«Методические рекомендации по созданию оптимального сочетания классно-урочной и индивидуальной работы на уроке хореографии для развития танцевальной техники у учащихся».
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Мелентьева Елена Геннадьевна

Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это воспитание здоровой, активной, грамотной, духовно обогащённой молодёжи.

Одним из путей решения этой проблемы следует признать совершенствование содержания учебных предметов художественно-эстетического цикла (ХЭЦ).

Одним из предметов ХЭЦ является хореография, которой 1 раз в неделю по учебному расписанию занимаются все учащиеся нашей гимназии с 1 по 11 класс. 

И как же создать то оптимальное сочетание работы всего класса с индивидуальным подходом к каждому, а особенно одарённому?

 Как сделать так, чтобы работа всех учеников на уроке была наиболее эффективной? 

Отстающим, или тем, кто быстро схватывает материал, уделять больше времени в танцевальном зале? На кого из них равняться?

 

В методике своей работы я стараюсь применять виды работ, пробуждающие интерес к изучаемому танцу, помогающие воспринимать и усваивать информацию,

приёмы, упражнения, которые в себе достаточно хорошо, на мой взгляд, сочетают классно-урочную и индивидуальную работу с учениками и обеспечивают высокий уровень знаний по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_uroku_horeografii.docx375.73 КБ

Предварительный просмотр:

        «Методические рекомендации по созданию оптимального сочетания классно-урочной и индивидуальной работы на уроке для развития танцевальной техники у учащихся».

         

Автор:

Мелентьева Елена Геннадьевна,

учитель хореографии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №52»

                                       Казань – 2021

                                              Вступление 

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это воспитание здоровой, активной, грамотной, духовно обогащённой молодёжи.

 Одним из путей решения этой проблемы следует признать совершенствование содержания учебных предметов художественно-эстетического цикла (ХЭЦ).

Одним из предметов ХЭЦ является хореография, которой 1 раз в неделю по учебному расписанию занимаются все учащиеся нашей гимназии с 1 по 11 класс. Эти уроки являются наиболее массовой, общедоступной формой приобщения школьников к искусству танца. Ведь посещать танцевальные студии может позволить себе не каждый: отсутствие материальных средств, нехватка времени, мнение об отсутствии способностей, интереса. Поэтому, и как выпускница, а теперь и преподаватель считаю, что ребятам нашей гимназии очень сильно повезло, что у них есть предмет - хореография, который помимо физического формирования способствует формированию положительных черт характера и эстетического вкуса, раскрепощённости и коммуникабельности, открытию в себе новых способностей, таланта, а может даже и будущей профессии.

Я работаю в направлении спортивных бальных танцев.  В своей работе совмещаю урочную деятельность с эффективной деятельностью руководителя танцевального коллектива «Медея».

Спортивные бальные танцы одни из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.  Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.

Пояснительная записка

Работа с современными детьми диктует жёсткие требования к современным педагогам. Учитель должен быть кладезю, как профессиональной информации, так и знаний тонкого и чуткого подхода к ученикам. Времена меняются, мы стараемся успевать, следить за изменениями, чтобы быть современными и адекватными духу времени.

Я работаю преимущественно в старших классах. Ребята все взрослые, и заинтересовать их своим предметом (особенно мальчиков), а именно танцами того или иного стиля, задача непростая. Очень важно, чтобы те дети, которые всегда считали себя непригодными к хореографии, поверили и поняли, что у них тоже всё может получиться. И очень приятно видеть, как с течением времени у детей повышается самооценка.

  Методика в спортивных танцах на паркете – это индивидуальный подход к работе с учениками.

 И как же создать то оптимальное сочетание работы всего класса с индивидуальным подходом к каждому, а особенно одарённому?

 Как сделать так, чтобы работа всех учеников на уроке была наиболее эффективной?  

Отстающим, или тем, кто быстро схватывает материал, уделять больше времени в танцевальном зале? На кого из них равняться?

 Каждый учитель или педагог дополнительного образования неоднократно сталкивался с этими проблемами при ведении занятий.

