Cоставление заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
учебно-методическое пособие на тему
Пособие дает минимум знаний студентам и учителям в технике составления нестандартных заданий для применения на уроках и внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пособие по состовлению заданий | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
по составлению заданий по контролю знаний на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету
«История и культура Санкт-Петербурга»
Автор проекта: Ганцева Наталия Григорьевна
2013год
Данное методическое пособие составлено в помощь студентам обучающимся на направлении «Педагогика дополнительного образования» специальность 050710 для разработки заданий по контролю за знаниями на уроках по предмету «История и культура СПб» и «Петербурговедение»., а также разработке предметных олимпиад.
В пособии приведены варианты различных контрольных заданий, которые студенты смогут разработать самостоятельно и применить в своей практике, это позволит сделать контрольные задания интересными и неоднообразными, а уроки яркими и результативными. Данные варианты заданий осуществляют связь между предметами и позволяют ученикам применять уже полученные на других уроках знания.
Практически все описанные здесь задания были применяемы мною, автором, в период моей работы учителем предмета «История и культура СПб» в 108 школе с 5 по 9 класс.
Ребята с живым интересом выполняли составленные мною задания , составляли варианты заданий сами, которые, впоследствии, и выполняли дружно в классе.
Существует огромное множество вариантов составления заданий, в данном пособии я описала только несколько вариантов, но освоив их, вы сможете придумать что-то свое.
Хочется пожелать студентам творческого отношения к предмету, фантазии, трудолюбия и успех ваших начинаний будет очевиден!!
Удачи!!!!!!!!!!!
Ганцева Наталия Григорьевна.
.
В работе над созданием Методического пособия использованы материалы
Е.Д. Дмитриевой, Л.К. Ермолаевой, Н.В. Григорян,
И.Б.Федоровой, личные материалы автора .
- Кроссворд.
Для выполнения задания в форме кроссворда, студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов. Взять за основу самое длинное слово и привязать к нему остальные так, чтобы рисунок вертикальных и горизонтальных линий стремился к квадрату и был лаконичен по форме.
Вариант А. Например. Заячий.(6) Орел (4) Май (3) Ключ (5)
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Пронумеруйте слова и поставьте вопрос к каждому слову, № вопроса и № ответа должен совпадать, при этом задается направление по горизонтали или по вертикали .В клетку с цифрой (№) вписывается первая буква слова.
По горизонтали:
1.Название острова, где Петр решил основать крепость.
2.Птица-знамение, спустившаяся с небес к царю.
3.Месяц, когда крепость заложили.
4. Хранителем чего был Святой Петр.
По вертикали:
5.Контрольное слово. Материал, из которого были возведены первые бастионы крепости. Слово можно задать вопросом или усложнить вариант ( только в том
случае , когда почти все слово узнаваемо по вставленным буквам) ,предложить ребятам самим сформулировать вопрос.
*Сетка кроссворда выдается каждому ученику для работы.
Вариант Б. Задание – кроссворд , может быть предложен ученикам в «открытом» виде. Сетка заполнена ( ключевыми) словами, а вопросы школьники составляют сами.
1 З | А | Я | Ч | И | Й | |
2 О | Р | Е | Л | |||
3М | А | Й | ||||
4 К | Л | Ю | Ч | И | ||
Я |
Вариант В. Кроссворд может иметь не только форму прямоугольника в графическом исполнении, но и спирали, круга, тогда перекрещивание слов исключается и слова просто выстраиваются в цепочку один за другим, без общей буквы. Этот вариант можно применить в союзе с картой или схемой. для младших школьников.
Например:
На схеме рукавов реки Невы клеточками изобразить разводные мосты Ученик будет должен вписать название моста в клеточки.
На схеме Петропавловской крепости, вокруг бастионов, разместить цепочки клеток, куда ученик впишет название данных бастионов.
- Тест
Для составления задания студент-практикант должен тщательно проанализировать материал пройденный на уроке, сформулировать несколько вопросов включающих в себя информацию прозвучавшую на уроке или в домашнем задании. Далее ученику предлагаются несколько вариантов ответов. Если вопросы теста читает учитель , то количество ответов не больше 3 с 1 правильным вариантом , при возможности выдать материалы теста каждому ученику – вариантов ответов может быть 5-10 с несколькими правильными ответами
Вариант А Например:
Устно. Почетную и ответственную должность в новом городе Петр отдаст своему сподвижнику и другу А.Д. Меншикову. Он являлся –
- Генерал-губернатором Санкт-Петербурга,
- Президентом Военно-Морской Коллегии.
- Комендантом Петропавловской крепости.
Вариант Б. Письменно. Дворец светлейшего князя стал центром в культурной жизни города, здесь проходили ассамблеи, приемы , званные вечера. Дворец находился-
- На Невском проспекте
- На Петроградском острове
- На Васильевском острове
- На берегу Большой Невы
- На берегу Малой Невы
- На Мойке
- На противоположном берегу от Адмиралтейства.
*Материал для работы выдается для каждого ученика
3 .Квадрослов.
Для выполнения задания в форме «квадрослов», студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов. Начертить сетку - прямоугольник по схеме: самое длинное слово +2 или + 3 клеточки, разместить слова в таблице ,ставя их по горизонтали или по вертикали (для старшей возрастной группы слова могут перекрещиваться, имея общую букву). Свободные клеточки заполняются произвольными буквами.
д | б | е | к | а | т | е | р | и | н | а | ё |
к | п | ю | е | й | я | ы | м | к | р | ы | м |
ь | о | ж | о | у | а | а | д | б | ъ | п | ф |
ы | т | р | п | е | т | а | в | р | и | д | а |
б | е | л | о | к | о | л | о | н | н | ы | й |
ч | м | к | и | с | т | а | р | о | в | о | в |
а | к | б | э | я | э | р | е | д | з | п | б |
з | и | м | н | и | й | л | ц | ю | т | х | о |
л | н | у | к | г | с | а | д | х | а | ц | л |
Задание: найди слова, которые относятся к теме «Таврический дворец»
(Екатерина, белоколонный, Таврида, зимний сад, Крым, Старов, дворец)
Т.К. задание относится к сложным вариантам, для применения подобной формы на уроке, можно дать ученикам наводящие вопросы. Например:
Какой зал удивлял всех гостей в зимнее время? (Зимний сад)
Древнее название полуострова на Черном море ?( Таврида)
* материал для работы выдается для каждого ученика.
*** Нужно учитывать возраст учеников и навыки работы с подобными заданиями, поэтому лучше для младших классов брать для составления задания не более 3-5 простых слов.
4. Ребус.
Графическое (рисунок) написание одного ключевого слова или 2слов.
(На сердитых воду возят)
5. Закодированная фраза.
Для составления задания, студент-практикант должен тщательно проанализировать материал, пройденный на уроке, сформулировать лаконичную фразу, записать ее. Создать ключ. Выписать все буквы, встречающиеся в слове или словосочетании и поставить напротив каждой буквы ее № ( буквы лучше выписывать по алфавиту, а числа,- в обратном порядке)
1-А 5-Ж 9-О 13-Й - это «ключ»
2-Г 6-И 10-Ч
3-Д 7-К 11-П Теперь, надо заменить буквы (№) на соответствующие цифры,
4-Е 8-Л 12-С и фраза «Педагогический колледж» выглядит так:
11.4.3.1.2.9.2.6.10.4.12.7.6.13. 7.9.8.8.4.3.5.
Для старшей возрастной группы , точки, разделяющие буквы можно убрать, это намного усложнит задание:
11431292610412713 7988435.
*Материал для работы выдается для каждого ученика
*** Для выполнения данного вида задания требуется больше время, чем на обычное задание.
6. Фраза- перевертыш.
Для составления задания, студент-практикант должен тщательно проанализировать материал пройденный на уроке, сформулировать лаконичную фразу, записать ее. Затем, надо переписать буквы в обратном порядке ( для старших классов можно переставить, слова)
Например
Троицкая площадь - первая площадь города.
Переворачиваем и получаем :
Адорог ьдащолп яавреп (-) ьдащолп яакцирот.
Или вариант более сложный:
яавреп ьдащолп ьдащолп Адорог яакцирот (-).
*Материал для работы выдается для каждого ученика
7. Лото.
Вариантов лото может быть множество, рассмотрим один .Изготавливаются из видового материала, раннее показанного на занятиях , карточки .№1 (от 3 клеток) на которых изображены изученные памятники( фото без текста) .На карточках №2 находится описание памятника , название и уменьшенное изображение. Карточки № 1 выдаются ученикам.
