будете почувствовать напряжение в дельтах (плечах).

Когда почувствуете, задержитесь в таком положении столько, сколько можете.

Повторите другой рукой.

Упражнение №2.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.

Обе руки выставляйте за спину, таким образом, чтобы локти были согнуты под углом 90 градусов (см. как на рисунке выше).

Ухватите руку другой рукой настолько близко к локтю, насколько вы можете и потяните ее осторожно через спину к противоположному плечу.

Задержите растяжку на столько, на сколько можете, а затем сделайте растяжку другой рукой.

Растяжка мышц: спина

Упражнение №1.

Обхватите одной рукой какой-то столб или шест, и откиньтесь назад, выпрямив ноги, так, чтобы мышцы спины растянулись.

Задержитесь на столько, на сколько можете, почувствуйте растяжку (жжение) в этой позиции, после чего повторяйте упражнение с другой рукой (см. Рисунок выше, приблизительно поймете о чем речь).

Растяжка мышц: руки и запястья

Упражнение №1.

Растягиваем трицепс (и даже плечи, спину)

Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч (по удобству).

Сначала закиньте (поднимите) одну руку (допустим, правую) назад за спину, и согните ее в локте.

Теперь подтягиваем вторую руку (левую) то бишь беремся левой рукой за правый локоть и начинаем тянуть его аккуратно, медленно, под контролем, как можно дальше (глубже).

Удерживайте растяжку столько, сколько можете, а затем в течение повторите упражнение с другой рукой.

Упражнение №2.

Растягиваем бицепс

Встаньте на колени  на пол и положите руки вниз перед собой, пальцами указывая на колени.

Бедра почти прикасаются  к стопам.

Прогните спину и отклонитесь медленно, под контролем назад держа локти неподвижными и ладони на полу, дабы возникло напряжение (растяжение) нужных нам мышц.

Задержитесь в таком положении (когда жжёт) на столько, сколько можете.

Затем расслабьтесь на 15-20 секунд и повторите упражнение еще раз несколько раз (по самочувствию).

Растяжка мышц груди

Упражнение №1.

Растяжка грудных мышц о стойку

Найдите какую-то опору (вертикальную), например СТЕНУ (как показано на рисунке выше).

Подойдите к стене и положите руку на стену или любую другую вертикальную поверхность (зависит от того что вы нашли) и согните локоть на 90 градусов наклоняясь при этом вперед всем телом и слегка в сторону от руки до тех пор, пока не почувствуете напряжение грудных мышц.

После чего задержитесь в таком положении на столько, на сколько можете (дабы растянуть мышцы груди), а затем повторите упражнение с другой стороны.

Упражнение №2.

Встаньте в вертикальное положение и тяните вытянутые руки назад, держа при этом их в замке (как показано на рисунке ниже).

После чего не резко, а подконтрольным движением (если можете, конечно же) поднимите руки к потолку (до тех пор, пока можете, по самочувствию) важно держать руки при всем этом — ПРЯМЫМИ, до тех пор пока не почувствуете растяжение грудных мышц.

Растяжка мышц пресса

Упражнение №1.

Лягте на живот и расположите обе руки на полу прямо перед собой (будто собираетесь отжиматься от пола).

P.s. лично я упираюсь кулаками (у меня травма запястья), но вы можете, руками (см. сами).

Поднимите голову и грудь от пола, медленно и осторожно выгибая спину. Почувствуйте растяжение, в вашем прессе задержавшись в этом положении на столько, на сколько сможете.

Затем отдохните, и повторите несколько раз. №2.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.

Поставьте одну руку себе на пояс (как показано на рисунке выше) и наклоняйте туловище в эту сторону, при этом тянитесь за рукой.

Затем повторите в другую сторону.

Растяжка мышц ног

Упражнение №1.

Сядьте на пол. Ноги широко расставлены.

Начинайте наклонять туловище как можно ниже вперёд, после чего поделайте пружинящие наклоны вверх-вниз.

Упражнение №2.

Сядьте на пол, ноги широко расставьте в стороны.

Наклонитесь к правой ноге как можно ниже. Руками держитесь за ногу пониже колена.

Делайте пружинящие наклоны вверх-вниз как минимум 10 раз. (можно доходить до 50).

Вернитесь в исходное положение и повторите с другой ногой.

Упражнение №3.

Сядьте на пол. Ноги сдвинуты и вытянуты вперёд.

Наклоняем туловище как можно ниже, стараясь руками дотянуться до щиколоток. Если это трудно, колени можно немного согнуть.

Делаем плавные пружинящие наклоны вверх-вниз как минимум 10 раз (доходя до 50). Ваша цель – дотронуться головой до колен.

Упражнение №4.

Будто садитесь на шпагат

Двигайте стопы в стороны друг от друга настолько, пока не почувствуете в процессе упражнения для растяжки натяжение ножных мышц внутренней поверхности бедер (конечная поза ног в виде тупого угла, примерно, в 120-140?).

