Внеурочная деятельность
рабочая программа

Тумко Артем Николаевич

Программы внеурочной деятельности: "Футбол" и "Настольный теннис"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_futbol.docx53.09 КБ
Файл rabochaya_programma_nastolnnyy_tennis.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

               

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок  « Футбол »

срок реализации программы – 1 год

возраст обучающихся  10-11лет

                                                               

 составительТумко А.Н.

     учитель физической культуры

Нижневартовск, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации и осуществляется не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования.

Данная программа разработана на основе типовой программы для спортивных школ.

Программа имеет спортивно-массовую направленность (вид спорта - футбол) и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции:

  • создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
  • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
  • выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.

Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.

Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан п.Каменка, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка посредством клубной деятельности по интересам.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

личностная ориентация образования;

  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • разноуровневость;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.

Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.

2. Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой футбола.

3. Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.

4. Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.

5. Формирование потребности ведения здорового образа жизни.

6. Проведение профориентации.

Программа рассчитана на мальчиков в возрасте от 8 до 17 лет, составлена на восемь лет обучения и обеспечивает непрерывность дополнительного образования. Она построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков.

Занятия проводятся в форме физической тренировки, теоретической подготовки, проведения культурно - массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)

В данную программу заложены следующие принципы:

- принцип индивидуализации, предполагающий учет личных возможностей и способностей ребенка;

- принцип доступности, последовательности.

Отличительной особенностью содержания данной программы от программ специализированных спортивных школ является количество часов и адаптация к клубным условиям работы на массовость, не на спортивное мастерство.

Педагог должен отвечать следующим требованиям:

- знание теории и практики футбола, возрастных основ теории спортивной тренировки, биомеханики, физиологии, психологии, педагогики и особенно - спортивных игр;

- умение убеждать, увлекать детей;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

- уважительное отношение к детям, забота о здоровье детей;

- применение на занятиях различных форм обучения, направленных на развитие обучающихся.

Основная форма организации работы – учебно-тренировочное занятие. Наполняемость групп зависит от года обучения и может составлять от 15 до 8 человек. Режим занятий: 3-4 раза в неделю по 3–2 академических часа (+ игровой день) в зависимости от года обучения. Наряду с практическими занятиями, проводятся и теоретические.

Данная программа создает условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу (сущность) компетентностного подхода в дополнительном образовании. Программа направлена на становление следующих ключевых (сквозных) компетентностей:

- познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);

- коммуникативная компетентность (владение различными средствами устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);

- организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).

Программа обеспечивает становление ряда специальных компетентностей (способность быстрого реагирования и быстрого принятия решений в условиях дефицита времени, формирование базовой техники игровых приемов).

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

- участие в соревнованиях по возрастной программе;

- выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

- овладение теоретическими знаниями и навыками;

- выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы данной направленности являются соревнования и показательные выступления.

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Воронежской обл.:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Концепция модернизации российского образования на период до2010 г.;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594),

- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.).

Учебно-тематический план программы.

I СТУПЕНЬ

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Первый год – 8-10 лет

Наполняемость группы – 15 человек

Количество часов в неделю – 4,5часов

Продолжительность занятия – 1,5часа

Свыше 1 года – 10-12 лет

Наполняемость группы – 15 человек

Количество часов в неделю –4,5 часов

Продолжительность занятия – 1,5 часа

Задачи:

1. Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости).

5. Обучение основным приемам техники игры.

Раздел

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие

Техника безопасности

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Двусторонние игры

Участие в соревнованиях

Контрольные нормативы

2

3

16

28

30

52

10

18

4

Итого

153

Первый год обучения НП

.

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Раздел 2. Техника безопасности на тренировках.

Соблюдение правил безопасной работы на стадионе и в спортивном зале.

Раздел 3. Теоретические занятия.

Спорт и здоровье. Соблюдение гигиены спортсменом. Распорядок дня юного футболиста. Правила футбола.

Раздел 4. Общая физическая подготовка (ОФП).

Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.

Раздел 5. Специальная физическая подготовка (СФП).

Различные виды бега, упражнения на координацию движения, челночный бег. Перемещение по футбольному полю, площадке.

Раздел 6. Техническая подготовка.

Ведение, передачи, удары по мячу на месте и в движении, остановка мяча, жонглирование мячом.

