Главные вкладки

    Cоставление заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
    учебно-методическое пособие на тему

    Пособие дает минимум знаний студентам и учителям в технике составления нестандартных заданий для применения на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Пособие по состовлению заданий132 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое пособие

    по составлению заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету

    «История и культура Санкт-Петербурга»

    Автор проекта:  Ганцева Наталия Григорьевна

                                                                                                                                                 2013год

           Данное методическое пособие составлено в помощь студентам  обучающимся на направлении «Педагогика дополнительного образования» специальность 050710  для  разработки заданий по контролю за знаниями на уроках по предмету «История и культура СПб» и «Петербурговедение»., а также разработке предметных олимпиад.

                В пособии приведены варианты различных контрольных заданий, которые студенты смогут разработать самостоятельно и применить в своей практике, это позволит сделать контрольные задания интересными и  неоднообразными, а уроки яркими и результативными. Данные варианты заданий осуществляют связь между предметами и позволяют ученикам применять уже полученные на других уроках знания.

                Практически все описанные здесь задания были применяемы мною, автором, в период  моей работы учителем  предмета «История и культура СПб» в 108 школе с 5 по 9 класс.

     Ребята с живым интересом выполняли составленные мною задания , составляли варианты заданий сами,  которые,  впоследствии,  и выполняли дружно в классе.

                  Существует огромное множество вариантов составления заданий, в  данном пособии я описала только несколько вариантов, но освоив их, вы сможете придумать что-то свое.

                             Хочется пожелать студентам творческого отношения к предмету, фантазии,  трудолюбия  и успех ваших начинаний будет очевиден!!

    Удачи!!!!!!!!!!!

    Ганцева Наталия Григорьевна.

    .

    В работе над созданием Методического пособия использованы материалы

     Е.Д. Дмитриевой, Л.К. Ермолаевой, Н.В. Григорян,

    И.Б.Федоровой, личные материалы автора .                                                    

    1. Кроссворд. 

    Для выполнения задания в форме кроссворда,  студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов. Взять за основу самое длинное слово и привязать к нему остальные  так, чтобы рисунок вертикальных и горизонтальных линий стремился к квадрату и был лаконичен по форме.

    Вариант А. Например. Заячий.(6) Орел (4) Май (3) Ключ (5)

       

    1

    2

    3

    4

         

    Пронумеруйте слова и поставьте вопрос к каждому слову,  № вопроса и № ответа должен совпадать, при этом задается направление по горизонтали или по вертикали .В клетку с цифрой (№) вписывается первая буква слова.

    По горизонтали:

    1.Название острова, где Петр решил основать крепость.

    2.Птица-знамение, спустившаяся с небес к царю.

    3.Месяц, когда крепость заложили.

    4. Хранителем чего был Святой Петр.

    По вертикали:

    5.Контрольное слово. Материал, из которого были возведены первые бастионы крепости. Слово  можно задать вопросом или усложнить вариант ( только в том

      случае , когда почти все слово узнаваемо по вставленным буквам)  ,предложить ребятам самим сформулировать вопрос.

    *Сетка кроссворда выдается каждому ученику для работы.

    Вариант Б.  Задание – кроссворд , может быть предложен ученикам  в «открытом» виде. Сетка заполнена ( ключевыми) словами, а вопросы  школьники составляют сами.

    1 З

    А

    Я

    Ч

    И

    Й

    2 О

      Р

      Е

    Л

    3М

    А

    Й

    4  К

    Л

    Ю

    Ч

    И

    Я

    Вариант В.  Кроссворд может иметь не только форму прямоугольника в графическом исполнении, но и спирали, круга, тогда перекрещивание слов исключается и слова просто выстраиваются  в цепочку один за другим, без общей буквы. Этот вариант можно применить в союзе с картой  или схемой.  для младших  школьников.

    Например:

     На схеме рукавов  реки Невы клеточками  изобразить разводные мосты Ученик будет должен вписать название моста в клеточки.

    На схеме Петропавловской крепости, вокруг бастионов,  разместить  цепочки  клеток, куда ученик впишет название данных бастионов.

