Статья "Метод ассоциаций и ощущений в работе детской вокальной студии".
статья

Ефимова Нина Борисовна

Статья "Метод ассоциаций и ощущений в работе детской вокальной студии". Из опыта работы руководителя вокальной студии в школьном отделении дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ассоциаций и ощущений

в работе детской вокальной студии.

Из опыта работы

Преподавание вокала и пения ансамблем в общеобразовательной школе, даже с химической специализацией, имеет свои особенности. Во-первых, занятия осуществляются после уроков, зачастую – в рамках группы продленного дня. Поэтому обучение должно решать задачи релакса и психофизической разгрузки детских организмов. Это не отменяет  таких задач, как выявление таланта и музыкальных способностей, а также их развитие; как самореализация и самовыражение наших детей. Вообще потребность в пении – это естественная потребность каждого человека, нужно только создать условия, способствующие выявлению этой потребности и помогающие развить эти общечеловеческие способности. В этом я вижу одну из основных задач объединения «Вокальная студия». Как же это сделать?

Не секрет, что для серьезных занятий вокалом требуются знания физиологии, немалые усилия для тренировки «вокальной позиции», «вокальной установки». Требуется анализ работы диафрагмы и мышц брюшного пояса, а также контроль звукообразования – как и «чем» образовать звук, куда его «послать» и откуда «выпустить». Детям это трудно бывает и понять, и заниматься сложными тренировками. А это может их оттолкнуть от занятий, ведь им должно быть интересно, доступно и результативно.  И здесь есть решение – использование жизненного опыта каждого, их эмоциональных воспоминаний – ощущений и ассоциаций.

Всем известно, насколько ценен для каждого его эмоциональный опыт, даже для самого небольшого человека – ребенка. Как вдохновенно вспоминают истории из своей жизни, как рассказывают с горящими глазами о том, что происходило с ними!

Итак, основа вокала – это ДЫХАНИЕ. Многие вокалисты до сих пор спорят – чем дышать, как и куда выдыхать. Конечно, детям объясняем, что такое диафрагма и что с ней должно происходить. Но – как это сделать? И тут приходят на помощь картинки-ассоциации. Например – зонтик, который раскрывается внутри живота. Наглядно, но непонятно – что с этим делать. Другой вариант – представляем внутри себя воздушный шарик, который при вдохе надувается. А дальше мы вспоминаем – как быстро сдувается шарик лопнувший, как – с большой дырочкой и как – с маленькой дырочкой или долго висящий на ниточке. И обнаруживаем, что нам нужен так называемый «удержанный выдох» - как у медленно сдувающегося шарика. И закрепляем упражнением – «сдувающийся шарик в животе». При это помогаем руками – как будто держим объем шарика. Другой образ-ассоциация – «гармошка». Обычный прием вокалиста – положить руки на боковые части живота в районе талии и вдохом их раздвигать, а при выдохе оставить раздвинутые мышцы их же усилием. Я придумала образ гармошки, которую со вдохом как будто раздвигаем (кулачки от середины живота расходятся в стороны), а потом при медленном выдохе удерживаем «гармошку» разведенной. А в гармошке – воздух. Так отрабатываем «удержанное дыхание на опоре».

Теперь, собственно, о ЗВУКЕ. Начали мы с дыхания не случайно, ведь звучит именно воздушный столб, а не просто смыкающиеся связки. И вот тут энергию воздуха надо выкинуть из нижней части живота, где зарождается сама Жизнь. И это необходимо как-то ощутить юным певцам. И мы с ребятами представляем, как восточные единоборцы выбрасывают энергию с резким выдохом «ХАааа!», сопровождая это резким выбросом руки. При этом стараемся ощутить энергию изнутри, с самого основания. Благодаря этому упражнению идет раскрепощение учеников, ведь им всем известны эти приемы из единоборств. Включаем этот прием и в распевании, обеспечивая «воздушный столб», мягко озвучивающий связки. А чтобы создать объем этого «воздушного столба», мы представляем себя толстыми бочонками, помогая руками создавать объем. Звук представляем в виде потока по задней стенке бочонка, по позвоночнику. Сам звуковой поток мы представляем светящимся, выходящим через верх головы в Космос. Этот поток должен идти от пяток и во Вселенную.

Но сам звук не только через голову пропускаем, но он еще и через рот должен выходить. А чтобы звук насыщенный и наполненный энергией был, мы его представим теннисным мячиком и будем как будто метать до дальней стенки, одновременно пропевая звук на какой-либо слог. А пока «летит» звук, раскрываем резко пальцы руки и тянем его, пока раскрыта ладонь. Еще важное условие при пении – хорошо работать артикуляционным аппаратом, и прежде всего – открывать рот. Не всем удается сразу отрыть рот как надо, поэтому представляем себе знаменитую скульптуру – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Заодно выясняем – что это и где это, что Самсон символизирует величие Российского государства, а поверженный лев – символ побежденной в 1709 году Швеции. Делимся ассоциациями и впечатлениями, затем     начинаем изображать «в лицах». Потом как бы открываем каждый сам себе «пасть» и закрепляем в распевках.

 Работа над ДИКЦИЕЙ, произношением текста вокальных произведений имеет огромное место в работе вокалистов. И действительно, если текст во время исполнения не понятен, то произведение теряет в образной выразительности. При работе над текстом мы представляем, что дикцией как будто «лепим» образ из звуков, крупно и выпукло, очень четко и даже утрированно произнося гласные и согласные, при этом слушая музыку слов. Во время такой «лепки» говорим о скульптурах, о пространственном искусстве. Работа над дикцией помогает и в выразительном чтении стихов. Оказывается, если просто очень четко и объемно, выпукло произнести текст, уже будет достигнута выразительность.

Наконец, мы добрались до собственно ПЕНИЯ – а именно, интонирования вокальной мелодии. В условиях общеобразовательной школы, где дети не проходят отбор по музыкальным способностям, только некоторые из них могут чисто интонировать, остальных надо учить этому, а часто избавлять от комплекса «медведь на ухо наступил». Проблеме плохого интонирования можно помочь разными приемами – это и рассмотренные ранее правильное дыхание, умение хорошо открывать рот (как у льва), наполнение энергией «воздушного столба», а также работой артикуляционного аппарата. И тут часто помогают приемы ассоциаций и образов.

Так, при очень полезном распевании с закрытым ртом мы создаем во рту «пещерку» при сомкнутых губах, а звук направляем в «рог» в верхней части лба, представляем себя «единорожками» (этот образ близок детям и нравится). Действует уже упоминавшийся образ «звук – мячик», который мы с энергией посылаем зрителям, слушателям. Чтобы звук «удерживался» на определенной высоте, мы его представляем большим светящимся или хрустальным шаром, который надо удержать и нельзя уронить. А еще можно представить «воздушную подушку» под звуком-шаром, тогда звук становится объемным и легким и он «удерживается» на нужной высоте. Часто возникает сложность при интонировании повторяющегося звука. Тогда можно представить иголку, протыкающую бумагу, а потом эту иголку вводить в это же отверстие. Очень «работающий» образ.

Бывает сложно «достать» верхние звуки. Для этого можно представить острый светящийся луч, который «пробивает» облака или какую-то преграду и достигает «вершину», еще добавив энергию. При освоении высоких звуков скачком, резко – «создаем» звуковые «залпы фейерверков», еще и рисуя их движениями рук, выбрасываемых кверху.

Вокалисты знают, что вокальную линию важно удержать в одной вертикальной позиции, и этому может помочь образ «лифта», ведь лифт передвигается по вертикальной шахте, не выезжая на площадки. И когда нарушается звуковая позиция, я прошу представить кабину лифта, выехавшую на площадку. Помогает!

Очень интересен современный и многим детям понятный образ «аэротрубы». Им интересно или вспомнить это ощущение, или представить себя в ней – интонирование в этом состоянии становится объемным и легким.

Звуковая линия часто сравнивается с графической линией – по ровности, плавности и  насыщенности. «Толщина» звука тоже может быть разная – как тонкая гелевая, или пожирнее – фломастером, маркером. Можно наполненность звука сравнить и с напором водной струи, с ручьем или полноводной рекой. Полезно звуком «наполнять сосуд». А вот последний звук в песне «Знает, каким он парнем был» - про Гагарина, мы представили с исполнителем Андреем  ракетой, поднимающейся в космос.

На вокальных занятиях мы часто обращаемся к образам природы, природным стихиям, вспоминаем  и делимся ощущениями от них. Например, стоим на краю обрыва перед морем или лесными просторами и «обнимаем» пространство, дышим полной грудью. Или представляем ощущение полета и этим наполняем наш звук. Если еще при этом пытаемся сгенерировать ощущение счастья, то это, конечно, отражается на качестве звука. На наших занятиях мы используем возможность представить  и ощутить себя частицей Космоса, Вселенной. И учимся петь не только нашим певческим аппаратом, но и каждой клеточкой своего существа, каждой частью нашего организма.

Итак, применение метода ассоциаций и ощущений позволяет каждому ребенку раскрепоститься, выявить свои и музыкальные и эмоциональные возможности. Конечно, на результат очень влияет выбор репертуара, на котором каждый может применить умения и выразить свои образно-эмоциональные впечатления и ощущения, таким образом реализуя себя как личность. Главное, чтобы процесс был доступен каждому, был интересен  и позволял получить радость творчества и самореализации.

                   Ефимова Н.Б. - педагог ДО,

 руководитель вокальной студии

«Парус детства»  

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА детской вокальной студии

Экспериментальная программа...

ПРОГРАММА детской вокальной студии

Экспериментальная программа...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

«Детский ролик социальной рекламы – маленький шаг к большим изменениям» (из опыта работы детско-молодежной студии телевидения «Нтv-шка»)

Как можно изменить сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, “отравляющим” нашу жизнь, объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо? Одним из способов решения этой проб...

Программа дополнительного образования детской вокальной студии.

Актуальность  программы  связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовы...

Программа работы детской театральной студии "Арт-дети"

Дополнительная общеобразовательная программа Арт-дети; реализуется в МБОУ ШР "СОШ №4 в рамках художественно-эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициат...