Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Станция юный техник"
рабочая программа

В программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам технических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной техники из древесины и поделочных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_yunyy_tehnik_glushak_a.v.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2019 г. №______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СТАНЦИЯ «ЮНЫЙ ТЕХНИК»

 

Сроки реализации программы – 3 года

Составитель: А.В. Глушак,

 учитель трудового обучения,

                                             высшая квалификационная категория                                                

     

Пояснительная записка

            Введение

Технические достижения быстро проникают во все сферы человеческой деятельности. Ребенка с ранних лет окружает огромное множество технических объектов – от бытовых приборов до современных машин. Дети познают мир таким, каким его видят. На развитие интереса к технике влияние оказывают средства массовой информации, большой выбор познавательной детской литературы. Поэтому большой интерес детей к технике возникает уже в раннем школьном возрасте. 

На занятиях станции «Юный техник» рассматриваются вопросы приобщения учащихся к основам технологических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной и гусеничной техники из древесины и подручных материалов.

           Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в готовое изделие. Для всего этого необходимы умения правильной работы со столярными инструментами и знания правил техники безопасности при обращении с ними. Приобщение детей к техническому моделированию помогает адаптироваться им к новым экономическим условиям современной жизни.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний из области конструирования, технологии обработки различных материалов и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с различными технологиями обработки древесины (столяр, конструктор, технолог, проектировщик).    

Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными и психофизиологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (профессионально-трудовому обучению, истории, естествознанию).

           Цель программы: формирование первоначальных технологических знаний, практических приемов моделирования и выполнения простейших столярных операций в ходе изготовления моделей колесной и гусеничной техники.

           Задачи программы:

  • прививать учащимся первоначальные технологические знания и приемы моделирования изделий технической направленности:
  • углубить и расширить знания в технологии обработки различных поделочных материалов;
  • продолжить отработку приемов выполнения простейших столярных операций по обработке древесины;
  • расширить технический кругозор обучающихся в области материаловедения и черчения;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие, логическое мышление на основе выполнения работ по разметке и выполнению технологических и конструкторских операций.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы соответствует 6-9 классу школы, т.е. от 12 до 16 лет.

          Сроки реализации программы составляют три года. Первый этап – знакомство с технологией моделирования и изготовление простейших изделий, второй – усложненный, включает выполнение модели по выбору с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. Работы подбираются исходя из интересов, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

           Занятия проводятся во внеурочное время, один раз в неделю, продолжительностью один академический час.

            Обучающиеся должны уметь:

  • составлять план изготовления модели;
  • правильно подбирать материал для заготовок;
  • выполнять операции разметки, работать с различными измерительными и контрольными инструментами;
  • выполнять основные столярные операции с соблюдение правил техники безопасности;
  • производить поузловую сборку модели;
  • выполнять операции по покраске моделей водными красками;
  • производить лакирование моделей под руководством учителя.

           Обучающиеся должны знать:

  • порядок разработки плана изготовления модели по рисунку или фотографии;
  • способы подбора поделочных материалов и их обработки;
  • технологию выполнения простейших операций;
  • порядок сборки моделей и их сборочных единиц;
  • способы отделки модели окраской или лакированием;
  • технологию лакирования окрашенных изделий.

По окончанию каждого года обучения в объединении предусматривается проведение внутри школьной выставки изделий выполненных обучающимися, а также подготовка работ для городских и иных выставок.

Для реализации данной программы используются следующие учебные пособия:

1.Замотин О.Е., Зарипов Р.В., Хабров Р.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение» ,1996.

2.Рыжко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы./ В.И. Рыжко,  В.И.Юров. М. КЛАССИК» ,  2003г. – 180с.

3.Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.

4.Фролов Н.Н. Техническое моделирование на уроках столярного дела: 5-9 классы: (учебно-методическое пособие для специальных и общеобразовательных школ, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Н.Н. Фролов.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016.- 71 с.: ил.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Станция «Юный техник» – изготовление моделей-копий колесной и гусеничной техники

№ п/п

Темы разделов программы

Количество часов

Теория

Практика

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

             Первый год обучения (34ч.)

Вводное занятие.

Организация работы в столярной мастерской.

Выбор модели, составление плана работы.

Изготовление простейших моделей гусеничной и колесной техники.

Изготовление модели танка с вращающейся башней.

Подготовка изделий к выставке.

Итоговое занятие.

Второй год обучения (34ч.)

Вводное занятие.

Выбор модели, составление плана работы, разработка плана изготовления.

Изготовление сложной модели грузовика (цистерна, самосвал, автопоезд) с вращающимися колесами и подъемной платформой.

Изготовление моделей военной техники (танки, корабли, самолеты).

Подготовка изделий к выставке.

Итоговое занятие.

Третий год обучения (34ч.)

Вводное занятие.

Выбор модели, составление плана работы, разработка плана изготовления.

Кинематические схемы привода колес модели.

Изготовление сложных самодвижущихся моделей с резиномотором.

