Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят
статья

Асикритов Александр Николаевич

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, окультуриванию тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл asikritov_a.n._afk_2.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального статуса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеятельности средствами адаптивной физической культуры и спорта.

Асикритов А.Н, учитель адаптивной физической культуры

Социализация личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья решаеатся комплексно. Для каждого воспитанника дома-интерната разработана индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию, социально-правовое обеспечение, трудовую реабилитацию, социокультурную реабилитацию, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию. На всех отделениях осуществляется комплексная реабилитация в соответствии с разработанным маршрутом для каждого ребёнка.

В Детском Доме-интернате физическое воспитание является составной частью воспитательного и образовательного процесса. На занятиях адаптивной физической культуре (далее АФК) наравне с решением задачи укрепления здоровья воспитанников и их физического развития, решаются также задачи умственного развития, этического, эстетического, социальной адаптации. Принцип построения всей физкультурной работы – не ограничивается программой. Детский Дом№1 является школой передового опыта по физическому воспитанию детей и молодыхлюдей с ограниченными возможностями здоровья. Создана спортивная база, отвечающая современным требованиям: два спортивных зала, бассейн, зал ЛФК и массажа,  бильярдный и теннисный холл, два тренажёрных зала, лыжная база оснащены современным оборудованием – инвентарём, тренажёрами, техническими средствами обучения. На территории детского дома оборудованы также две площадки для волейбола  с искусственным покрытием, площадка для футбола с искусственным покрытием, мини-футбольное поле с газоном из искусственной травы, площадка для баскетбола с искусственным покрытием, гимнастическая площадка с искусственным покрытием, площадка для физической культуры с искусственным покрытием. В Детском Доме идёт постоянный поиск средств и методов для более успешного решения задач физического воспитания. 

Физкультурно-оздоровительная и спортивная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в детском доме включает в себя:

  • адаптивное физическое воспитание, предназначенное для формирования базовых основ физкультурного образования;
  • адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;
  • адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально - волевых способностей.

Физкультурно-оздоровительная работа и спортивная реабилитация  в ДДИ №1 проводится по следующим направлениям:

  • посещение спортивных секций: (плавание, бочче, боулинг, пауэрлифтинг, баскетбол, хоккей на полу, горные лыжи, сноуборд, занятия на тренажерах в тренажерном зале, общая физическая подготовка)
  • важную роль в социальной адаптации и интеграции обучающихся  играет адаптивная физическая рекреация.

Стали традиционными:

  • спортивные праздники,
  • ежегодный выезд в спортивно-оздоровительные лагеря;  
  • проведение туристических слетов,
  • участие в спортивных фестивалях.

Основным направлением адаптации, социализации и интеграции в социум людей с ограниченными возможностями через спорт, является участие в Специальном Олимпийском движении.

Специальное Олимпийское Движение существовало как международная организация с 1963 года, инициатором её создания была известная семья Кеннеди, один из членов которой был  с отклонениями в состоянии здоровья.  И медики, и специалисты Америки определили, что лучшая форма и средство адаптации для такой категории населения – это физическая культура и спорт.

В нашей стране Специальное Олимпийское Движение развивается с 1990 года. Самостоятельной организацией, зарегистрированной министерством юстиции РФ, Специальная  Олимпиада стала 16 сентября 1999 года. В том же году она получила аккредитацию всемирного движения «Спешл Олимпикс» и была им признана как единственная организация на территории России, имеющая право использовать символику, участвовать в международных соревнованиях и пользоваться материальной поддержкой. Единая и главная цель Специальной Олимпиады России и «Спешиал Олимпикс Интернешнл»: через занятия спортом предоставить лицам с нарушением интеллекта возможность адаптироваться к жизни в обществе, стать полноценными гражданами. А также помочь обществу принемать их с пониманием и уважением. 

Детский дом-интернат № 1 активно участвует в Специальном Олимпийском движении с 1990 года. Воспитанники участвуют в городских, всероссийских и международных соревнованиях по плаванию, хоккею на полу, лёгкой атлетике, конному спорту, пауэрлифтингу, горным лыжам, сноуборду, боулингу, баскетболу, бочче. (показ слайдов)

Более 1000 медалей завоеваны нашими воспитанниками, на ВСОИ 58-з,33-с, 17-б; на Евр.125-з. 45-с. 13-б.  Награды  спортсменов представлены в музее спортивной славы.

Для выявления уровня развития абилитации и социальной адаптации воспитанников активно, систематически занимающихся спортом в детском доме было проведено исследование. В эксперементе участвовало две группы воспитанников: одна группа спортсменов и группа не занимающихся спортом. 

По результатам исследования была проведена сравнительная характеристика уровней развития социальной адаптации лиц с умеренной умственной отсталостью, занимающихся и не занимающихся спортом.

По всем уровням социальной адаптации (социальная абилитированность, сформированность межличностных отношений, самооценка), воспитанники, занимающиеся спортивной деятельностью, дали более высокие показатели, чем воспитанники, не занимающиеся спортом.

Это говорит о том, что эти ребята, путем усилий воли, тренировок способны самоутверждаться в обществе, жить интересной полноценной жизнью, познавать окружающий мир, успешно адаптироваться к социальным условиям, вести активный образ жизни. (Гистограма).

Анализ многолетней работы показал, что из воспитанников систематически и активно занимающихся спортом 75% интегрованы в социум: многие из них преобрели специальность, получили жилплощадь, некоторые из них имеют семьи, став при этом полноценными гражданами общества.

Детский дом-интернат №1 Петергоф  в Интернете

Официальный сайт    http://ddi-1.ru/ 

  1. Видеоблог Видео- Новости ДДИ№1, комплексная реабилитация, архивные видеоматериалы. http://www.youtube.com/DDI1Petergof 
  2. Спортивный  образовательный  видеоканал  Адаптивный спорт  http://www.youtube.com/AdapSport 
  3. Адаптивный спорт  Вконтакте http://vk.com/club32046010 
  4. Твиттер  http://twitter.com/#!/Orphanage1P 
  5. Странички в социальных сетях
  6. Мой мир   http://my.mail.ru/mail/ddi-1/ 
  7. Вконтакте http://vk.com/detskijdom1 
  8. Фэйсбук  Русская версия  http://www.facebook.com/pages/ДДИ1-Петергоф/128022590630898 
  9. Фэйсбук Английская версия http://www.facebook.com/pages/Orphanage1Petergof/164611380242113 
  10. Фэйсбук Немецкая версия http://www.facebook.com/pages/Kinderheim1-Peterhof/173102612770374 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...

Пояснительная записка к картам сформированности навыков сборочных работ молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка по контролю за сформированностью навыков сборочных работ  в учебно-производственной сборочной мастерской в центрах реабилитации...

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

Мастер-класс для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья "СамиТ"

Мастер - класс для городского клуба молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «САМиТ» в рамках сотрудничества с региональным благотворительным фондом помощи детям «Лучик с...

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

«Роль патриотического воспитания в становлении личности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад на методическом объединении

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...