 Все дети разные. У одних определённый результат достигается только вложенным трудом, у других интеллект определяет их понимание. Но у каждого из нас существует интуиция, помогающая в решении определённых педагогических задач.

H:\Я-учитель\Конференция\IMG_3001.JPG

                                            На уроке с 10 классом.

  Можно долго перечислять компоненты, помогающие в развитии собственной методики – это знания и опыт; многолетнее психологическое равновесие между такими жизненно – важными и сложными понятиями как успех и поражение, страсть и апатия, простое человеческое желание и везение.

   Для меня одним из главных элементов мотивации учения, активного отношения учащихся к материалу и самому познанию является познавательный интерес учащихся к предмету. Именно он определяет настрой учащихся на уроке. Спортивные бальные танцы сами по себе очень интересны ребятам (особенно латиноамериканская программа), хотя бы потому, что они о вечной теме взаимоотношений между людьми разного пола и основываются на сильно дифференцированном мужском и женском имидже.

  В 9 классе изучаются «Ча-ча-ча» и «Самба».   Зажигательные ритмы, море обаяния, темперамента, взаимодействие в паре, разнообразие фигур от простых до сложных, красота движения и позиций рук в паре, характер исполнения - всё это привлекает учащихся и позитивно влияет на них.

  В 10 классе  мы знакомимся с Медленным вальсом, входящим в состав Европейской программы. Прекрасная базовая техника, красивая стойка в паре, элегантность, строгость, глубокое уважение партнёров друг к другу, торжественность, возвышенная музыка, - всё это делает вальс очень привлекательным и ребята с удовольствием, даже  с каким-то трепетом познают его азы. Во втором полугодии изучается «Джайв», входящий в латиноамериканскую программу. Этот танец искромётный, самый быстрый из 5, весёлый, беззаботный, всегда поднимающий настроение, сочетает в себе много элементов из рок-н-ролла, буги-вуги, твиста.

Джайв требует от исполнителей хорошей физической подготовки.

  В 11 классе проходим Венский и Фигурный вальс. Здесь у ребят появляется большой стимул к изучению танца, т. к. лучшие пары имеют честь танцевать на очень важном и ответственном мероприятии в их жизни, на «Последнем звонке». Конкуренция большая, что очень отрадно. Учащиеся дополнительно самостоятельно  и со мной тренируются, совершенствуя своё мастерство, стараются быть лучше всех и занять место в числе выступающих.

C:\Users\Люция\Desktop\Фото ХЭЦ\фото последний звонок 2009\Последний звонок 2009\Изображение 298.jpg

                                                «Прощальный вальс»

Также мы знакомимся с самым романтичным танцем латиноамериканской программы, Румбой. Без преувеличения можно сказать, что это самый красивый танец, проникнутый чувством, ведь каждая пара как бы рассказывает историю  своей любви. Это танец, построенный на чётко выраженном женском и мужском имидже, требующий от партнёров высокой культуры общения между собой. Из опыта своей работы с уверенностью могу констатировать факт колоссального успеха Румбы среди старшеклассников. Красивые позиции, элегантные поддержки, характер исполнения, лиричные мелодии, пластика движения - всё это является залогом популярности танца.

        

                                                                                                 

     Приложение №1

Методы, приёмы, упражнения.

В методике своей работы я стараюсь применять виды работ, пробуждающие интерес к изучаемому танцу, помогающие воспринимать и усваивать информацию, приёмы, которые в себе достаточно хорошо, на мой взгляд, сочетают классно-урочную и индивидуальную работу с учениками и обеспечивают высокий уровень знаний по предмету.

Вот некоторые из них:

  • Мини-конкурсы.

