Главные вкладки

    Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
    статья на тему

    Зяблова Ирина Михайловна

    Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптивная физическая культура как средство реабилитации

     и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

           Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

          Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При определении ограничения жизнедеятельности учитывается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .

          Инвалидность – это не просто наличие хронического заболевания или патологического состояния, которое ограничивает способности человека. Это еще и особые взаимоотношения человека с обществом. Юридически инвалиды имеют право на пенсионные выплаты и определенные льготы. Но они нуждаются и в социальной реабилитации, для того чтобы могли чувствовать себя полноценными членами общества.

           Одним из путей привлечения детей-инвалидов в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создание благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

           Для многих детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения является адаптивная физическая культура.  Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.

           Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов (адаптивное физическое образование, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры) и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.

          Также адаптивная физическая культура решает ещё несколько проблем комплексной реабилитации детей-инвалидов:

    • проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчуждённости, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.);
    • коррекция основного дефекта;
    • необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;
    • всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.

           Одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии. И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура.

           Люди с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Задача специалиста по АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений.

         Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в образовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.

          В настоящее время лишь 2% школ России приспособлены для обучения детей-инвалидов. К числу таких школ относится ТОГБОУ «Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». На ее базе создана опорная профессиональная площадка по адаптивной физкультуре «Да здравствуя Я», которая позволяет включить максимальное количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ в процесс реабилитации.

           В школе-интернате оборудованы кабинет ЛФК, тренажерные залы, закуплено спортивное оборудование для двигательной адаптации. В рамках Проекта открыты новые секции: настольный теннис, снегоступинг, бочче, что, безусловно, повышает интерес к занятиям физической культурой у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

           Создана целевая группа Проекта из 80 детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Все режимные моменты в школе-интернате подчинены освоению адаптивной программы. Систематически проводятся физкультминутки, динамические паузы, занятия по адаптивной физкультуре и секции.

           Рабочая группа Проекта занимается разработкой и проведением массовых спортивных мероприятий на базе школы-интерната. Особое внимание участники Проекта уделяют информированию родителей о результатах Проекта на конкретном этапе и об индивидуальных достижениях детей, входящих в целевую группу. Ход реализации Проекта освещен на официальном сайте школы-интерната (http://zshkolai.68edu.ru).

          В Проекте участвуют педагоги-специалисты разных категорий и направлений: учителя физической культуры, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учителя-предметники, что позволяет вести постоянное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

          Большое значение имеет распространение положительного опыта, полученного в рамках реализации Проекта. На базе  школы-интерната в ноябре 2016 года была проведена первая стажировка для специалистов по адаптивной физкультуре в объеме 8 часов.  В рамках реализации Проекта для них же  был проведен районный обучающий семинар на тему: «Адаптивная физическая культура, как жизненно важная социальная услуга для детей-инвалидов и детей с ОВЗ».

           Проект «Да здравствую Я» рассчитан на 14 месяцев. И уже он дает первые положительные результаты. Об этом свидетельствуют многочисленные достижения участников Проекта. Обучающиеся школы-интерната становятся победителями и призерами спортивных соревнований разного уровня (от школьного до областного). Но главным достижением Проекта станет успешная социализация его выпускников.

    Список литературы:

    1. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт,2007.-192 с.
    2. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 384с.
    3. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192с.
    4. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2003. – 448с.: ил.
    5. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] : учебник. В 2т. Т.2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями .

    Данная статья отражает  проблему адаптации детей -инвалидов в обществе, и раскрывает понятие адаптивная физическая культура....

    Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

    Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

    Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

    Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

    Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

    Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

    ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

    В Московской области пройдет Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

    С 25 по 29 сентября 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит в Истринском районе Московской области  Всероссийскую спартакиаду для детей-инвалидов и детей с ограни...

    Итоги Всероссийской спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (25 – 29 сентября 2017 года, Московская область)

    25 – 29 сентября 2017 года в Истринском районе Московской области состоялась Всероссийская спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Спартакиа...