Изготовление сложных самодвижущихся моделей техники.

Подготовка изделий к выставке.

Итоговое занятие.

1

1

1

18

10

2

1

1

2

14

14

2

1

1

2

2

10

16

2

1

1

1

3

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

15

8

2

1

        12

12

2

1

1

8

14

2

Содержание дополнительной образовательной программы

Станция «Юный техник»

(изготовление моделей-копий колесной и гусеничной техники)

Первый год обучения (34 часа)

1. Вводное занятие.

    Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской.

2. Организация работы в столярной мастерской.

    Основные поделочные материалы, инструменты и оборудование, подготовка рабочего места.

3. Выбор модели, составление плана работы.

    Обзор изделий, выполненных учащимися в предыдущие годы обучения, выбор направления работы и определение изделия для изготовления.

4. Изготовление простейших моделей гусеничной и колесной техники.

    Подготовка поделочных материалов к работе, составление плана работы над изделием, подготовка инструментов. Разметка и выполнение деталей модели: рама, кабина, кузов, колеса или гусеницы. Сборка элементов модели на клею, гвоздях и шурупах. Отделка моделей выжиганием.

5.   Изготовление модели танка с вращающейся башней.

      Составление плана работы над изделием. Выполнение эскизов деталей танка по рисункам. Подготовка поделочных материалов к работе, подготовка инструментов. Разметка и выполнение деталей модели по эскизам. Сборка элементов модели на клею, гвоздях и шурупах. Отделка моделей выжиганием и водными красками. Окончательная отделка лакированием.

6.   Подготовка изделий к выставке.

     Технология окончательной отделки модели, подготовка основания, создание окружающей композиции, определение маркетинговой политики представления модели.

7.   Итоговое занятие.

      Анализ работы, проделанной учащимися в объединении, составление перспективных планов на последующие годы обучения.

 Второй год обучения (34 часа)

1.  Вводное занятие.

    Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской.

2.  Выбор модели, составление плана работы.

    Обзор изделий, выполненных учащимися в предыдущие годы занятий, выбор направления работы и определение изделия для изготовления, разработка порядка изготовления модели.

3.  Изготовление сложных моделей грузовиков (цистерна, самосвал, и другие).

    Подготовка поделочных материалов к работе, составление плана работы над изделием, подготовка инструментов. Разметка и выполнение деталей модели: рама, кабина, кузов, колеса. Сборка элементов модели на клею, гвоздях и шурупах. Отделка моделей водными красками, выжиганием, и лакированием.

4.  Изготовление моделей военной техники (танки, корабли, автотехника и пр.)

     Составление плана работы над изделием. Выполнение эскизов деталей моделей по рисункам. Подготовка поделочных материалов к работе, подготовка инструментов. Разметка и выполнение деталей модели по эскизам. Сборка элементов модели на клею, гвоздях и шурупах. Отделка моделей выжиганием и водными красками. Окончательная отделка лакированием.

5.  Подготовка изделий к выставке.

      Технология окончательной отделки модели, подготовка основания, создание окружающей композиции, определение маркетинговой политики представления модели.

6.  Итоговое занятие.

      Анализ работы, проделанной учащимися в объединении, составление перспективных планов на последующие годы обучения.

Третий год обучения (34 часа)

1. Вводное занятие.

    Правила поведения и работы в мастерской, инструктаж по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской.

2. Выбор модели, составление плана работы.

    Обзор изделий, выполненных учащимися в предыдущие годы занятий, выбор направления работы и определение изделия для изготовления, разработка порядка изготовления модели.

3. Кинематические схемы привода колес модели.

    Способы приведения моделей в движение. Кинематические схемы резиномоторного двигателя, электродвигателя.

4.   Изготовление сложных самодвижущихся моделей с резиномотором (глиссер, аэросани и др.).

     Составление плана работы над изделием. Выполнение эскизов деталей моделей по рисункам. Подготовка поделочных материалов к работе, подготовка инструментов. Разметка и выполнение деталей модели по эскизам. Сборка элементов модели на клею, гвоздях и шурупах. Отделка моделей выжиганием и водными красками. Окончательная отделка лакированием.

5. Изготовление сложных самодвижущихся моделей техники (карт, экскаватор, погрузчик).

     Составление чертежа модели. Перенос чертежа по клеточкам. Репродуцирование. Предварительный расчет редуктора. Расчет мощности двигателя. Определение передаточного отношения.

6.  Подготовка изделий к выставке.

   Технология окончательной отделки модели, подготовка основания, создание окружающей композиции, определение маркетинговой политики представления модели.

7.  Итоговое занятие.

      Анализ работы, проделанной учащимися в объединении, составление перспективных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»

образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Оживший песок»

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности по песочной анимации «Оживший песок» (теургия на песке).Статус программы: дополнительная общеобразовательная п...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"

Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"

ЦЕЛИ:Образовательные:сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;Развивающие:развить наглядно-образное и логическое мышление;развить умения иссле...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"

Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...