Раздел 7. Двусторонние игры.

Игры между группами .

Раздел 8. Участие в соревнованиях.

Раздел 9. Контрольные нормативы.

Общая физическая подготовка (ОФП).

Бег30 м(сек.) – 5,2

Бег300 м(сек) – 60

Прыжок в длину с места (см) – 160

Тройной прыжок (см) – 450

Специальная физическая подготовка (СФП).

Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,1

Вбрасывание мяча руками (м) – 12

Удар по мячу на точность (раз) – 6

Жонглирование мячом (раз) – 8

Второй год обучения НП.

Раздел

Всего часов

1.

2.

 3.

4.

 5.

6.

 7.

8.

 9.

10.

Техника безопасности в спортивном зале.

Здоровый образ жизни.

Правила футбола.

Виды травм и первая медицинская помощь

ОФП.

СФП.

Техническая подготовка.

Двусторонние игры.

Участие в соревнованиях.

Контрольные нормативы

2

3

16

28

30

52

10

18

2

2

Итого

153

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Техника безопасности на тренировках.

Как вести себя, чтобы избежать травм. Соблюдение правил безопасной работы на стадионе и в спортивном зале.

Раздел 2. Здоровый образ жизни

Для чего нужна зарядка? Почему вредно курить? Твой календарь здоровья. Соблюдение гигиены и распорядка дня спортсменом.

Раздел 3. Правила футбола.

Изучение правил мини-футбола.

Раздел 4. Общая физическая подготовка (ОФП).

Упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты, скорости.

Раздел 5. Специальная физическая подготовка (СФП).

Рывки за мячом, челночный бег из разных положений, бег на средние дистанции. Перемещение по футбольному полю, площадке.

Раздел 6. Техническая подготовка.

Ведение, остановка внутренней стороной стопы, подошвой грудью, передача мяча, удары по воротам внутренней частью стопы, внешней частью, удары серединой подъема. Удары по мячу головой, жонглирование мячом.

Раздел 7. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с другими командами.

Раздел 8. Участие в соревнованиях.

По плану федерации футбола.

Раздел 9. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 5,0

Бег300 м(сек) – 59, 0

Прыжок в длину с места (см) – 170

Тройной прыжок (см) – 460

СФП.

Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,1

Вбрасывание мяча руками (м) – 13

Удар по мячу на точность (раз) – 7

Жонглирование мячом (раз) – 10

II СТУПЕНЬ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

До 2 лет – 12-13 лет

Наполняемость группы – 15 человек

Количество часов в неделю – 9 часов

Продолжительность занятия – 3 часа

Свыше 2 лет – 12-14 лет

Наполняемость группы – 12 человек

Количество часов в неделю –9 часов

Продолжительность занятия – 3 часа

Задачи:

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

5. Индивидуализация подготовки.

6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.

7. Овладение основами тактики командных действий.

8. Воспитание навыков соревновательной деятельности в футболе

Первый год обучения УТГ

Раздел

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Техника безопасности в с/з

Теория

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Двусторонние игры

Участие в соревнованиях

Контрольные нормативы

6

3

16

28

30

52

10

18

Итого

153

Содержание программы первого года обучения УТГ

Раздел 1. Техника безопасности в спортивном зале.

Соблюдение правил безопасного поведения.

Раздел 2. Теория.

Основные правила питания. Экология здорового питания. Изучение правил вне игры.

Раздел 3. Общая физическая подготовка (ОФП).

Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты. Бег по пересеченной местности.

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (СФП).

Игровые упражнения, игры в баскетбол, ручной мяч, волейбол, регби.

Раздел 5. Техническая подготовка.

Ведение, остановка, передача мяча. Обманные движения, отбор мяча. Удары по мячу головой.

Раздел 6. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с командами других клубов.

Раздел 7. Участие в соревнованиях.

По плану федерации футбола.

Раздел 8. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 4, 8

Бег300 м(сек) – 57

Бег 6 минут (м) - 1100

Прыжок в длину с места (см) – 180

Тройной прыжок (см) – 520

СФП.

Бег30 мс ведением мяча (сек) – 6,0

Вбрасывание мяча руками (м) – 14

Удар по мячу на точность (раз) – 8

Удар по мячу на дальность (м) - 45

Жонглирование мячом (раз) – 12

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Техника пожарной безопасности в спортивном зале.

