ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
статья на тему

Прохорова Елена Владимировна

Понятие социализация происходит от латинского слова социалисобщественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни  общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gbou_109.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

1.Задачи по социализации детей

(Слайд 1.)

         Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни  общества.   

(Слайд 2.)

Работа отделения дополнительного образования детей школы № 109 является хорошим примером социализации школьников. За основу своей деятельности отделение берёт  создание каждому учащемуся ситуации успешности. Для этого необходимо включение ребёнка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, и почувствовать себя значимым для себя и для общества.

И сегодня   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ для этого имеет ряд преимуществ, а именно

 

  •  Свобода выбора;

  •  Широкий спектр видов деятельности;

  •  Внимание к развитию творческого потенциала;

2.Характеристика  дополнительного образования школы, особенности района, многонациональность.

        (Слайд 3.)Наше Отделение  образовалось в результате реорганизации  учреждения доп. образования детей «Клуб физической подготовки»  Приморского района  и присоединения  его к школе № 109.

        На момент присоединения Клуба к  школе занятия по физической культуре в рамках школьной программы не давали в полной мере раскрыться талантам учащихся в спорте. А их спортивные достижения ограничивались лишь участием в районных соревнованиях, про победы и речи не шло. (Слайд 4.)В первый же год работы отделения, благодаря квалифицированным педагогам, заинтересованности детей и их участию в различных соревнованиях наши воспитанники стали показывать первые результаты.  

        (Слайд 5.) Сегодня наше структурное подразделение  включает в себя 9 объединений ТОЛЬКО физкультурно-спортивной направленности. Благодаря особенностям каждого объединения мы можем охватить  в своей работе практически весь учащийся контингент.  (Слайд 6.)Так,  из  пятиста учеников нашей школы, 400 человек  занимается  в группах ОДОД, еще 200 человек – из других школ района и города.

       (Слайд 7.) Около 70 детей параллельно занимаются в двух и более объединениях, что является показателем заинтересованности. И это отрадно. (Слайд 8.) Ведь, одной из наших самых важных задач является  заполнение свободного времени детей и подростков и необходимость использования  его в целях творческого развития.  Кризисные явления в стране требуют вовлечения детей в социально значимую деятельность. Этим и занимается наше подразделение.

       Надо сказать, что, на момент открытия отделения, мы находились в выигрышном положении, потому что являлись чуть ли не  единственной  спортивной структурой в районе организованной на базе школы. В следствии чего, к нам пришли все наши обучающиеся, и многие из ближайших школ.

(Слайд 9.)К числу социально-проблемных моментов следует  отнести тот факт, что территориально школа располагается в неблагоприятном микрорайоне. Это и наличие  в районе большого количества малообеспеченных семей, детей из неблагополучных семей, коммунальных квартир и  соседство школы с Торжковским  и  Коломяжским  рынками. Всё это  становится  причиной не только плохой успеваемости многих школьников, но и создает немалые трудности в привлечении и мотивации детей к занятиям  в наших секциях.

(Слайд 10.)Как заинтересовать детей? Как мотивировать? Как увести детей с улицы  и направить их на путь самовыражения и реализации своих физических возможностей? Как вывести спортивную подготовку детей на новый уровень, чтобы и в вашу школу пришли победы? Вопросов много. А ответ один -  чтобы ребёнка заинтересовать, нужно загореться самим. Ведь после поражений у воспитанников зачастую опускаются руки, и только   педагог, который имеет индивидуальный подход к каждому воспитаннику, может снова их поднять.

Также к числу побед нашего отделения дополнительного образования я бы отнёс совсем не спортивные достижения, а успешное решение  национального вопроса. Особенностью нашей школы является то, что она многонациональна. В современной ситуации это могло бы быть настоящей проблемой. Но не у нас. Ещё ни разу в нашей школе не было ни одного конфликта на национальной почве.  Я уверен, что основная причина  отсутствия межнациональной розни  кроется в том, что  всё своё свободное послеурочное время ребята проводят на территории школы  со своими  сверстниками.

        (Слайд 11.) Настоящим достижением  для нашего отделения стало  открытие футбольного клуба «Янтарь». Мы не только привлекли детей к занятиям футболом, но и нацелили их на дальнейший успех. Сегодня, от желающих заниматься в этой секции, нет отбоя. Ведь, у футбольного клуба есть своя атрибутика - форма, флаг, девиз. На выделенные средства мы закупили инвентарь. Ведь, детям интересно выйти на поле не в поношенных школьных манишках, а в настоящей индивидуальной форме, как взрослые игроки известных команд. И результаты не заставили себя ждать. (Слайд 12.)На сегодняшний день  наша футбольная команда «Янтарь» является победителем и призером различных районных и городских соревнований. Около половины кубков, которыми гордится школа  – это заслуга футболистов.

       За пять лет работы отделения, благодаря наглядности нашей работы и достижениям воспитанников, увеличился набор в 1-е классы. Так, на протяжении  трёх лет школа с трудом набирала по одному  первому классу, в прошлом году были открыты два 1-х класса, и в этом году мы планируем набрать  уже три 1-х класса. Заслуга ОДОД в этом показателе очевидна.

        (Слайд 13.)Ответом на многие вопросы становится и сотрудничество с учреждениями спорта   района и города. Наше отделение всегда владеет первой информацией о проходящих и планируемых спортивных мероприятиях по нашим направлениям. Налажена связь с различными спортивными федерациями.  В нашем отделении детей привлекает возможность выйти на новый уровень своих достижений, а это важный фактор в создании ситуации успеха для ребенка.  

                

3.Ключевая роль педагога дополнительного образования

в социализации

        (Слайд 14.)Надо понимать, что дополнительное образование – это детское творчество, а не продолжение классно-урочной системы. Здесь важно не просто занять детей, а вывести их в «зону ближайшего развития». И потому очень многое зависит от творчества самого педагога, от его умения составить и реализовать образовательную программу.

     Наши педагоги - это уже и опытные профессионалы и те, кто только начинают свою педагогическую карьеру. Все они ТОЛЬКО педагоги допобразования.  И, если одни  учат детей, базируясь на своём  практическом опыте, то другие - совсем юные - выпускники вузов вносят в работу Д/О  новую творческую жилку.

         (Слайд 15.)Важной стороной деятельности педагога является работа с родителями. Зачастую мамы и папы сами приводят детей записывать в объединения, интересуются занятиями, и, как следствие, принимают активное участие в учебном процессе. В положении нашего Д/О  прописано о возможности участия родителей или законных представителей детей в учебном процессе. И, чтоб не терять эту связь – педагог-родитель-ребенок, мы организуем различные соревнования, где главным условием является совместное участие ребенка и родителя. И совершенно неважно - в чём семьи будут соревноваться –  в настольном теннисе, футболе или других игровых видах спорта.        Благодаря занятиям, которые наши педагоги ведут на высоком  профессиональном уровне и освоению программ по конкретным видам спорта, многие наши воспитанники продолжают свой спортивный путь в спортивных школах, футбольных клубах города, поступают в ВУЗы спортивной направленности.

(Слайд 16.)Таким образом, в чем же заключается СУЩНОСТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  •  Потребности личности в саморазвитии;
  •  Готовности к принятию самостоятельных решений  в ситуации выбора;
  •  Успешности презентации индивидуальных способностей;
  •  Комфортности в межличностных отношениях;

4.Проблемы

        Среди   проблем, которые встают перед нашим отделением дополнительного образования я бы выделил  главным образом две.

        Во-первых, это низкий уровень материальной базы школы.  Что, конечно сказывается и на недостаточном финансировании Д/О. Для полноценной работы и отдачи необходимо выделить отдельное финансирование на закупку спортинвентаря. Отсутствие средств значительно сказывается на результатах подготовки юных спортсменов.

        Вторую проблему, которая встала, как перед нами, так и перед всеми другими школами, мы смогли решить. Введение внеурочной деятельности по ФГОСам внесло некоторые  отрицательные коррективы в работу отделений дополнительного образования. Не все учреждения справились с этим. Мы же пошли по простому пути, оставив на внеурочку те занятия, которые не пересекаются и не совпадают с Д/О.

5.Выводы

      В заключении, подведя итог, хотелось бы сказать, что,  занимаясь  в секциях ОДОД, дети  не только заполняют своё свободное время, но и  учатся общаться,  побеждать, управлять своими эмоциями.  Это помогает им в установлении  контакта между ними и учителями. Тренировки способствуют сбалансированной работе всех систем организма,  укрепляют здоровье. Всё это как нельзя лучше  влияет на качество образования, эффективность обучения и посещаемость уроков. А высокие спортивные результаты и победы  воспитанников являются  не только достоянием любого учреждения и укрепляют его  авторитет на любом уровне, но и  становятся важнейшим элементом воспитания вступающего в жизнь человека. (Слайд 17.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»

     Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение  знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширени...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку ...