Образовательная программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство»
методическая разработка по музыке на тему

Исаева Алмаз Фахратиновна
Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), 216 часов в год – для второго и третьего годов обучения (2 часа, 3 раза в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_schastlivoe_detstvoda.doc662.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дворец Детского и Юношеского творчества

Утверждено на методическом совете

Протокол №34 от 15 марта 2011г.

«Утверждаю»

Директор ДДЮТ

______________Велиханова Н.В.

Образовательная программа

эстрадно-вокальной студии

«Счастливое Детство»

Срок реализации-3 года

Педагог

дополнительного образования

Исаева А.Ф.

г. Дербент – 2011г.

      I. Пояснительная записка

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты не проста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!...

Музыка – одно из могучих средств общения и сплочения людей. В системе эстетического воспитания учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, музыка развивает ребенка, все богатства его мыслей и чувств. Музыкальное воспитание ребенка – основа музыкальной культуры всего народа.

Эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа «эстрадников» способствует подъему общей музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, мировоззрения учащихся.

Основной принцип обучения в эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.

Приоритетным в детском объединении является создание условий для эмоционального благополучия ребенка, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к ценностям отечественной национальной культуры.

Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), 216 часов в год – для второго и третьего годов обучения (2 часа, 3 раза в неделю).

На каждом году обучения учебно-тематический план включает в себя такие разделы как: постановка голоса, усвоение певческих навыков, начальные знания по теории музыки, сольфеджио, работа с фонограммой, музыкально-пластическое оформление номера (сценическая пластика) и т.д. Каждое занятие на протяжении всех лет обучения строится по универсальной схеме:

- дыхательная вокальная гимнастика;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведениями;

- анализ занятия;

- задание на дом.

Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Возраст обучающихся 10-13 лет. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном музыкальном материале.

Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детской вокальной педагогики, детского исполнительства и личного опыта автора. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают понимать, что вокальное искусство – это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений.

Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» нацелена на воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуре, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов отечественной, народной, зарубежной песенной литературы, а также слушания классической и современной музыки, лучших образцов эстрадной и джазовой музыки.

Обучение по данной программе дает детям возможность получить основы эстрадно-вокального и музыкального образования, и ориентировано на развитие музыкальных и сценических способностей.

В программе предусмотрена связь между развитием музыкальной грамотности, слушанием музыки, изучением музыкальной литературы и вокальным исполнением.

На уроках вокала применяются следующие формы музыкального занятия:

- коллективное и индивидуальное исполнение (во время которого ребята должны донести до аудитории свои замыслы и завладеть ею);

- слушание музыкальных произведений (которые влияют на развитие таких способностей ребенка, как эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, память, ритм, восприятие мелодичности, гармонии, тембра голоса, динамики, темы, звучания отдельных музыкальных инструментов);

- беседа о композиторах и музыкальных произведениях (которая пробуждает мышление и является формой непосредственного общения педагога с детьми).В основе педагогического процесса лежат следующие педагогические принципы: постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; единство художественно и технического развития певца; индивидуальный подход к учащемуся. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике; речевое, не очень округлое формирование звука; плотное звучание в грудном регистре.

В процессе работы педагог добивается освоения учащимися диафрагмального дыхания и чистоты интонации. Большое внимание уделяется развитию чувства ритма, а также осмысленности и искренности исполнения.  

Работа над вокально-исполнительской техникой ведется систематически, в течение всех лет обучения на основе вокального учебно-тренировочного материала, включающего упражнения и вокализы на различные виды вокальной техники.Музыкальное развитие учащихся в студии «Счастливое Детство» характеризуют следующие показатели:

- умение внимательно прослушивать музыкальные произведения;

- умение воспринимать и запоминать показ педагога;

- умение следовать и подражать педагогу;

- умение проявлять посильную самостоятельность и активность;

- умение анализировать по различным критериям музыкальное произведение и его исполнение.

Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся:

- выполнение творческих музыкальных заданий;

- тестирование;

- проведение конкурсов, музыкальных викторин;

- концертная деятельность.