Соблюдение правил пожарной безопасности. Правила эвакуации при пожаре.

Раздел 2. История развития футбола.

Основные факты развития футбола за время его существования.

Раздел 3. Массаж.

Правила выполнения массажа различных частей тела спортсмена.

Раздел 4. Общая физическая подготовка (ОФП).

Комплексы физических упражнений на развитие выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Раздел 5. Специальная физическая подготовка (СФП).

Игровые упражнения на развитие скоростной выносливости, силы, координации движения.

Раздел 6. Техническая подготовка.

Выполнение технических приемов в игровых условиях. Удары на технику и точность, удары с полулета, с лета. Удары головой. Работа с вратарем (ловкость, реакция)

Раздел 7.Тактическая подготовка.

Изучение основных индивидуальных и групповых тактических действий.

Раздел 8. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с командами других клубов.

Раздел 9. Участие в соревнованиях.

По плану федерации футбола.

Раздел 10. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 4, 6

Бег400 м(сек) – 67

Бег 6 минут (м) - 1500

Прыжок в длину с места (см) –200

Тройной прыжок (см) – 560

СФП.

Ведение мяча30 м(сек) – 5.8

Бег 5х30м с ведением мяча (м) - 30

Вбрасывание мяча руками (м) – 15

Удар по мячу на точность (раз) – 8

Удар по мячу на дальность (м) - 55

Третий год обучения УТГ

Раздел

Всего часов

В том числе

Теорет.

Практич.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вредные привычки

Правила соревнований.

Массаж. Самомассаж.

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Двусторонние игры

Участие в соревнованиях

Контрольные нормативы

4

4

7

50

71

96

40

72

60

12

4

4

7

6

50

71

96

34

72

60

12

Итого

416

15

401

Содержание программы третьего года обучения

Раздел 1. Вредные привычки.

Беседы о вреде никотина, алкоголя, наркотиков. Преимущества здорового образа жизни подростка.

Раздел 2. Правила соревнований по футболу.

Ознакомление с правилами проведения турниров.

Раздел 3. Массаж.

Применение знаний о массаже на себе.

Раздел 4. Общая физическая подготовка (ОФП).

Комплексы физических упражнений на развитие выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Раздел 5. Специальная физическая подготовка (СФП).

Развитие скоростно-силовых качеств.

Раздел 6. Техническая подготовка.

Выполнение технических приемов в игровых условиях. Удержание мяча(квадрат)

Раздел 7. Тактическая подготовка.

Обучение командной тактике игры в защите и в нападении. Персональная опека.

Раздел 8. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с командами клубов города, края.

Раздел 9. Участие в соревнованиях.

По плану федерации футбола.

Раздел 10. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 4, 3

Бег400 м(сек) – 65

Бег 12 минут (м) - 3000

Прыжок в длину с места (см) –220

Тройной прыжок (см) – 600

СФП.

Бег30 мс ведением мяча (сек) – 5, 4

Бег 5х30м с ведением мяча (м) – 28.0

Вбрасывание мяча руками (м) – 17

Удар по мячу на точность (раз) – 8

Удар по мячу на дальность (м) - 66

Содержание программы

Раздел 1. Развитие футбола в России.

Тенденции развития футбола в России.

Раздел 2. Здоровый образ жизни.

Беседы о вредных привычках, эффективность занятий физкультурой и спортом в формировании здорового образа жизни.

Раздел 3. Общая физическая подготовка (ОФП).

Упражнения, направленные на развитие физических качеств.

Раздел 4.Специальная физическая подготовка (СФП).

Бег с максимальной скоростью, силовые упражнения, бег с отягощением, повторные рывки с мячом.

Раздел 5. Техническая подготовка.

Выполнение технических приемов в игровых условиях. Удары на технику и точность, удары с полулета, с лета. Взаимостраховка.

Раздел 6. Тактическая подготовка.

Приближение техники юношей к технике игры взрослых, совершенствование основных технических приемов. Игра в зоне, прессинг.

Раздел 7. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с командами других клубов области, страны.

Раздел 9. Участие в соревнованиях.

По плану федерации футбола.

Раздел 10. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 4,2

Бег400 м(сек) – 61.0

Бег 12 минут (м) - 3150

Прыжок в длину с места (см) –240

СФП.

