ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
статья

Иванов Сергей Леонидович

Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни  общества. Социализация ребёнка – явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов – наследственности, атмосферы в которой ребёнок воспитывается, самопознания и саморазвития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_g_shkola_109.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

  1. Задачи по социализации детей

         Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни  общества. Социализация ребёнка – явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов – наследственности, атмосферы в которой ребёнок воспитывается, самопознания и саморазвития.

Цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры:

- ТОЛЕРАНТНОГО  - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям,

-БЕРЕЖНОГО и УВАЖИТЕЛЬНОГО – к собственным этническим ценностям и достояния истории,

-ГУМАННОГО – к людям, природе, окружающему миру.

        СУЩНОСТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

  •  Потребности личности в саморазвитии и самоактуализации;
  •  Готовности к принятию самостоятельных решений  в ситуации выбора;
  •  Успешности презентации индивидуальных способностей;
  •  Комфортности в межличностных отношениях;
  •  Общей коммуникативной культуры;
  •  Гражданской  зрелости и нравственной устойчивости.

        Учреждения дополнительного образования рассматривают проблемы развития ребёнка и  успешно решают  вопросы социализации детей и подростков.

К ЧИСЛУ НЕСОМНЕННЫХ  ПРЕИМУЩЕСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТНОСЯТСЯ:

  •  Свобода выбора;
  •  Широкий спектр видов деятельности;
  •  Внимание к развитию творческого потенциала;
  • Личностно-деятельностный подход.

ОСНОВНЫМИ  РЕСУРСАМИ  ОДОД ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Освоений знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными программами;
  • Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе УДОД);
  • Подготовка участия и непосредственное участие в Олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.;
  • Обеспечение дальнейшего  творческого роста.

ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ,

которые определяют содержание и направленность всего процесса социализации является воспитание активной личности, основными характеристиками которой должны быть:

  •  целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
  •  работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.

        Работа отделения дополнительного образования детей школы № 109 является хорошим примером социализации школьников. За основу своей деятельности отделение берёт  создание каждому учащемуся ситуации успешности. Для этого необходимо включение ребёнка в ту деятельность, которая позволить ему самореализоваться и почувствовать себя значимым для себя и для общества.

  1. Характеристика  дополнительного образования школы, особенности района, многонациональность.

        Наше Отделение  образовалось в результате реорганизации  учреждения доп. образования детей «Клуб физической подготовки»  Приморского района  и присоединения  его к школе № 109.

        На момент присоединения Клуба к  школе занятия по физической культуре в рамках школьной программы не давали в полной мере раскрыться талантам учащихся в спорте. А их спортивные достижения ограничивались лишь участием в районных соревнованиях, про победы и речи не шло. В первый же год работы отделения, благодаря квалифицированным педагогам, заинтересованности детей и их участию в различных соревнованиях районного, городского и всероссийского уровня наши воспитанники стали показывать хорошие результаты.  В школе стали появляться первые награды – кубки, медали.

        За пять лет работы отделения, благодаря наглядности нашей работы и достижениям воспитанников, увеличился набор в 1-е классы. Так, на протяжении  трёх лет школа с трудом набирала по одному  первому классу, в прошлом году были открыты два 1-х класса, и в этом году мы планируем набрать  уже три 1-х класса. Заслуга ОДОД в этом показателе очевидна.

        Сегодня наше структурное подразделение  включает в себя 9 объединений физкультурно-спортивной направленности. Благодаря особенностям каждого объединения мы можем охватить  в своей работе практически весь учащийся контингент.  Так  из  пятисот учеников нашей школы 350 человек  занимается  в группах ОДОД. По объективным причинам исключение составляют в основном  лишь старшеклассники – так как одни подростки уже  на достаточно высоком  уровне занимаются  в других объединениях,  другие же уделяют особое внимание учёбе, так как готовятся к поступлению в институты.

      Из 49 групп, числящихся в ОДОДе, в 30-ти  занимаются учащиеся  нашей школы. Около 50 детей параллельно занимаются в двух и более объединениях, что является показателем заинтересованности. И это отрадно.  Ведь, одной из наших самых важных задач является  заполнение свободного времени детей и подростков и необходимость использования  его в целях творческого развития.  Кризисные явления в стране требуют вовлечения детей в социально значимую деятельность. Этим и занимается наше подразделение.

       Надо сказать, что мы находимся в выигрышном положении по сравнению с другими школами, потому что являемся, чуть ли не  единственной  спортивной структурой в микрорайоне. И в связи с тем, что практически все наши дети живут  рядом, у них нет другой альтернативы, куда пойти после учёбы. Поэтому получается, что дети всё своё послеурочное время проводят именно у нас. Однако это происходит не столько  потому, что им некуда пойти, а  именно потому что ИМ С НАМИ ИНТЕРЕСНО. Это их добровольный выбор. И этот выбор дорого стоит!

        Отличной рекламой для пополнения численности детей, занимающихся в группах ОДОД,  служат спортивные успехи наших воспитанников  на районном и городском уровне. Примером тому отличные ребят, занимающихся в секциях настольного тенниса, силовой гимнастики, акробатического рок-н-ролла. Настоящим достижением  для нашего отделения стало  открытие футбольного клуба «Янтарь». Мы не только привлекли детей к занятиям футболом, но и нацелили их на дальнейший успех. Сегодня от желающих заниматься в этой секции нет отбоя. Ведь, у футбольного клуба есть своя атрибутика - форма, флаг, девиз. На выделенные средства мы закупили инвентарь. Ведь, детям интересно выйти на поле не в поношенных школьных манишках, а в настоящей индивидуальной форме, как взрослые игроки известных команд. И результаты не заставили себя ждать. Сегодня наша команда «Янтарь» является ………………

        Также к числу побед нашего отделение дополнительного образования я бы отнёс совсем не спортивные достижения, а успешное решение  национального вопроса. Особенностью нашей школы является то, что она многонациональна. В современной ситуации это могло бы быть настоящей проблемой. Но не у нас. Ещё ни разу в нашей школе не было ни одного конфликта на национальной почве.  Я уверен, что основная причина  отсутствия межнациональной розни  кроется в том, что  всё своё свободное послеурочное время ребята проводят на территории школы  со своими  сверстниками.

        К числу социальных проблемных моментов следует  отнести тот факт, что территориально школа располагается в неблагоприятном микрорайоне. Это и наличие  в районе большого количества малообеспеченных семей, детей из неблагополучных семей, коммунальных квартир и  соседство школы с Торжковским и Коломяжским рынками. Всё это  становится  причиной не только плохой успеваемости многих школьников, но и создает немалые трудности в привлечении и мотивации детей к занятиям  в наших секциях.

         Как заинтересовать детей? Как мотивировать? Как увести детей с улицы  и направить их на путь самовыражения и реализации своих физических возможностей? Как вывести спортивную подготовку детей на новый уровень, чтобы и в вашу школу пришли победы? Вопросов много. А ответ один -  чтобы ребёнка заинтересовать, нужно загореться самим. Ведь после поражений у воспитанников зачастую опускаются руки, и только   педагог, который имеет индивидуальный подход к каждому воспитаннику, может снова их поднять – это и есть создание ситуации успеха каждого ребёнка.

        Ответом на многие вопросы становится и сотрудничество с учреждениями спорта   района и города. Наше отделение всегда владеет первой информацией о проходящих и планируемых спортивных мероприятиях по нашим направлениям и общим видам спорта. Налажена связь с различными учреждениями и организациями, которые имеют то или иное отношение к спорту.  Эти контакты существуют, как на уровне района (СПб ГБУ «Центр физической культуры, спорта и здоровья», Отдел молодёжной политики Приморского района), так и  на уровне города (Федерация настольного тенниса СПб, СДЮШОР-2 Калининского района,  Федерация акробатического рок-н-ролла СПб, Федерация танцевального спорта СПб, «СПб отделение Всероссийская федерация школьного спорта», ГБОУ ДОД ДООТЦ «Балтийский берег», федерация пауэрлифтинга СПб). В нашем отделении детей привлекает возможность выйти на новый уровень своих достижений, а это важный фактор в создании ситуации успеха для ребенка.  