Концертная деятельность на всех этапах обучения является основным видом контроля и особым стимулом к творчеству. Это способствует усвоению детьми музыкального материала, воспитывает и развивает навыки творческой самостоятельной работы, вызывает живой интерес и тягу к музыкальному искусству.

Цели программы:

  1. Образовательные:

- формирование осознанных мотивов обучения в сфере певческой деятельности;

- обучение, развитие и закрепление вокальных навыков и свойств певческого голоса;

- формирование музыкальной памяти;

- обучение профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование);

- формирование художественного восприятия музыки, способности проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности.

  1. Развивающие:

- разностороннее развитие слуха и накопление музыкально-слуховых представлений;

- развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой  требовательности к себе как к исполнителю;

- развитие общего культурного и музыкального уровня;

- развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;

- развитие умения творчески реализоваться на сцене.

  1. Воспитательные:

- воспитание любви к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности;

- обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;

- адаптация к современной жизни с помощью музыкальной культуры;

- создание условий для общения в коллективе;

- формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара.

В репертуар студии «Счастливое Детство» входят произведения как советских композиторов, так и дагестанских, для того, чтобы привить детям любовь к своей малой Родине, чтобы они имели представление о деятелях музыкальной культуры Дагестана.

Мое педагогическое кредо: «Детей не надо воспитывать, их надо понимать, с ними надо дружить».

В ансамбле существует тесная связь с родителями учащихся. Родители – мамы и папы, бабушки и даже дедушки часто посещают занятия, являются в первую очередь помощниками педагога, а также активными зрителями и слушателями на концертах, где выступают их ребята. Педагог понимает, что только в творческом союзе с родителями, в совместном сотрудничестве и творческом общении, взаимном доверии и уважении заключается успех их детей. Жизнь детей наполняется интересными делами, а интерес к вокальному пению перерастает в большое искусство, неисчерпаемое как жизнь.

  II. Методы развития творческих способностей у детей

Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:                                            

- научности                   - систематичности             - последовательности

- доступности               - наглядности                     - активности

- прочности                  - индивидуального подхода                          

   Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

     Наряду с принципами используют и методы:

    1. Практические  2. Наглядные  3. Словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.


III. Педагогические технологии и методика образовательного процесса

В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики Стрельниковых и укрепления диафрагмальной мышцы; активизация дикции; улучшение артикуляции; округление вокального звука и владения им и т.д. Особенно сложной и трудной является работа при постановке голоса, так как голоса детей в это время находятся в периоде мутации, поэтому в задачу руководителя кружка входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: звукообразованию, напевному голосоведению, певческому дыханию. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса,  добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, педагог прививает культуру пения, оберегает воспитанников от манерничанья и подражательства.

Методы обучения на уроках зависят от цели и содержания обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. На занятиях применяются словесный метод обучения, как духовное общение педагога с детьми; практический метод, как выработка и формирование вокальных навыков у учащихся; наглядный метод; проектный метод обучения, как коллективная и индивидуальная работа над отдельно взятым произведением.

В первый год обучения ребенок требует к себе особого внимания и тонкого, индивидуального подхода, поэтому занятия для этого возраста проводятся в виде игры, соревнования с педагогом и т.д. Даются первые элементарные понятия о резонаторах, которые озвучиваются с помощью специально созданных для этого распевок, построенных на звукоподражании птицам, насекомым, животным.

Объясняется правильное певческое дыхание: надувая и ослабляя животик, наполняя воздухом спинку, задерживая дыхание на 4-6-8 секунд, постепенно выпускать его.

Даются первые навыки пения упражнений с названием нот – сольфеджио, а также первые сведения по элементарной теории музыки: простые длительности, паузы, небольшие интервалы. Предлагается пение одновременно с педагогом двух звуков – простейшие навыки для развития гармонического слуха.

Для исправления и «оттачивания» дикции проговариваются и распеваются простые скороговорки.

Даются для исполнения и запоминания некоторые музыкальные термины: forte, piano, legato, stoccato (итал.). Уже на первом занятии подбирается несложное произведение, соответствующее развитию ребенка на данный момент, т.е. в соответствии с темпераментом, с развитием у него интеллекта, природных и физических данных.