Ведение мяча30 м(сек) – 4, 8

Бег 5х30м с ведением мяча (м) - 26

Удар по мячу на точность (раз) – 8

Удар по мячу на дальность (м) – 80

III СТУПЕНЬ

ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

До 1 года – 15-16 лет Наполняемость группы – 12 человек

Количество часов в неделю –12- 14 часов

Продолжительность занятия – 1,5 часа

Свыше 2 лет – 16-17 лет

Наполняемость группы – 12 человек

Количество часов в неделю  - 4,5 часов

Продолжительность занятия – 4 часа

Задачи:

1. Физическая подготовленность до уровня требований в командах высших разрядов.

2. Достижение высокой технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации мастерства.

3. Достижение стабильности игры при выполнении в команде своего амплуа.

4. Выход на уровень высшего спортивного мастерства.

Содержание программы

Раздел 1. Теория.

Влияние занятий на физическое развитие и функциональные возможности организма человека. Подготовка к поступлению в учебные заведения по профилю.

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).

Поддержание необходимого уровня физических качеств. Кроссы по пересеченной местности.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).

Бег с максимальной скоростью, силовые упражнения, скоростная выносливость.

Раздел 4. Техническая подготовка.

Совершенствование ударов в сложных положениях; совершенствование игры головой; остановки мяча; обманные движения. Пенальти.

Раздел 5. Тактическая подготовка.

Приближение техники юношей к технике игры взрослых, совершенствование основных технических приемов. Комбинированная оборона. Искусственное положение «вне игры».

Раздел 7. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с командами других клубов области, страны.

Раздел 8. Участие в соревнованиях.

По плану федерации футбола.

Раздел 9. Восстановительные мероприятия.

Раздел 10. Судейская практика.

Судейство соревнований.

Раздел 11. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 4,0

Бег400 м(сек) – 58

Бег 12 минут (м) - 3250

Прыжок в длину с места (см) –250

СФП.

Ведение мяча30 м(сек) – 4, 6

Бег 5х30м с ведением мяча (м) - 24

Удар по мячу на точность (раз) – 8

Удар по мячу на дальность (м) – 90

Вбрасывание мяча (м) - 23

Содержание программы

Раздел 1. Теория.

Психологическая, волевая подготовка. Морально-волевой облик спортсмена. Этикет.

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).

Поддержание необходимого уровня физических качеств.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).

Бег с максимальной скоростью, силовые упражнения,

Скоростная выносливость.

Раздел 4. Техническая подготовка.

Совершенствование техники юношей и основных технических приёмов. Кроссы по пересеченной местности.

Раздел 5. Тактическая подготовка.

Персональная опека. Прессинг. Комбинированная оборона.

Изучение основных тактических схем лучших команд России и мира.

Раздел 6. Двусторонние игры.

Товарищеские встречи с командами клубов края, страны.

Раздел 7. Участие в соревнованиях.

Первенство области, России.

Раздел 8. Восстановительные мероприятия.

Раздел 9. Судейская практика.

Судейство соревнований.

Раздел 10. Контрольные нормативы.

ОФП.

Бег30 м(сек.) – 3,8

Бег400 м(сек.) – 56 сек

Бег 12 минут (м) –3350 м

Прыжок в длину с места (см) – 250

СФП.

Ведение мяча30 м(сек.) – 4,6

Бег5.30 мс ведением мяча 24 сек

Удар по мячу на точность (раз) – 8

Удар по мячу на дальность (м) -90

Вбрасывание мяча (м) - 23

Воспитательная работа

Воспитание - способность у ребенка выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

На протяжении многолетних занятий с детьми педагог решает задачу формирования личных качеств, которые включают: воспитание патриотизма, воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), воспитание трудолюбия, чувства прекрасного.

Значимой фигурой в воспитательном процессе является педагог, оказывающий огромное воспитательное воздействие на обучающихся своим личным примером.

Значительное место в воспитательной работе отводится соревнованиям, где особенно ярко проявляются личностные качества учащегося. Необходимо фиксировать не только спортивные результаты учащихся, но и отмечать недостатки морально-психологической подготовленности, настраивать его как на достижение определенных результатов, так и на проявление морально-волевых качеств.

