Программа "Я кадет"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«__»_______20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Я кадет»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности
«РАСТИ И РАЗВИВАЙСЯ»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработали:
Воспитатели
Тимченко Е.В.
г. Белгород, 2017 г.
Оглавление:
- Титульный лист…………………………………………………………….1
- Оглавление……………………………………………………………….…2
- Пояснительная записка…………………………………………………..3-9
- Актуальность………………………………………………………………3
- Педагогическая целесообразность………………………………………..3
- Новизна……………………………………………………………………..4
- Цель и задачи………………………………………………………………4
- Отличительная особенность………………………………………………4
- Принципы…………………………………………………………………..4
- Реализация программы……………………………………………………5
- Продолжительность учебной недели……………………………………5
- Общие сведения об учебной группе……………………………………...5
- Построение конспектов занятий……………………………………5
- Формы и режим занятий…………………………………………….5
- Структура и содержание программы………………………………6
- Формы оценки результативности обучения……………………….6
- Планируемые результаты программы……………………………..6
- Воспитанник должен знать………………………………………….7
- Воспитанник должен уметь…………………………………………7
- Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра…………………………………………………..8
- Материально-техническое обеспечение…………………………...8
- Мероприятия, в которых планируется участие детей…………….8
- Список используемой литературы………………………..……………..10
- Приложение………………………………………….……...…………11-33
- Учебно-тематический план……………………………………………...11
- Календарно-тематический план…………………………………………12
- Мероприятия с детьми в течение учебного года……………………….29
- Диагностический материал……………………………………………...30
Пояснительная записка
Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделен своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребенку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.
Программа «Я кадет» посвящена актуальной теме – духовно-нравственному воспитанию детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра.
История развития кадетства имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами. Это всегда был цвет нации, её гордость. В кадетских корпусах учились: Сеченов, Достоевский, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Крузенштерн, Даль, Нахимов и многие другие.
Начало государственного патриотического воспитания в России было положено Петром I, как особая подготовка и воспитание молодых кадров. Пройдя сквозь столетия, эта работа ведется по настоящее время.
В России накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы. Деятельность данных коллективов не только способствует подготовке учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетские формирования помогают так же решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Я кадет».
Новизна программы «Я кадет», состоит в том, что в последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетской группы в учреждении социального обслуживания, позволит повысить реализацию воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Цель программы: повысить реализацию образовательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Воспитание духовно-нравственного и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края.
- Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.
- Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
- Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
- Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является создание модели кадетской группы в учреждении социального обслуживания.
Принципы:
- принцип развивающего образования;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции;
- комплексно-тематический принцип;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- принцип культуросообразности.
Реализация программы «Я кадет» осуществляется из расчёта: 1 учебный год, 36 недель, 72 часа, один раз в неделю, длительность занятия – 80 мин. (2 академических часа), с последующим обучением при обновлении состава обучаемых.
Продолжительность учебной недели: 6 дней.
Общие сведения об учебной группе:
- половозрастная группа обучающихся: мальчики, 12-18 лет;
- вид учебной группы: группа с переменным составом;
- количество обучающихся до 15 детей.
Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учётом возрастной группы детей.
Имеет следующую структуру:
- организационный момент. Отличительной особенностью при составлении конспекта является разминка в виде построения, с последующим усложнением движений;
- основная часть;
- заключительная часть.
Формы и режим занятий
Для детей возрастной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 80 мин. (2 академических часа с переменой 10 минут).
Занятия рассчитаны на следующие формы работы:
- коллективную;
- групповую;
- индивидуальную.
Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Формы занятий и методы, планируемых по каждой теме различны: могут проводиться в форме теоретических и практических занятий, экскурсий, бесед, дискуссий, решение ситуативных задач, конкурсы, фотоотчеты, игры, викторины, презентации, работы над проектами.
Структура и содержание программы
Рабочая программа состоит из трех разделов:
- «Основы кадетства». Изучив этот раздел у учащихся появится осознание главных составляющих современного кадетского образования, его целей и ведущих идей, ценностей и особенностей, его традиционных и инновационных аспектов, а также места в общей системе российского образования.
- «Азбука нравственности кадета». При изучении данного раздела у детей появляются знания не только об этических нормах взаимоотношений, но и учатся их применять в повседневной жизни, в учебе, дома. Знания правил этикета позволит кадетам уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.
- «Строевая подготовка». При изучении данного раздела дети овладевают основами строевой подготовки. Реализация данного раздела проходит в течении всего учебного периода.
Формы оценки результативности обучения:
- Текущий контроль: в течении всего учебного года
Форма контроля: теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (опрос) и анализа проделанной работы. В ходе реализации программы контроль и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий, проектов.
- Промежуточная аттестация: в конце первого полугодия учебного года.