Ребенок приучается к ощущению себя на сцене, чтобы в дальнейшем у него не было комплексов, связанных с боязнью сцены и большого количества зрителей.

Во второй и третий годы обучения методы и приемы преподавания усложняются.

Занятия эстрадно-вокального ансамбля состоят из чередования многих видов деятельности, но начинаются всегда одинаково – с распевания, с подготовки голосового аппарата к работе. Распевание включает в себя несколько упражнений, которые могут чередоваться, либо повторяться из урока в урок, отрабатывая какой-то навык. Здесь происходит освоение и сольфеджио. Педагог обязательно все показывает голосом много раз. Дети повторяют группой и индивидуально.

Появляются специальные распевки на удобные для пения буквы и слоги, способствующие как бы «переливанию» из звука в звук, добиваясь неразрывного звучания – cantilena (итал.). Например: «и», «я», «у», «ю», «ми», «мэ», «ма», «мю», «му».

Далее идет разучивание музыкального материала с обязательным выразительным показом педагогом песни в сопровождении фортепиано. Возможно прослушивание этой песни в записи. Разучивание мелодии и текста может идти врозь и параллельно. Легкая мелодия осваивается по нотам, трудная с голоса, либо комбинированно. Песня учится по частям. Учащиеся повторяют вместе и индивидуально. Обязателен анализ новой песни – строение, характер, тематика, авторы, эпоха. Если нет новой песни, то осваивается новая музыкально-теоретическая тема.

Подбираются несложные вокализы, устанавливается вместе с учащимся удобная для него тональность, технические и актерские задачи, динамические оттенки и эмоциональные акценты.

Гимнастика Стрельниковых, которая способствует снятию зажима шейного отдела позвоночника, так часто встречающегося в начале обучения ребенка, дается в сочетании с пением несложных вокальных упражнений, а иногда и трудных отрезков в исполняемых произведениях.

Дается посильное задание на дом. Его цель – помочь учащемуся эффективней и быстрей продвигаться в обучении. Например: выучить мелодию и текст произведения; стоя перед зеркалом поискать нужные жесты; поработать над дикцией и артикуляцией. А насколько простых упражнений по методике Стрельниковых дадут хорошую закалку на весь день, наладив правильное глубокое дыхание, способствуя хорошему физическому здоровью.

С учащимися проводятся беседы об их внешнем виде, аккуратном отношении к данному им нотному материалу. Наиболее одаренные учащиеся принимают участие в городских концертах, в городских, республиканских, во всероссийских и международных  конкурсах и фестивалях.

IV. Учебно-тематический план

I год обучения

№ п/п

Тема

Часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с учащимися

4

4

-

2

Знакомство с голосовым аппаратом. Выявление музыкальных способностей у учащихся.

6

2

4

3

Певческая установка.

18

8

10

4

Певческое дыхание.

16

8

8

5

Звукообразование.

16

8

8

6

Звук и его свойства.

8

2

6

7

Развитие музыкального слуха в постановке голоса.

10

4

6

8

Главные качества певческого голоса.

8

2

6

9

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

8

2

6

10

Атака звука и способы звуковедения.

18

8

10

11

Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве.

18

8

10

12

Дикция и строй.

18

8

10

13

Итоговое занятие.

2

-

2

           Итого:                                                                         144

Учебно-тематический план

II год обучения

№ п/п

Тема

Часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

6

3

3

2

Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

9

3

6

3

Ансамбль и хор.

15

6

9

4

Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки.

12

3

9

5

Работа над произведением:

а) разбор;

б) фразировка, артикуляция, дыхание;

в) средства выразительности;

г) работа с концертмейстером.

27

9

18

6

Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан.

24

9

15

7

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки.

24

9

15

8

Скрипичный ключ. Название звуков. Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция.

27

9

18

9

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика.

24

9

15

10

Штиль. Правописание штилей. Длительности нот.

18

6

6

11

Эмоциональный настрой.

18

6

9

12

Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве.

18

6

12

13

Итоговое занятие.