Формы организации воспитательной работы:

• собрания, лекции и беседы с учащимися;

- информации о спортивных событиях в стране, мире;

• встречи с интересными людьми, ветеранами спорта;

- родительские собрания;

• культурно-массовые мероприятия;

- постоянное обновление спортивных стендов.

Список используемой литературы:

1. Белая А.Н. Еще раз о массаже. Москва, «Знание», 1997.

2. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС», 1981.

3. Буйлова Л.Н.. Кочнева С.В. организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, Москва, «Владос», 2001.

4. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств, Москва, «Советский спорт», 1974.

5. Казаков П.Н. Футбол, Москва, «ФиС», 1999.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                       по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок  « Настольный теннис  »

срок реализации программы – 1 год

возраст обучающихся  11- 15лет

                                                               

 Составитель: Тумко А.Н.,

     учитель физической культуры

Нижневартовск, 2018

Пояснительная записка.

Образовательная программа “Настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность по уровню освоения общекультурная.

Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Физическая подготовка теннисиста осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Одна из главных задач физической подготовки – повышение эффективности техники

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы

Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности настольный тенниса создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Цель: Развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья через занятия настольным теннисом.

Задачи:

Образовательные:

  • обучать правилам игры в теннис,
  • обучать основным приемам игры.

Развивающие:

  • развивать скоростную выносливость, гибкость,
  • развивать быстроту реакции,
  • совершенствовать координацию и быстроту движений,
  • развивать оперативное мышление, умение концентрировать и переключать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать спортивную дисциплину,
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Отличительные особенности программы.

Особенностью программы является тот факт, что второй этап обучения, (т.е. выбор одной спортивной игры), проходит на основе пройденного материала на первом этапе обучения спортивным играм – в IV–VI классах основной школы, где главной задачей является ознакомление с элементами четырех спортивных игр – баскетбола, волейбола, ручного мяча и футбола из которых школа для изучения выбирает не менее двух.

Выбор спортивной игры – настольный теннис определился популярностью ее в районе, городе, проведением турниров среди школьников на Муниципальном, районном и городском уровне, традициями школы, учебно-материальной базой и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Условия реализации программы.

Срок реализации программы 1 год.

Программа рассчитана на детей. 11–14 лет

На занятия принимаются все желающие при наличии медицинской справки о допуске врача. Набор детей и комплектование группы объединения проводится до 10 сентября.

Формы и режим занятий.

Объединение комплектуется в количестве не менее 15 человек.

Занятия группы объединения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность академического часа – 45 мин.

Занятие имеет классическую схему:

– Вводная часть занятия – 7–10 мин.
– Основная часть – 30–35 мин.
– Заключительная часть – 3–5 мин.

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения дети будут знать и уметь:

По образовательному компоненту программы:

  • знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • иметь знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);

По развивающему компоненту программы:

  • уметь выполнять основные приемы передвижений в игре.

По воспитательному компоненту программы:

  • иметь воспитание чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • иметь личную дисциплинированность;
  • уметь пропагандировать здоровый образ жизни,
  • участвовать в спортивно-массовых мероприятиях и физкультурно-оздоровительных праздниках.

Способы проверки результативности.

Способом проверки результата обучения является наблюдение педагога, технический зачет.

Формы подведения итогов.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

Промежуточная аттестация проводится в октябре, ноябре, марте месяце. Она предусматривает зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений и игры на счет в парах.

Итоговая аттестация проводится в мае месяце и предполагает зачет в форме соревнований.

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Знакомство. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид теннисиста. Спортивный инвентарь необходимый для занятий.

2. Правила игры и содержание инвентаря.

Знакомство с правилами игры в настольный теннис. Содержание инвентаря и уход за ним. Личная гигиена спортсмена.

Практика: Разновидности вертикальной хватки. Разновидности горизонтальной хватки.

3. Общая физическая подготовка.

Понятие о физических качествах, их развитии. Составление комплексов упражнений.

Практика: Упражнения общефизической подготовки:

Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; подъем согнутых ног к груди из положения виса на гимнастической стенке; подъем ног за голову с касанием их носками пола за головой из положения лежа на спине; подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине.

Медленный бег на время; челночный бег 5 по 15 м и 3 по 10 м, бег на короткие дистанции 20 и 30 м на время; прыжковые упражнения.

