программа Своими руками начальный уровень
рабочая программа

Волошина Людмила Андреевна

программа для работы с дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svoimi_rukami_n_ur_2.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Принята на заседании

методического совета

от «___» ___________2021 г.

Протокол № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей

____________ М.Г. Крылосова

«___» ___________ 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«СВОИМИ РУКАМИ»

начальный уровень

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 6-7 лет

Автор-составитель:

Волошина Людмила Андреевна,

педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2021 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Программа разработана согласно требованиям, к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и следующим нормативно-правовым документам:

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020   № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- постановления Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Своими руками» (начальный уровень) (далее – программа) имеет художественную направленность.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами  деятельности очень полезны для всех.

Отличительные особенности программы

Особенности данной программы отображаются в изучении различных видов декоративно-прикладного искусства. Широкое и многообразное введение различных видов творчества в программу научит эстетически воспринимать окружающий быт. Программа дает учащимся представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни человека, об основах композиции, материаловедения для художественной обработки и декорирования  изделий.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия различной деятельностью формируют интерес у детей к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворяют потребность детей в самовыражении. На занятиях  лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией лепки, аппликации.

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 6 до 7 лет.

Объем и срок освоения программы 

Программа рассчитана на 1 года обучения. Программа рассчитана на 36 часов, включает в себя теоретическую часть и практические задания. Продолжительность занятий 30 минут.

Формы организации образовательного процесса: занятия могут проводиться как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса: в студии могут заниматься дети, младшего дошкольного возраста.

Комплектование в группу детей одного возраста позволяет педагогу построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход для распределения заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы. Наполняемость группы составляет 10-15 человек.

При формировании учебных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста и объединить детей в соответствии с их интересами и учетом образовательной базы учреждения.

Режим занятий

Этап обучения

Кол-во часов/занятий в неделю

Общее кол-во часов

1 год обучения

1/1

36

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством лепки.

Задачи:

Образовательные:

- овладеть элементарными навыками и умениями лепки;

- усвоить знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях лепкой, аппликацией;

- формировать творческую активность, художественный вкус.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- формировать чувство цвета.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, аккуратность;

- воспитывать у детей интерес к скульптурной деятельности;

- воспитывать умение доводить до конца начатое дело.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

и темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации и контроля

I

Вводное занятие.

Лепка из разного материала. Инструменты, материалы, ТБ.

1

1

Наблюдение,

опрос, самостоятельная работа

II

Лепка из пластилина

12

0,5

11,5

III

Лепка из теста

10

10

VI

Лепка из массы

13

13

Итого

36

0,5

35,5

I. Вводное занятие (1час)

Теория. Задачи работы объединения. План работы. Организационные вопросы. Правила пользования с инструментами и принадлежностями для лепки.

II. Лепка из пластилина (12 часов)

Теория. характеристика пластилина и способы лепки.

Практика: расширение знаний из области декоративно-прикладного искусства, знакомства с творчеством народных мастеров, знакомство с новыми приемами лепки,

III. Лепка из теста (10 часов)

Теория: Знакомство с консистенцией и принципами лепки из теста

Практика: анализ форм, умение выбрать нужные цвета и исходные формы, развивать стремление детей быть оригинальным в создании образа деда Мороза (Снегурочка, елочки, снеговика).

VI. Лепка из массы (13 часов)

Теория: знакомство со свойствами массы и способах лепки;

Практическая часть: формирование представления о строении различных фигур.

По завершении обучения по программе учащиеся

должны знать:

– технологию лепки изделий, свойства массы, способы лепки;

– правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;

– организацию рабочего места;

– инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).

должны уметь:

– различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;

– владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным

– убирать своё рабочее место;

- проявлять творческую индивидуальность.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарно-учебный график

Начало учебного года – 1 сентября

Окончание учебного года – 31 мая

Количество учебных недель – 36 недель

Количество учебных дней – 273 дня

Продолжительность каникул:        зимние - с 1 по 9 января

летние - с 1 июня по 31 августа

Календарно-тематический план составлен для каждой учебной группы согласно приложению к программе.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

- учебный кабинет;

- стол, стулья.

