Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"
статья (8 класс)

Павлюк Надежда Аркадьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_grazhdanin_rossii.docx352.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\PavlukNA\Desktop\я гражданин 001.jpg

Содержание

1        Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  1. Содержание программы по предмету.
  2. Тематическое планирование.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно- нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский

считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по гражданско- патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «патриот» и «гражданин»

В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы:

  • духовно-нравственное воспитание,
  • военно-историческую подготовку,
  • подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.

Цели и задачи программы «Я – гражданин России»

Целью программы является: создание условий для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины, делового и здорового члена общества.

Задачи:

  • воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
  • формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание
  • знакомить учащихся с историческим прошлым Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
  • знакомить с социальными и культурными достижениями своей страны;
  • формировать у воспитанников основы здорового образа жизни.

  1. Планируемый результат

В результате реализации Программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы: общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.

Оценка эффективности реализации программы

Качественные параметры:

  1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;
  • гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

2. Содержание программы

Основные направления в системе патриотического воспитания

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  •  Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и

законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

  •   Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо проводить комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы

Принципы построения программы

  • Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • Принцип научности

Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

  • Принцип активности

Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.

  • Принцип наглядности

Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении

Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Формы и методы организации образовательного процесса

Формы:

  • Книга памяти, описывающая боевой или трудовой подвиг народа;
  • слет юных патриотов;
  • тематические выставки;
  • фестивали солдатской песни;
  • походы по памятным местам;
  • военно-спортивные игры;
  • читательские конференции;
  • календарь памятных дат;
  • встреча с интересными людьми;
  • вахта памяти;
  • мероприятия шефской работы;
  • поисковая работа.

Методы:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов);
  • эвристический метод («нахожу», «открываю»);
  • игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры);

  • методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);
  • практические методы (задания, упражнения).

Содержание программы «Я – гражданин России»

Программа включает в себя 5 направлений работы, связанных между собой логикой формирования гражданина России

Учебный план

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Я и Я

9

2.

Я и семья

6

3.

Я и культура

8

4.

Я и школа

4

5.

Я и Отечество

8

Задачи:


  1. «Я И Я»

Формирование гражданского отношения к себе

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Советы классному руководителю. Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу. Объявите конкурс на лучшее письмо самому себе на тему: «Какие способности во мне не раскрыты?»

Предполагаемый результат деятельности:

  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;
  • понимание учащимися ценности человеческой жизни,
  • вера в справедливость, бескорыстие,
  • уважение человеческого достоинства,
  • милосердие, доброжелательность,
  • способность к сопереживанию.

  1. «Я И СЕМЬЯ»

Задачи:


Формирование гражданского отношения к своей семье

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать        у        детей        понимание        сущности        основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Советы классному руководителю. Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано преставление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.

Задачи:


  1. «Я И КУЛЬТУРА»

Формирование отношения к искусству

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
  • формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Советы классному руководителю: организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов. Проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.

Предполагаемый результат деятельности:

  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
  • занятие        детей        одним        из        видов        искусства        в        кружках художественного цикла,
  • участие в художественной самодеятельности.

Задачи:


  1. «Я И ШКОЛА»

Формирование гражданского отношения к школе

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека,
  • овладение        этикой        взаимоотношений        «ученик-учитель»,

«ученик-ученик»,

  • выполнение        распорядка        работы        школы        и        возложенных        на учащегося обязанностей,
  • умение пользоваться правами ученика,
  • выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
  1. «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Формирование гражданского отношения к Отечеству:

Задачи:


  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  • убежденность        учащихся        в        том,        что        настоящий        гражданин любит и гордится своей Родиной,
  • изучает ее историко-культурное, духовное наследие,
  • верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества Ожидаемые результаты программы

В результате реализации Программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы - общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Теория

Практика

Вводное занятие (1 ч)

Я и Я

1.

Я и Я

9

04.09

«Что такое личность?»,

«Человек среди людей»

1

1

11.09

«Урок милосердия и доброты»

1

1

18.09

«Добро и зло»,

«Чью старость ты утешил?»

1

1

25.09

02.10

«Берегите здоровье»,

«В здоровом теле – здоровый дух»

2

1

1

09.10

«Курить или не курить – вот в чем

вопрос»

1

1

16.10

«Внимание! Наркомания!»

1

1

23.10

«Курить и пить – здоровью вредить»

1

1

30.10

«Правила счастливого человека»

1

1

Я и семья

2.

Я и семья

6

13.11

«Что значит быть хорошим сыном и

дочерью»

1

1

20.11

«Забота о родителях – дело совести

каждого»

1

1

27.11

«Славим руки матери»,

«Семейные традиции»

1

1

04.12

«Фотографии из семейного альбома»

1

1

11.12

«Мои родные – защитники Родины»

1

1

18.12

«Моя будущая семья»,

«Дружба, любовь, семья»

1

1

Я и культура

3.

Я и культура

8

25.12

Мои любимые книги

1

1

15.01

«Что такое красота?»

1

1

22.01

Известные художники России

1

1

29.01

Что мы знаем о «кино»

1

1

05.02

Мой любимый писатель

1

1

12.02

Культура и цивилизация

1

1

19.02

26.02

Культура поведения

2

1

1

Я и школа

4.

Я и школа

4

1

3

05.03

«Правила поведения в школе»

1

1

12.03

«Мои права и обязанности»

1

1

19.03

«Зачем нужно учиться в школе»

1

1

02.04

«Моя школа- мой дом»

1

1

5.

Я и Отечество

8

09.04

История        родного        края.        Я        –

гражданин России

1

1

16.04

Государственная символика РФ

1

1

23.04

Об        ответственности

несовершеннолетних

1

1

30.04

Русская воинская доблесть

1

1

07.05

«Ветеранам        Великой

Отечественной…»

1

1

14.05

«Память, которой не будет конца»

1

1

21.05

«Мы – граждане России»

1

1

28.05

«Поклон тебе, солдат России»

1

1

ИТОГО

35

Литература

  1. Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2006
  2. Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. – М., 2003
  3. Гитис М.С., Моисеев А.П. Краткий справочник. Познай свой край. Челябинская область. – Челябинск: Абрис, 2003
  4. Гражданское образование   и   социальное   проектирование.   Серия

«Библиотека Федеральной программы развития образования». – М., 2003

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2004
  2. Дегтярев А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры. – М., 2005
  3. Дмитренко        Т.В.,        Зорина        Т.С.        Система        гражданского        образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое
  4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Конвенция о правах ребенка – М.: ТЦ «Сфера», 2005 10.Конституция РФ. – М.: Айрис-Пресс, 2004
  1. Миронов        М.М.,        Еременко        Н.И.,        Усатова        Е.В.        Гражданско- патриотическое воспитание в школе. – М.: Учитель, 2006
  2. Пахомов        В.П.        Методика        социально-образовательного        проекта

«Гражданин». – Самара, 2005

  1. Соловьев А.Ю., Шихарев С.С. Патриотическое воспитание в лагере. Из опыта работы всероссийского детского центра «Орленок». – М.: Просвещение, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы:- создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;- фор...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 5 - 7 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности по обществознанию "Я - гражданин". Программа  рассчитана на учеников 5 - 7 классов. Данная программа составлена на основе "Концепции ду...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы

Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 7.класса

Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы,...