Упражнения с предметами (с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками, мешочками с песком).

Подвижные игры с мячом и без него.

Упражнения для развития равновесия. Упражнения на координацию движений.

4. Специальная физическая подготовка.

Разминочный комплекс упражнений в движении. Упражнения для освоения техники игры. Разогревающие и дыхательные упражнения. Упражнения, развивающие гибкость.

Практика: Упражнения с мячом. Удары по мячу справа и слева. Вращение мяча.

Упражнения, имитирующие технику ударов. Упражнения, имитирующие технику передвижений.

Освоение приема: имитация движений без мяча, отработка элементов у стенки, изучение приема в игровой обстановке на столе. Ознакомление с движением рук без мяча. Тренировка движения в игровой обстановке. Тренировка правильного и быстрого передвижения у стола. Развитие быстроты реакции.

Имитация движений без мяча. Отработка приема на тренажере. Отработка индивид. у стенки, с партнером. Отработка в игровой обстановке у стола.

Ознакомление с движением без мяча. Изучение движения в игровой обстановке по движущемуся мячу: упражнения у стенки, на столе со щитом, с партнером. Совмещение выполнения технического приема с элементами передвижения.

Совершенствование навыков освоенных приемов срезок и накатов на столе в различных направлениях и сочетаниях. Совмещение выполнения приемов с техникой передвижений.

Упражнения с подбросом мяча без ракетки; упражнения, имитирующие сам удар, без мяча, контролируя движения у зеркала. Работа над выполнением подачи с мячом у стола, придвинутого к стене. Попадание мячом в нарисованную на столе мишень.

Выполнение имитационных упражнений данным видом подачи, контролируя свои движения перед зеркалом. Работа над выполнением подачи с мячом на столе, придвинутом к стене. Выполнение подач, придавая мячу различные виды вращения.

Имитация движений ракеткой без мяча. Отработка подачи на столе, придвинутом к стене. Попадание мячом в нарисованную на столе мишень. Выполнение подач, придавая мячу различные виды вращения.

Демонстрация удара тренером. Освоение основной стойки – положения: постановка ног и разворот туловища. Ознакомление с движением рук без мяча. Учить согласованности движений во время выполнения подрезки, скоординированности движений туловища, плеча, предплечья и кисти. Изучение движений в игровой обстановке.

Упражнения для мышц кисти руки: имитационные упражнения с ракеткой без мяча. Закрепление приемов освоенных подач.

5. Техническая подготовка.Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Указания для ведения правильной тактики игры: через сложную подачу, активную игру, погашение активной тактики соперника, вынуждение соперника больше двигаться у стола, использование при подачах эффекта отклонения траектории мяча. Тактический вариант: “смена игрового ритма”.

Главное правило – при приеме подачи стремление овладеть инициативой ведения борьбы. Указания по приему длинных подач. Указания по приему коротких подач. Тактический вариант: “длительный розыгрыш очка”. Тактический вариант “перехват инициативы”.

Практика: Различные виды жонглирования мячом; удары по мячу правой и левой стороной ракетки, двумя сторонами поочередно; удары по мячу на разную высоту с последующей его ловлей ракеткой без отскока от нее правой и левой стороной ракетки.

Упражнения с ракеткой и мячом в движении: шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки.

Удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки , у приставленной половинки стола к тренировочной стенке– серийные удары, одиночные удары.

Удар на столе по мячу, выбрасываемому тренером или партнером.

Освоение хватки и закрепление ее через упражнения.

Передвижения, держа мяч на ракетке, следя за хваткой. Перекатывание мяча на ракетке. Многократные подбивания мяча ракеткой. Ведение мяча ракеткой, ударяя об пол.

Нейтральная стойка теннисиста. Одношажный способ передвижений. Шаги, переступания, выпады, приставные шаги. Имитационные упражнения и тренировки у стола.

Двухшажный способ передвижений. Скрестные и приставные шаги. Имитационные упражнения и простые упражнения с определенными заданиями в тренировке у стола для скорейшего освоения техники передвижения.

6. Игры с партнером.

Техника основных ударов и подач в игре с партнёром. Правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения.

Практика: Основные удары и подачи в игре с партнером. Работа над совмещениемвыполнения приемов с техникой передвижения.