3

-

3

  Итого:           216


Учебно-тематический план

III год обучения

№ п/п

Тема

Часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

6

3

3

2

Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

9

3

6

3

Звукоряд, гамма, ступени. Приемы звуковедения.

27

9

18

4

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.

27

9

18

5

Звукообразование. Звуковедение.

24

9

15

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

24

9

15

7

Дикция, строй. Средства выразительности. Тембр певческого голоса.

27

9

18

8

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция.

24

9

15

9

Певческие голоса. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса (тембра).

27

9

18

10

Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Технические и художественные задачи.

21

6

15

11

Итоговое занятие.

3

-

3

    Итого:         216

Примерный репертуарный список на I год обучения

№ п/п

Названия песен

Авторы

слова

музыка

1

«Дождик»

Б. Заходер

Н. Юдахина

2

«Дождь пойдет по улице»

М. Козлов

В. Шаинский

3

«Песня о волшебниках»

В. Луговой

Г. Гладков

4

«Динозаврики»

И. Яснов

Г. Гладков

5

«Заводные игрушки»

Ю. Энтин

Е. Крылатов

6

«Почта Деда Мороза»

А. Усачёв

А. Пинегин

7

«Это знает всякий»

Ю. Энтин

Е. Крылатов

8

«Чунга - чанга»

Ю. Энтин

В. Шаинский

9

«По тропинке к роднику»

Р. Гамзатов

М. Кажлаев

10

«Про папу»

М. Пляцковский

Б. Савельев

11

«Мамина песенка»

М. Пляцковский

И. Парцхаладзе

12

«Танец утят»

Чеш. нар. Песня

Чеш. нар. Песня

13

«Облака»

С. Колов

В. Шаинский

14

«Мой друг»

В Степанов

А. Артюнов

15

«Я прошу вас, люди»

И. Свинцова

Л. Некрасова

16

«Завтра и всегда»

К. Ибряев

Ю. Чичков

Примерный репертуарный список на II год обучения

№ п/п

Названия песен

Авторы

слова

музыка

1

«Гимн учителям»

Л. Рзаева

А. Пахмутова

2

«День рождения»

В. Пасынков

А. Ермолов

3

«ПеКаравай»

В. Пасынков

В. Михайлов

4

«Лучики»

А. Матвеева

М. Степаненко

5

«Снежинка»

М. Пляцковский

Л. Дубравин

6

«Приезжайте в Дагестан»

Б. Аджиев

А. Аскерханов

7

«Моя Россия»

И. Иванцов

А. Зыгманд

8

«Аист на крыше»

С. Савельев

В. Тухманов

9

«Вальс дружбы»

В. Краснов

А. Хачатурян

10

«Толстый Карлсон»

И. Иванцов

Л. Дубравин

11

«Балалайка»

В. Пасынков

А. Зыгманд

12

«Этот большой мир»

Р. Рождественский

В. Чернышов

13

«Человек из дома вышел»

А. Ольгин

С. Пожлаков

14

«Подари улыбку миру»

В. Васницов

А. Ермолов

15

«Музыка всюду живет»

В. Семернин

С. Соснин

16

«9 мая»

М. Танич

С. Павлиашвилли

Примерный репертуарный список на III год обучения

№ п/п

Названия песен

Авторы

слова

музыка

1

«Страна гор»

Л. Дурян

А Аветисян

2

«За окнами дождь»

Ю. Островский

А. Ермолов

3

«Свет звезды»

Ю. Островский

А. Ермолов

4

«Спой нам, ветер»

М. Пляцковский

М. Дунаевский

5

«Звезды молчат»

Ю. Островский

А. Ермолов

6

«Три белых коня»

Е. Крылатов

Ю. Чичков

7

«Пингвин»

А. Андреева

А. Зыгманд

8

«Мама»

М. Пляцковский

Ю. Чичков

9

«В ритме солнечных лучей»

В. Ашуров

Б. Бабаев

10

«Рождение звезд»

Из репертуара д. анс.

«Волшебники двора»

11

«Ночной волшебник»

Из репертуара д. анс.

«Волшебники двора»

12

«Верить, надеяться, любить»

Из репертуара д. анс.