Карточки №2 разрезаются и учитель зачитывает текст, не показывая видовую часть карточки. Ученик должен по описанию вспомнить название памятника и поднять руку ,если изображение данного памятника присутствует на его карте №1, получив в руки карточку №2, он может сравнить изображения и убедится в правильности своего ответа. *Лото лучше использовать в группах с небольшим количеством учеников.
.
8. Сценки- вопросы
.Определить несколько опорных слов, характерных для определенного памятника из пройденной темы..Составить небольшой рассказ о памятнике от первого лица. Приготовить небольшой реквизит (веер, шляпу, шаль) и разыграть несколько сценок. Ученики должны определить о каком памятнике идет речь в сценке.
.Например: Для Шереметьевского дворца опорными могут быть: пристань, река ,флигель, церковь Св.Варвары, анфилада, ригскамера, кунсткамера
.Сценка изображает диалог двух дам в18 веке. ( изображают ученицы в стилизованных костюмах)
Первая дама
- На лодке причалили к небольшой пристани на реке и вступили в парадный двор, камнем выложенный перед дворцом. Во флигеле поставили свечки в церкви Святой Варвары за здравие детишек своих и хозяйских. Затем, сквозь анфиладу больших и малых комнат, прошли в залу, где ждал САМ хозяин. Ему не терпелось показать свою гордость – ригскамеру и кунсткамеру. Куда нас и сопроводили слуги в ливреях и париках.
Вторая-…………..
Диалог двух господ
Первый господин
- Я перед обедней у губернатора на острову был. А заодно и на диковинки заморские поглядеть зашел. Срамота! Жуть! Кости всякие!! Уродцы в банках!!Хорошо еще чарку водки поднесли и какой-то «цукерброд» дали, а то в жизни бы не пошел!
Второй………….
9. Математический квадрат.
Задание, составленное в этой технике, позволяет легче запомнить важные даты или числовые значения.
Для составления задания студент должен взять дату, год, как правило, состоящий из 4 цифр, и разместить их в квадрате по схеме 4 на 4
5 | 8 | 6 | 3 |
6 | 1 | 9 | 8 |
7 | 5 | 4 | 2 |
2 | 4 | 0 | 9 |
Задание школьникам звучит так:
Вычеркните числа, повторяющиеся в таблице и из оставшихся сложите год, имеющий важное значение для города.
5 | 8 | 6 | 3 |
6 | 1 | 9 | 8 |
7 | 5 | 4 | 2 |
2 | 4 | 0 | 9 |
Ответ: Год основания города 1703 год
Если в дате повторяются цифры, студент может разбить ее на двухзначные числа и заполнить таблицу.
УРА! | 36 | 45 | 21 |
50 | 9 | 50 | 71 |
21 | 36 | 0 | 9 |
3 | 71 | 45 | 20 |
Ответ: Юбилей города отмечали в 2003 году
10.Арифметический ряд.
Для выполнения задания студент должен выписать из темы пройденного урока ключевое слово или словосочетание. Далее, составляется таблица по схеме: длинна – количество букв в слове или словосочетании, вниз две клеточки - нумерация букв.
Например: Адмиралтейство (14 букв)
А | Д | М | И | Р | А | Л | Т | Е | Й | С | Т | В | О |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Далее ,надо переставить пары буква – цифра по вертикали, в хаотичном порядке, получится задание .
М | Д | Р | Л | Й | Т | О | Т | А | И | Л | Е | В | Т |
3 | 2 | 5 | 6 | 10 | 11 | 14 | 8 | 1 | 4 | 7 | 9 | 13 | 12 |
Задание для учеников звучит так:
Поставь буквы по порядку номеров и прочитай название памятника, чем он интересен?
11. Правило нахождения числа.
Данный прием позволяет , выполнив задание, самому найти нужное число, связанное с памятником ( длинна, ширина , количество)
Вариант А)
Например:
В 1830 году кровельщик Телушкин осуществил уникальный ремонт. Он взобрался на высокий шпиль при помощи канатов и выпрямил фигуру ангела, пострадавшую в бурю 1830 года. Мастер в одиночку несколько недель поднимался на поднебесную высоту. На шпиле какого памятника работал мастер?
Сколько недель понадобилось Телушкину для устранения последствий бури ?
5 | 9 | 4 | 5 | 15 | 3 | 60 | 4 | 15 | ||
4 | ? | 2 | 3 | ? | 2 | 72 | ? | 12 |
Ответ: в 1-м случае действие сложение 4 + 2= 6 ; во 2-м – умножение, в 3-м деление.
Вариант Б)
Например: Найди закономерность, продолжи ряд чисел, ты получишь интересные сведения о памятниках города.
2 | 4 | 8 |
Такова высота каждой Ростральной колонны.
2 | 6 | 24 | 28 |
Такое количество колонн украшают Исаакиевский собор.
12 | 24 | 70 | 140 |
Столько скульптур и ваз установлено на крыше Зимнего дворца.
1210 | 1220 | 1230 |
Это наибольшая ширина реки Невы
12. Метод группировки или обобщения .
Один из самых простых способов составления задания, т. к опирается на слова, составляющие тему и проговариваемые на занятии учителем, также записанные на доске.
Например:
- Мишка, мячик, кукла, паровозик, машинка, юла, солдатик, зайчик.
Назови одним словом, что это? Это – игрушки.
- Троллейбус, автомобиль, трамвай, автобус, грузовик, поезд.
Назови одним словом, что это? Это - транспорт.
Применение данного принципа обобщения на уроках «Истории города»: Для выполнения задания , студент должен выписать из темы пройденного урока несколько ключевых слов характерных для данной темы, ранее услышанных или прочитанных учениками.
Вариант А:
- Бастион, куртина, Заячий остров, собор, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, Монетный двор, ангел. Трезини Д.
К какому памятнику относятся данные слова??
Ответ : данные слова отражают тему «Петропавловская крепость»
Усложняем задачу.
Исключи лишние слова и объясни свой выбор.
- Бастион, Фонтана Д.М., куртина, Заячий остров, собор, дворец, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, изразцы, Монетный двор, ангел, Трезини Д.
Ответ:
Бастион, Фонтана Д.М., куртина, Заячий остров, собор, дворец, Петровские ворота, Петр, флюгер, пушка, шпиль, изразцы, Монетный двор, ангел, Трезини Д.
Выделенные слова относятся к другой теме, Дворец Меншикова А.Д.
Вариант Б:
Вариантом данного задания может быть работа, где ученику будет предложено самому выбрать и объединить предложенные слова по темам.
Например:
Д.Трезини, Д.Фонтана, колонны, Г. Маттарнови, пилястры, изразцы, шпиль, ризалит, М.Земцов.
Ответ: а) архитекторы, б) термины архитектуры.
Вариант В:
Ученикам предлагается определить тему и самим продолжить ряд слов данных учителем.
Например: Троицкий собор, порт, типография…………( Домик Петра,Гостиный двор)
Ореховый кабинет, Васильевский остров, Нартов……….(Дворец, Губернатор, Меншиков)
13. Литературная загадка
Студент внимательно отбирает литературу по теме урока и использует отрывки из литературных произведений для создания более яркого образа памятника. Позже отрывок из произведения может стать загадкой – заданием.
Например:
- О каком памятнике написал Вс.Рождественский?? Чем он интересен?
«… С горделивой осанкой фрегата
Достославных петровских времен-
В парусах , отшумевших когда-то,
Он бессонной иглой вознесен. »
( Адмиралтейство)
- О каком памятнике пишет поэт?? Где он находится?
«..Этот дом – не просто дом :
Дом другой запрятан в нем.
Тот , который самым первым
Вырос здесь среди болот.
Не гадал, не ждал, наверное,
Что три века проживет»
В.Суслов
( Домик Петра)
- О каком памятнике пишет поэт?? Что вы можете рассказать о данном соборе??
Собор
«….где искони внутри
Опочивали русские цари,
А возле стен зарыты
коменданты
И тихий плач в гробницы
льют куранты…»
Андреевский
( Петропавловский собор)
Ганцева Н.Г. 2013год
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематические экскурсии по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга».
Темы, предлагаемых экскурсий, соответствуют программе учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» (автор Л. К. Ермолаева). ...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс
Предмет: История и культура Санкт – Петербурга 6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...
Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс
Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс...
Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"
Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...