7. Игры на счет в парах.

Правила игры на счет (во время соревнований). Судейские термины.

Практика: Игра на счет (соревнования). Выполнение указаний судьи во время игры (судейские термины). Проведение игр на счет в парах.

8. Соревнования.

Правила игры. Правила применения тактических и технических действий.

Практика: Турнир по настольному теннису. Применение всех полученных навыков, приемов и ударов в игре с партнером.

Методическое обеспечение программы.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

Образовательные технологии.

1. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию инвентаря.

2. Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.

3. Практические занятия построены педагогом на следующих принципах:
– индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
– доступности и наглядности;
– прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
– сознательности и активности;
– взаимопомощи.

Обеспечение программы методической продукцией.

1. Теоретические материалы – разработки :

  • Реферат “Правила личной гигиены спортсмена”, пиктограммы по технике ударов.

2. Методические рекомендации:

  • Рекомендации по организации пропаганды здорового образа жизни, которая может поспособствовать профилактике преступности среди подростков, а также профилактике наркозависимости, табакокурения и алкоголизма
  • Рекомендации по организации подвижной игры “Солнышко”.
  • Рекомендации по организации контрольных занятий по программе “Настольный теннис”.

Материально-техническое оснащение.

Для занятий настольным теннисом требуется:

  • спортивный зал,
  • спортивный инвентарь, набивные мячи, перекладины для подтягивания в висе, стойки – ограничители, скакалки для прыжков, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса, теннисные столы
  • спортивные снаряды: гимнастические скамейки, гимнастические стенки.

Каждый учащийся должен иметь:

  • спортивную форму
  • спортивную обувь.









Тематическое планирование Настольного тенниса


П/П


Название темы

Часы

1

Вводный урок по настольному теннису, Т.Б. инструктаж, обзор развития настольного тенниса.

1

2

Гигиена и врачебный контроль. Изучение элементов стола и ракетки.

1

3

Изучение плоскостей вращения мяча.

1

4

Изучение хваток.

1

5

Изучение выпадов.

1

6

Передвижение игрока приставными шагами.

1

7

Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи.

1

8

Обучение техники подачи прямым ударом, совершенствование плоскостей вращения мяча.

1

9

Игра-подача.

1

10

Обучение подачи «Маятник».

1

11

Учебная игра с элементами подач.

1

12

Обучение подачи «Веер», совершенствование техники подачи «Маятник», соревнования в группах.

1

13

Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре.

1

14

Учебная игра с изученными элементами.

1

15

Обучение техники «срезка» мяча.

1

16

Совершенствование техники срезки в игре.

1

17

Совершенствование техники «срезки» слева, справа. Игра с применением срезок.

1

18

Учебная игра с ранее изученными элементами.

1

19

Соревнование в группах.

1

20

Совершенствование техники движения ногами, руками в игре, техника подач.

1

21

Совершенствование техники постановки руки в игре, расстояния до стола, высота отскока мяча.

1

22

Обучение техники «наката» в игре.

1

23

Изучение вращения мяча в «накате».

1

24

Обучение техники «наката» слева, справа.

1

25

Совершенствование техники «наката», применение в игре.

1

26

Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

1

27

Учебная игра по совершенствованию изученных элементов в игре теннис.

1

28

Изучение техники вращения мяча и движение руки в элементе «подставка».

1

29

Применение «подставки» в игре.

1

30

Изучение техники выполнения «подставки» слева.

1

31

Изучение техники выполнения «подставки» справа

1

32

Занятия по совершенствованию техники элемента «подставка» слева, справа.

1

33

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

34

Изучение техники элемента «подрезка», движение руки, ракетки , ног.

1

35

Применение элемента «подрезка» в игре.

1














Список литературы.

Для педагога.

  1. Барчукова Г.А. Настольный теннис. – М.: физкультура и спорт, 1990.
  2. ГогуновН.Е., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта.-М.: – CADEMIA, 2000.
  3. Коротков И.М. Подвижные игры. – М.:Физкультура и спорт, 1974.
  4. Марущак В.В. Спортивные игры. – М.:Военное издательство, 1985.

Для детей.

  1. Барчукова Г.А. Настольный теннис. – М.: физкультура и спорт, 1990.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры. – М.:Физкультура и спорт, 1974.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...