  Это элементы соревнований, когда несколько пар или человек исполняют танец, а остальные ребята исполняют роль судейской коллегии.  Последние делают анализ об отданном предпочтении той или иной паре или исполнителю, тем самым, всё больше усваивая и закрепляя пройденный материал. Ведь нужно знать, что судить: как правильно технически, ритмически и эмоционально исполняется то или иное движение. Ребята, которые выступают в роли соперников на конкурсе, получают возможность дополнительной танцевальной практики и приобретения информации о своих недочётах. Каждый стремится завоевать титул Чемпиона изучаемого танца на данном уроке. Ребятам очень нравится участвовать в таких мероприятиях. Желание оказаться лучшим стимулирует их к постоянному, от урока к уроку, совершенствованию танцевального мастерства. Здесь обычно участвует весь класс, чередуясь ролями.

H:\Я-учитель\Конференция\IMG_2992.JPG

  • Демонстрация фигур учителем.

   Здесь учащимся предлагается проследить за тем, как учитель выполняет определённые фигуры танца на разном уровне исполнительского мастерства. Ученики анализируют, почему тот или иной вариант исполнения был лучше, или почему он является ошибочным. Это очень развивает аналитические способности ребят, а также умение отстоять свою точку зрения. Преподаватель может демонстрировать фигуру с одним из учащихся, для которого опыт танцевания с профессионалом помогает лучше почувствовать изучаемую хореографию. Иногда движения исполняются специально технически и ритмически неправильно, и ребята не только подмечают это, а ещё и предлагают свои версии по грамотному их исправлению, что говорит о хорошем знании изучаемого танцевального материала.

H:\Я-учитель\Конференция\IMG_2993.JPG

  • Анализ выполняемых движений.

Здесь анализируется исполнение одной из пар класса комбинации изучаемого танца с точки зрения композиционного, технического, музыкального и эмоционального исполнительского мастерства. Остальные ребята делятся на группы, каждой из которой предлагается провести анализ увиденного танца по одному из перечисленных выше критерию. Тем самым они проверяют свои знания фигур изучаемого танца, техники, ритма и характера их исполнения, а танцующая пара получает множество советов и рекомендаций от своих сверстников и учителя.

H:\Я-учитель\Конференция\IMG_2999.JPG

  • Концерт.

 Здесь ученики являются зрителями на концерте, где свои показательные выступления демонстрируют пары, профессионально занимающиеся спортивными танцами и достигшие в этом высоких результатов. Шикарные костюмы, потрясающая музыка, качество движения – всё это не может оставить равнодушным даже самого предвзятого зрителя. Особенно приятно, что приглашённые пары являются моими воспитанниками. Обычно, после просмотра старшеклассники получают большое удовольствие, огромный эмоциональный творческий заряд, стимул к совершенствованию своей танцевальной техники и даже многие проявляют желание всерьёз заняться этим и начинают посещать в свободное время специальные студии, кружки и т. д.

E:\Фото\Семинар 26.01.10\DSC_3269.JPG

Румба в исполнении моих учеников, спортсменов Союза танцевального спорта России, призёров российских соревнований Аввакумова Александра и Галимовой Мадины.

  •  Прогон.

Это урок, когда ученики на протяжении всего занятия, без музыки и

с музыкой, отрабатывают хореографию пройденных движений,

исполняя композицию танца. Я тем временем осуществляю  

индивидуальный подход к каждой паре или ученику, давая ценные  

рекомендации и советы по улучшению танцевального мастерства. Такой

вид урока помогает ребятам реально оценить свой уровень знаний и

физической подготовки, определить степень готовности к зачёту.

 

  • Танцуем, проговаривая.

 Всеми любимый метод четверостишья, где движения выполняются под

 рифмы, сочинённые мной.

 Например,

 При изучении фигур «шассе» и «звено» танца «Джайв» используется  

 рифмовка:

 На месте, на месте, встать и отпрыгнуть, встать и отпрыгнуть

 Вместе с бедром делать шаги стараться привыкнуть

 Носочки тянуть, энергии больше, коленочки выше

 При этом движения делать все нужно как можно тише.

 

 При изучении фигуры «правый поворот» танца «Медленный вальс»  

 используется рифмовка:

 Снижаемся, делаем шаг вперёд

 Правой ногой, а затем поворот

 Вправо, градусов на 90

 На шаге в сторону, очень просто

 Подставка ноги, теперь всё с левой

 Назад мы повторяем с вами смело.

