Реабилитационные возможности дополнительного образования
статья

Статья раскрывает  вопросы  социальной реабилитации подростков через реализацию программ дополнительного образования. Помогает определить основные направления работы педагогам, которые занимаются коррекцией поведения, эмоционального состояния, ликвидацией педагогической запущенности. Материал будет полезен социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reabilitatsiya.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Методист Архипова С.В.

 МБОУ ДО ЦДЮТ

 Староюрьевского района Тамбовской области

        Социальная  дезадаптация подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

        В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

        - наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

        - психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания);

        - социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);

        -социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

        К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

        - чрезмерная коммерциализация общества;

        - распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство;

        -социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

        - сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;

        - криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;

        - потеря престижа образования и честного заработка.

        Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала - так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

        Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся беспризорниками.

        Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

        В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей образовательных организаций является использование ресурсов дополнительного образования для оказания помощи несовершеннолетним, нуждающихся в социальной реабилитации.

        Основная направленность социальной реабилитации человека связана с восстановлением его статуса в обществе. В социологии социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. При этом учитывается понятие социальной роли: «Статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей». Таким образом, социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Кроме этого, обращая внимание на аспект социальной реабилитации инвалидов, необходимо в процесс социальной реабилитации внести систему действий по средовой ориентации и бытовой адаптации, что также связано с выполнением социальных ролей.

        Педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания.

        Ресоциализация – деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося поведения с целью восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных навыков социального поведения, переориентация социальных установок и референтных ориентаций девиантов за счет включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически ориентированной среды.

        Перевоспитание – процесс перестройки, коренная «переделка» личности, ее чувств, ее воли, черт характера, привычек, наклонностей, интересов и идеалов. Перевоспитание рассматривается как система воспитательных воздействий педагога, направленная на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек, черт, которые противоречат нормам и требованиям общества.

        Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получении образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации.

                Подростки группы социального риска нуждаются в поддержке, так как их семьи зачастую не могут обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Альтернатива» предоставляет  им возможность попробовать себя в различных видах деятельности, испытать новые ощущения не нарушая закон и не нанося себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально-значимых акциях, мероприятия, проектах).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха для каждого ребенка»

Этапы создания ситуации успеха для воспитанников отделений дополнительного образования детей....

«Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха»

А.В. Зорабова, руководитель ОДОД ГБОУ № 349,Н.А.Стеклянникова, методист ДДЮТ «На Ленской» «Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха»Основные понятия успеха, ситуации усп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни...

Возможности дополнительного образования для формирования и развития исследовательских компетенций школьников

Модель организации дополнительного образования детей для развития исследовательских компетенций, реализованная в проекте «Исследовательская лаборатория для школьников» содержит схему вовле...

Возможности дополнительного образования в онлайн среде при обучении математике: конструируем навигатор школьника

Актуальность темы вызвана проблемой повышения эффективности учебновоспитательного процесса,преодоление школьной неуспеваемости, формами подачи материала при индивидуализации обучения,наступлением...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку ...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...