«Верные друзья»

13

«Моя звезда»

Ю. Белов

А. Свешников

14

«Пусть миром правит любовь»

Из репертуара д. анс.

«Верные друзья»

15

«Дети солнца»

А. Колесников

В. Данченко

16

«Журавли»

Р. Гамзатов

V. Содержание тем

1-й год обучения «Звучащий голос мой».

Работа над вокальными навыками. Главный и самый существенный фактор – дыхание. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы учащиеся делали вдох, положив руки на ребра, и следили за их движением во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания (люфт-пауза). Стимулом для развития дыхания является «дыхательная» гимнастика по методу Стрельниковых, а также вокальные упражнения, развивающие длительность вдоха, умение правильно делать вдох. Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На первоначальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся дышал спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, чтобы распределял вдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допущение резкого, зажатого, форсированного звучания.

Начиная с первого года обучения, учащиеся, помимо отчетных выступлений (как минимум два раза в год – в конце 1-го и 2-го полугодия), должны принимать участие в концертах, которые попеременно посвящаются исполнению всех жанров вокально-эстрадной музыки, входящих в программу обучения.

2-й год обучения «Могу красиво петь уже…»

Продолжение работы над ознакомлением с правилами пения и охраны голоса, разносторонним воспитанием и развитием музыкально-певческих способностей, музыкального слуха, певческого голосообразования, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Продолжение формирования вокально-творческих знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуально-певческого развития певца. Обучение пению: создать в процессе пения установку правильному звукообразованию (мягкой «атаке»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса – звонкости, полетности, смешанного звучания, разборчивости, ровности по тембру, пение с вибрато, сохранение индивидуального приятного тембра здорового голоса, развитие вокальных навыков.

Обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания; непринужденному, естественному льющемуся пению, гибкому владению голосом, правильному формированию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели и напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры – один из основных принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на Legato. Вокальные упражнения должны строиться на примерных тонах, должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы свободны и активны. Полезны упражнения в пределах терции, квинты на сочетания гласных и согласных. При этом следует следить за чистотой интонации. Уделяется внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное, четкое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной «подаче» звука.

Значительное внимание уделяется работе над «атакой» звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твердой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения.

В этом году вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров.

В зависимости от способностей учащегося ведется работа над подвижностью голоса, выявлением красивого тембра голоса, выработкой всевозможных динамических оттенков, знакомством с эстрадно-джазовыми форшлагами, группетто, пассажами. В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение современных отечественных хитов, отечественных популярных песен, классической вокальной музыки (знакомство с жанром), зарубежных популярных песен. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации.

3-й год обучения «Звучит, поет моя душа!»

Продолжение работы над закреплением технических навыков и освоением эстрадно-вокального репертуара и навыков красивого и выразительного пения: дикции, артикуляции, развития тембра, певучести голоса (кантилены).  Овладение умением петь с микрофоном, навыками работы с фонограммой «минус», самостоятельной работы над изучением вокальных произведений, над раскрытием художественного содержания и образа и выявлением стилистических особенностей произведения.

Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения.

Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов, отечественных популярных песен, ретро песен, русских народных песен, песен военных лет.

В работе над вокализами уметь чувствовать движение мелодии (динамики) и кульминацию произведения, вносить в исполнение элемент художественного творчества, пластично вести звук.

VI. Ожидаемый результат

I год обучения:

  1. Формирование у детей желания заниматься понравившимся видом деятельности;
  2. Развить  любовь к музыкальному искусству;
  3. Умение пользоваться голосовым аппаратом и голосовым диапазоном;
  4. Развитие слуха и дикции;
  5. Выработка профессиональной певческой установки и звукообразования;
  6. Освоение пения легато, стоккато;
  7. Усвоение мелодико-гармонического материала песен;
  8. Раскрытие творческих способностей и умения работать самостоятельно.

II год обучения:

  1. Воспитать чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить детей видеть прекрасное в жизни;
  2. Научить детей не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения;
  3. Формировать умение правильно передать эмоционально-образный характер изучаемого произведения;
  4. Развитие музыкальности и пластичности;
  5. Развитие координации движения во время исполнения песен;
  6. Приобретение навыков ритмического запоминания текста – сольмизирование;
  7. Приобретение навыков работы с микрофоном, акустической системой.