Наклоните корпус вниз, локти поставьте на пол (или старайтесь тянуться к нему, но не рывками, а медленно). Сохраните неподвижность (сделайте задержку, почувствуйте напряжение) в течение 5-10-15-30 секунд (зависит от степени вашей гибкости).

С каждым днем старайтесь ставить ноги дальше друг от друга, увеличивая время неподвижности во всех промежуточных позах.

Упражнение №5. на растяжку задней поверхности мышц ног (похоже на выпад).

Встаньте на твердую поверхность с прямым корпусом.

Выдвигайте левую ногу вперед (а правую назад), как можно дальше от себя.

Согните ее в колене, опускаясь вниз. Спину держите прямо, ощущая растягивание мышц ног во время упражнения, остановитесь в такой позе, чтобы угол согнутого правого колена равнялся 90?.

Расслабьте корпус – пусть вес вашего тела распределяется вниз, усиливая давление на ноги. Стоим неподвижно столько, сколько можем (как обычно не более 1 минуты).

Кисти рук можете попробовать соединить в «замок» за спиной (честно говоря, для начинающих это очень трудно, посему можете просто положить руки на бедро или на пол или можете даже держаться ими за поручень/облокотиться в стену (если не можете держать равновесие).

Все повторите с левой ноги.

Упражнение №6. 

Выпады в сторону

Сделайте выпад в правую сторону, носок левой ноги в это время смотрит вперед (либо под небольшим углом наружу) и вся стопа стоит на полу, левая нога прямая. Растягивайтесь (опускайтесь), чувствуя напряжение. То же самое нужно проделать и в левую сторону.

Упражнение №7.

Наклоны вперед

Поставьте ноги на ширине плеч.

С полностью прямыми ногами (колени вообще не сгибаются, следите за этим, в этом суть движения) выполните 12 пружинистых наклонов вперед.

Упражнение №8.

Растяжка паха, внутренней части бедер

Сядьте на пол, после чего прижмите ступни ног друг к другу.

Ладонями возьмитесь за ступни.

Локтями упритесь в колени (смотрите рисунок).

Начинайте медленно давить локтями на ноги и одновременно наклонять торс вперед (в принципе, можно просто давить на ноги, дабы они разводились, а торс держать прямо, см. сами).

В любом случае, следите за тем, чтобы ваша спина все время была ровной.

Наклоняйтесь на выдохе, и, достигнув пика натяжения, задержитесь в этом положении на столько, сколько сможете (в будущем, доходя до 1 мин.). Затем вернитесь в исходное положение и повторите такие наклоны еще несколько раз (по самочувствию).

Упражнение №9.  Растяжка задней поверхности бедер

Сядьте на пол. Обе ноги выпрямите перед собой.

Начинайте тянуться руками к носку (или даже дальше, если можете), чувствуя напряжение в задней части бедра задержитесь на столько, сколько сможете (вплоть доходя до 1 мин.).

Повторите упражнение несколько раз (по самочувствию).

Упражнение №10. Тянем переднюю часть бедра (квадрицепс)

Встаньте прямо, согните одно колено и прижмите пятку к ягодице одной или двумя руками (как показано на фотографии).

Если требуется, помогите себе противоположной рукой удержать равновесие.

Следите за коленями, они должны находиться на одной линии, а внутренние поверхности бедер плотно сжаты.

Напрягите ягодичные мышцы и подкрутите таз немного вперед и наверх – так вы усилите ощущения. Задержитесь в этом положении на столько, сколько сможете (не более 1 мин.) почувствовав напряжение в передней части бедра (квадрицепсе).

Повторите все заново другой ногой.

Упражнение №11. Растягиваем бедра и ягодицы

Лягте на пол спиной вниз. Согните обе ноги в коленях.

Верхняя часть тела абсолютно расслаблена.

Поднимите левую ногу на правое колено (как показано на фото).

Обнимите двумя руками правое колено и начинайте медленно, под контролем тянуть его на себя.

Поменяйте взаимное положения ног и повторите упражнение.

Упражнения №12. Растяжка голеностопа (ГОЛЕНЬ, ИКРЫ)

Встаньте лицом к стене, после чего упритесь ладонями в стену.

Отведите одну ногу назад на 40 – 60 см, не отрывая пятку от пола (если все-таки оторвали, то потом прижимайте ее к полу, дабы почувствовать напряжение в голеностопе и икрах. Иначе (если не прижмете пятку) упражнение теряет смысл.

Только когда пятка прижата, вы чувствуете жжение (напряжение), только в этом случае, происходит растяжка. В общем, прижали пятку — и задержитесь в таком положении.

 Танцевальные игры.

Игра  «Повтори за мной» или «Делай как я»

Все становятся в круг, педагог в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

Игра  «Запрещённое движение»

Учащиеся встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

Игра  «Заглядывание»

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

 Игра  «Танец на стуле»

Учащиеся сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.

 Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

Игра  «Как мы умеем танцевать»

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков — перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем. (с верёвкой или скакалкой)

Игра  «Праздничный поезд»

Учащиеся становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

Игра  «Танцевальная фигура замри»

Педагог стоит спиной к учащихся и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.

 Здорово прыгаем – два.

 Кружимся,кружимся – три.

 Танцевальная фигура замри.

Учащиеся  в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

«Превратился сам».

        Группе учащихся предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, инструменты, овощи и т.д. Задание можно давать в форме: «Мы входим в (пауза, собирается внимание) спортивный магазин. Раз…Два…Три… После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняет свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется смелость, фантазия, изобретательность.

«Так и не так».

    Правила поведения, связанные с посещением театра, грамота театрального зрителя: выбор билета; время на дорогу в театр; время входа в зрительный зал перед началом; буфет перед началом и в антракте; поведение во время действия и в антракте, по окончанию спектакля. Составление набора правил поведения в театре следует начать с исполнения любого нарушения вежливости, потом противопоставить ему позитивный пример, следя за тем, чтобы каждому  «не так» было противопоставлено «так».

 «Заданная поза».

          Упражнение на нахождение психологического оправдания заданному положению частей тела, например, растопыренные пальцы рук, поджатые губы, опущенная голова, поднятый взгляд и т.д. Задается не действие, а лишь поза, т.е. описывается расположение частей тела: голова согнута, руки в стороны, или: голова вниз, глаза вверх и т.д. Обучающиеся вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу. Начинать нужно с простых поз: человек сидит на корточках, согнулся вбок и вытянул руку вперед. Принимаются наиболее точные «оправдания», погруженные в обычную жизнь. Например: рвет ягоду, ласкает кошку, завязывает туфлю, а не делает зарядку и сел на корточки. «На корточках, взгляд вверх» - легко оправдать: «Спрятался под мост» или «Работаю на грядке, и вдруг капнул дождь».

 «Заданный жест».

         Упражнение, аналогичное предыдущему, но сосредоточенное на совершаемом жесте: поднял руку, разжал кулак, сжал кулаки, схватился за голову и т.д. Психологическое оправдание требует конкретизации особенностей ситуации того, что в театральном искусстве называется «предлагаемые обстоятельства». Одно и то же движение совершают люди,   находящиеся в разных обстоятельствах.  Возможно разное поведение в одних и тех же обстоятельствах.

Комплекс игр:

«Третий лишний».

           Известная игра, вряд ли нуждающаяся в комментариях. Построения. Участники должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию номера квартиры и т.п.)

«Рулетка».

          Участники разбиваются на две группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть монету рукой - кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они не должны реагировать - шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя - проиграл). Место проигравшего занимает другой представитель группы.

«Печатная машинка».

          Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники "печатают", хлопая в нужный момент с равными между "буквами" промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.

«Земля - вода - воздух – огонь».

          Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников, говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен (не позже чем на пять счетов, отсчитываемых ведущим) назвать (без повторов) животное - рыбу - птицу или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибшийся выбывает.

«Волшебная палочка».

          Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом - действие и т. п.

Танцевальные шаги

Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).

Шаг на всей ступне (топающий) – исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках». Руки можно поставить кулачками на пояс.

Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.

Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т.д.

Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз» - длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На  «два» - шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.

Шаг кадрили – на «раз» - шаг правой (левой) ногой, на «два» - легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким  полуприседанием на счет «два».

Высокий шаг – нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается под углом 90°. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).

Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка левой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.

Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Боковое припадание – на «раз» - боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).

ШАГ НА НОСКАХ:

Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

Крадущийся шаг – это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.) Движение выполняется только в подготовительной группе.

Боковой шаг («крестик») – на «раз» - шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» - перед ней накрест ставится левая (правая) нога.

Шаг окрестн вперед-назад («косичка») – хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 45° вправо ый или влево, а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.

Семенящий шаг («плавающий») – плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (стартовый уровень)

                     В содержание программы входят два модуля –  «Эстрадное творчество» и «Креативное творчес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (базовый уровень)

В содержание программы входят два модуля –  «Эстрадное творчество» и «Креативное творчество». Модули работают в едином комплексе, который объединяют основные направл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая «Разговор о правильном питании» стартовый уровень (дополнительное образование)

Отличие программы дополнительного образования «Разговор о правильном питании» заключается в модульном подходе к структурированию содержания программы.  Модульный подход позволяет...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ» (базовый уровень)Возраст учащихся: 7-15 летСрок реализации программы: 3 года...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО» (стартовый уровень)Возраст учащихся: 5 - 6 летСрок ре...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)

Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...

Дополнительная общеразвивающая программа "Русский народный танец"

В настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям. Танец имеет огромное значение как средство воспита...