Форма контроля: защита проектов
- Итоговая аттестация: в конце учебного года
Форма контроля: игровая программа.
Планируемые результаты программы.
- усвоение учащимися основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетской группе.
- готовность воспитанников стать достойными кадетами, усвоение кадетами ценностей на примере истории кадетского движения.
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
Воспитанник должен знать:
- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;
- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;
- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.
Воспитанник должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать источники исторической информации;
- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах доклада, презентации, проекта.
Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:
- тематические родительские собрания/ часы (в течение года);
- совместные проекты с родителями (октябрь, март);
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории реабилитационного центра (осень, весна);
- привлечение родителей для участия в досуговых мероприятиях (в течение года).
Материально-техническое обеспечение:
Дидактический материал:
- наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды, презентации);
- наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, учебные фильмы, проекты);
- литература по методике преподавания.
Материально-технический материал:
- помещение для занятий;
- инвентарь;
- спортивное оборудование;
- спортивная площадка;
- средства ТСО;
- фотоаппарат.
Мероприятия, в которых планируется участие детей:
- участие в концертах к праздникам, планируемых в течение учебного года;
- организация экскурсий в музеи, храмы города, питомники для животных, на парад кадетских отрядов;
- организация встреч с ветеранами и действующими сотрудниками ОВД, ВЧ, ОМОН, МЧС и др.;
- совместное мероприятие с библиотекой №18 «День победы»;
- совместные мероприятия с кадетскими классами образовательных учреждений города и области.
Список используемой литературы:
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
- Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
- Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
- Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//Воспитание школьников. – 2006. - № 3
- Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 3
- Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах//-М.,2000
- Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. - 1998 г. - № 2.
- Коркунова Е.Ю. История кадетского движения http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
- Петреченко В.Г. Азбука кадетской жизни http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
Приложение №1
Образовательная программа «Я кадет»
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Всего | Количество часов, в том числе | Формы аттестации/контроля | |
Теоретических | Практических | ||||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2 | Основы кадетства | 44 | 15 | 27 | Защита проектов |
3 | Азбука нравственности | 16 | 8 | 10 | Защита проектов |
4 | Строевая подготовка (в течении года) | 8 | - | 8 | Смотр-конкурс |
5 | Итоговое мероприятие | 2 | - | 2 | Игровая программа |
Итого | 72 | 24 | 48 |
Приложение №2
Образовательная программа «Я кадет»
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) | Форма организации занятия | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
1 | Введение в программу | 2 | Беседа | Презентация | Опрос | |
Как все начиналось | 2 | Виртуальная экскурсия | ||||
Истоки кадетства | 2 | Экскурсия в музей школы №11 | Опрос | |||
Встреча с выпускниками кадетских классов | 2 | Диспут | ||||
2 | Наш вестник | 2 | Устный журнал | |||
История кадетского движения | 2 | Викторина | Викторина | |||
Почему я решил стал кадетом | 2 | Диспут | ||||
В тебе взрослеет гражданин | 2 | Экскурсия в ОВД | Опрос | |||
3 | Умей носить кадетскую форму | 2 | Тренинг | |||
Атрибутика кадетства | 2 | Презентация, конкурс эскизов | Конкурс | |||
Я вам завещаю одно – храните святые заветы | 2 | Беседа о Белгородцах – героях России | ||||
. | Жизнь великих кадетов – образец для подражания | 2 | Презентация, доклад | Доклад | ||
4 | Что такое милосердие? | 2 | Беседа | Опрос | ||
Что такое милосердие? | 2 | Оказание помощи ветеранам | Практические работы | |||
Наш вестник | 2 | Устный журнал | ||||
Бюро добрых поступков | 2 | Проект | Защита проектов | |||
5 | Честность слов и поступков | 2 | Беседа | Просмотр х/ф «Офицеры» | Опрос | |
О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… | 2 | Экскурсия в Преображенский собор | Опрос | |||
Дорога к победе над собой | 2 | Экскурсия в МЧС | Опрос | |||
Наш вестник | 2 | Устный журнал | ||||
6 | Один раз обманешь, другой раз не поверят | 2 | Беседа | Анализ ситуаций | ||
Есть такая профессия защищать Родину | 2 | Экскурсия в ВЧ | Опрос | |||
Клуб «Патриот» | 2 | Экскурсия в военно-патриотический клуб «Патриот» | Опрос | |||
Наш вестник | 2 | Устный журнал | ||||
7 | Держи свое слово | 2 | Диспут | |||
Чужого горя не бывает | 2 | Беседа | ||||
Чужого горя не бывает | 2 | Посещение приюта для бездомных животных | Опрос | |||
Забота о старших – норма жизни кадета. | 2 | Беседа | Конкурс мини-сочинений | Конкурс | ||
8 | Боевая слава
| 2 | Экскурсия в музей «Диорама» и по аллее Славы | Опрос | ||
Помощь ветерану | 2 | Разведка полезных дел | Практические работы | |||
Парад кадетских отрядов | 2 | Экскурсия | Опрос | |||
Наш вестник | 2 | Устный журнал | ||||
9 |
| Подарок ветерану | 2 | Творческая мастерская | Практические работы | |
Ветеран живет рядом | 2 | Праздничный концерт | Отчетный концерт | |||
Наш вестник | 2 | Устный журнал | ||||
Настоящий кадет – это… | 2 | Проектная деятельность | Брейн-ринг | |||
Итого | 72 |
Приложение №3
Образовательная программа «Я кадет»
Мероприятия с детьми в течение учебного года
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
1 квартал (октябрь) | Участие в торжественном мероприятии, посвященное принятию присяги кадетства 11 школы | Мартынова Е.В. |
2 квартал (февраль) | Посещение ДОУ. Спортивно-развлекательное мероприятие «День защитника отечества». Шефы – кадеты Центра. | Путилова Т.Г. |
3 квартал (май) | Центр досуга. Участие в праздничном концерте к 9 мая. | Малащенко В.В. |
Приложение №4
Образовательная программа «Я кадет»
Диагностический материал
Опрос-анкета для будущих кадетов
Необходимо дать ответ на вопрос и обосновать выбор своего ответа.
1.Как вы считаете какой вы будете кадет?
Целеустремленный, дисциплинированный, всесторонне развитый и просто образец для подражания
Просто воспитанник, который носит кадетскую форму
Я еще расту и развиваюсь, чтобы стать настоящим кадетом
___________________________________________________________________________
2.Какими качествами вы должны обладать?
самостоятельность;
интеллектуальное совершенствование;
общительность;
доброта;
трудолюбие;
честность;
целеустремлённость;
ответственность;
уважение;
доверие;
дисциплинированность;
гуманность;
милосердие;
любознательность;
объективность;
что-то ещё (указать)__________________________________________________________
3. Получив плохую оценку вы?
Приложите все усилия, чтобы исправить её в кратчайшие сроки
Будете ждать следующего урока, когда можно будет исправить.
Не будете исправлять, пока учитель не спросит.
_______________________________________________________________________
4. Готовы ли вы закалять свой организм?
Да
Не знаю
Мне это не пригодиться
________________________________________________________________________
5. Как Вы считаете, нормативы по физкультуре у кадета должны быть…
Наравне со всеми воспитанниками.
Выше на один, два раза.
На много выше, потому что кадет России-защитник Отечества с юных лет.
6. Форма одежды кадета должна быть…
Принятого образца, опрятной и красивой, так как форма кадета — это его честь и гордость
Удобной, модной и стильной
Мне без разницы
_____________________________________________________________________
7. Что Вы предпочтёте?
Заниматься военным делом, пока все остальные будут играть и резвиться.
Играть в планшет, компьютер или телефон
Ничего не делать
______________________________________________________________________
8. Вернувшись домой и увидев беспорядок, немытую посуду, что вы сделаете?
Переоденусь и приступлю к наведению порядка
Переоденусь, сделаю свои дела и потом может быть наведу порядок
_______________________________________________________________________
9. Если надо пришить пуговицу на рубашке, погладить форму, приготовить завтрак, то…
Буду так ходить, пока кто-нибудь не пришьет
Самостоятельно сделаю
10. Если у вас что-то не получается, как вы поступите
Отложите дело
Попросите помощи товарища
Будете до последнего добиваться нужного вам результата
_______________________________________________________________________
11. Вам сделали замечание...
Извинюсь и исправлюсь, устраню замечание
Буду слушать и думать про себя, что я все равно прав
Извинюсь и сделаю по-своему
______________________________________________________________________
12. Вы бы хотели узнать?
То, что преподают в дополнительном образовании
Дополнительные сведения по предметам
Все на что хватит сил
______________________________________________________________________
13.Чему бы вы хотели, чтобы Вас подготовили в кадетах?
к продолжению образования
к трудовой жизни
к самостоятельной деловой жизни
к семейной жизни
к профессиональной карьере
к общественно – политической деятельности
к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности
к бережному отношению к своему здоровью
к сотрудничеству с другими людьми
действиям в экстремальной ситуации и помощи другим, оказавшимся в таких ситуациях
Защите своего Отечества
___________________________________________________________________
14. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
_____________________________________________________________________________
15. Кем бы вы хотели стать в будущем?
_________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...
Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
Содержание Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...
Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."
В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня визитная карточка кадетов -это представление на конкурсах и фестивалях....
Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."
В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня визитная карточка кадетов -это представление на конкурсах и фестивалях....
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАДЕТЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ!"
Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование высокого социальног...
Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"
laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...