    1. Тест  

         

     Для составления  задания студент-практикант должен тщательно проанализировать материал пройденный на уроке, сформулировать несколько вопросов  включающих в себя информацию прозвучавшую на  уроке или в домашнем задании. Далее ученику  предлагаются  несколько вариантов ответов. Если вопросы теста  читает учитель , то количество ответов  не больше 3 с 1 правильным вариантом , при возможности выдать материалы теста каждому ученику – вариантов  ответов  может быть 5-10  с несколькими правильными  ответами

    Вариант А  Например:

     Устно. Почетную и ответственную должность в новом городе                                                                           Петр отдаст своему сподвижнику и другу А.Д. Меншикову. Он  являлся –

    • Генерал-губернатором Санкт-Петербурга,
    • Президентом  Военно-Морской  Коллегии.
    • Комендантом Петропавловской крепости.

    Вариант Б.  Письменно. Дворец светлейшего князя стал центром в культурной жизни города, здесь проходили ассамблеи, приемы , званные вечера. Дворец находился-

    • На Невском проспекте
    • На Петроградском острове
    • На Васильевском острове
    • На берегу Большой Невы
    • На берегу Малой Невы
    • На Мойке
    • На противоположном берегу от Адмиралтейства.

    *Материал для работы выдается для каждого ученика

    3 .Квадрослов. 

     

      Для выполнения задания в форме «квадрослов»,  студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов. Начертить сетку - прямоугольник по схеме: самое длинное слово +2 или + 3  клеточки, разместить слова  в таблице ,ставя их по горизонтали или по вертикали (для старшей возрастной группы слова могут перекрещиваться, имея общую букву). Свободные клеточки заполняются произвольными буквами.

    д

    б

    е

    к

    а

    т

    е

    р

    и

    н

    а

    ё

    к

    п

    ю

    е

    й

    я

    ы

    м

    к

    р

    ы

    м

    ь

    о

    ж

    о

    у

    а

    а

    д

    б

    ъ

    п

    ф

    ы

    т

    р

    п

    е

    т

    а

    в

    р

    и

    д

    а

    б

    е

    л

    о

    к

    о

    л

    о

    н

    н

    ы

    й

    ч

    м

    к

    и

    с

    т

    а

    р

    о

    в

    о

    в

    а

    к

    б

    э

    я

    э

    р

    е

    д

    з

    п

    б

    з

    и

    м

    н

    и

    й

    л

    ц

    ю

    т

    х

    о

    л

    н

    у

    к

    г

    с

    а

    д

    х

    а

    ц

    л

    Задание: найди слова, которые относятся к теме «Таврический дворец»

    (Екатерина,  белоколонный,  Таврида, зимний  сад, Крым, Старов, дворец)

    Т.К. задание относится к сложным вариантам, для применения подобной формы на уроке, можно дать ученикам наводящие вопросы. Например:

    Какой зал удивлял всех гостей в зимнее время? (Зимний сад)

    Древнее название полуострова на Черном море ?( Таврида)

    * материал для работы выдается для каждого ученика.

    *** Нужно учитывать возраст учеников  и навыки работы с подобными заданиями, поэтому лучше для младших классов брать для составления задания не более 3-5 простых слов.

    4. Ребус.

    Графическое (рисунок) написание одного ключевого слова или 2слов.

    Догадайся!    (На сердитых воду возят)

    5. Закодированная фраза.

     Для составления  задания, студент-практикант должен тщательно проанализировать материал,  пройденный на уроке, сформулировать лаконичную фразу, записать ее. Создать ключ. Выписать все буквы, встречающиеся в слове или словосочетании и поставить напротив каждой буквы ее № ( буквы лучше выписывать по алфавиту, а числа,- в обратном порядке)

    1-А     5-Ж      9-О    13-Й -  это «ключ»

    2-Г     6-И      10-Ч

    3-Д     7-К      11-П                    Теперь, надо заменить буквы (№) на соответствующие  цифры,

    4-Е      8-Л      12-С                        и фраза «Педагогический колледж» выглядит так:

    11.4.3.1.2.9.2.6.10.4.12.7.6.13.    7.9.8.8.4.3.5.

    Для  старшей возрастной группы , точки, разделяющие буквы   можно убрать, это намного усложнит задание:  

    11431292610412713    7988435.

    *Материал для работы выдается для каждого ученика

    *** Для выполнения данного вида задания требуется больше время, чем на обычное задание.

    6. Фраза- перевертыш.

       

    Для составления  задания, студент-практикант должен тщательно проанализировать материал  пройденный на уроке, сформулировать лаконичную фразу, записать ее. Затем, надо переписать буквы  в обратном порядке ( для старших классов можно переставить, слова)

    Например

    Троицкая площадь - первая площадь города.

     Переворачиваем и получаем :

    Адорог ьдащолп яавреп (-) ьдащолп яакцирот.

          Или вариант более сложный:

    яавреп ьдащолп ьдащолп Адорог яакцирот (-).

    *Материал для работы выдается для каждого ученика

    7. Лото.

     Вариантов лото может быть множество, рассмотрим один .Изготавливаются из видового материала, раннее показанного на занятиях , карточки .№1 (от 3 клеток) на которых изображены изученные памятники( фото без текста) .На карточках №2  находится описание памятника , название и уменьшенное изображение. Карточки № 1 выдаются ученикам.

    Карточки №2 разрезаются  и учитель зачитывает текст, не показывая видовую часть карточки. Ученик должен по описанию вспомнить название памятника и поднять руку ,если изображение данного памятника присутствует на его карте №1, получив в руки карточку №2, он может сравнить изображения и убедится в  правильности своего ответа.  *Лото лучше использовать в группах с небольшим количеством учеников.

    .

    8. Сценки- вопросы

    .Определить несколько опорных слов, характерных для определенного памятника  из пройденной темы..Составить небольшой рассказ о памятнике от первого лица. Приготовить небольшой реквизит (веер, шляпу, шаль) и разыграть несколько сценок. Ученики должны определить  о каком памятнике идет речь в сценке.

    .Например: Для Шереметьевского дворца опорными могут быть: пристань, река ,флигель, церковь Св.Варвары, анфилада, ригскамера, кунсткамера

    .Сценка изображает диалог двух дам в18 веке. ( изображают ученицы в стилизованных костюмах)

    Первая дама

    - На лодке причалили к небольшой пристани на реке и вступили в парадный двор, камнем выложенный  перед дворцом. Во флигеле поставили свечки в церкви Святой Варвары за здравие детишек своих и хозяйских. Затем, сквозь анфиладу больших и малых комнат, прошли в залу, где ждал САМ хозяин. Ему не терпелось показать свою гордость – ригскамеру и кунсткамеру. Куда нас и сопроводили слуги в ливреях и париках.

    Вторая-…………..

    Диалог двух господ

    Первый господин

       -  Я перед обедней у губернатора на острову был. А заодно и на диковинки заморские поглядеть зашел. Срамота! Жуть! Кости всякие!! Уродцы в банках!!Хорошо еще чарку водки поднесли и какой-то «цукерброд» дали, а то в жизни бы не пошел!

    Второй………….

    9. Математический квадрат.

     Задание, составленное в этой технике,  позволяет легче запомнить важные даты или числовые значения.

    Для составления задания студент должен взять дату, год, как правило,  состоящий из 4 цифр, и разместить их в квадрате по схеме 4 на 4

    5

    8

    6

    3

    6

    1

    9

    8

    7

    5

    4

    2

    2

    4

    0

    9

    Задание школьникам звучит так:

    Вычеркните числа, повторяющиеся в таблице и  из оставшихся сложите год, имеющий важное значение для города.

    5

    8

    6

    3

    6

    1

    9

    8

    7

    5

    4

    2

    2

    4

    0

    9

    Ответ: Год основания города  1703 год

    Если в дате повторяются цифры, студент может разбить ее на двухзначные числа и заполнить таблицу.

    УРА!

    36

    45

    21

    50

    9

    50

    71

    21

    36

    0

    9

    3

    71

    45

    20

    Ответ: Юбилей города отмечали в 2003 году

    10.Арифметический ряд.

        Для выполнения задания студент должен выписать из темы пройденного урока ключевое слово или словосочетание. Далее, составляется таблица  по схеме: длинна – количество букв  в  слове или словосочетании, вниз две клеточки - нумерация букв.

    Например: Адмиралтейство (14 букв)

    А

    Д

    М

    И

    Р

    А

    Л

    Т

    Е

    Й

    С

    Т

    В

    О

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Далее ,надо переставить пары буква – цифра по вертикали, в хаотичном порядке, получится задание .

    М

    Д

    Р

    Л

    Й

    Т

    О

    Т

    А

    И

    Л

    Е

    В

    Т

    3

    2

    5

    6

    10

    11

    14

    8

    1

    4

    7

    9

    13

    12

    Задание для учеников звучит так:

    Поставь буквы по порядку номеров и прочитай название памятника,  чем он интересен?

    11. Правило нахождения числа.

    Данный прием позволяет , выполнив задание, самому найти нужное число, связанное с памятником ( длинна, ширина , количество)

    Вариант А)

    Например:

     В 1830 году кровельщик Телушкин осуществил уникальный ремонт. Он взобрался на высокий шпиль при помощи канатов и выпрямил фигуру ангела, пострадавшую в  бурю 1830 года. Мастер в одиночку несколько недель поднимался  на поднебесную высоту. На шпиле какого памятника работал мастер?

    Сколько недель понадобилось Телушкину для устранения последствий бури ?

    5

    9

    4

    5

    15

    3

    60

    4

    15

    4

    ?

    2

    3

    ?

    2

    72

    ?

    12

    Ответ:  в 1-м случае действие сложение 4 + 2= 6 ; во 2-м – умножение, в 3-м деление.

    Вариант Б)

    Например:  Найди закономерность, продолжи ряд чисел,  ты получишь интересные сведения о памятниках города.

    2

    4

    8

                                               Такова высота каждой Ростральной колонны.

    2

    6

    24

    28

                                                                    Такое количество колонн украшают Исаакиевский собор.

    12

    24

    70

    140

    Столько скульптур и ваз установлено на крыше Зимнего дворца.

    1210

    1220

    1230

                                                                              Это наибольшая ширина реки Невы  

    12. Метод группировки или обобщения .

    Один из самых простых способов составления задания, т. к  опирается на слова, составляющие тему и проговариваемые на занятии учителем, также записанные на доске.

    Например: 

    • Мишка, мячик, кукла, паровозик, машинка, юла, солдатик, зайчик.

    Назови одним словом, что это? Это – игрушки.

    • Троллейбус, автомобиль, трамвай, автобус, грузовик, поезд.

    Назови одним словом, что это? Это - транспорт.

    Применение данного принципа обобщения на уроках «Истории города»: Для выполнения задания ,  студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов характерных для данной темы, ранее услышанных или прочитанных учениками.

    Вариант А:

    • Бастион, куртина, Заячий остров, собор, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, Монетный двор,  ангел. Трезини Д.

    К какому памятнику относятся данные слова??

    Ответ : данные слова отражают тему «Петропавловская крепость»

    Усложняем задачу.

    Исключи лишние слова и объясни свой выбор.

    • Бастион, Фонтана Д.М., куртина, Заячий остров, собор, дворец, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, изразцы, Монетный двор,  ангел, Трезини Д.

    Ответ:

    Бастион, Фонтана Д.М., куртина, Заячий остров, собор, дворец, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, изразцы, Монетный двор,  ангел, Трезини Д.

    Выделенные слова относятся к другой теме, Дворец Меншикова А.Д.

    Вариант Б:

    Вариантом данного задания может быть работа, где ученику будет предложено самому выбрать и объединить  предложенные слова по темам.

    Например:

    Д.Трезини, Д.Фонтана, колонны, Г. Маттарнови, пилястры, изразцы, шпиль, ризалит, М.Земцов.

    Ответ: а) архитекторы, б) термины архитектуры.

    Вариант В:

    Ученикам предлагается  определить тему и самим продолжить ряд слов данных учителем.

    Например: Троицкий собор, порт, типография…………( Домик Петра,Гостиный двор)

                       Ореховый кабинет, Васильевский остров, Нартов……….(Дворец, Губернатор, Меншиков)

    13. Литературная загадка

    Студент внимательно отбирает литературу по теме урока и использует отрывки из литературных произведений для создания более яркого образа памятника. Позже отрывок из произведения может стать загадкой – заданием.

    Например:

    • О каком памятнике написал Вс.Рождественский?? Чем он интересен?

                                                 

                                           

    «… С горделивой  осанкой  фрегата

    Достославных петровских времен-

    В парусах , отшумевших когда-то,

    Он бессонной иглой вознесен.  »

    ( Адмиралтейство)

    • О каком памятнике пишет поэт?? Где он находится?

     

    «..Этот дом – не просто дом :

    Дом другой запрятан в нем.

    Тот , который самым первым

    Вырос здесь среди болот.

    Не гадал, не ждал, наверное,

    Что три века проживет»

    В.Суслов

    ( Домик Петра)

    • О каком памятнике пишет поэт?? Что вы можете рассказать  о данном соборе??

                                   Собор  

    «….где искони внутри

    Опочивали русские цари,

    А  возле  стен  зарыты

    коменданты

    И тихий плач в гробницы

    льют куранты…»

    Андреевский

      ( Петропавловский собор)

                                                                                                                      Ганцева Н.Г. 2013год

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематические экскурсии по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга».

    Темы, предлагаемых экскурсий, соответствуют программе учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» (автор Л. К. Ермолаева).     ...

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс

    Предмет: История и культура Санкт – Петербурга  6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...

    Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс

    Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс...

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

    Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...