 При изучении фигуры «носочно-каблучные свивлы» танца «Джайв»

 используется рифмовка:

 Носок, носок, каблук, носок, носок, каблук

 Вращаем стопы будто, под нами диско-круг

 Скручивать тело, правильно пытаемся

 Танцуем с настроением, друг другу улыбаемся.

 

 При изучении фигуры «Самбависк» танца «Самба» используется

 рифмовка:

 Раз а два, три а четыре, делаем шаги пошире

 «Баунс» мышцами всегда, чтоб «пружиночка» была

 Все движения с носочка, бёдра двигаются точно

 Ритм держим, а спина вытянута как струна.

Ребятам очень нравится учить и исполнять движения, проговаривая при  

этом определённый стих.  Легко запоминающиеся четверостишья, в

свою очередь, помогают тренировать память детей, дают возможность

ребятам быстро и интересно осваивать фигуры танцев.

  • Объясняю, сравнивая.

Каждый ученик воспринимает информацию по-разному. Поэтому нужно как можно больше в объяснении какого-либо понятия или фигуры, применять различные сравнения. Если учащийся не усваивает какое-либо понятие, принципы взаимодействия и ведения, не может запомнить фигуру, то объясняя материал методом сравнения с окружающими нас процессами, всегда можно добиться положительного результата.                                        

Можно сравнивать с чем угодно:

- движение пары в вальсе с движением автомобиля, где стопы — это колёса, меняющие направление движения, партнёр – водитель, а партнёрша – это пассажирка автомобиля, которая не может перемещаться отдельно от машины, находясь в ней;

- наклоны корпуса при поворотах в европейской программе с колебанием маятника или ощущением поворота при езде на мотоцикле, велосипеде;  

- работу ног и стопы в танце «Ча-ча-ча» с «гарцеванием лошадки», с натягиванием гитарной струны или забиванием пяткой гвоздей (имеется в виду мощность работы стопы, а не громкость) и т. д.

  • «От простого к сложному».

Поэтапно добавляя термины и понятия, относящиеся к данному движению, мы доводим его исполнение до кондиции. Это метод постепенного усложнения техники изучаемой фигуры, помогает усвоить детям даже очень сложный материал.

Например, изучение «Правого поворота» танца Венский вальс проходит по следующему графику:

  1. Учится схема поворота простым шагом.
  2. Добавляется работа стопы: перекат, выталкивание, давление в пол.
  3. Добавляются подъёмы и снижения ног, стопы.
  4. Добавляется использование понятий «активно и пассивно», «развёртка».
  5. Добавляется использование технических нюансов распределения веса тела и работы стопы, например, тот момент, что вес тела никогда не находится на обеих ногах сразу. Или тот момент, что при подъёмах нужно вес тела переносить на внутреннюю часть подушечки большого пальца. Или тот момент, что подставка стопы на 6 шаге делается «подушечка плоско» и т. д.
  6. Добавляется использование понятий «ведение корпусом», «противоход», «наклоны», «угол поворота» и т. д.

На уроке по хореографии нужно предлагать максимальное количество практических советов и упражнений, которые смогут облегчить нам и нашим ученикам добиться желаемого эффекта.

Упражнения, которые я применяю на своих уроках:

- Ритмические, развивающие чувство ритма.

  Например, при изучении ритмов танца «самба», самым интересным

  является упражнение «Джаз-бэнд». Ученикам предлагается разделиться

  на группы и прохлопать один из заданных ритмов. Например,

  очень медленно, медленно, быстро, очень быстро, медленно и быстро-

  быстро, быстро- быстро - медленно. Если у детей получается, причём у

  всех групп сразу, то эффект просто потрясающий. Ощущение

  настоящего оркестра. Ребята стараются не подвести свою группу и

  быть предельно точными, поэтому ещё и дома самостоятельно

  тренируются слушать и слышать ритм танца. Такое же

  упражнение можно применять при изучении других танцев, только

  с заданными ритмами, соответствующими данному материалу.

- Координационные.  

  Это упражнения, развивающие координацию движения. Например,

  детям предлагается выполнить одновременно движения бока и бедра,

  головы и плеч, ног и рук, ног и бедра в заранее заданных направлениях.

- Упражнения для развития пластики тела.

  Волна корпусом в разных направлениях, волна руками, наклоны  

  корпуса в разных направлениях; вертикальная, горизонтальная,

  диагональная растяжка корпуса; разминка кистей и пальцев и т. д.

- Упражнения для правильной работы бедра и тела.  

  Скручивание, сжимание, вращения, «восьмёрка» и т. д.

- Упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук.

  Подъёмы и снижения, прыжки на одной ноге, выброс рук в разные

  стороны, удержание рук в определенной позиции некоторое время и т.  

  д.

- Упражнения, которые помогают добиться «баланса» своего тела и

   «баланса» в паре.

   Например, удержание вертикальной оси корпуса на подушечке стопы

  при внезапной остановке после перемещения по одному и в паре,

движение стопы на подушечку большого пальца и на мизинец,

снижение и подъёмы в паре, находящейся в позиции «контакта» и т. д.

- Специфические упражнения.

Это упражнения, помогающие достичь понимания и правильности  

исполнения базовой техники изучаемого танца.

Например,

- «Косячок» для танца Ча-ча-ча. Здесь ребятам предлагается представить, что их позвоночник находится в контакте с дверным косяком. Свободное пространство с обеих сторон позволяет свободно выводить бёдра, скручивая при этом своё тело, и меняя положение ног (одна прямая, другая согнутая с поднятой пяткой).

- «Баунс» для танца Самба. Здесь ребятам предлагается при ровном положении корпуса сжимать мышцы брюшного пресса за счёт сгибания коленей, для того, чтобы достичь эффекта пружины в ногах, необходимый для правильного исполнения фигур танца.

- «Пружинка» для танца Джайв. Так как танец прыгучий, нужно наработать из положения вытянутых ног на полупальцах соскакивание на согнутые ноги с весом тела на одной из них.

- медленные непрерывные снижения и подъёмы для «медленного вальса».

А также раскачивание корпуса для «джайва», вращения стопы, используемое во многих танцах и т. д.

Чтобы совершенствоваться, самообразовываться, получать информацию дополнительно в ногу со временем, я ученикам предлагаю обратиться к следующим основным источникам информации:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Техника европейских танцев». 

        Алекс Мур. Имперское общество учителей танца. 1990 год.

  1. «Основы Латиноамериканских танцев».

       Томск, изд-во «Артис». 1997 год.

  1. «Венский вальс».

      Томск, изд-во «Артис». 2005 год.

  1. «Позы в европейских танцах», учебное видео, «Видео мастер», 2010г.

  1. Видеокаталог фигур Латиноамериканской программы

     «Взаимодействие в паре». Dmvideo, 2011 год и т. д.

  1. Сайты в Интернете:

http://www.dancesport.ru,

http://www.dancelife.ru,

http://sportdance.ru,

http://www. wftsarr.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях

Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на М...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выбору оптимального хирургического лечения бифуркации сонной артерии человека.

В методическом пособии сформулированы биомеханические критерии рациональности различных видов хирургического лечения патологий бифуркации сонной артерии и выработаны методические рекомендации касатель...

Методические рекомендации по созданию олимпиадной работы: сочинения-рассуждения. Московская метапредметная олимпиада "Не прервется связь поколений"

Методические рекомендации по созданию олимпиадной работы: сочинения-рассуждения. Московская метапредметная олимпиада "Не прервется связь поколений"...

Методические рекомендации по созданию сенсорной диеты для учащихся с особыми сенсорными потребностями

Методическая разработка является обобщением опыта работы по психолого-педагогическому  сопровождению обучения и развития учащихся с особыми сенсорными потребностями....

Методическая разработка занятия "Создание декоративной композиции пейзажа родного края. Завершение работы в материале "для индивидуального дистанционного обучения.

Разработка предполагает педагогическое руководство к действиям ребенка по завершению работы над декоративным пейзажем....