Статья "Интеграция предмета История и культура Санкт-Петербурга и краеведческой направленности ОДОД"
статья (5 класс)

Голубева Светлана Владимировна

В статье рассматривается основная цель учебного предмета «Наш город – Санкт-Петербург» – формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция предмета "История и культура Санкт-Петербурга

и краеведческой направленности ОДОД"

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в обществе. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания и социализации являются базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Целью внеурочной деятельности является создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Курс, предназначенный для начальной школы, «Наш город – Санкт-Петербург» является одним из вариантов интеграции предметной области ОРКСЭ во внеурочную деятельность. «Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Именно в таком ракурсе следует рассматривать назначение предмета «Наш город - Санкт-Петербурга», главной целью которого является создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся  в их жизненном пространстве.

Учебная программа указанного предмета нацелена на приобщение учащихся к культурному наследию города, способствует возникновению чувства «сопричастности» с Петербургом,  участия в его жизни и сохранении его богатств, ориентирует подростков в культурном пространстве, содействует формированию представления о путях самореализации в городе. Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Наш город – Санкт-Петербург» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • дискуссии
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Главной отличительной особенностью уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга является – выход в город (урок в городском пространстве) или творческие задания опережающего характера, выполнение которых ставит ученика в позицию исследователя. Чаще всего экскурсия используется как иллюстрация к  урокам. Однако и во время экскурсии можно «включить» детей в поисковую, исследовательскую работу, предложив выполнить задания во время экскурсии. Такой вид  деятельности учащихся позволяет им почувствовать себя не только Горожанином Великого Города, но и исследователем, путешественником, дает возможность раскрыться личностным качествам школьников. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические экскурсии по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга».

Темы, предлагаемых экскурсий, соответствуют программе учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» (автор Л. К. Ермолаева).     ...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Конспект внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края". Тема "Праздничные традиции Рождества"

Тема внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края"  - "Праздничные традиции Рождества"...

Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс

Предмет: История и культура Санкт – Петербурга  6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...

Cоставление заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

Пособие дает минимум знаний студентам и учителям в технике составления нестандартных заданий для применения на уроках и внеклассных мероприятиях....

Cтатья: «Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД»

Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личност...

Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД

Cтатья: «Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД» посвящена интеграции общего и дополнительного образования на примере кур...