ПРОГРАММА детской вокальной студии
рабочая программа по музыке на тему

Экспериментальная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vokalnojj_studii.doc153.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
«ЗВОНОЧЕК»
 

(3 года обучения) 

 

 

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность программы

 Современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

 Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога.

 Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В студии  традиционно обучаются  дети, наделенные  музыкальными способностями,  которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа ,направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

Новизна программы

В нашей школе создана вокальная студия «ЗВОНОЧЕК», в которой занимаются  учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 16 лет. Особенность программы  в том, что она  разработана   для  обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.

В данных условиях наша программа - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы учителя  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа  в первую очередь в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся   последовательности, сопровождающая систему практических  занятий.

Программа отличается тем,  что:

- позволяет в  условиях общеобразовательной школы  через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;

-  она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп    в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно  личной индивидуальности;

-  содержание  программы    может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,   развития  вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

-  программа дополнительного образования  имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематического блока,  а  не  общепринятое описание  системы работы.

Роль и место программы в  образовательном  маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Программа   - это обобщенный многолетний опыт  по воспитанию вокалистов  из числа  одаренных учащихся   школы,  которым можно поделиться. Реализация содержания программы  ориентирована на   применение наиболее эффективных методов и приемов   формирования голоса.

Программа имеет практическую значимость и может быть применена для   работы в общеобразовательной  школе.

В условиях нашей вокальной студии занимаются 30 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности,  радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и  общественное признание   в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники   высоконравственны, добры и воспитаны,  принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа  взаимодействия с окружающим сообществом.

        Содержание программы  предполагается  реализовать за 3 года обучения.

Цель программы - через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

        Задачи:

  • Расширить знания обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • Воспитать у обучающихся уважение  и признание певческих традиций,  духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному  искусству;
  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  способность   сопереживать,  творческого воображения,  Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

            Развитие  творческих  вокальных  способностей  и духовное воспитание   личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и  сообщества деятелей культуры.  Как   и  какими средствами решать проблему развития  детского голоса и  воспитывать  душу?  Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?  Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

 На эти вопросы  искали ответы   многие   педагоги-вокалисты и  мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

            В основу программы     для  организации  творческого процесса воспитания вокалистов  в условиях школьной студии  положены,   в первую очередь,  практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки,  который рекомендовал специальные  этюды и упражнения  для развития певческих  навыков,    предостерегал от  увлечения темпом обучения и учил осторожному  подходу к молодому голосовому аппарату.

        Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова  принят мной как один из основополагающих.  По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых    поют   странные  забавные упражнения,  и  это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

        Интересен и используется в практике работы вокальной студии «Мелодия» многолетний опыт Н.Б.Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе.  

         В основе   программы  рекомендации  по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР,  профессора Харьковской консерватории         и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова  (алгоритмы  вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся  Н.И. Журавленко.      

        Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

           Принципы педагогического  процесса:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

В  концептуальной основе  программы  важно   особо подчеркнуть  главное отличие   эстрадного  пения -  многообразие  индивидуальных исполнительских манер и жанровой  многоплановости.

           В основу разработки программы  положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

        - технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.                                                Программа  определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая  работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 12 тематических  блоков,   объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые    реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется  на  2 и 3 годы обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых  основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.         Организация учебного процесса в рамках каждой темы  отличается содержанием,   видами  деятельности, аппаратом  контроля, при  постепенном усложнении  процесса обучения.   Педагог  свободно  управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

            Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является  вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы),  особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного и  репертуара я обращаюсь  к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы –  формируется начальное понятие  художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

            Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях. 

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

           Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.  Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Программа имеет трехуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру.

Учебный план программы

п/п

Разделы (блоки)

  1. Вокально-хоровая работа    

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

2

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка

полученных вокальных навыков.

3.

Распевание.

4.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.

5.

Дикция. Артикуляция.

6.

Гигиена певческого голоса.

7.

Сценическая культура и сценический образ.

8.

Основы нотной грамоты.

9.