III год обучения:

  1. Развитие у детей профессионального интереса;
  2. Овладение учащимися вокально-хоровыми навыками, умением работать сольно, с бек-вокалом, в группе;
  3. Усвоение эстрадной хореографии;
  4. Приобретение навыков работы над сценическим образом исполняемого произведения;
  5. Умение пользоваться декорациями, спец. эффектами, эстрадным светом;
  6. Постановка голоса;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения (осмысленное и выразительное пение, добиваясь чистоты интонирования и интонации). 

  VII. Условия реализации программы

а) Кадровое обеспечение:

Исаева Алмаз Фахратиновна – педагог дополнительного образования Дворца Детского и Юношеского творчества, руководитель эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство». Образование –высшее (Краснодарский Государственный институт Искусств и Культуры, музыкальный факультет). Высшая категория. Стаж педагогической работы 16 лет

б) Методическое и информационное обеспечение:

Использование в работе методических рекомендаций по профилю, специальной литературы, репертуарных сборников, журналов.

в ) Материально-техническое обеспечение:

На занятиях используются ТСО, музыкальная аппаратура (фортепиано, аудио-магнитофон, видео-магнитофон, минидисковод, музыкальный центр, DVD плеер), минидиски,  CD и DVD диски, микрофоны, видеокассеты, таблицы и т.д.

           

VIII. План воспитательно - методической работы в массовых

мероприятиях.

1.Работа с детским коллективом:

  Отношение «учитель-ученик» достаточно серьёзная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Работа с детским коллективом – это общение, результатом которого является духовное обогащение обеих сторон: и учителя, и ученика.

2. Работа с родителями:

С первых дней занятий провести воспитательную работу с учащимися и их родителями. И только в творческом союзе учителя с родителями, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами. Ведь семья и школа – это та основа, которая должна оказывать на ребенка одинаковое воздействие, предъявлять требования, чтобы сформированное умение не угасло, а переросло в большое искусство, неисчерпаемое как жизнь. Для этого необходимо проводить родительские собрания, знакомить родителей с работой вокальной студии «Счастливое Детство».

3. Массово – воспитательная работа:

Наименование мероприятий

Год обучения

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Беседа о культуре, музыке, музыкальных инструментах.

Участие в городских мероприятиях.

Участие в мероприятиях ДДЮТ.

Игра «Угадай мелодию»

Беседа о Дагестанских композиторах, дирижерах и музыкальных деятелях: Дагирове, Кажлаеве, Агабабове, Кулиеве.

Беседа о дружбе народов РД, с включением песен.

Музыкальный конкурс молодых дарований студии «Счастливое Детство».

Отчетный концерт вокальной студии «Счастливое Детство».

Отчетный концерт ДДЮТ.

Экскурсия по городу.

1 г.о.

1,2,3 г.о.

1,2,3 г.о.

1,2,3 г.о.

2,3 г.о.

2,3 г.о.

1, 2, 3 г.о.

1, 2, 3 г.о.

2,3 г.о.

1, 2, 3 г.о.

1,2,3 г.о.

Сентябрь

В течении года

В течении года

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

Сценарий праздничного концерта "В стране счастливого детства"

Отличный сценарий для небольшого праздника с играми и связками между номерами....

"сЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО"

кУКЛЫ, СВЯЗАННЫЕ КРЮЧКОМ. эТА РАБОТА ЗАНЯЛА 1 МЕСТО В ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ. АВТОР - цЫПЛЯНСКАЯ  Н.А....

Презентация к родительскому собранию "Право на счастливое детство"

Слайды тезисно представляют выступление на общешкольном родительском собрании...

Рабочая программа организации внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии "Планета детства"

Программа помагает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала преподавателя, комфортных условий для развития...

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...

СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА вокальной студии "Парус детства" за 2022-2023 уч.год, руководитель Ефимова Нина Борисовна

СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА вокальной студии "Парус детства" за 2022-2023 уч.год, руководитель Ефимова Нина Борисовна, ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга...