Классный час 10 класс
классный час (10 класс)

Стоноженко Елена Юрьевна

"Свобода или вседозволенность: в чем разница?" 

Важность и актуальность выбранной темы классного часа определяется необходимостью накопления знаний в вопросах формирования экологической культуры обучающихся 5 класса.

Цель мероприятия: научить детей видеть себя со стороны, понимать и отвечать за свои поступки.

Задачи:

·         формировать систему элементарных ценностей воспитания и поведения;

·        развивать эмоционально доброжелательное отношение к себе, к окружающим,  эстетические чувства;

·        воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружению;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час 27 ноября 2020 года

 10 «А» класс; классный руководитель Стоноженко Елена Юрьевна

Тема: «Свобода и вседозволенность: в чем разница?» (БЕСЕДА)

То, что в одних случаях называется свободой,

в других называется распущенностью.

Марк Фобий

     Свобода и вседозволенность — понятия, на первый взгляд, очень близкие. В быту их часто путают, принимая одно за другое. На самом деле многие века в философском мире ведутся споры об этих двух категориях. Ученые пытаются разграничить «свободу» и «вседозволенность», определить, где заканчивается одно и начинается другое.

     «Свобода – это ответственность. Вот почему все ее так боятся», - писал Бернард Шоу. Что поможет нам быть свободными? Осознание, что смысл жизни любого человека в любое время, в любом месте, у взрослого и ребенка один - научиться думать и отличать добро от зла. Тогда наш выбор становится ясным, и ничто не помешает нам проявить волю в хороших, полезных делах, услышать разум и совесть, исправить совершённые ошибки. Только тогда человек действительно становится свободным. Ведь свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности!

     Рассмотрим такой пример: живёт человек в неполной семье: он и его мама. Как следствие - проблемы материального плана. И вот он говорит «Мама, купи мне, пожалуйста, такую-то вещь». Мама сейчас не может позволить себе эту покупку: долги за квартиру, свет… Но сын говорит: «Хочу и все! Хочу!» Свободен он в этот момент? Наверно, зависим. Свободна ли мама? Она уже давно раздумывает, где бы найти еще одну работу. Так несвобода одного сковывает, приводит к несвободе другого. Какой вариант поведения в данной ситуации будет верным? Пойти и заработать? Но это не так-то просто. Отказаться от этой вещи? Но ведь хочется, чтобы она была. Кто-то скажет: «Они родители - пусть меня обеспечивают. Их обязанность - одеть, обуть, накормить и т.д.». Но это тоже неправильно. Где же выход из этой несвободы?

     Понятие свободы очень тесно связано с понятием ответственности личности, ответственности перед собой и перед обществом. Человек свободен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. Существует такое выражение: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Следовательно, человек волен поступать, как хочет, пока это не затрагивает интересы других людей. Тогда он уже должен считаться со свободой другого. А если считаться не хочется, и человек слушает только себя, тогда его свобода перерастает во вседозволенность.

     А что такое вседозволенность? Толковый словарь Ожегова С.И. дает нам такое объяснение : «Вседозволенность – это поведение того, кто в своих поступках чувствует себя свободным от всяких общественно установленных норм и правил».

     К сожалению, в умах современных подростков образ анархии приобретает романтический ореол. Они считают, что это «круто», не задумываясь о последствиях, которые влечет за собой подобный режим. Молодые люди принимают анархию за свободу, путая эти понятия. Но красивое слово на деле теряет всю свою прелесть. Каждый человек делает все, что ему вздумается, не задумываясь о правах другого. В результате люди теряют все свои права. Они живут, не имея права на неприкосновенность, права на частную жизнь, права на передвижение, то есть, по сути, не имеют права ни на что.

     Можно ли в жизни исправить причинённое зло? След всё равно останется - говорите вы? Есть история про одного человека, который ушел из семьи. Так сложились обстоятельства, что он уехал и долго не жил с родными. Но прошел какое-то время, он понял, что его нет рядом с теми, кому он нужен. И в письме к своему сыну он написал: «Дорогой мой сын! В жизни люди совершают немало ошибок. И одной из моих ошибок было то, что мы не вместе. Прости меня, пожалуйста. Сейчас вернуться я пока не могу. Но можно я буду тебе писать?». Было ли это выходом из положения? Да. И мальчик ответил: «Можно». Между ними завязалась переписка, и настал тот день, когда они встретились. У этой истории есть продолжение. Однажды сын сказал отцу: «Прости меня». «За что?», - спросил отец. «За злобу, осуждение, ненависть». Оба этих человека стали свободными, исправив зло, сделав шаги навстречу друг другу.

     Что поможет нам быть свободными? Осознание, что смысл жизни любого человека в любое время, в любом месте, у взрослого и ребенка один - научиться думать и отличать добро от зла. Тогда наш выбор становится ясным, и ничто не помешает нам проявить волю в хороших, полезных делах, услышать разум и совесть, исправить совершённые ошибки. Только тогда человек действительно становится свободным.

     Есть такая точка зрения: человек свободен, если всего, что захочет, добивается в жизни сам. Один человек так и сделал. Ему очень хотелось сделать карьеру, хорошо зарабатывать, и он стал работать по 20 часов в сутки. У этого человека было двое маленьких детей. Однажды, когда он вернулся домой, оказалось, что один ребенок в больнице, а другой не хочет с ним разговаривать. Что случилось? Исполняя свои желания, он не учитывал желания близких людей, за которых с него никто не снимал ответственности. Как живётся маме, которая все время одна? Или детям, засыпающим каждый день без папы? От жизни остаются руины. Как вы думаете, можно ли делать смыслом жизни свои желания, даже если сам можешь их осуществить? Будет ли это свободой? Нет. Человек становится зависим от своего «хочу» - а это очень суровый диктатор. Повинуясь «хочу», человек разрушает всё вокруг, разрушает и собственную жизнь.

     Как же не перепутать свободу и вседозволенность? Свободу и доступность всего, что хочется иметь? Чтобы знать, разбираться, анализировать, у каждого человека есть такие качества, как ум и разум. Ум помогает отличить истинное от ложного, нужное от ненужного, полезное от вредного, а разум помогает человеку стать свободным – от неправды, суеты, прихотей, глупости и многих других тяжестей, засоряющих ум и характер. Разница между истинной свободой и вседозволенностью – правильное воспитание человека.

     Свободными можно назвать только тех людей, которые умеют согласовать свои желания с желаниями других, готовы отвечать за свои поступки, прийти на помощь, когда это нужно, и не боятся ошибок, потому что готовы их исправить.

     Человечество сегодня все чаще задумывается над тем, как опасно поверхностное понимание феномена свободы - раскрепощение человека, возможность его реализации как самобытной личности, его неприкосновенность, право защищать свою жизнь, свою честь, свое имущество - не должно привести к вседозволенности. Люди ведь в порядке самообороны могут и убивать друг друга. Приходится с горечью убедиться в том, что скороспелая свобода тоже может закрепостить человека, под видом демократии, можно, оказывается, распоряжаться судьбами людей, обеспечить себе неограниченную власть, уйти от ответственности - это все тот же «феномен своеволия».

     Таким образом, мы выяснили, что понятия «свобода» и «вседозволенность» - кардинально разные вещи. Если можно так выразиться, свобода – положительная, созидательная категория. Она является необходимым элементом полноценной человеческой жизни. Вседозволенность же – резко отрицательная категория, несущая боль, смерть и разрушение в жизни людей.

     Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих ресурсах, возможностях. Реальность нашей жизни такова, что не исключены природные катаклизмы, войны, социальные конфликты. Поэтому на пути к удовлетворению индивидуальных потребностей вырастают всегда преграды - необходимость.

Список литературы:

1. Н.Бердяев «Философия свободы»

2. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. «Свобода и неизбежность»

3. Наталья Арсентьева «Свобода и вседозволенность: где проходит граница?»

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Класс - как целая страна"

Разработка классного часа "Класс как целая страна" содержит сценарий мероприятия, презентацию и музыку для сопровождения праздника....

Сценарий классного часа "Класс - это семья"

Личностно-ориентированный классный час предполагает развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности, включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; ...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Авторская работа - конкурс для классных коллективов "Класс-лидер"

Положение о конкурсе "Класс-лидер", образцы таблиц с промежуточными итогами и фото победителей за период с 2013 -2018 г.г....

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...