Движения  вокалистов под музыку.

10.

Вокально-хоровая работа.

11.

Импровизация.

12.

Собственная манера исполнения.

  1.   Концертно-исполнительская деятельность


Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песенок современных композиторов,  песен из мультфильмов и сказок.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Общее

 кол-во

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа

1.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

10

3

7

2.

Певческая установка. Дыхание.  

20

5

15

3.

Распевание.

30

1

29

4.

Вокальная позиция.

17

4

13

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

15

3

12

6.

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

25

3

22

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

10

10

0

8.

Работа над сценическим образом.

30

3

27

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления.

35

0

35

Итого

192

32

160

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 ступень  - 1 год обучения)

В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен:

   знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

     - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Учебно–тематический план

(2-й год обучения)

Цель:  сформировать у обучающихся  основы вокальных умений и  навыков  через  усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков

15

0

15

2.

Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие  вокалисты.  Вокальные навыки

25

20

5

3.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

10

0

10

4.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

27

1

26

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку.  

Сценическая культура.

25

0

25

6.

Дикция. Вокальные навыки.

15

0

15

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

10

10

0

8.

Работа над сценическим образом.

30

0

30

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления.

35

0

35

Итого

192

31

161

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2 ступень  - 2-й год обучения)

В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен:

знать, понимать:

      - соблюдать певческую установку;

      - понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - жанры вокальной музыки;

     -  произведения различных жанров;

     - великих  вокалистов России и мира;

уметь:

      - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - точно повторить заданный звук;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

      - петь чисто и слаженно в унисон;

      - петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;

      - дать критическую оценку своему исполнению;

       - характеризовать выступления великих вокалистов

      - использовать элементы ритмики и движения под музыку;

      - работать в сценическом образе;

      - принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Учебно–тематический план

(3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала,   совершенствованию  исполнительского мастерства.

п/п

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование  певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

15

0

15

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

20

0

17

3.

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

30

5

25

4.

Дикция.  Расширение диапазона голоса.

20

0

20

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

15

0

15

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

15

0

15

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

12

12

0

8.

Работа над сценическим образом.

25

0

25

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления.

40

0

12

Итого

192

17

175


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3 ступень  -  3  год обучения)  

В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен:

знать, понимать:

     - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

уметь:

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА  

Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1.  «Уроки пения»,  Журавленко Н.И., учебное пособие  для обучающихся     -Минск:  «Полиграфмаркет», 1998;
  2. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя);
  3. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
  4. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
  5. Компьютер;
  6. Усиливающая аппаратура;
  7. Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
  8. Актовый зал;
  9. Мультимедийный проектор.

Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована  теоретическая и практическая часть программы на 100%;
  •    если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  •   если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
  •  если  в кабинете есть  необходимые  технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

        

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-методическая работа

1. Разработано программно-методическое обеспечение, которое включает Программу, методические разработки занятий, систему дидактических материалов, перечень  используемых средств обучения, в том числе видео-   и электронных ресурсов.

 

Учебно-воспитательная работа

(концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях  Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся

  1.  Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

Литература для учителя

(обязательная)

1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

  1. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

Литература для учителя

(дополнительная)

1. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

2.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

4. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

  1. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство»

Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), ...

ПРОГРАММА детской вокальной студии

Экспериментальная программа...

Авторская программа детской художественной студии "Колорит"для одарённых детей по ИЗО.

Ведущими идеями развития современной школы являются идеи гуманизации и гуманиторизации образования и развития одарённого ребёнка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзы...

программа детской театральной студии "Лучики" в ДОУ

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически  все образовательные задачи в рабо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детской драматической студии «Хоймор»

программа деятельности кружка "Хоймор"...

Статья "Метод ассоциаций и ощущений в работе детской вокальной студии".

Статья "Метод ассоциаций и ощущений в работе детской вокальной студии". Из опыта работы руководителя вокальной студии в школьном отделении дополнительного образования....

Программа дополнительного образования детской вокальной студии.

Актуальность  программы  связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовы...