Работа с одарёнными детьми в классе баяна
статья

Павлов Алексей Сергеевич

В данной статье рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы с одарёнными детьми. Основное внимание уделено детям с сильно развитыми слуховыми способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_klasse_bayana.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО ДМШ №2 и. В. К. Мержанова, г. Тамбов

Преподаватель по классу баяна Павлов А. С.

Трудности в работе с одарёнными детьми в классе баяна ДМШ и способы их преодоления.

В данной статье, хочу поделиться своим опытом на эту тему, поговорить о трудностях, с которыми может столкнуться педагог, в процессе работы с одарёнными детьми. И всё благодаря одному случаю в моей практике преподавания в ДМШ.

В 7 лет, ко мне в класс баяна поступил талантливый мальчик. Все мы знаем, что таланты, данные человеку, бывают разными, у этого ребёнка, помимо отличных технических данных, сильно развит слух. Мальчик начал заниматься на баяне с 5 лет, хотя, первое знакомство с инструментом произошло благодаря его дедушке, который тоже играет на баяне. По рассказам дедушки, мальчик, не зная ещё нотной грамоты, быстро повторял те лёгкие песенки, которые ему проигрывались. Как говорят, «играл с рук». Многие выдающиеся педагоги, говоря о важности донотного периода обучения, сравнивают данный процесс с ребёнком, который только учится говорить. Сначала малыш начинает произносить слоги, затем слова, повторяя их за родителями, и только позже начинается изучение алфавита. В донотный период у учащегося начинают формироваться слухо-двигательные связи. Предслышание музыкального материала, освоение топографии клавиатур на подсознательном уровне формирует у ребёнка представления о расстоянии между звуками мелодии, тяготении между ними, что является не чем иным, как интонированием. То есть, такой важный процесс начинает развиваться уже в донотный период. Продолжительность донотного периода зависит от возраста ученика, физического развития, особенностей психики и музыкальных способностей. В дальнейшем донотной период должен переходить в такую дисциплину, как «Подбор по слуху».

Вернёмся к моему ученику. В дальнейшем, в течение 5 лет, навык игры по слуху продолжал развиваться, вызывая у ребёнка неподдельный интерес к занятиям на баяне. Уже самостоятельно, ученик, прослушивая выступление какого-либо исполнителя, мелодию из фильма или мультфильма, мог без проблем подобрать это на инструменте.

Разговаривая со своими коллегами, многие из них говорят, что работать с «детьми-слухачами» очень трудно. В чём же заключается эта трудность? На мой взгляд, трудность заключается в опережении развитыми от природы слухо-двигательными способностями музыкально-теоретических знаний, привычка «играть с рук», нежелание работать с нотным материалом, изучать нотную грамоту, вследствие чего процесс разбора и разучивания произведений значительно затягивается. Основной задачей педагога становится преодоление этого разрыва. При этом необходимо найти гибкий, подход к воспитанию ученика, который позволил бы, с одной стороны, не только не подавить природную способность игры по слуху, но и продолжить ее развивать, с другой - сформировать у ученика бережное отношение к авторскому тексту. То есть, «играя» на сильных сторонах ученика, постепенно подтягивать более слабые. Главное - не навредить, не сломать, не отбить желание к занятиям, а заинтересовать!

Для преодоления существующих проблем, предлагаю следующие пути их решения:

1.Чтение нот с листа. Основное педагогическое правило гласит: «вижу-слышу-играю». В донотном периоде обучения ребёнок слышит, и воспроизводит услышанное, отсутствует только первое звено – «вижу». Как пишет известный педагог-баянист А. П. Катуркин, донотный период обязательно должен сочетаться с игрой по нотам тех песен, которые ученик подобрал по слуху, то есть параллельно с подбором идёт изучение минимума теоритических знаний. Если в дальнейшем подбор по слуху начинает преобладать, формируя при этом привычку, то начинает отставать первое звено: «вижу», и баланс между тремя этими звеньями нарушается. Чтение нот с листа как раз способствует устранению данной проблемы. В качестве нотного материала должны использоваться легкие пьесы начального периода обучения игре на баяне. Учащийся должен постараться максимально точно выполнить то, что видит в нотах: динамику, штрихи, фразировку. На произведениях зацикливаться не нужно, наша задача – прочитать внимательно нотный текст. Чтение с листа многим детям нравится, так как читаемые пьесы простые, и дети легко с ними справляются, а это всегда приятно. Также чтение нот с листа позволяет закрепить полученные ранее навыки, восполнить существующее пробелы.

2. Введение в программу по специальности несложных пьес, а также произведений для самостоятельного разучивания, с последующим совместным анализом проделанной работы. Подвигнуть учащегося к саморазвитию, самообучению является ещё одним важнейшим принципом педагогики. Эта важная приставка «само» в дальнейшем будет идти с человеком на протяжении всей жизни. Желательно, чтобы в разучиваемых несложных пьесах было как можно больше разнообразия в штрихах, динамических оттенках, фактуре, темпах и так далее.

3. Игра в ансамбле с педагогом или сверстниками также способствует бережному отношению к нотному тексту, пониманию существования границ привнесения собственного «Я» в интерпретацию авторского произведения.

4. Так как ученик привык работать с записями, то это - совместное прослушивание разнообразной музыки в исполнении известных музыкантов и коллективов, где следует обращать внимание на качество исполнения музыкальных произведений. Необходимо научить учащегося отличать хорошее исполнение от плохого.

5. Незаменимую помощь оказывает предмет «общее фортепиано», где у ученика происходит переосмысление вопросов звукоизвлечения, ведь природа инструмента совершенно иная.

6. Немаловажную роль играют и уроки музыкальной литературы, на которых учеников знакомят с лучшими образцами классической музыки, что способствует формированию стилевых представлений, художественного вкуса.

Необходимо сказать о положительных сторонах умения подбирать по слуху. Подбор по слуху способствует развитию внутреннего слуха, что в свою очередь может побудить у учащегося интерес к сочинению музыки, импровизации.

Ещё одним немаловажным «плюсом» подбора по слуху является быстрое запоминание нотного текста, а также уверенность при игре на сцене. Пропадает неуверенность в себе, боязнь сцены, боязнь забыть нотный текст.

Развитие этой способности может стать залогом успеха в профессиональной деятельности. Ведь главный фактор современного музыканта – это мобильность, способность быстрой адаптации к существующим жизненным условиям.

К сожалению, жёсткие временные рамки урока специальности не позволяют охватить в полном объёме такие важные предметы, как чтение с листа, подбор по слуху. Однако не стоит останавливать ученика, если он захотел вам что-то продемонстрировать на уроке. Нужно помочь ему в этом, пофантазировать вместе с ним, что поспособствует эмоциональной разрядке и повышению интереса к занятиям!

В заключение статьи, хочется привести слова выдающегося педагога прошлого века Марии Монтессори: «Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перезагрузить ребёнка, и отбить желание заниматься».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...