Cоставление заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
учебно-методическое пособие на тему

Пособие дает минимум знаний студентам и учителям в технике составления нестандартных заданий для применения на уроках и внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пособие по состовлению заданий132 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

по составлению заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету

«История и культура Санкт-Петербурга»

Автор проекта:  Ганцева Наталия Григорьевна

                                                                                                                                             2013год

       Данное методическое пособие составлено в помощь студентам  обучающимся на направлении «Педагогика дополнительного образования» специальность 050710  для  разработки заданий по контролю за знаниями на уроках по предмету «История и культура СПб» и «Петербурговедение»., а также разработке предметных олимпиад.

            В пособии приведены варианты различных контрольных заданий, которые студенты смогут разработать самостоятельно и применить в своей практике, это позволит сделать контрольные задания интересными и  неоднообразными, а уроки яркими и результативными. Данные варианты заданий осуществляют связь между предметами и позволяют ученикам применять уже полученные на других уроках знания.

            Практически все описанные здесь задания были применяемы мною, автором, в период  моей работы учителем  предмета «История и культура СПб» в 108 школе с 5 по 9 класс.

 Ребята с живым интересом выполняли составленные мною задания , составляли варианты заданий сами,  которые,  впоследствии,  и выполняли дружно в классе.

              Существует огромное множество вариантов составления заданий, в  данном пособии я описала только несколько вариантов, но освоив их, вы сможете придумать что-то свое.

                         Хочется пожелать студентам творческого отношения к предмету, фантазии,  трудолюбия  и успех ваших начинаний будет очевиден!!

Удачи!!!!!!!!!!!

Ганцева Наталия Григорьевна.

.

В работе над созданием Методического пособия использованы материалы

 Е.Д. Дмитриевой, Л.К. Ермолаевой, Н.В. Григорян,

И.Б.Федоровой, личные материалы автора .                                                    

  1. Кроссворд. 

Для выполнения задания в форме кроссворда,  студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов. Взять за основу самое длинное слово и привязать к нему остальные  так, чтобы рисунок вертикальных и горизонтальных линий стремился к квадрату и был лаконичен по форме.

Вариант А. Например. Заячий.(6) Орел (4) Май (3) Ключ (5)

   

1

2

3

4

     

Пронумеруйте слова и поставьте вопрос к каждому слову,  № вопроса и № ответа должен совпадать, при этом задается направление по горизонтали или по вертикали .В клетку с цифрой (№) вписывается первая буква слова.

По горизонтали:

1.Название острова, где Петр решил основать крепость.

2.Птица-знамение, спустившаяся с небес к царю.

3.Месяц, когда крепость заложили.

4. Хранителем чего был Святой Петр.

По вертикали:

5.Контрольное слово. Материал, из которого были возведены первые бастионы крепости. Слово  можно задать вопросом или усложнить вариант ( только в том

  случае , когда почти все слово узнаваемо по вставленным буквам)  ,предложить ребятам самим сформулировать вопрос.

*Сетка кроссворда выдается каждому ученику для работы.

Вариант Б.  Задание – кроссворд , может быть предложен ученикам  в «открытом» виде. Сетка заполнена ( ключевыми) словами, а вопросы  школьники составляют сами.

1 З

А

Я

Ч

И

Й

2 О

  Р

  Е

Л

3М

А

Й

4  К

Л

Ю

Ч

И

Я

Вариант В.  Кроссворд может иметь не только форму прямоугольника в графическом исполнении, но и спирали, круга, тогда перекрещивание слов исключается и слова просто выстраиваются  в цепочку один за другим, без общей буквы. Этот вариант можно применить в союзе с картой  или схемой.  для младших  школьников.

Например:

 На схеме рукавов  реки Невы клеточками  изобразить разводные мосты Ученик будет должен вписать название моста в клеточки.

На схеме Петропавловской крепости, вокруг бастионов,  разместить  цепочки  клеток, куда ученик впишет название данных бастионов.

  1. Тест  

     

 Для составления  задания студент-практикант должен тщательно проанализировать материал пройденный на уроке, сформулировать несколько вопросов  включающих в себя информацию прозвучавшую на  уроке или в домашнем задании. Далее ученику  предлагаются  несколько вариантов ответов. Если вопросы теста  читает учитель , то количество ответов  не больше 3 с 1 правильным вариантом , при возможности выдать материалы теста каждому ученику – вариантов  ответов  может быть 5-10  с несколькими правильными  ответами

Вариант А  Например:

 Устно. Почетную и ответственную должность в новом городе                                                                           Петр отдаст своему сподвижнику и другу А.Д. Меншикову. Он  являлся –

  • Генерал-губернатором Санкт-Петербурга,
  • Президентом  Военно-Морской  Коллегии.
  • Комендантом Петропавловской крепости.

Вариант Б.  Письменно. Дворец светлейшего князя стал центром в культурной жизни города, здесь проходили ассамблеи, приемы , званные вечера. Дворец находился-

  • На Невском проспекте
  • На Петроградском острове
  • На Васильевском острове
  • На берегу Большой Невы
  • На берегу Малой Невы
  • На Мойке
  • На противоположном берегу от Адмиралтейства.

*Материал для работы выдается для каждого ученика

3 .Квадрослов. 

 

  Для выполнения задания в форме «квадрослов»,  студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов. Начертить сетку - прямоугольник по схеме: самое длинное слово +2 или + 3  клеточки, разместить слова  в таблице ,ставя их по горизонтали или по вертикали (для старшей возрастной группы слова могут перекрещиваться, имея общую букву). Свободные клеточки заполняются произвольными буквами.

д

б

е

к

а

т

е

р

и

н

а

ё

к

п

ю

е

й

я

ы

м

к

р

ы

м

ь

о

ж

о

у

а

а

д

б

ъ

п

ф

ы

т

р

п

е

т

а

в

р

и

д

а

б

е

л

о

к

о

л

о

н

н

ы

й

ч

м

к

и

с

т

а

р

о

в

о

в

а

к

б

э

я

э

р

е

д

з

п

б

з

и

м

н

и

й

л

ц

ю

т

х

о

л

н

у

к

г

с

а

д

х

а

ц

л

Задание: найди слова, которые относятся к теме «Таврический дворец»

(Екатерина,  белоколонный,  Таврида, зимний  сад, Крым, Старов, дворец)

Т.К. задание относится к сложным вариантам, для применения подобной формы на уроке, можно дать ученикам наводящие вопросы. Например:

Какой зал удивлял всех гостей в зимнее время? (Зимний сад)

Древнее название полуострова на Черном море ?( Таврида)

* материал для работы выдается для каждого ученика.

*** Нужно учитывать возраст учеников  и навыки работы с подобными заданиями, поэтому лучше для младших классов брать для составления задания не более 3-5 простых слов.

4. Ребус.

Графическое (рисунок) написание одного ключевого слова или 2слов.

Догадайся!    (На сердитых воду возят)

5. Закодированная фраза.

 Для составления  задания, студент-практикант должен тщательно проанализировать материал,  пройденный на уроке, сформулировать лаконичную фразу, записать ее. Создать ключ. Выписать все буквы, встречающиеся в слове или словосочетании и поставить напротив каждой буквы ее № ( буквы лучше выписывать по алфавиту, а числа,- в обратном порядке)

1-А     5-Ж      9-О    13-Й -  это «ключ»

2-Г     6-И      10-Ч

3-Д     7-К      11-П                    Теперь, надо заменить буквы (№) на соответствующие  цифры,

4-Е      8-Л      12-С                        и фраза «Педагогический колледж» выглядит так:

11.4.3.1.2.9.2.6.10.4.12.7.6.13.    7.9.8.8.4.3.5.

Для  старшей возрастной группы , точки, разделяющие буквы   можно убрать, это намного усложнит задание:  

11431292610412713    7988435.

*Материал для работы выдается для каждого ученика

*** Для выполнения данного вида задания требуется больше время, чем на обычное задание.

6. Фраза- перевертыш.

   

Для составления  задания, студент-практикант должен тщательно проанализировать материал  пройденный на уроке, сформулировать лаконичную фразу, записать ее. Затем, надо переписать буквы  в обратном порядке ( для старших классов можно переставить, слова)

Например

Троицкая площадь - первая площадь города.

 Переворачиваем и получаем :

Адорог ьдащолп яавреп (-) ьдащолп яакцирот.

      Или вариант более сложный:

яавреп ьдащолп ьдащолп Адорог яакцирот (-).

*Материал для работы выдается для каждого ученика

7. Лото.

 Вариантов лото может быть множество, рассмотрим один .Изготавливаются из видового материала, раннее показанного на занятиях , карточки .№1 (от 3 клеток) на которых изображены изученные памятники( фото без текста) .На карточках №2  находится описание памятника , название и уменьшенное изображение. Карточки № 1 выдаются ученикам.

Карточки №2 разрезаются  и учитель зачитывает текст, не показывая видовую часть карточки. Ученик должен по описанию вспомнить название памятника и поднять руку ,если изображение данного памятника присутствует на его карте №1, получив в руки карточку №2, он может сравнить изображения и убедится в  правильности своего ответа.  *Лото лучше использовать в группах с небольшим количеством учеников.

.

8. Сценки- вопросы

.Определить несколько опорных слов, характерных для определенного памятника  из пройденной темы..Составить небольшой рассказ о памятнике от первого лица. Приготовить небольшой реквизит (веер, шляпу, шаль) и разыграть несколько сценок. Ученики должны определить  о каком памятнике идет речь в сценке.

.Например: Для Шереметьевского дворца опорными могут быть: пристань, река ,флигель, церковь Св.Варвары, анфилада, ригскамера, кунсткамера

.Сценка изображает диалог двух дам в18 веке. ( изображают ученицы в стилизованных костюмах)

Первая дама

- На лодке причалили к небольшой пристани на реке и вступили в парадный двор, камнем выложенный  перед дворцом. Во флигеле поставили свечки в церкви Святой Варвары за здравие детишек своих и хозяйских. Затем, сквозь анфиладу больших и малых комнат, прошли в залу, где ждал САМ хозяин. Ему не терпелось показать свою гордость – ригскамеру и кунсткамеру. Куда нас и сопроводили слуги в ливреях и париках.

Вторая-…………..

Диалог двух господ

Первый господин

   -  Я перед обедней у губернатора на острову был. А заодно и на диковинки заморские поглядеть зашел. Срамота! Жуть! Кости всякие!! Уродцы в банках!!Хорошо еще чарку водки поднесли и какой-то «цукерброд» дали, а то в жизни бы не пошел!

Второй………….

9. Математический квадрат.

 Задание, составленное в этой технике,  позволяет легче запомнить важные даты или числовые значения.

Для составления задания студент должен взять дату, год, как правило,  состоящий из 4 цифр, и разместить их в квадрате по схеме 4 на 4

5

8

6

3

6

1

9

8

7

5

4

2

2

4

0

9

Задание школьникам звучит так:

Вычеркните числа, повторяющиеся в таблице и  из оставшихся сложите год, имеющий важное значение для города.

5

8

6

3

6

1

9

8

7

5

4

2

2

4

0

9

Ответ: Год основания города  1703 год

Если в дате повторяются цифры, студент может разбить ее на двухзначные числа и заполнить таблицу.

УРА!

36

45

21

50

9

50

71

21

36

0

9

3

71

45

20

Ответ: Юбилей города отмечали в 2003 году

10.Арифметический ряд.

    Для выполнения задания студент должен выписать из темы пройденного урока ключевое слово или словосочетание. Далее, составляется таблица  по схеме: длинна – количество букв  в  слове или словосочетании, вниз две клеточки - нумерация букв.

Например: Адмиралтейство (14 букв)

А

Д

М

И

Р

А

Л

Т

Е

Й

С

Т

В

О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Далее ,надо переставить пары буква – цифра по вертикали, в хаотичном порядке, получится задание .

М

Д

Р

Л

Й

Т

О

Т

А

И

Л

Е

В

Т

3

2

5

6

10

11

14

8

1

4

7

9

13

12

Задание для учеников звучит так:

Поставь буквы по порядку номеров и прочитай название памятника,  чем он интересен?

11. Правило нахождения числа.

Данный прием позволяет , выполнив задание, самому найти нужное число, связанное с памятником ( длинна, ширина , количество)

Вариант А)

Например:

 В 1830 году кровельщик Телушкин осуществил уникальный ремонт. Он взобрался на высокий шпиль при помощи канатов и выпрямил фигуру ангела, пострадавшую в  бурю 1830 года. Мастер в одиночку несколько недель поднимался  на поднебесную высоту. На шпиле какого памятника работал мастер?

Сколько недель понадобилось Телушкину для устранения последствий бури ?

5

9

4

5

15

3

60

4

15

4

?

2

3

?

2

72

?

12

Ответ:  в 1-м случае действие сложение 4 + 2= 6 ; во 2-м – умножение, в 3-м деление.

Вариант Б)

Например:  Найди закономерность, продолжи ряд чисел,  ты получишь интересные сведения о памятниках города.

2

4

8

                                           Такова высота каждой Ростральной колонны.

2

6

24

28

                                                                Такое количество колонн украшают Исаакиевский собор.

12

24

70

140

Столько скульптур и ваз установлено на крыше Зимнего дворца.

1210

1220

1230

                                                                          Это наибольшая ширина реки Невы  

12. Метод группировки или обобщения .

Один из самых простых способов составления задания, т. к  опирается на слова, составляющие тему и проговариваемые на занятии учителем, также записанные на доске.

Например: 

  • Мишка, мячик, кукла, паровозик, машинка, юла, солдатик, зайчик.

Назови одним словом, что это? Это – игрушки.

  • Троллейбус, автомобиль, трамвай, автобус, грузовик, поезд.

Назови одним словом, что это? Это - транспорт.

Применение данного принципа обобщения на уроках «Истории города»: Для выполнения задания ,  студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов характерных для данной темы, ранее услышанных или прочитанных учениками.

Вариант А:

  • Бастион, куртина, Заячий остров, собор, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, Монетный двор,  ангел. Трезини Д.

К какому памятнику относятся данные слова??

Ответ : данные слова отражают тему «Петропавловская крепость»

Усложняем задачу.

Исключи лишние слова и объясни свой выбор.

  • Бастион, Фонтана Д.М., куртина, Заячий остров, собор, дворец, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, изразцы, Монетный двор,  ангел, Трезини Д.

Ответ:

Бастион, Фонтана Д.М., куртина, Заячий остров, собор, дворец, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, изразцы, Монетный двор,  ангел, Трезини Д.

Выделенные слова относятся к другой теме, Дворец Меншикова А.Д.

Вариант Б:

Вариантом данного задания может быть работа, где ученику будет предложено самому выбрать и объединить  предложенные слова по темам.

Например:

Д.Трезини, Д.Фонтана, колонны, Г. Маттарнови, пилястры, изразцы, шпиль, ризалит, М.Земцов.

Ответ: а) архитекторы, б) термины архитектуры.

Вариант В:

Ученикам предлагается  определить тему и самим продолжить ряд слов данных учителем.

Например: Троицкий собор, порт, типография…………( Домик Петра,Гостиный двор)

                   Ореховый кабинет, Васильевский остров, Нартов……….(Дворец, Губернатор, Меншиков)

13. Литературная загадка

Студент внимательно отбирает литературу по теме урока и использует отрывки из литературных произведений для создания более яркого образа памятника. Позже отрывок из произведения может стать загадкой – заданием.

Например:

  • О каком памятнике написал Вс.Рождественский?? Чем он интересен?

                                             

                                       

«… С горделивой  осанкой  фрегата

Достославных петровских времен-

В парусах , отшумевших когда-то,

Он бессонной иглой вознесен.  »

( Адмиралтейство)

  • О каком памятнике пишет поэт?? Где он находится?

 

«..Этот дом – не просто дом :

Дом другой запрятан в нем.

Тот , который самым первым

Вырос здесь среди болот.

Не гадал, не ждал, наверное,

Что три века проживет»

В.Суслов

( Домик Петра)

  • О каком памятнике пишет поэт?? Что вы можете рассказать  о данном соборе??

                               Собор  

«….где искони внутри

Опочивали русские цари,

А  возле  стен  зарыты

коменданты

И тихий плач в гробницы

льют куранты…»

Андреевский

  ( Петропавловский собор)

                                                                                                                  Ганцева Н.Г. 2013год

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические экскурсии по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга».

Темы, предлагаемых экскурсий, соответствуют программе учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» (автор Л. К. Ермолаева).     ...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс

Предмет: История и культура Санкт – Петербурга  6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...

Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс

Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс...

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...