Материалы и инструменты:  

- пластилин;

- тесто для лепки;

- масса для лепки;

- доска, коврик для лепки;

- стеки, нож;

Информационное обеспечение

- видеоматериалы;

- фотоматериалы;

- интернет-источники.

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

2.3. Формы аттестации

Программой предусмотрены:

- входной контроль проводится в начале учебного года;

- промежуточная аттестация проводится по итогам первого полугодия.

- итоговая аттестация проводится в конце учебного года.

- текущий контроль: творческие работы, участие в выставках и конкурсах разного уровня.

2.4. Оценочные материалы

Для мониторинга результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе используем методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. и психолого-педагогическую методику «Изучение качеств личности воспитанников», разработанную на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий уровень).

Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями. 

 «Художественное творчество. Лепка»

№ группы:__________

 Дата проведения мониторинга:______________

Ф.И.ребенка

Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали.

Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д.

Знает свойства пластических материалов (глины, пластилина, теста, пластической массы), понимает какие предметы можно из них лепить

Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

3

        Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у детей развиваются творческие начала.

Словесные методы обучения: беседа, рассказ, комментарии педагога – необходимы как информационная и методическая основа для самостоятельной деятельности обучающихся.

Наглядные методы обучения: иллюстрирование, демонстрация – это эмоциональная и познавательная составляющие беседы, рассказа, диалога.

Индивидуальный подход: работа с каждым ребенком обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом: только обращаясь к одному, другому, третьему и т. д. конкретному ребенку, можно работать с группой детей.

Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.

Практические занятия рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, так как предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.

Продуктивный метод обучения - создание детьми собственных изделий.

2.5. Методические материалы

Существуют разнообразные классификации методов обучения. Выбор метода всецело зависит от направленности, целевой установки занятия, поставленных и реализуемых задач. Традиционно методы трудового обучения подразделяются на словесные, наглядные, практические, однако преимущественно применяются комбинированные методы обучения. Но решения поставленных задач достигаются в результате исполнения всей совокупности методов ми методических приемов в различных сочетаниях.

Словесный метод обучения представлен в деятельности педагога очень широким набором приемов. Как правило, на занятии по швейному делу педагог сообщает новые сведения в рассказе, в ходе которого используются объяснения, краткое пояснение. Если же учащиеся имеют некоторый запас знаний и представление по изучаемому вопросу, целесообразно провести беседу. Эти методы применяются в различных сочетаниях: рассказ прерывается беседой, беседа – объяснением.

Традиционно к наглядному методу обучения относятся методы (приемы) демонстрации и организованного наблюдения. Применение наглядного метода опирается на общеизвестные принципы и требования.

Индивидуальный подход. Работа с каждым ребенком обязательна, она является определяющим принципом работы с группой в целом: только обращаясь к одному, другому, третьему и т. д. конкретному ребенку, можно работать с группой детей.

Теоретический материал на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.

Практические занятия рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, т. к. предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.

Продуктивный метод обучения - создание детьми собственных изделий, разработка проектов.

Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрены индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые формы организации работы, в зависимости от категории обучающихся

В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:

        индивидуализации обучения

        группового обучения

        дистанционного обучения

        игровой деятельности

        коммуникативная

2.6. Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1996.

2. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. для воспитателей д/с / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1991.

3. Комарова, Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Уч. пособие / Т.С. Комарова, А.И. Савенков – М., 1998

4. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей д/с и родителей / Е.Е. Кравцова. – М., 1996


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Демонстрационный материал. Изобразительная

деятельность в детском саду. Тематические папки: картинки «Насекомые», «Домашний натюрморт», «Зоопарк»,

«Игрушки», «Кто гуляет во дворе», «Кто пасется на лугу» «Герои мультфильмов» и др. – М.: Цветной мир,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...

Программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народ...

Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"

Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками"    охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...

Программа работы кружка "Подарки своими руками"

Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Своими руками. Декупаж"

Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами.Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую де...

программа "Своими руками"

рабочая программа...

Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»

Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...