                

  1. Ключевая роль педагога дополнительного образования

в социализации

        Надо понимать, что дополнительное образование – это детское творчество, а не продолжение классно-урочной системы. Здесь важно не просто занять детей, а вывести их в «зону ближайшего развития». И потому очень многое зависит от творчества самого педагога, от его умения составить и реализовать образовательную программу, которая  является частицей общего содержания программы ОДОД.

        В нашем подразделении работают  15 замечательных педагогов.  Это уже и опытные профессионалы и те, кто только начинают свою педагогическую карьеру.  И если одни  учат детей, базируясь на своём  практическом опыте, то другие – совсем юные - выпускники вузов вносят в работу ОДОДа новую творческую жилку, различные инновационные идеи.

         Все наши педагоги работают в тесном контакте с  классными руководителями. И если у  ребёнка что-то не ладится с учёбой или он находится в конфликте с учителями и родителями, то педагог дополнительного образования  может существенно повлиять на   ситуацию. Потому что  в школу ребёнок ходить обязан, а в секцию он приходит только по собственному желанию и останется там заниматься, только если  педагог будет для него авторитетом. Поэтому  дело педагога дополнительного образования не только тренировать,  но и быть хорошим психологом, другом и человеком, чьё мнение ребёнок очень ценит.

        Важной стороной деятельности педагога является работа с родителями. Зачастую мамы и папы сами приводят детей записывать в объединения, интересуются занятиями, и, как следствие, принимают активное участие в учебном процессе. В положении нашего ОДОД прописано о возможности участия родителей или законных представителей детей в учебном процессе. И, чтоб не терять эту связь – педагог-родитель-ребенок, мы организуем различные соревнования, где главным условием является совместное участие ребенка и родителя. И совершенно неважно - в чём семьи будут соревноваться –  в настольном теннисе, футболе или других игровых видах спорта. Главное, что ребёнок и родитель будут вместе бороться за победу,  вместе решать возникающие трудности и таким образом достигать понимания.

        Благодаря занятиям, которые наши педагоги ведут на высоком  профессиональном уровне и освоению программ по конкретным видам спорта, многие наши воспитанники продолжают свой спортивный путь в спортивных школах, футбольных клубах города, поступают в ВУЗы спортивной направленности.

 

  1. Проблемы

        Среди   проблем, которые встают перед отделением дополнительного образования я бы выделил  главным образом две.

        Во-первых, это низкий уровень материальной базы школы.  Что, конечно сказывается и на недостаточном финансировании ДО. Для полноценной работы и отдачи необходимо выделить отдельное финансирование на закупку спортинвентаря. Отсутствие средств значительно сказывается на результатах подготовки юных спортсменов.

        Вторую проблему, которая встала, как перед нами, так и перед всеми другими школами, мы смогли решить. Введение внеурочки внесло некоторые  отрицательные коррективы в работу отделений дополнительного образовании. Не все учреждения справились с этим. Мы же пошли по простому пути, оставив на внеурочку те занятия, которые не пересекаются и не совпадают с доп/образованием.

5.Выводы

      В заключении, подведя итог, хотелось бы сказать, что,  занимаясь  в секциях ОДОД, дети  не только заполняют своё свободное время, но и  учатся общаться,  побеждать, управлять своими эмоциями.  Это помогает им в установлении  контакта между ними и учителями. Тренировки способствуют сбалансированной работе всех систем организма,  укрепляют здоровье. Всё это как нельзя лучше  влияет на качество образования, эффективность обучения и посещаемость уроков. А высокие спортивные результаты и победы  воспитанников являются  не только достоянием любого учреждения и укрепляют его  авторитет на любом уровне, но и  становятся важнейшим элементом воспитания вступающего в жизнь человека. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни...

Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»

     Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение  знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширени...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...